|   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение 
 Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом 
 Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими 
 Целительная привычка 
 Как самому избавиться от обидчивости 
 Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам 
 Тренинг уверенности в себе 
 Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" 
 Натюрморт и его изобразительные возможности 
 Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. 
 Как научиться брать на себя ответственность 
 Зачем нужны границы в отношениях с детьми? 
 Световозвращающие элементы на детской одежде 
 Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия 
 Как слышать голос Бога 
 Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) 
 Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
 
 
 Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. 
  Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
 
  Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
 | Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
 
 
 
   Из воспоминаний государственного деятеля.   «К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России... Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый. ...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».                                             |  | О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события? |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |  |                       |  | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) событие — Февральская революция (свержение монархии); 2) год — 1917 г.; 3) органы власти: — Временное правительство; — Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов) |  |  |                       |  | Правильно указаны событие, год и органы власти |  |  |                       |  | Правильно указаны любые два элемента |  |  |                       |  | Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный |  |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |  |                       |  |  |  |  |  |                                            |  |  | На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события. |  |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |  |                       |  | Могут быть названы следующие причины Февральской революции: — нерешённость аграрного вопроса; — нерешённость рабочего вопроса; — нерешённость национального вопроса; — противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России; — поражения и потери в ходе Первой мировой войны; — усталость армии, нежелание солдат продолжать войну; — непопулярность правительства; — падение авторитета царской власти в результате «распутинщины» Могут быть указаны другие направления |  |  |                       |  | Правильно указаны три направления |  |  |                       |  | Правильно указаны два направления |  |  |                       |  | Правильно указано одно направление ИЛИ Ответ неправильный |  |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |  |                       |   
 
 | Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении. |  |                       |  | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       |  | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: отношение автора - автор приветствует революцию; доказательства, например: — автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»; — он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»; — автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории Итог может быть сформулирован иначе. Могут быть указаны другие причины |  |                       |  | Правильно сформулирован итог, указаны две причины |  |                       |  | Правильно сформулирован итог, указана одна причина |  |                       |  | Правильно сформулирован только итог. ИЛИ Правильно указаны одна-две причины. ИЛИ Ответ неправильный |  |                       |  | Максимальный балл | 2 |                       |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |  |                                          |   | Первая четверть XVIII в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения петровских преобразований (приведите три объяснения). |                                          | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       | Могут быть приведены следующие объяснения: 1) экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету; 2) служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны; 3) бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии; 4) духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры. Могут быть приведены другие объяснения. |  |                       | Правильно приведены три объяснения |  |                       | Правильно приведены два объяснения |  |                       | Правильно приведено одно объяснение |  |                       | Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |  |                       | Максимальный балл | 3 |                                          |   | В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:   Историк С. М. Соловьев полагал, что главным фактором было выгодное географическое положение Москвы.   Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … |                                          | Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |                       | Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Аргументы в подтверждение. при выборе первой точки зрения может быть указано, что: — Москва была расположена по дороге переселенцев с юга, посредине между Киевской землей, с одной стороны. и Владимиро-Суздальской — с другой — через Москву проходили важные торговые пути — она обладала плодородными землями, притягивавшими к себе трудовое население и бояр — Москва была защищена от набегов ордынских отрядов лесами Аргументы в опровержение — московские князья сделали ставку на союз с Золотой Ордой — использовали все средства в борьбе за лидерство Москвы — Иван Калита получил ярлык на великое княжение, который с тех пор оставался у московских князей — Иван Калита получил право собирать дань со всей Русской земли — право сбора дани позволило московским князьям сосредоточить в своих руках большие материальные средства, которые они использовали для расширения и укрепления своих владений. Могут быть приведены другие аргументы |  |                       | Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки |  |                       | Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |  |                                          | Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки |  |                       | Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки |  |                       | Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный |  |                       | Максимальный балл | 4 |                                          |   | Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 912—972 гг.; 2) 1645—1676 гг.; 3) 1953—1964 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. |                       |  |  | Критерии оценивания | Баллы |  |                       |  | К1 | Указание событий (явлений, процессов) |  |  |                       |  | Правильно указаны два события (явления, процесса) |  |  |                       |  | Правильно указано одно событие (явление, процесс) |  |  |                       |  | События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно |  |  |                       |  | К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России |  |  |                       |  | Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |  |  |                       |  | Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России |  |  |                       |  | Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны |  |  |                       |  | К3 | Причинно-следственные связи |  |  |                       |  | Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) |  |  |                       |  | Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) |  |  |                       |  | Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны |  |  |                       |  | К4 | Историческая оценка событий |  |  |                       |  | Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков |  |  |                       |  | Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана |  |  |                       |  | К5 | Использование исторических терминов, понятий |  |  |                       |  | При изложении корректно использованы исторические термины, понятия |  |  |                       |  | При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы |  |  |                       |  | К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 |  |  |                       |  | В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки |  |  |                       |  | Допущена одна фактическая ошибка |  |  |                       |  | Допущены две или более фактические ошибки |  |  |                       |  | К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов |  |  |                       |  | Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) |  |  |                       |  | Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений |  |  |                       |  | Максимальный балл |  |  |                       |  |  |  |  |  |  |  
 
 
 
 |