ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Система оценивания экзаменационной работы по истории Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий. На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Ответы к заданиям 1–19 записываются по приведённым ниже образцам в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.  Задания части 2 (20–25) требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите ответ к нему. Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! Часть 1 | Ответом к заданиям 1-21 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. | | Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) Невская битва 2) Походы Олега на Царьград 3) Нормандское завоевание Англии | | Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. СОБЫТИЯ | ГОДЫ | А) ввод советских войск в Афганистан Б) циркуляр о кухаркиных детях В) Переяславская Рада Г) Невская битва | 1) 1240 г. 2) 1654 г. 3) 1380 г. 4) 1979 г. 5) 1989 г. 6) 1887 г. | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в. 1) декабристы; 2) народники; 3) петрашевцы; 4) октябристы; 5) марксисты; 6) верховники. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду. Ответ: ___________________________. | | Запишите термин, о котором идёт речь. Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV— XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками. Ответ: ___________________________. | | Установите соответствие между понятиями, терминами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | А) вира Б) полюдье В) удел Г) вече | 1) доля члена княжеского рода 2) штраф за совершенное преступление 3) часть дани и оброка, отдаваемая церкви 4) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани 5) народное собрание 6) точный размер дани | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | А) | «Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым... Затем я получил телеграмму от Алексеева... В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени». | Б) | «До вечера [предыдущего дня] <...> я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. <...> Вечером <...> меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Святополк-Мирский к себе. <... > Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как <...> правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. <...> На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно <...>, Святополк-Мирский ответил мне, что <...> ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт. Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие». | ХАРАКТЕРИСТИКИ 1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье». 2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г. 3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны. 4) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г. 5) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное. 6) Речь идет в отрывке о свержении монархии в России. Ответ: | Фрагмент А | Фрагмент Б | | | | | | | | | | | | Выберите из списка три события, относящихся к правлению Ивана III. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) присоединение Смоленска 2) введение государственного герба — двуглавого орла 3) присоединение Новгорода 4) расцвет приказной системы 5) создание стрелецкого войска 6) постройка краснокирпичного Московского Кремля | | Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента. А) Героиня обороны Москвы, Герой Российской Федерации ____________была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково Наро-Фоминского района. Б) Первый артиллерийский салют в Москве, в честь освобождения Орла и Белгорода, был дан в ____________ году. В) Встреча наших войск с союзниками произошла на реке ____________. Пропущенные элементы: 1) Эльба 2) Висла 3) Зоя Космодемьянская 4) Вера Волошина 5) 1945 г. 6) 1943 г. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | Установите соответствие между реформами и фамилиями руководителей СССР, в период правления которых эти реформы были проведены. РЕФОРМЫ | ФАМИЛИИ | A) принятие закона об индивидуальном предпринимательстве Б) передача МТС колхозам B) ликвидация совнархозов и восстановление отраслевых министерств Г) преобразование народных комиссариатов в министерства | 1) И. В. Сталин 2) Н. С. Хрущёв 3) Л. И. Брежнев 4) Ю. В. Андропов 5) М. С. Горбачёв | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите имя автора. «Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь! …Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это бы стоило потоков крови и в конце концов привело бы к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперёд не могли осуществляться бы. Другой путь – предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это в сущности и есть конституция… Немного нас было, которые боролись против неё. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось всё большее количество людей, и в конце концов случилось неизбежное. Тем не менее по совести я предпочитаю давать всё сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и всё-таки прийти к тому же». Ответ: ___________________________. | | Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента. Правитель | Социально-экономическое преобразование | Результат | ____________ (А) | Ликвидация внутренних таможен | Создание благоприятных условий для развития торговли | Елизавета II | Начало политики огораживания | ____________ (Б) | ____________ (В) | ____________ (Г) | Дробление дворянских имений | Пётр I | ____________ (Д) | ____________ (Е) | Пропущенные элементы: 1) Екатерина II 2) увеличение численности налогоплательщиков 3) отмена указа о единонаследии 4) издание указа о секуляризации церковных земель 5) насильственный сгон крестьян с земель, освобождаемых под овцеводство 6) Елизавета Петровна 7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции 8) введение подушной подати 9) Анна Иоанновна Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. | | Прочтите отрывок из летописи. «…Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так: «Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий — они были старейшими князьями Русской земли. Великого же князя Юрия Суздальского на том совете не было. А младшие князья были Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и иных князей много. <…> Оттуда они шли восемь дней до реки Калки. Встретили их татарские сторожевые отряды. Когда сразились сторожевые страды, был убит Иван Дмитриевич и еще двое с ним. Татары отъехали; около самой реки Калки встретились татары с русскими и половецкими полками. Мстислав Мстиславич повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: "Вооружайтесь!" Мстислав Романович и Другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда… Сошлись полки вместе. Даниил выехал вперед, и Семен Олюевич и Василько Гаврилович ударили в полки татарские, и Василько был ранен. А сам Даниил, будучи ранен в грудь, по молодости и храбрости не почувствовал ран на теле своем. Ему было восемнадцать лет, и он был силен <…> За грехи наши побеждены были русские полки…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар 2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска 3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г. 4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом 5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска 6) описанные в летописи события относятся к последнему десятилетию существования Древнерусского государства как единого целого Рассмотрите схему и выполните задания 13–16. |  | | Напишите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы обозначены на схеме стрелками. Ответ: ___________________________. | | Напишите общее название племён, пришедших в южные степи в сер. XI в. на смену печенегам. Ответ: ___________________________. | | Напишите название государства, потерявшего независимость в результате походов данного князя и обозначенного на схеме цифрой «2». Ответ: ___________________________. | | Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат 2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы 3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь 4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси 5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай 6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси | | Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | А) «Переход Суворова через Альпы» Б) «Война и мир» В) церковь Вознесения в Коломенском Г) «Слово о законе и благодати» | 1) Данный памятник культуры создан в честь рождения Ивана Грозного. 2) Одним из авторов творения стал патриарх Иов. 3) Творение посвящено событиям XIX в. 4) Произведение написано в XI в. 5) Автор творения был родом из сибирских казаков. 6) Памятник создан в традиционном крестово-купольном стиле. | Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ: | А | Б | В | Г | | | | | | | Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19. |  | | Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров. 2) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота. 3) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг. 4) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны. 5) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе. | | Укажите изображение, на котором представлен объект, построенный в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите цифры, под которыми они указаны. Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. | | Часть 2 Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. | Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. | Из воспоминаний государственного деятеля. «К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России... Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый. ...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом». |