ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Хозяйственно – правовые нормы. Понятие и виды Акты хозяйственного законодательства в основном имеют комплексный характер, то есть состоят из правовых норм различных отраслей права, приуроченные к одному предмету (хозяйственных договоров определенного вида, субъекта хозяйствования определенной хозяйственно-правовой формы или органа хозяйственного управления). Однако ведущее место в любом акте хозяйственного законодательства занимают хозяйственно-правовые нормы, которым свойственны общие (характерны для всех правовых норм) и специфические (видовые) признаки, отражающие их отличие от норм других отраслей права. К общим признакам относятся: • установление хозяйственно-правовых норм компетентными органами (в зависимости от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, такими органами являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы государственной исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские (Киевская и Севастопольская) совета народных депутатов и госадминистрации), хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования; • официальный, то есть установленный законом порядок принятия таких норм (зависит от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы); • фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и, соответственно, от органа, который его принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительной"! договор, правила, решения, распоряжения и др.); • адресование таких норм заранее неопределенному кругу лиц - всем потенциальным или зарегистрированным субъектам хозяйствования или определенной организационно-правовой формы, например хозяйственным обществом, их учредителям, участникам, должностным лицам органов управления обществ (то есть этим нормам не свойственна индивидуальная персонификация - адресование конкретному лицу). Кроме того, хозяйственно-правовые нормы характеризуются таким специфическим признаком, что выделяет их от норм других отраслей права, как содержание: они содержат правила в сфере хозяйствования (относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности и/или организации, управления такой деятельностью). Хозяйственно-правовые нормы - это установленные компетентными органами в официальном порядке и зафиксированы в специальных правовых документах индивидуально не персонифицированных правила в сфере хозяйствования. Разнообразие хозяйственно-правовых норм предопределяет целесообразность их классификации, в частности, по критерию структуры нормы на: (1) нормы с традиционной структурой (гипотеза, диспозиция и санкция) и (2) нормы с неполной структурой. Последние (среди хозяйственно-правовых норм они составляют большинство) в свою очередь делятся на: • нормы-запреты (например, запрет осуществления предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 43 ГК), а также должностными лицами этих органов (ч. 2 ст. 64 Конституции Украины; ч. 4 ст. 43 ГК); 1. Признаки: - Установление хозяйственно-правовых норм компетентными органами (в зависимости вич юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, такими органами являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы государственной исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские (Киевская и Севастопольская) совета народных депутатов и госадминистрации), хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования - Официальный, то есть установленный законом, порядок принятия таких норм (зависит от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы) - Фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и соответственно - от органа, который его принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительный договор, правила, решения, распоряжения и др.) - Адресование таких норм заранее невизначному кругу лиц - всем потенциальным или зарегистрированным субъектам хозяйствования вообще или определенной организационно-правовой формы (то есть этим нормам не свойственна индивидуальная персонификации - адресование конкретному лицу) 2. Виды: - Нормы-принципы (общие принципы хозяйствования - ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, принцип свободы предпринимательской деятельности - ст. 44 ГК, принципы внешнеэкономической деятельности - ст. 2 Закона "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.1991 г.; принципы приватизации государственного имущества - ст. 2 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" вич 04.03.1992 г.) - Компетенции и нормы (о компетенции: Антимонопольного комитета - статьи 7-8 Закона "О Антимонопольный комитет Украины", страховых организаций - Закон Украины "О страховании" и др.) - Норме и-запреты (например, запрет осуществления предпринимательской деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления (ч. 4 ст. 43 ГК), должностным лицам этих органов (ч. 2 ст. 64 Конституции Украины; ч. 4 ст. 43 ГК), запрет осуществлять предпринимательскую деятельность, что подлежит лицензированию и патентованию без получения соответственно - лицензии или патента (ст. 22 Закона "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", ст. 8 Закона "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности") · нормы-принципы (общие принципы хозяйствования - ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, принцип свободы предпринимательской деятельности - ст. 44 ГК, принципы внешнеэкономической деятельности - ст. 2 Закона "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.1991 p.; принципы приватизации государственного имущества - ст. 2 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" от 04.03.1 992 p.), · нормы-определения (большинство принятых в течение последних 4-х лет законов имеют специальную статью "Определение терминов", в которой раскрывается содержание основных терминов, применяемых в соответствующем законе. - ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"; ст. 2 Закона "О кооперации"; ст. 2 Закона "О банках и банковской деятельности ,ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14.05.1992 г. (в ред. Закона от 30.0 fi.1999 p.); · технико-экономические нормы (государственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, технические условия и т. п) (определяют порядок осуществления определенных технологических процессов, параметры и выходные величины хозяйственной деятельности: нормы амортизационных отчислений, государственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, технические условия и тому подобное); · нормы-рекомендации (не будучи юридически обязательными для субъектов хозяйствования, ориентируют их и желаемую для общества (государства) поведение в сфере хозяйствования): примерные уставы, примерные договоры, Принципы корпоративного управления, утв. решением ГКЦБФР от 11.12.2004 p. N" 571. 4.Історія та тенденції розвитку науки госп.права. Споры вокруг кодификации хоз. законодательства. В 30-е годы Л.Я. Гинзбург и Есть.Бы. Пашуканіс - основатели научной школы единого хозяйственного права - обосновывали необходимость специального (в форме Торгового/Хозяйственного кодекса) регулирования отношений в сфере социалистической экономики, включая в круг ее субъектов и граждан, которые вступают в имущественные отношения. К сожалению, политизация научной сферы в 30-е годы и наличие среди оппонентов идеи единого хозяйственного права главного тогдашнего теоретика в правоведении А.Я. Вышинского, влиятельного и последовательного сталиниста, привели к трагическим последствиям для учредителей этой школы. Следовательно, в указанные сутки на страницах юридической литературе широкое распространение получила хозяйственно-правовая концепция. Ее сторонники утверждали, что в результате вмешательства государства в частно-имущественные отношения стираются границы между частным и публичным правом и происходит процесс образования нового права, которое получило название — хозяйственное. Однако, уже в 1938 г. под влиянием политической идеологии было отброшено концепцию хозяйственного права, что заставило правовую науку временно отказаться от теоретических исследований в этой сфере. Только в конце 40-х годов XX века. начинает происходить «реанимация» хозяйственно-правовой концепции. Безусловно, ученые советской эпохи внесли значительный вклад в развитие теории хозяйственного права. Впрочем, под влиянием изменений социально-экономических условий и ориентиров экономического развития произошло обновление (модернизация) этой теории. Сегодня мнения ученых относительно вопроса о том, что представляет собой хозяйственное право, не являются однозначными. Одни ученые не признают хозяйственное право как самостоятельную отрасль права, и считают его интегрированным законодательством, что находится на грани многих юридических и экономических отраслей. Вторые — считают, что значительный массив норм, регулирующих хозяйственные отношения, является частью гражданского права. Третьи — убеждены, что хозяйственное право является самостоятельной отраслью права, существование и специфика которой определяется прежде всего предметом ее регулирующего воздействия и целью, ради которой он осуществляется. Основная причина расхождений во взглядах представителей двух научных концепций — цивилистической (концепции «единого гражданского права») и хозяйственно-правовой коренится в разном понимании способов поиска правильных правовых решений: если первые пытаются их найти в самом праве и его догмах, то вторые — прежде всего в «природе вещей», в реальных потребностях экономического развития. Кроме того, о самостоятельности хозяйственного права как отдельной отрасли права свидетельствуют и исходные положения общей теории права. Так, для образования же-стійної отрасли права имеют значение несколько факторов: наличие собственного специфического предмета регулирования, невозможность урегулирования отношений, привлекаемых к предмету правового регулирования других отраслей права, необходимость применения особого метода регулирования и единственная цель, которой служит эта отрасль права. Возникновение новой отрасли права обусловливается прежде всего социальными потребностями в ней, появлением качественно новых общественных отношений, требующих правовой регламентации. Переход к рыночной экономики и соответственно расширение частного сектора экономики, бурное развитие хозяйственной деятельности, появление новых форм хозяйствования, выход отечественных субъектов хозяйствования на внешний рынок и многих других факторов обусловили необходимость регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением хозяйственной деятельности в направлении специализации. Доп.Система хозяйственного права. Как и любая другая система, система хозяйственного (предпринимательского) права имеет соответствующую структуру, которая выражает внутреннюю согласованность норм хозяйственного (предпринимательского) права и определяет их разделение на отрасли и институты хозяйственного (предпринимательского) права. Соответственно, структурными элементами хоз. (предпринимательского) права как системы права являются: - нормы хозяйственного (предпринимательского) права; - подотрасли хозяйственного (предпринимательского) права; - институты хозяйственного (предпринимательского) права; - другие структурные подразделения хозяйственного (предпринимательского) права. Нормы хозяйственного (предпринимательского) права - это правила поведения субъектов хозяйственных (предпринимательских) отношений в ходе осуществления ими хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Они устанавливаются государством в строгом порядке и форме, рассчитаны на многократное применение и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок. Нормы хозяйственного (предпринимательского) права определяют права и обязанности участников хозяйственных отношений, обстоятельства при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний государства в сфере хозяйственной деятельности. Различают императивные, диспозитивные и каучуковые нормы. Эти нормы обычно содержатся в источниках права: законах и иных нормативных актах. Нормы хозяйственного (предпринимательского) права, которые включают положения (правила), распространяющиеся на все его институты и подотрасли, являясь общими для них, образуют общую часть хозяйственного (предпринимательского) права. Она имеет основополагающее значение для всего хозяйственного (предпринимательского) законодательства, выражая общность юридического содержания всех внутриотраслевых норм хозяйственного (предпринимательского) права. Ее наличие позволяет обеспечить единство правового регулирования в хозяйственной (экономической) сфере, обеспечить единообразное регулирование, а соответственно устранить разнобой или, наоборот, ненужное дублирование схожих по своей природе хозяйственных (предпринимательских) отношений. Нормы хозяйственного (предпринимательского) права, регулирующие отдельные, специфичные стороны хозяйственной (предпринимательской) деятельности образуют особенную (специальную) частьхозяйственного (предпринимательского) права. Она состоит из институтов, субинститутов и подотраслей хозяйственного (предпринимательского) права. Данное выделение элементов структуры хозяйственного (предпринимательского) права основывается на определенной связанности норм хозяйственного (предпринимательского) права. Институтхозяйственного (предпринимательского) права - это первичная правовая структура системы хозяйственного (предпринимательского) права, имеющая самостоятельный характер и обеспечивающая регулирование определенной группы хозяйственных правоотношений. Например, правовой институт договорных обязательств, правовой институт внедоговорных обязательств, правовой институт банкротства, правовой институт ценообразования, институт правового регулирования качества продукции и т.д.Например, подотрасль обязательственного права состоит из двух институтов: договорные и внедоговорные обязательства. Каждый их правовых институтов хозяйственного (предпринимательского) права может подразделяться на субинституты Подотрасльхозяйственного (предпринимательского) права - целостное правовое образование, представляющее собой совокупность взаимосвязанных норм, институтов и субъинститутов хозяйственного (предпринимательского) права, которая регулируют вид общественных отношений, входящих в предмет хозяйственного (предпринимательского) права, но имеющих свои специфические особенности, которые оказывают существенное влияние на характер правового регулирования.(, например, являются вещное право, обязательственное право, договорное право, антимонопольное право, акционерное право, инвестиционное право, вексельное право и др. Кроме того, вследствие комплексности хозяйственного (предпринимательского) права, его подотраслями могут являться и подотрасли других отраслей права: налогового, бюджетного и т.д.) В качестве критерия разграничения отраслей права обычно используются предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулированияотвечает на вопрос: какие конкретные общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права? Метод правового регулирования- это совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью права. Он отвечает на вопрос о том, как эти общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права. В предпринимательском праве используются не один, а несколько методов правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций. С помощью метода обязательных предписаний императивными нормами права устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Через метод обязательных предписаний выражаются публичные интересы общества. Метод автономных решений характерен для регулирования отношений, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гражданского законодательства. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отношений между участниками предпринимательской деятельности. Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей. Хозяйственное право отличается от гражданского права, административного права, трудового права и финансового права предметом и методом правового регулирования. _______________ "Каучуковые" нормы - нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл: "добрая совесть", "добрые нравы", "разумный срок", "заботливость обычного предпринимателя" и др. Например, § 242 Германского гражданского уложения (ГГУ) постановляет: "Должник обязан выполнить обязательство добросовестно в соответствии с обычаями гражданского оборота". Недавно нормы, содержащие подобные выражения ("разумность", "добросовестность", "справедливость" и др.), появились в российском праве (ст. 6, 10, 184, 314 ГК РФ и многие другие). Содержание "каучуковых" норм определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность, неуверенность в отношениях между субъектами и предоставляет широкие правомочия суду. Однако, как показала практика и вся история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно. |