МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Хозяйственно – правовые нормы. Понятие и виды





Акты хозяйственного законодательства в основном имеют комплексный характер, то есть состоят из правовых норм различных отраслей права, приуроченные к одному предмету (хозяйственных договоров определенного вида, субъекта хозяйствования определенной хозяйственно-правовой формы или органа хозяйственного управления). Однако ведущее место в любом акте хозяйственного законодательства занимают хозяйственно-правовые нормы, которым свойственны общие (характерны для всех правовых норм) и специфические (видовые) признаки, отражающие их отличие от норм других отраслей права. К общим признакам относятся:
• установление хозяйственно-правовых норм компетентными органами (в зависимости от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, такими органами являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, центральные органы государственной исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские (Киевская и Севастопольская) совета народных депутатов и госадминистрации), хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования;
• официальный, то есть установленный законом порядок принятия таких норм (зависит от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы);
• фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и, соответственно, от органа, который его принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительной"! договор, правила, решения, распоряжения и др.);
• адресование таких норм заранее неопределенному кругу лиц - всем потенциальным или зарегистрированным субъектам хозяйствования или определенной организационно-правовой формы, например хозяйственным обществом, их учредителям, участникам, должностным лицам органов управления обществ (то есть этим нормам не свойственна индивидуальная персонификация - адресование конкретному лицу).
Кроме того, хозяйственно-правовые нормы характеризуются таким специфическим признаком, что выделяет их от норм других отраслей права, как содержание: они содержат правила в сфере хозяйствования (относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности и/или организации, управления такой деятельностью).
Хозяйственно-правовые нормы - это установленные компетентными органами в официальном порядке и зафиксированы в специальных правовых документах индивидуально не персонифицированных правила в сфере хозяйствования.
Разнообразие хозяйственно-правовых норм предопределяет целесообразность их классификации, в частности, по критерию структуры нормы на: (1) нормы с традиционной структурой (гипотеза, диспозиция и санкция) и (2) нормы с неполной структурой. Последние (среди хозяйственно-правовых норм они составляют большинство) в свою очередь делятся на:
• нормы-запреты (например, запрет осуществления предпринимательской деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 43 ГК), а также должностными лицами этих органов (ч. 2 ст. 64 Конституции Украины; ч. 4 ст. 43 ГК);
1. Признаки:
- Установление хозяйственно-правовых норм компетентными органами (в зависимости вич юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы, такими органами являются: Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины,
центральные органы государственной исполнительной власти, областные советы народных депутатов и областные госадминистрации, городские (Киевская и Севастопольская) совета народных депутатов и госадминистрации), хозяйственные объединения и субъекты хозяйствования
- Официальный, то есть установленный законом, порядок принятия таких норм (зависит от юридической силы и вида нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы)
- Фиксация таких норм в специальных правовых документах (их название зависит от юридической силы документа и соответственно - от органа, который его принимает: закон, декрет, постановление, указ, приказ, положение, устав, учредительный договор, правила, решения, распоряжения и др.)
- Адресование таких норм заранее невизначному кругу лиц - всем потенциальным или зарегистрированным субъектам хозяйствования вообще или определенной организационно-правовой формы (то есть этим нормам не свойственна индивидуальная персонификации - адресование конкретному лицу)
2. Виды:
- Нормы-принципы (общие принципы хозяйствования - ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, принцип свободы предпринимательской деятельности - ст. 44 ГК, принципы внешнеэкономической деятельности - ст. 2 Закона "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.1991 г.; принципы приватизации государственного имущества - ст. 2 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" вич 04.03.1992 г.)
- Компетенции и нормы (о компетенции: Антимонопольного комитета - статьи 7-8 Закона "О Антимонопольный комитет Украины", страховых организаций - Закон Украины "О страховании" и др.)
- Норме и-запреты (например, запрет осуществления предпринимательской деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления (ч. 4 ст. 43 ГК), должностным лицам этих органов (ч. 2 ст. 64 Конституции Украины; ч. 4 ст. 43 ГК), запрет осуществлять предпринимательскую деятельность, что подлежит лицензированию и патентованию без получения соответственно - лицензии или патента (ст. 22 Закона "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", ст. 8 Закона "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности")
· нормы-принципы (общие принципы хозяйствования - ст. 6 Хозяйственного кодекса Украины, принцип свободы предпринимательской деятельности - ст. 44 ГК, принципы внешнеэкономической деятельности - ст. 2 Закона "О внешнеэкономической деятельности" от 16.04.1991 p.; принципы приватизации государственного имущества - ст. 2 Закона Украины "О приватизации государственного имущества" от 04.03.1 992 p.),
· нормы-определения (большинство принятых в течение последних 4-х лет законов имеют специальную статью "Определение терминов", в которой раскрывается содержание основных терминов, применяемых в соответствующем законе. - ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом"; ст. 2 Закона "О кооперации"; ст. 2 Закона "О банках и банковской деятельности ,ст. 1 Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом" от 14.05.1992 г. (в ред. Закона от 30.0 fi.1999 p.);
· технико-экономические нормы (государственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, технические условия и т. п)
(определяют порядок осуществления определенных технологических процессов, параметры и выходные величины хозяйственной деятельности: нормы амортизационных отчислений, государственные стандарты, государственные строительные нормы и правила, технические условия и тому подобное);
· нормы-рекомендации (не будучи юридически обязательными для субъектов хозяйствования, ориентируют их и желаемую для общества (государства) поведение в сфере хозяйствования): примерные уставы, примерные договоры, Принципы корпоративного управления, утв. решением ГКЦБФР от 11.12.2004 p. N" 571.



4.Історія та тенденції розвитку науки госп.права. Споры вокруг кодификации хоз. законодательства.

В 30-е годы Л.Я. Гинзбург и Есть.Бы. Пашуканіс - основатели научной школы единого хозяйственного права - обосновывали необходимость специального (в форме Торгового/Хозяйственного кодекса) регулирования отношений в сфере социалистической экономики, включая в круг ее субъектов и граждан, которые вступают в имущественные отношения. К сожалению, политизация научной сферы в 30-е годы и наличие среди оппонентов идеи единого хозяйственного права главного тогдашнего теоретика в правоведении А.Я. Вышинского, влиятельного и последовательного сталиниста, привели к трагическим последствиям для учредителей этой школы.

Следовательно, в указанные сутки на страницах юридической литературе широкое распространение получила хозяйственно-правовая концепция. Ее сторонники утверждали, что в результате вмешательства государства в частно-имущественные отношения стираются границы между частным и публичным правом и происходит процесс образования нового права, которое получило название — хозяйственное. Однако, уже в 1938 г. под влиянием политической идеологии было отброшено концепцию хозяйственного права, что заставило правовую науку временно отказаться от теоретических исследований в этой сфере. Только в конце 40-х годов XX века. начинает происходить «реанимация» хозяйственно-правовой концепции. Безусловно, ученые советской эпохи внесли значительный вклад в развитие теории хозяйственного права. Впрочем, под влиянием изменений социально-экономических условий и ориентиров экономического развития произошло обновление (модернизация) этой теории.

Сегодня мнения ученых относительно вопроса о том, что представляет собой хозяйственное право, не являются однозначными. Одни ученые не признают хозяйственное право как самостоятельную отрасль права, и считают его интегрированным законодательством, что находится на грани многих юридических и экономических отраслей. Вторые — считают, что значительный массив норм, регулирующих хозяйственные отношения, является частью гражданского права. Третьи — убеждены, что хозяйственное право является самостоятельной отраслью права, существование и специфика которой определяется прежде всего предметом ее регулирующего воздействия и целью, ради которой он осуществляется.

Основная причина расхождений во взглядах представителей двух научных концепций — цивилистической (концепции «единого гражданского права») и хозяйственно-правовой коренится в разном понимании способов поиска правильных правовых решений: если первые пытаются их найти в самом праве и его догмах, то вторые — прежде всего в «природе вещей», в реальных потребностях экономического развития. Кроме того, о самостоятельности хозяйственного права как отдельной отрасли права свидетельствуют и исходные положения общей теории права. Так, для образования же-стійної отрасли права имеют значение несколько факторов: наличие собственного специфического предмета регулирования, невозможность урегулирования отношений, привлекаемых к предмету правового регулирования других отраслей права, необходимость применения особого метода регулирования и единственная цель, которой служит эта отрасль права. Возникновение новой отрасли права обусловливается прежде всего социальными потребностями в ней, появлением качественно новых общественных отношений, требующих правовой регламентации. Переход к рыночной экономики и соответственно расширение частного сектора экономики, бурное развитие хозяйственной деятельности, появление новых форм хозяйствования, выход отечественных субъектов хозяйствования на внешний рынок и многих других факторов обусловили необходимость регулирования отношений, связанных с организацией и осуществлением хозяйственной деятельности в направлении специализации.

Доп.Система хозяйственного права.
Как и любая другая система, система хозяйственного (предпринимательского) права имеет соответствующую структуру, которая выражает внутреннюю согласованность норм хозяй­ственного (предпринимательского) права и определяет их разделение на отрасли и институты хозяйственного (предпринимательского) права. Соответственно, структурными элементами хоз. (предпри­нимательского) права как системы права являются:
- нормы хозяйственного (предпринимательского) права;
- подотрасли хозяйственного (предпринимательского) права;
- институты хозяйственного (предпринимательского) права;
- другие структурные подразделения хозяйственного (предприни­мательского) права.

Нормы хозяйственного (предпринимательского) права - это правила поведения субъектов хозяйственных (предпринимательских) отношений в ходе осуществления ими хозяйственной (предпринимательской) дея­тельности. Они устанавливаются государством в строгом порядке и форме, рассчитаны на многократное применение и вводятся в действие в точно установленный законодателем срок.

Нормы хозяйственного (предпринимательского) права определяют права и обязанности участников хозяйственных отношений, обстоятель­ства при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают ответственность за невыполнение предписаний госу­дарства в сфере хозяйственной деятельности. Различают императивные, диспозитивные и каучуковые нормы. Эти нормы обычно содержатся в источниках права: законах и иных нормативных актах.

Нормы хозяйственного (предпринимательского) права, которые включают положения (правила), распространяющиеся на все его инсти­туты и подотрасли, являясь общими для них, образуют общую часть хозяйственного (предпринимательского) права. Она имеет основопола­гающее значение для всего хозяйственного (предпринимательского) законодательства, выражая общность юридического содержания всех внутриотраслевых норм хозяйственного (предпринимательского) права. Ее наличие позволяет обеспечить единство правового регулирования в хозяйственной (экономической) сфере, обеспечить единообразное регу­лирование, а соответственно устранить разнобой или, наоборот, ненуж­ное дублирование схожих по своей природе хозяйственных (предпринимательских) отношений.

Нормы хозяйственного (предпринимательского) права, регулирую­щие отдельные, специфичные стороны хозяйственной (предприни­мательской) деятельности образуют особенную (специальную) частьхозяйственного (предпринимательского) права. Она состоит из институ­тов, субинститутов и подотраслей хозяйственного (предпринима­тельского) права. Данное выделение элементов структуры хозяйствен­ного (предпринимательского) права основывается на определенной свя­занности норм хозяйственного (предпринимательского) права.

Институтхозяйственного (предпринимательского) права - это пер­вичная правовая структура системы хозяйственного (предприни­мательского) права, имеющая самостоятельный характер и обеспечи­вающая регулирование определенной группы хозяйственных правоотно­шений. Например, правовой институт договорных обязательств, право­вой институт внедоговорных обязательств, правовой институт банкрот­ства, правовой институт ценообразования, институт правового регули­рования качества продукции и т.д.Например, подотрасль обязательствен­ного права состоит из двух институтов: договорные и внедоговорные обязательства. Каждый их правовых институтов хозяйственного (предпринимательского) права может подразделяться на субинституты

Подотрасльхозяйственного (предпринимательского) права - целост­ное правовое образование, представляющее собой совокупность взаимо­связанных норм, институтов и субъинститутов хозяйственного (предпринимательского) права, которая регулируют вид общественных отношений, входящих в предмет хозяйственного (предпринима­тельского) права, но имеющих свои специфические особенности, которые оказывают существенное влияние на характер правового регулирования.(, например, являются вещное право, обязательственное право, договорное право, ан­тимонопольное право, акционерное право, инвестиционное право, век­сельное право и др. Кроме того, вследствие комплексности хозяйственно­го (предпринимательского) права, его подотраслями могут являться и под­отрасли других отраслей права: налогового, бюджетного и т.д.)

В качестве критерия разграничения отраслей права обычно использу­ются предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулированияотвечает на вопрос: какие конкретные общественные отношения регулируются нормами данной отрасли права? Метод пра­вового регулирования- это совокупность приемов и способов воздей­ствия на отношения, регулируемые данной отраслью права. Он отвечает на вопрос о том, как эти общественные отношения регулируются норма­ми данной отрасли права.

В предпринимательском праве используются не один, а несколько методов правового регулирования: метод обязательных предписаний, автономных решений, автономии воли сторон правоотношения (метод согласования), метод рекомендаций.

С помощью метода обязательных предписаний императивными нор­мами права устанавливаются права и обязанности субъектов предприни­мательских отношений. Он применяется, когда одна сторона правоотно­шения вправе давать другой стороне обязательные предписания. Через метод обяза­тельных предписаний выражаются публичные интересы общества.

Метод автономных решений характерен для регулирования отноше­ний, в которые вступают в процессе предпринимательской деятельности юридически равноправные, самостоятельные товаропроизводители. Данные отношения в подавляющем объеме регулируются нормами гра­жданского законодательства. Нередко данный метод называют методом согласования, поскольку права и обязанности сторон правоотношения устанавливаются по взаимной договоренности (согласованию) между ними. Это характерно, за редкими исключениями, для договорных отно­шений между участниками предпринимательской деятельности.

Метод рекомендаций заключается в том, что одна сторона правоот­ношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в тех или иных хозяйственных ситуациях, установление для сторон на основе рекомендаций их обязательных взаимных прав и обязанностей.

Хозяйственное право отличается от гражданского права, администра­тивного права, трудового права и финансового права предметом и мето­дом правового регулирования.

_______________
"Каучуковые" нормы - нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл: "добрая совесть", "добрые нравы", "разумный срок", "заботливость обычного предпринимателя" и др.
Например, § 242 Германского гражданского уложения (ГГУ) постановляет: "Должник обязан выполнить обязательство добросовестно в соответствии с обычаями гражданского оборота".
Недавно нормы, содержащие подобные выражения ("разумность", "добросовестность", "справедливость" и др.), появились в российском праве (ст. 6, 10, 184, 314 ГК РФ и многие другие).

Содержание "каучуковых" норм определяется судом в каждом конкретном случае особо в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность, неуверенность в отношениях между субъектами и предоставляет широкие правомочия суду. Однако, как показала практика и вся история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.