МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Экономика суверенного Казахстана





 

В 1985 году экономика Казахстана находилась в предкризисном состоянии. Произведенный в 1985 году национальный доход уже на 5,7 млн. рублей был меньше средств, затраченных на его производство и накопление. В экономике утвердилась система поддержки убыточных предприятий за счет рентабельных, зависимость оценки работы не от количества и качества произведенной продукции, что приводило к процветанию ресурно-затратных технологий.

В сельском хозяйстве ситуация была еще более удручающей. За 1971-1985 годы основные производственные фонды утроились, а производство продуктов увеличилось в полтора раза. Половина совхозов и колхозов был убыточной, себестоимость продукции превысила плановую на 7 млрд. рублей, а задолженность государству достигла 12 млрд. рублей. Эта ситуация сложилась в результате неоправданного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию. Так, Казахстан ежегодно в 1971-1985 годов сдавал государству до 300 тыс. тонн мяса по цене около 2 руб. за килограмм, что дало около 9 млрд. рублей, тогда как затраты составили 18-27 млрд. рублей.

С 1985 года начинают предприниматься попытки оздоровления экономики, но они не затрагивали основ экономической политики, поэтому были обречены на провал. Планировалось реорганизовать систему управления хозяйством, развивать машиностроение, за счет которого модернизировать другие отрасли и увеличить темпы производства. Был увеличен импорт новейшей западной техники, но это не дало ожидаемых результатов. Борьба за укрепление дисциплины на производство переросла в антиалкогольную компанию, приведшую к росту наркомании, самогоноварения, токсикомании, сокращению поступлений в государственную казну. С начала 1987 года начался спад производства.

Начиная с 1987 года государство начало строить «планово - рыночную» экономику без кардинального изменения отношений собственности, что привело к увеличению неуправляемости экономики, к разрыву межотраслевых и межреспубликанских связей.

В июле 1988 года государство вынуждено было легализовать деятельность предприятий с негосударственной собственностью – кооперативов. Но кооперативный сектор развивался только в сфере услуг и не затрагивал основ экономики. В Казахстане к 1991 году количество кооперативов достигло 15 тыс., а работало в них 220 тыс. человек, то есть это, были мелкие предприятия по 10-15 работников.

В 1990 году, впервые было заявлено о стремлении властей к переходу к регулируемой рыночной экономике. В мае правительство СССР объявило о повышении цен на хлеб и хлебопродукты в 3 раза, а с января 1991 года – оптовые и розничные цены выросли в 1,5-2 раза. Ажиотажный спрос на товары привел к дефициту и нормированному распределению продуктов первой необходимости. Ударила по благосостоянию народа и частичная денежная реформа, осуществленная в начале 1991 года и приведшая к обнищанию части населения. Неудача экономических реформ была вызвана отказом правительства СССР от приватизации средств производства и попытками примирить рынок и социализм. Обретение Казахстаном в 1990 году суверенитета привело к появлению республиканской концепции перехода к рынку.

При Президенте республики был образован Высший экономический совет, в который входила экспертная группа в составе известных зарубежных и отечественных экономистов, Комитет по государственной собственности, Антимонопольный комитет и другие учреждения. Основными направлениями деятельности названных организаций была приватизация социальной сферы и передача всех предприятий под юрисдикцию республики, справедливое распределение доходов предприятий, увеличение доли перерабатывающих технологий, иностранных инвестиций.



Однако распад СССР при сохранении экономических связей и переход России в одностороннем порядке в начале 1992 года к либерализации цен привели к дестабилизации финансово-денежной системы и безудержной инфляции. Казахстан стал независимым государством в условиях экономической катастрофы.

Между тем, в конце 80-х годов по объему экспортных поставок Казахстан занимал 5 место в СССР, в структуре экспорта 97 % приходилось на сырье, материалы, полуфабрикаты. Казахстан поставлял 90 % экспорта желтого фосфора из СССР, 72 % - меди, всю хромовую руду, свинец, цинк. Создание Внешнеэкономбанка привело к организации совместных корпораций и ассоциаций, объем внешней торговли увеличился в 1,5 раза. Совместно с Саудовской Аравией в ноябре 1990 года был создан первый банк с иностранным участием – «Аль-Барака-Банк Казахстан».

В 1991 году в Казахстане действовало 35 совместных предприятий при участии 24 стран. Совместные предприятия, ориентированные на выпуск товаров народного потребления, освобождались от налогов в течение 5 лет.

В 80-90 годы важным направлением внешнеэкономических связей Казахстан стали свободные экономические зоны Жайрем-Атасуская, Алакульская, Карагандинская, Мангистауская и другие.

В начале 1991 года в селах Казахстана проживало 42,4 % населения республики, по сравнению с 1980 годом численность сельских жителей увеличилась на 4,8 % за счет естественного прироста. В тоже время сельчане не были обеспечены жильем, для них не создавались развитые системы коммуникаций, закрывались торговые точки и культурно-бытовые объекты. Появился ряд неперспективных сел, кризис деревень наблюдался особенно на территории Мангистауской, Атырауской, Кзыл-Ординской, Жезказганской областей.

На промышленных предприятиях наблюдалось недовольство экономическими проблемами, особенно эти явления проявились в Новом Узене и Караганде.

С обретением суверенитета, в Казахстане расширяется спектр стран - экономических партнеров в сфере внешней торговли, идет интенсивный рост совместных предприятий. Появляются новые производства – например, завод по производству телевизионной техники LG (Алматы), предприятия машиностроения (г. Павлодар, Павлодарский машиностроительный завод, первый автокран, Усть-Каменогорск, Автозавод «Азия-Авто», сбор автомобилей «Нива»).

Казахстан - первое из государств СНГ, уделившее огромное внимание улучшению инвестиционного климата и на государственном уровне продекламировавшее готовность поддержать любые инвестиции в национальную экономику.

Опыт всех высокоразвитых стран свидетельствует, что любое государство не может достичь большого социально-экономического прогресса, не входя в мировое сообщество. Такая закономерность должна прослеживаться и в деятельности Республики Казахстан. Потому вся деятельность правительства республики направлена на укрепление его коммерческого, торгового, экономического сотрудничества.

Республика ведет торгово-экономическое сотрудничество со 120 странами мира; с каждым годом увеличиваются страны, стремящиеся иметь подобные отношения с Казахстаном. В перспективе вступление во Всемирную торговую организацию, что придаст мощный импульс для развития нашей страны.

Особенность рыночной экономики заключается в том, что она начала свое развитие с разгосударствления государственной собственности, приватизации. Приватизация началась в 1992 году, было приватизировано 6200 предприятий, в 1993 году - 2700. На первом этапе основной замысел приватизации - формирование эффективно работающего частного сектора и нормальной конкурентной среды - фактически не был реализован. Следует отметить, что передача государственной собственности трудовым коллективам на купонной основе не нашли настоящих собственников.

Поэтому республика в 1993 году отказалась от передачи предприятий в коллективную собственность, так как участие трудового коллектива в приватизации не давали возможность для привлечения дополнительных инвестиций. С 1993 года (начинается второй этап перестройки) основное направление и формы приватизации, существенным образом изменились. Следующим направлением была малая приватизация, ее формы были различными, на этой основе формировались равноправные виды собственности (частная, смешанная, иностранная, государственная, коллективная и др.). Доходы от продажи, через аукционы, предприятий в основном поступали в республиканский бюджет, небольшая доля - в местный бюджет, они израсходовались для решения социальных проблем.

Третий этап приватизации начинается в конце 1994 года, ее называют большой приватизацией. Он шел быстрее, явился наиболее выгодной формой разгосударствления, на этом этапе принимали участие предприятия с количеством более 500 работающих, то есть крупные базовые предприятия. В это время более 250 базовых предприятий были переданы иностранным инвесторам. На начало 2003 года доля государственной собственности составляла около 20%, а частной собственности - 80%.

В 1996-2003 годах во всех отраслях народного хозяйства появились малые и средние предприятия. Президент Н. А. Назарбаев в Послании народу страны «Казахстан-2030» обратил особое внимание на развитие среднего и малого предпринимательства, определив его источником развития экономики. В соответствии с действующим законодательством, для усиления государственной поддержки данного сектора экономики создан Фонд развития малого предпринимательства. Начиная с 1998 года, стали выдаваться кредиты на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств, создание рабочих мест.

Республика сформировала денежно-кредитную и банковскую систему, создан Национальный банк. В стране разработана программа регулирования золотовалютного фонда. Национальная валюта прошла с момента введения в ноябре 1993 года тернистый путь, были периоды взлета и падения инфляции, в ноябре 2006 года страна получила обновленный вариант тенге. В стране в 1994 году работало 240 банков, в 2000 - осталось 40, ведущими финансовыми монополями являются: Народный банк, Казкоммерцбанк, Туран-Алем, Центркредитбанк, Жилстройбанк и другие.

По статистическим данным, в 2002 году производство промышленной продукции увеличилось на 15%, внешнеторговый оборот - на 70%, экспорт - на 80%.

Номинальные среднедушевые денежные доходы населения увеличились почти на 21 %, среднегодовые денежные доходы - больше чем на 22 %. Республика первой создала накопительную пенсионную систему.

В мае 2003 Указом Президента утверждена Программа освоения казахстанского сектора дно Каспия, она охватывает 2003-2005 годы, одновременно эта программа развития нефтяной отрасли на период 2015 года. В конце осуществления Программы прогнозируется, что Казахстан ежегодно будет добывать 150- 170 млн. тонн нефти.

Реализация Программа подъема аула, предполагала улучшить экономическое положение сельских жителей, если в развитых странах 5- 10 процентов населения живут в сельской местности, а у нас - 43, из них 27 процента занимается обработкой земли, в стране имеются 7660 сел, чтобы обеспечить быстрый их экономический рост требуется время и средства.

Казахстан чрезвычайно заинтересован в увеличении европейского присутствия в своей национальной экономике. Интересы Казахстана в отношениях с ЕС заключаются в широком привлечении европейского капитала для оздоровления экономики республики, решения социальных и экологических проблем, а также в расширении торгово-экономических связей. Кроме того, Казахстан заинтересован в использовании интегративного опыта ЕС для определения и проведения собственной внешней политики. Со стороны Европы также прослеживается экономическая заинтересованность по отношению к Казахстану, прежде всего, в области освоения энергетических и других минеральных ресурсов республики. Сегодня в Казахстане работают такие крупнейшие европейские компании как «ТоталФина», «Аджип», «Эни», «Шелл», «Бритиш Газ», «Бритиш Петролиум». Исключительно важное место принадлежит ЕС в инвестиционном сотрудничестве с республикой. На сегодняшний день Европейский Союз является первым по величине инвестиционным партнером Казахстана Доля инвестиций ЕС в казахстанские проекты составляет примерно ¼ от общего объема инвестиций в стране. Основными инвесторами среди стран ЕС являются Великобритания (12,6% от общего объема инвестиций), Нидерланды (2,6%), Германия (2%) и Италия (1,7%). Надо отметить, что объем прямых европейских инвестиций в прошлом году составил более 1 млрд. евро, впервые превысив долю американских капиталовложений. Европейский Союз является также крупнейшим торговым партнером Казахстана, занимая второе место после России. На страны ЕС приходится 27 % казахстанского экспорта и 22 % импорта. Среди стран ЕС основными внешнеторговыми партнерами Казахстана являются лидирующие европейские страны, члены большой индустриальной семерки - Германия, Франция, Великобритания и Италия. Объем экспорта Казахстана в страны Евросоюза в прошлом году превысил 2 млрд. евро. Общий объем европейского импорта в 2000 году перешагнул рубеж 1 млрд. евро.

За годы независимости и суверенитета определены основные принципы идеологии в экономической области: создание социально ориентированной смешанной рыночной экономики; поддержка частного предпринимательства; преодоление сырьевой направленности экономики и создание собственного рынка продовольствия и товаров народного потребления; социальная защита населения.

За период развития Казахстана как независимого государства несколько раз происходила смена правительства. Кабинет министров возглавляли в разное время Н.Терещенко, А. Кажегельдин, Н. Балгимбаев, К.-Ж.Токаев, И. Тасмагамбетов. На переходном этапе периодическая замена правительства закономерный процесс.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.