ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общее понятие макроэкономики. Цели и задачи макроанализа ТЕМА 1 МАКРОЭКОНОМИКА И ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Вопросы: - Общее понятие макроэкономики. Цели и задачи макроанализа.
- Национальная экономика и общественное воспроизводство
- Система национальных счетов. Основные макроэкономические показатели
- Национальное богатство и его структура
Общее понятие макроэкономики. Цели и задачи макроанализа МАКРОЭКОНОМИКА (англ. macroeconomics; нем. Makroeconomik) — учение об общем уровне национального объема производства, занятости населения, безработицы, инфляции, цен, денежного обращения. М. имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, экономической жизни в широком плане. М. изучает факторы и результаты развития экономики страны и ее крупных районов. Объектами М. являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста, М. изучает влияние рынка как целого на все другие элементы экономики. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОДк исследованию экономических явлений, в отличие от микроподхода, заключающийся в том, что объект изучения — экономическая система как единоецелое, анализируется снаружи. При этом внутренними связями, внутренним устройством объекта пренебрегают, а исследуются лишь обобщающие показатели функционирования экономической системы, независимо от того, продуктом каких взаимодействий составляющих ее частей выступают данные показатели. Термин «М. п.» означает, что к исследованию экономики подходят с точки зрения макроэкономической науки. М. п. выступает также принципиальной основой макроэкономической политики государствакак политики, воздействующей на народное хозяйство страны. Таким образом видно, что макроэкономический подход исходит из того, что условия эффективного функционирования отдельного предприятия отнюдь не тождественны условиям эффективного функционирования экономики в целом. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьба с инфляцией, безработицей, стимулирование экономической активности. Исходным им пульсом развития М. явились экономические идеи английского ученого Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Макроанализ, по Кейнсу, охватывает следующие проблемы: 1) чем определяется общий уровень занятости в экономике? 2) в чем состоит роль процентных ставок и чем определяется их уровень? В макроэкономической теории Кейнса достижение эффективного функционирования экономики находится на стороне потребительского и инвестиционного спроса, а исходным пунктом является проблема занятости населения. М. преследует конкретные цели и обладает соответствующими инструментами, с помощью которых можно обеспечить их реализацию. Американские экономисты П. Самуэльсон и В. Нордхаус в своем учебнике «Экономикс» выделяют следующие цели и инструменты М. К целям М. они относят: 1) объем производства, который является основным показателем экономического роста. Наиболее всеохватывающим показателем, при помощи которого измеряется объем производства, по их мнению, является валовой национальный продукт (ВНП); 2) занятость и безработица, ибо обеспечение полной занятости населения есть не только чисто экономическая цель общества, но и социальная цель, поскольку безработица ведет к ухудшению здоровья, психологическим стрессам; 3) цены и инфляция. Стабильные цены обеспечивают уровень инфляции, близкий к нулю. Обобщающим показателем уровня цен служит индекс потребительских цен (ИПЦ); 4) внешний баланс. Он представляет собой важнейшую экономическую проблему. Уменьшение внешнего дефицита — одна из главных целей государства. В число инструментов М. включают 1) фискальную политику. В ней одним из основных инструментов выступают правительственные расходы и налоги. Правительственные расходы, формируя совокупные расходы, влияют на изменение реального ВНП. Что касается налогов, то их роль в М. двойственна. С одной стороны, они, сокращая доходы населения, уменьшают совокупный спрос и, следовательно, объем произведенного ВНП. С другой стороны, налоги могут влиять на рост ВНП. Это происходит в том случае, когда налоги на доходы снижаются, что стимулирует предпринимателей к росту инвестиций в производство; 2) денежную политику, которая представляет собой второй главный инструмент М. Ее значение заключается в следующем. Замедление роста массы денег вызывает повышение ставки процента, чем сдерживает инвестиции в производство и, таким образом, ведет к уменьшению ВНП и смягчению инфляционных процессов. Ускорение же роста массы денег, наоборот, понижает ставку процента, что, в свою очередь, вызывает экономическую активность посредством стимулирования инвестиций в производство; 3) политика регулирования доходов. Она составляет третье направление макроэкономической политики. Это своего рода политика «зарплаты—цены». Ее диапазон: от свободного установления зарплаты и цен до декретного контроля; 4) внешнеэкономическая политика. Данное направление включает в себя достаточно емкий инструментарий: контроль над экспортом и импортом, регулирование обменного курса, тарифы или субсидии, стимулирование безработицы во имя стабилизации внешней торговли. Правительство должно умело владеть макроэкономическими инструментами, отчетливо представлять цели М. Кроме того, макроэкономическая политика допускает отбор альтернативных целей. Выбор целей и их реализация нередко действуют в противоположных направлениях. Так, невозможно одновременно наращивать объем и уровень потребления и обеспечить высокие темпы экономического роста. Подобные противоречия отмечаются между инфляцией и безработицей. Уменьшение инфляции может протекать в условиях роста безработицы. Однако наблюдается ситуация, когда одновременно растет безработица и усиливается инфляция. До недавнего времени в нашей экономической литературе господствовало мнение, согласно которому М. является категорией буржуазной политической экономии. Однако даже в таких условиях отдельные ученые исследовали макроэкономическую проблематику. Значительный вклад в разработку теории экономического роста — составной части М. — внесли Н. Д. Кондратьев, Л. В. Канторович, В. С. Немчинов, В. В. Новожилов, А. И. Анчишкин и др. Советские ученые и исследователи макроэкономической теории нерыночной экономики успешно использовали экономико-статистический аппарат производственной функции, широко применяли метод «затраты—выпуск», именуемый в нашей стране межотраслевым балансом народного хозяйства, сочетали балансовые методы с эконометрически-ми. Плодотворную, на наш взгляд, попытку осуществить сравнительный анализ М. плановой (нерыночной) и предпринимательской (рыночной) систем предпринял В. К. Фальцман. Советская макроэкономическая теория прошла три этапа. Первый этап охватывает период с 30-х до 50-х гг. На этом этапе в макроэкономической науке наблюдалось полное господство взглядов, согласно которым высокие темпы экономического роста характерны исключительно для плановой системы. Второй этап — начало 60-х и первая половина 80-х гг. — отмечался тем, что в этот период в нашей стране сформировались основы теории интенсификации и эффективности производства. Утвердилось суждение, что только на основе углубления интенсификации и повышения эффективности производства возможно ускорение экономического роста. Третий этап начался со второй половины 80-х гг. Он характеризуется тем, что была выдвинута теория нового качества экономического роста, согласно которой проблема экономического роста не может быть сведена лишь к ее количественной стороне. Изучение М. в настоящее время исключительно актуально по многим причинам. Здесь выделим две из них. Во-первых, явления М. имеют определяющее значение в успехах и неуспехах нации, страны. Во-вторых, нация может воздействовать на собственное экономическое положение посредством макроэкономической политики. См. также Предмет макроэкономики. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА- определение правительством основных общих задач экономики в целом и использование необходимых инструментов для решения этих задач. Основными макроэкономическими задачами являются: 1) полная занятость; 2) предупреждение безработицы; 3) экономический рост; 4) равновесие платежного баланса. Главными инструментами, посредством которых осуществляется регулирование экономики, выступают фискальная и кредитно-денежная политика. В зарубежной макроэкономической теории существуют различные методологические подходы к М. п. Так, кейнсианцы исходят из концепции активной М. п, а классики, наоборот, из пассивной политики. Эти различия объясняются выделением различных причин нестабильности совокупного спроса; факторов, обусловливающих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и кредитно-денежной политики и др. Кейнсианцы утверждают, что внутренняя нестабильность экономики объясняется недостаточной гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы, а также неэластичностью цен к понижению. Классики же полагают, что экономика внутренне стабильна и долгосрочное равновесие достигается автоматически и поэтому государственное регулирование должно быть минимальным, ибо оно, наоборот, углубляет экономическую нестабильность. Если в кейнсианской модели основным уравнением выступает уравнение совокупных расходов: Y = C + I + G + Хп, которое определяет объем номинального ВНП, то в классической модели главным уравнением выступает уравнение обмена: MV = PY. Различия между кейнсианцами и классиками касаются фискальной и монетарной политики. Кейнсианцы считают, что фискальная политика является наиболее эффективным механизмом достижения целей М. п., поскольку государственные расходы непосредственно влияют на объем совокупного спроса, а налоги плодотворно влияют на потребление и инвестиции. Классики, напротив, недооценивают значение фискальной политики, ибо она порождает эффект вытеснения и усиливаетинфляционные процессы. И, наконец, монетарную политику кейнсианцы оценивают как вторичную в сравнении с фискальной, в то время как классики придают ей первенствующую роль, утверждая, что денежное предложение влияет на совокупный спрос и на номинальный ВНП. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ(макромодели агрегированные, агрегатные модели) — формализованные (логически, графически, алгебраически) изображения экономических явлений и процессов для обнаружения функциональных взаимосвязей между ними. Экономико-математическая модель выражает функционирование народного хозяйства как единого целого. М. м. используют крупноагрегированные, как правило, стоимостными, показателями — агрегатами (например, национальный доходу валовые инвестиции и др.). В процессе М.моделирования используются, так называемые, экзогенные и эндогенные переменные. ЭКЗОГЕННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ (англ. exogenous variable) — заранее заданные переменные в макроэкономических моделях, значение которых не зависит от решения модели; определяемые вне модели параметры Э. п. нередко являются основными инструментами фискальной политики центрального банка — изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной базы. ЭНДОГЕННАЯ ПЕРЕМЕННАЯ (англ. endogenous variable) — переменная, которая объясняется какой-либо конкретной моделью; переменная, значение которой находят в процессе решения модели. М. м., выступая абстрактным выражением экономической реальности, не могут быть всеобъемлющими и приводить к абсолютно правильным выводам, тем более по конкретным странам и в определенный период времени. В макроэкономике существует множество самых разных моделей: модель круговых потоков, крест Кейнса, IS-LM, теорииБаумоля-Тобина, Маркса, Солоу, Домара, Харрода, Самуэльсона-Хикса и др. Все они выступают как общий инструментарий макроанализа, не имея при этом национальных особенностей. В каждой модели исключительно важным является выбор факторов, которые существенны для макроанализа конкретной проблемы в конкретный период. Модели, предусматривающие разделение народного хозяйства на секторы, отрасли, регионы, одни авторы относят их к микромоделям, другие — к макромоделям. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ— сбалансированное состояние экономической системы, равновесиеэкономическойсистемы в целом. Оно выражается в пропорциональности экономических процессов, в основе которой находится взаимная согласованность системы общих, частных и единичных пропорций. Под общими пропорциями понимаются пропорции между совокупным спросом и совокупным предложением; между сбережениями и инвестициями; между общим уровнем цен и безработицей; междууровнем инфляции, безработицы и реальным валовым внутренним продуктом. Частные пропорции — это пропорции между основными компонентами функциональных, территориальных и организационных форм экономической системы: между спросом и предложением на конкурентном рынке; между спросом и предложением при несовершенной конкуренции; между спросом и предложением на факторы производства. Единичные пропорции — это пропорции между отдельными компонентами экономической системы: между средним, совокупными предельным продуктом; между средними, совокупными и предельными издержками; между потребительскими расходами и реальным личным доходом. Выделяют два основных вида М. р.: идеальное и реальное равновесие. Идеальное равновесие — это сбалансированное состояние экономической системы при со вершенной конкуренции и при отсутствии побочных эффектов. Реальное равновесие представляет собой сбалансированное состояние экономической системы при несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия. Цель всякой экономической системы заключается во взаимной согласованности частичного и общего М. р., несмотря на то, что эта цель в реальной действительности никогда не реализуется. М. р. выступает в двух основных формах: 1) в форме частичного М. р.; 2) в форме общего экономического равновесия. Частичное М. р. — это равновесие на отдельно взятом компоненте экономической системы. Общее экономическое равновесие — это равновесие экономической системы в целом. Оно представляет собой своего рода структурный оптимум экономической системы, означающий взаимную согласованность системы общих, частных и единичных пропорций. Однако данный оптимум никогда не осуществляется вследствие изменения самого идеала пропорциональности. Макроэкономический анализ равновесия реализуется посредством агрегированных показателей, основными из которых являются: 1) объединенные равновесные объемы товаров и услуг; 2) объединенные цены всей совокупности товаров и услуг. Основные агрегаты макроэкономического анализа равновесия выступают в двух формах: 1) в форме реального объема валового внутреннего продукта (ВВП), определяемого годовыми темпами прироста ВВП или национального дохода; 2) в форме уровня цен, определяемого годовыми темпами прироста цен или дефлятора ВВП. Основным условием М. р. является равенство объема совокупного спроса и совокупного предложения, которое выступает в двух основных формах: 1) в форме совокупного спроса; 2) в форме совокупного предложения. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — представляют собой формы экономической деятельности государственных органов. Государство вмешивается в национальную экономику посредством: 1) определения правовой основы и социальной среды оптимального развития экономики; 2) перераспределения доходов и ресурсов в экономической системе; 3) контроля уровня занятости и инфляции; 4) осуществления эффективной внешнеэкономической деятельности. Государственное регулирование национальной экономики проводится путем осуществления системы мер экономического, исполнительского и контрольного характера. |