МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики





Переход к рыночной экономике является не только периодом собственно перехода к рынку, но и периодом формирования и становления социально ориентированной рыночной экономики. Создание такой экономики — конечная цель реформирования экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика — это такая экономика, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевают отчуждение человека от труда и его результатов, средств производства, общества и культуры.

В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран (исторических особенностей, уровня развития национальной экономики, выбора приоритетов общественного развития, традиций и т.д.) сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это американская, или либеральная модель, шведская модель, японская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решение индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Считается, что создание государством условий для активной и инициативной деятельности позволит мобилизовать собственные силы людей, не полагающихся на чью-либо стороннюю помощь, на решение своих социальных проблем. Здесь активно поощряется предпринимательство, достижение личного успеха, обогащение наиболее активной части населения. Задача социального равенства в данной модели не рассматривается. Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения, как и регулирование других вопросов экономики, обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода, а также налоговых функций.

Иной подход к решению социальных проблем характерен для шведской модели. Основными целями ее являются: поддержание высокой и стабильной занятости, быстрый экономический рост, выравнивание доходов населения, достижение стабильности цен. Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, которая базируется на трех основных принципах:

— равенстве, понимаемом как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния;

— предоставлении социальных гарантий населению, предусматривающих всевозможные ситуации;

— достижении полной занятости трудоспособного населения.

Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги).

Японская модель в значительной мере основана на исторических традициях, на приоритете интересов нации над личными интересами, высокой трудовой дисциплинированности. Для нее характерно отставание уровня жизни населения от роста производительности труда, что обеспечивает высокую конкурентоспособность японских товаров на мировом рынке за счет более низких затрат на производство.

Особое значение придается социальным аспектам рыночной экономики (социальному страхованию, безработице, пенсионному обеспечению и т.д.). Власти ведут борьбу против социального неравенства. При распределении государственных средств они следят за обеспечением социальных прав всех граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию и т.д.



Для японской модели характерно руководящее воздействие государства на основные направления развития экономики, что обеспечивается прежде всего через экономическое планирование. Оно носит рекомендательный (индикативный) характер. Однако планы рассматриваются как важнейшие стратегические направления развития экономики. В системе регулирующих рычагов важное место отводится налогам, а также мерам законодательного воздействия на отдельные направления хозяйственной деятельности.

Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, которую называют еще социальным рыночным хозяйством. Для этой модели характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства. Здесь велико участие государства в хозяйственной деятельности, которое проявляется прежде всего в решении социальных проблем (безработицы, социального страхования и т.д.), в производстве общих благ, например, охране окружающей среды, строительстве общих дорог и т.д.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей, которые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Рост доходов населения увязывается с ростом покупательной способности марки на основе роста производительности труда и насыщения внутреннего рынка. Ведется борьба против чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.

Как видим, не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна, исходя из признанных ею целей, идеологии, уровня развития экономики, обеспеченности ресурсами, по-своему решает социальные проблемы общества, создает свою модель рыночной экономики.

Что же касается выбора в качестве перспективной модели социально ориентированной рыночной экономики для Республики Беларусь, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа, ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. Однако, определяя свою модель рыночной экономики, необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем.

Проведенный анализ существующих моделей рыночной экономики позволяет сделать некоторые выводы, имеющие непосредственное отношение к социальной политике государства в переходный период.

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимально большего числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов в целях оказания социальных услуг населению. Высокоразвитая система социального обеспечения, как показывает опыт Швеции, — чрезвычайно дорогостоящее дело и на определенной ступени развития ее нагрузка на ресурсы общества становится столь сильной, что может привести к совокупному общественному ущербу.

Во-вторых, социально ориентированная экономика — это прежде всего экономика, создающая необходимые условия для самостоятельного обеспечения индивидами достойного уровня жизни. Поэтому суть социальной ориентации рыночной экономики следует видеть не в том, чтобы осуществлять максимально широкую социальную помощь, а в том, чтобы создавать такие условия, когда благосостояние будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной и инициативной деятельностью граждан.

В-третьих, проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет людей, нашу отечественную, унаследованную от прошлого специфику. Ведь политика государственных гарантий, проводимая до этого многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их тем самым действенных стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переходный период не все смогут воспользоваться представленной возможностью самореализации и самообеспечения. Абстрагироваться от этого обстоятельства нельзя, ибо это может привести к расколу общества на тех, кто уже способен действовать без поддержки, и тех, кто не может без нее прожить, к обострению социальной напряженности.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она должна включать в себя и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика — это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост. Ведь именно достигнутый уровень развития экономики, как свидетельствует мировой опыт, является определяющим фактором преобразований в социальной сфере.

Учитывая зарубежный опыт и оценивая в целом объективные возможности перехода нашей республики к своей модели социально ориентированной рыночной экономики, необходимо исходить прежде всего из достигнутого уровня развития отечественной экономики, а не из протекающих политических и экономико-политических процессов. И только по мере обеспечения высокого уровня развития экономики будут созданы экономические предпосылки для практического осуществления модели социально ориентированной рыночной экономики.

 

Заключение

 

Необходимость реформирования административно-командной системы, ее преобразования в рыночную обусловлена неэффективностью ее функционирования. Процесс формирования рыночной экономики займет довольно длительный период времени, в течение которого будет существовать экономика переходного периода, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем.

Особенностями функционирования этой экономики являются: 1) преемственность (инерционность) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм и отношений новыми; 2) неустойчивость, нестабильность развития экономики и связанная с этим неопределенность итогов развития, вариантность формирования новой системы; 3) интенсивное развитие всех новых экономических форм и отношений.

В процессе трансформации плановой экономики в рыночную предстоит решить:

1) задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики;

2) задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;

3) задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Создание социально ориентированной экономики — конечная цель реформирования экономики. В мировой практике с учетом особенностей развития тех или иных стран сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы. Это — американская, или либеральная модель, японская модель, шведская модель, немецкая модель, или социальное рыночное хозяйство.

Список литературы

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник / Ин-т "Открытое о-во". - М.: Магистр, 2011. - 311 с.

2. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебник/ Под. ред. А.В.Сидоровича.-М.:МГУ, Из-во ДИС, 2012. – 416 с.

3. Бакалавр Экономики. Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2./под общ. ред. В.И. Видяпина. - Информационно-издательская фирма "Триада", М.., 2011. - 1056 с.

4. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 384 с.

5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учеб. для вузов / Е. Ф. Борисов ; Моск. гос. юрид. акад. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2011. — 535 с.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.