Тема 2. Теории стресса и копинга Основные концепции стресса. Теория физиологического стресса Г.Селье. Транзактная когнитивная теория копинга и стресса Р.С. Лазаруса. Психологический стресс. Структура транзактного процесса. Сущность копинга по Р.С. Лазарусу, основные стратегии преодоления. Модель стратегии сопротивляемости в условиях кризиса М. Лаад BASIC Ph. Теория посттравматического стресса. Травматический стресс, посттравматическое расстройство, причины возникновения ПТСР, диспозиционные и ситуационные факторы в механизме порождения ПТСР. Симптомы посттравматического стресса. Диагностический инструментарий для самооценки симптомов посттравматического стресса. Посттравматический стресс и крушение смысложизненных ориентаций. Тема 3. Психология горя, возрастные особенности переживания Психология горя. Модель переживаний психотравмирующих событий Кюблер-Росс. Самосознание и проблемы, возникающие в горе. Признаки искаженного (патологического) горя или когда следует обратиться к психологу за помощью. Общая характеристика переживания горя детьми. Фазы детского горя. Возрастные особенности переживания горя. Модель процесса преодоления горя У. Уордена, К. Мюррей-Паркеса для пострадавших детей. Правила поведения людей в ситуации оказания психологической поддержки переживающему горе. Тема 4. Социально-психологические аспекты терроризма Основные характеристики терроризма. Психологические портреты террориста и его жертвы. Психологические последствия терроризма. Социальные последствия терроризма. Меры безопасности при угрозе проведения теракта. Правила минимизации угроз при взаимодействии заложников с похитителями. Тема 5. Психологическая помощь в кризисных ситуациях Экстренная психологическая помощь. Рекомендации для добровольцев, оказывающих неотложную помощь в экстремальных ситуациях в местах массовых бедствий. Техники экстренной психологической помощи. Менеджменткризисной ситуации. Превентивный подход к преодолению кризиса.Сущность, отличительные черты, цель превентивного подхода. Техника «Психологический дебрифинг», цель, задачи, участники, правила дебрифинга. Психологическое просвещение. Формы опосредованной психологической помощи населению: публикации в СМИ, выпуск буклетов, психологических практикумов для непрофессионалов. Архаичные методы самопомощи как психотерапия в кризисных ситуациях (психология плача). История обряда и его описание. IV. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Литература Основная 1. Абульханова–Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова–Славская. – М.: Мысль, 1991. – С. 22 – 49. 2. Боха, Т.Г. Онтогенетический подход к проблеме преодоления критических ситуаций в отечественных и зарубежных исследованиях / Т.Г. Боха // Сибирский психол. журн. – Томск, 1999. – Вып.10. – С.40 – 45. 3. Бородин, Д.Ю. Обряд плача как форма психотерапии в ситуациях самооценочной дезадаптации / Д.Ю. Бородин, Т.В. Галкина // Московский психотерапевтический журнал. – №2. – 1997. – С.149 – 159. 4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – С. 45 – 89. 5. Дикая, Л.Г. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л.Г. Дикая, А.В. Махнач // Психол. журнал. – 1996. – № 3. – С. 137– 148. 6. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. – М., 1992. – С. 43 – 96. 7. Ливерхуд, Б. Кризисы жизни. Шансы жизни / Б. Ливерхуд. – Калуга: Духовное познание, 1994. – С. 24 – 77. 8. Квинтин, Л. Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход / Л. Квинтин // Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Пергаменщика Л.А. - Мн.: НИО, 1997. - С. 183 - 188. 9. Коржова, Е.Ю. Методика “Психологическая автобиография” в психодиагностике жизненных ситуаций: Метод. пособие / Е.Ю. Коржова. –Киев: МАУП, 1994. – 56 с. 10. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. – М., 1992. – С. 34 –106. 11. Малкина–Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина–Пых. – М.: Изд–во Эксмо, 2005. – С.12 – 101. – С. 377 – 490. 12. Нартова–Бочавер, С.К. ”Coping behavior” в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова–Бочавер // Психологический журнал. – М.1997. – Т. 18, – № 5. – С. 20 – 51. 13. Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2001. – С. 42 – 178. 14. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – С. 28 – 169. 15. Пергаменщик Л.А. Посттравматический стресс. Методическое пособие / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: БГПУ, 2007. – С. 5 – 75. 16. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология / Л.А. Пергаменщик. М.: изд. Институт психотерапии и клинической психологии, 2003. – С. 2 – 127. 17. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармокология, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. – М.: Изд–во Института психотерапии, 2000. – 128 с. 18. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная // Психол. журнал. – Т.13. – № 12. –1992. – С. 43 – 56. 19. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб.: Питер, 2001. – С. 27 – 105. 20. Черепанова, Е.М. Психологический стресс. Книга для школьных психологов, родителей и учителей / Е.М. Черепанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 96 с. Дополнительная 1. Холл, З. Последствия сексуальных и психологических травм детства / Холл, З. // Психол. журн. – Т.13. – № 5, – 1992 . – С. 120 – 129. 2. Пергаменщик, Л. А. Психология травматического стресса / Л.А. Пергаменщик // Адукацыя i выхаванне. – 1993. – № 2, – С. 62 – 71. 3. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология и психотерапия: Учебно-методическое пособие для студентов вечерней и заочной форм обучения / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 64с. 4. Пергаменщик, Л.А. Введение в психологию кризисов / Л.А. Пергаменщик // Псiхалогiя. –1997. – Вып. 7. – С. 32 – 41. 5. Пергаменщик, Л.А. Методологические аспекты кризисной психологии // Кризисные события и психологические проблемы человека /Л.А. Пергаменщик. – Минск: НИО, 1997. – С. 5 – 16. 6. Пергаменщик, Л.А., Казанович О.Ф. Психосоциальные последствия катастроф / Л.А. Пергаменщик, О.Ф. Казанович // Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Пергаменщика Л.А. – Минск: НИО, 1997. – С. 28 – 48. 7. Пушкарев, А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А.Л. Пушкарев, В.А. Доморацкий, Е.Г. Гордеева. – М.: Изд–во Института психотерапии, 2000. –128 с. 8. Пергаменщик, Л.А. Преодоление психологических травм / Л.А. Пергаменщик., С.С. Гончарова., М.И. Яковчук. – МН.: НИО, 1999. – 55 с. 9. Тарабрина, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений / Н.В. Тарабрина, Е.О. Лазебная // Психол. журнал. Т.13. № 12. – 1992. – С. 67 – 89. 10. Черепанова, Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях / Е.М. Черепанова. М.: Издательский центр «Академия», 1995. – С. 41– 76. 11. Франкл, В. Психотерапия на практике / В. Франкл. – СПб.: “Ювента”, 1999. – С. 56 – 90. Примерный перечень вопросов к зачету 1. Предмет и задачи кризисной психологии. 2. Основные понятия кризисной психологии: «кризис», «событие», «кризисное событие», «психологическая травма». 3. Теория физиологического стресса Г.Селье. 4. Транзактная когнитивная теория копинга и стресса Р.С. Лазаруса. 5. Понятие психологическое преодоление (coping-стратегии). Эффективность основных стратегий преодоления. 6. Модель стратегии сопротивляемости в условиях кризиса М. Лаад BASIC Ph. 7. История создания теории посттравматического стресса. 8. Этиология и симптоматика посттравматического стресса. 9. Психологические последствия терроризма. 10. Характеристика базовых иллюзий (собственного бессмертия, справедливости, простоты устройства мира). 11. Модели переживаний психотравмирующих событий. 12. Специфика травматических переживаний последствий терроризма. 13. Психология горя. Психологические задачи «работы горя». 14. Детский опыт переживания горя. 15. Возрастные особенности восприятия и преодоления горя. 16. Правила поведения людей в ситуации оказания психологической поддержки переживающему горе. 17. Техники экстренной психологической помощи. 18. Основные принципы превентивного подхода. 19. Психологический дебрифинг: правила проведения, общие задачи, структура. 20. Психобиографический дебрифинг. 21. Подготовка просветительских буклетов как опосредованная помощь. |