Тема 1. Методологические основы кризисной психологии УТВЕРЖДАЮ Директор Института _____________В.М.Петрушкин «___» ____ 2011 г. Регистрационный № УД___________/р КРИЗИСНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Учебная программа для специальности 1-26 01 02 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРАВО первой ступени высшего образования Факультет управления | | | Кафедра психологии управления | | | | | Курс (курсы) | 3(о) | 2-4(з) | | | | | Семестр (семестры) | | 4-5 | | | | | Лекции | | | | | Зачет 4(о), 5(з) | | Практические занятия | | | | | | | Всего аудиторных часов по дисциплине | | | | | | | Всего по дисциплине | | | | | Форма получения высшего образования очная, заочная | | Составил старший преподаватель Н.В.Волох | | | | | | | | | | | | | Минск 2011 Учебная программа составлена на основе учебной программы «Кризисная психология» № УД-____/уч ______.2011 Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры психологии управления Протокол «_11_» 05. 2011 г. №_8____ Заведующий кафедрой ____________Н.А. Дубинко Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией факультета управления Института управленческих кадров Протокол « » ___ 2011 г. №_____ Председатель _____________ А.М.Зеневич I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по дисциплине «Кризисная психология» разработана для студентов высших учебных заведений по специальности 1-26 01 02 01 «Государственное управление и право» в соответствии с Образовательным стандартом и учебными планами специальности 1-26 01 02 01 «Государственное управление и право». Целью изучения дисциплины «Кризисная психология» является просвещение студентов в области поведения человека в кризисной / посткризисной ситуациях и повышение устойчивости к травматическим стрессовым воздействиям. Основные задачи дисциплины: - изучение объяснительных теорий поведения человека в ситуации неопределенности и непредсказуемости; - освоение знаний по оказанию помощи и поддержки в кризисной и посткризисной ситуациях; - обучение навыкам построения программ психологической самопомощи в кризисной и посткризисной ситуациях; - информирование о возможностях оказания профессиональной психологической помощи в кризисных ситуациях и формирование запроса на обращения к психологу. Дисциплина «Кризисная психология» базируется на полученных знаниях студентами при изучении дисциплины «Основы психологии и педагогики». В результате освоения дисциплины «Кризисная психология» студент должен: знать: · понятийно-категориальный аппарат кризисной психологии; · концептуальные теории копинга и стресса; · модели переживаний психотравмирующих событий; · правила поведения в кризисных ситуациях; · способы оказания помощи в экстремальных ситуациях; · методы управления людьми в ситуации массовой паники; · сущность работы психолога в кризисной и посткризисной ситуациях; уметь: · выявлять признаки искаженного (патологического) горя; · оказывать неотложную помощь в экстремальных ситуациях в местах массовых бедствий; · диагностировать собственные симптомы посттравматического стресса; · минимизировать потери в ситуации угрозы физиологической и психологической целостности; · распознавать индикаторы суицидального риска; приобрести навыки: · оценки способов сопротивляемости в кризисной ситуации; · составления буклетов как формы оказания опосредованной помощи жертвам бедствий; · построения программ психологической самопомощи в кризисной и посткризисной ситуациях. Основными активными методами обучения являются психодиагностика, дискуссии, ролевые игры, тренинговые упражнения. Основными методами воспитания являются: формирование сознания личности, стимулирование и мотивация деятельности и поведения личности, контроль, самоконтроль и самооценки в воспитании. Средства обучения – раздаточные материалы, презентационный материал, практические задачи. Программа рассчитана на 20 часов, из них аудиторных: для очной формы обучения 20 аудиторных часов: лекции – 6 часов, практические занятия – 14 часов; для заочной формы обучения 20 аудиторных часов: лекции – 2 часа, практические занятия – 4 часа, управляемая самостоятельная работа – 14 часов. II. CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Методологические основы кризисной психологии Предмет и задачи кризисной психологии. Основные категории дисциплины: «кризис», «кризисное событие», «психологическая травма», «переживание». История становления кризисной психологии. |