МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дедуктивные и индуктивные универсалии





ЯЗЫКОЗНАНИЕ

1. Языки мира как эмпирическая база компаративизма. Классификация языков как результат компаративистских исследований. Ареальное и сравнительно-историческое языкознание.

2. Объект типологии и её место в языкознании. Понятие языкового типа. Проблема языка-эталона и метаязык.

3. Характерология: понятие, сущность. Проблематика универсологии и характерологии.

4. Понятие языковых универсалий. Индуктивные и дедуктивные универсалии. Принципы систематизации универсалий.

5. Типология и универсалии. Импликативные универсалии. Фреквенталии. Возможные и невозможные типы языков.

6. Классы типологических сходств: лингвистическая закономерность, языковой тип, лингвистическая универсалия, лингвистическая фреквенталия.

7. Общая характеристика языкового ареала: основные генетические группы, основные типологические особенности языков.

8. Контакты языков. Дивергенция и конвергенция языков.

9. Скрещивание языков. Понятие субстрата, суперстрата и адстрата. Явление интерференции.

10. Пиджины и креольские языки: возникновение, распространение, основные особенности функционирования.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

11. Языки мира как эмпирическая база компаративизма. Классификация языков как результат компаративистских исследований. Ареальное и сравнительно-историческое языкознание.

Лингвистический компаративизм выступал в 19 в. в виде двух направлений. Во-первых, это историко-генетическое направление (сравнительно-историческое языкознание, компаративистика в узком смысле),обязательно учитывающее при сравнении языков фактор времени, а также зачастую и фактор пространства. Во-вторых, это направление типологическое, отвлекающееся в определённой степени от факторов времени и пространства, в которых существуют языки.

В конце 19 -- начале 20 вв. в качестве третьего самостоятельного направления лингвистического компаративизма выделяется ареальное / пространственное языкознание, которое имеет дело со взаимодействием географически контактирующих языков, могущим привести к возникновению языковых союзов, и главным методом которого является лингвистическая география.

Сравнительно-историческое языкознание является наиболее разработанной область лингвистического компаративизма, объектом которой являются семьи и группы родственных, т.е. генетически связанных, языков и которая ставит своей целью установить регулярные, закономерные соответствия между родственными языками и описать их эволюцию во времени и пространстве на основе доказательства общности их происхождения из одного языка-основы (или праязыка).

Сравнительно-исторический метод выступает как основной инструмент исследования, служащего цели воссоздать модели праязыковых состояний отдельных семей и групп родственных языков мира, их последующего развития и членения на самостоятельные языки.

В состав его главных приёмов входят:

· Основной прием - сравнение

· определение генетической принадлежности языковых данных;

· установление системы соответствий и аномалий на разных уровнях в сравниваемых языках;

· моделирование исходных праязыковых форм (архетипов);

· реконструкция первоначальных и промежуточных языковых состояний;

· хронологическая и пространственная локализация языковых явлений и состояний;



· предпринимаемая на этой основе генеалогическая классификация языков.

Ареальная лингвистика представляет собой область лингвистического компаративизма, исследующей распространение языковых явлений в пространственной протяжённости и межъязыковом (и междиалектном) взаимодействии. Она фиксирует границы распространения того или иного языкового явления на географической карте.

Ареальная лингвистика видит свои задачи в выявлении языковых или диалектных ареалов, т.е. областей ареалов взаимодействия диалектов, языков и ареальных общностей языков -- языковых союзов.

В современной ареальной лингвистике исследуются следующие проблемы и решаются связанные с ними следующие задачи:

· членение праязыковых состояний на исторически засвидетельствованные языки

· ареальная характеристика особенностей взаимодействующих языков и диалектов в определённом регионе; вскрытие закономерностей языковых контактов;

· выработка принципов ареальной типологии; построение теории межъязыкового взаимодействия

· разработка этнолингвистической и социолингвистической типологии для территориально соприкасающихся языков.

Результаты ареальных исследований фиксируютсяв лингвистических и диалектологических атласах.

12. Объект типологии и её место в языкознании. Понятие языкового типа. Проблема языка-эталона и метаязык.

ТИПОЛОГИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ,раздел общего языкознания, направление исследований, имеющее целью установить такие сходства и различия между языками, которые не зависят от генетического родства или влияния одних языков на другие. Типология обычно стремится выделять и рассматривать наиболее важные языковые характеристики, которые предположительно определяют другие аспекты строя языка (такие, например, как способ соединения значащих частей слова или так называемый строй предложения). Исследования в области лингвистической типологии опираются на материал представительных выборок из множества языков мира; выводы, сделанные на основе изучения выборки, с определенными оговорками могут быть распространены на все множество языков Земли. Типология проявляет особый интерес к «экзотическим» или малоизученным языкам, например распространенным в Юго-Восточной Азии, Африке, Океании или уиндейцев Америки, однако и материал наиболее широко распространенных, престижных и хорошо изученных языков в равной степени может быть предметом типологического исследования.

Лингвистическая типология стремится не только отмечать и классифицировать факты различия и сходства языков, но и объяснять их, и это сближает ее задачи с задачами теоретической лингвистики.

К настоящему времени наиболее разработанной является грамматическая типология языков. Первой по времени создания была морфологическая типология. В ее основу кладется способ соединения морфем (морфемика), типичный для того или иного языка. Согласно стандартной версии морфологической классификации языков, все языки мирараспределяются по следующим четырем классам.

1. Флективные языки, например славянские или балтийские. Для них характерны полифункциональность грамматических морфем, наличие фонетических явлений на их стыках, фонетически не обусловленные изменения корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения.

2. Агглютинативные, или агглютинирующие языки, например тюркские или языки банту. Для них характерны развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, отсутствие фонетически не обусловленных вариантов морфем, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов, отсутствие значимых чередований.

3. Изолирующие, или аморфные языки, например китайский, бамана (семья манде, Западная Африка), большинство языков Юго-Восточной Азии. Для них характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.

4. Инкорпорирующие, или полисинтетические языки, например чукотско-камчатские или многие языки Северной Америки. Для них характерна возможность включения в состав глагола-сказуемого других членов предложения (чаще всего прямого дополнения, реже подлежащего непереходного глагола), иногда с сопутствующим морфонологическим изменением основ;

Основы приведенной классификации были заложены Ф.Шлегелем, дополнена его братом А. Шлегелем, окончательно доработана Гумбольдтом.

Синтаксическая типология возникла в конце 19 в. как типология строя предложения и была связана с открытием эргативной конструкциив индоиранских, кавказских, эскимосо-алеутских, баскском и многих других языках. Эргативную конструкцию отличает то, что подлежащее при переходном глаголе-сказуемом получает особое падежное и согласовательное оформление, отличное от оформления подлежащего при непереходном глаголе. Второй тип – номинативная, при которой подлежащие выражается одинаково при перех. И неперх. Глаг., а прямое дополнение отличным от него способом.

 

Понятие "языковой тип является центральной категорией лингвистической типологии. Тип – обобщенная форма, разновидность предметов и явлений

Таким образом, тип языка - это существенное свойство строя конкретного языка; это общие закономерности структуры ряда языков. Эти закономерности могут быть связаны с характером грамматических форм, способом выражения синтаксических отношений и фонологическими особенностями языков. Например, во всех тюркских языках одни и те же признаки:

• Сингармонизм (sin - вместе, harmony - созвучие) - это морфонологическое явление, состоящее в единообразном вокалическом оформлении слова как морфологической единицы.

• Однозначность и стандартность аффиксов. (китап+лар+га: книга+аффикс мн.ч.+аффикс дат.п.).

• Последовательное прибавление морфем к структуре слова.

• Отсутствие согласования как типа синтаксической связи.

• Позиция «определение » перед «определяемым».

• Широкое использование развернутых членов предложения вместо придаточных предложений.

Эти признаки устойчивы и позволяют сравнивать тюркские языки как нечто цельное с другими языками.

Язык-эталон – язык, условно принимаемый за единицу измерения, с которым можно было бы сопоставить любой известный науке язык.

Понятие «язык-эталон» было предложено Б. А. Успенским. Идея языка-эталона исходит из понятия сравнения. Всякое сравнение, лежащее в основе типологии, т. е. учение о типах (в широком смысле слова) строится на основании сравнения.

Язык-эталон, или метаязык, выделяется на дедуктивной основе. Б. А. Успенский считает, что структурную типологию можно построить, определив язык-эталон (метаязык) и трансформации перехода от языка-эталона к конкретным языкам и обратно (для разных уровней).

В языке-эталоне должны быть зафиксированы те основания сравнения, которые специфичны для лингвистической типологии. Поэтому делаются попытки сконструировать некую априорную систему языка, которая могла бы выступать как язык-эталон.

В настоящее время наука ограничивается только теоретическими суждениями и не может предложить средства научного описания языков, претендующего на название языка-эталона.

Ю. В. Рождественский выделяет следующие признаки языка-эталона:

1) язык-эталон строится для проверки и установления универсальных дефиниций и влияет на создание собственно типологической (содержательной) теории;

2) язык-эталон содержит утверждения, описывающие два рода свойств языка: утверждения, объясняющие строение всех языков без их типологических различий, и утверждения, касающиеся универсальных дефиниций, различающих языки;

3) язык-эталон представляет собой язык-объект для типологической теории: он представляет все языки мира в одном языке;

4) язык-эталон строится на генеративных основаниях и обычно пользуется символами;

5) язык-эталон представляет собой метаязык типологии, так как он интерпретирует предшествующие типологические высказывания;

В качестве языка эталона могут использоваться например:

1) специально созданный искусственный язык, или символический язык, состоящий из общих искусственных правил;

2) определенный конкретный язык с хорошо разработанной системой;

3) лингвистическая (грамматическая, семантическая и др.) категория;

4) определенное грамматическое правило;

5) определенное семантическое поле;

Своеобразный естественный метаязык существовал с момента появления языкознания: модель описания системы латинского языка фактически выполняла эту функцию. Возникновение грамматик многих языков обязано использованию этого метаязыка. Кроме того, различные грамматические и другие категории в разнообразных языках изучались через него.

При сравнении систем иностранного языка с родным (английского с русским или казахским) языком-эталоном служит родной язык. Результаты сопоставления будут разные ввиду различий структуры русского и казахского языков.

Часто метаязыком может служить либо система английского, либо русского, либо казахского языков, в зависимости от характера сравниваемого материала. Например, при сравнении категории определенности и неопределенности в качестве метаязыка выбирается английский язык, так как для него характерно существование специальных маркеров определенности и неопределенности (определенный и неопределенный артикли). А при сравнении категориальных понятий, связанных с падежными формами, целесообразно исходить из системы русского или казахского языков в качестве метаязыка.

Однако лучше выбирать метаязыком сравнения типологические категории.

 

13. Характерология: понятие, сущность. Проблематика универсологии и характерологии.

Характерология — раздел лингвистической типологии, занимающийся сравнительным изучением отдельных языковых явлений в системах ограниченного числа генетически родственных инеродственных языков. Конкретизация предмета характерологии связана с именем В. Матезиуса.

Развитие характерологии тесно связано с развитием лингвистической типологии. Ее выделение мотивируется более углубленным изучением выделенных языковых типов.

Как метод сравнения языковых систем характерология входит в состав лингвистической типологии: основная цель сравнительной типологии — установить закономерность соответствий общих и частных явлений между системами языков, характерология занимается выявлением более общих свойств одного языка или группы языков по сравнению с другими.

Научный базис характерологии разрабатывался представителями пражского лингвистического кружка, такими как Скаличка, Матезиус

Ясно, что характерологический метод может принести много ценного. Например, с его помощью можно выделить отдельные черты языка, резко отличающегося от других языков. Однако этот метод имеет один существенный недостаток: он не обладает прочной теоретической базой, которая позволила бы ему оценивать различные явления не в зависимости от их своеобразия, а в соответствии с их ролью в общей системе языка, оценивать их на основе точных и определённых критериев.

Современное языкознание различает несколько уровней исследования языков. Соответственно различаются:

Первый, начальный уровень - описательное (дескриптивное) языкознание, которое сосредоточивает своё внимание на отдельных конкретных языках или диалектах. Оно по своему объекту унилингвально, а по своему методу преимущественно эмпирично и индуктивно, т.е. строит свои обобщения, идя от отдельных фактов.

Второй уровень - мультилингвальное языкознание, которое имеет дело с ограниченными множествами языков.

Третий, высший уровень - теория языковых универсалий, или лингвистическая универсология. Она имеет дело не с отдельными языками или множествами генетически, ареально и типологически сближаемых языков, а со всеми без исключения языками мира, рассматривая их как частные проявления единого человеческого языка, хотя реально всеобщий охват многих тысяч языков невозможен и приходится ограничиваться одинаковыми по объёму выборками языков из разных регионов мира, разных языковых семей и разных типов языков (порядка 100 отдельных языков).

Универсологию интересуют языковые универсалии, т.е. всеобщие, сущностные признаки, обнаруживаемые во всех или в большинстве языков мира. Часто универсалией называют также и высказывание (суждение) о такой закономерности, присущей человеческому языку. Идея универсалий разрабатывалась Яном Амосом Коменским, Рожером Бэконом и др. В 13 в. появился термин grammatical universalis. С появлением в 1660 г. знаменитой "Грамматики Пор-Рояля / Пор-Руаяля" Антуана Арно и Клода Лансло проблема универсалий становится одной из центральных в теоретической грамматике (сегодня в этом случае говорят об общей лингвистике).

Примеры абсолютных универсалий:

· - Во всех языках есть местоимения.

· - Во всех языках имеются модальные значения (У. Вайнрайх).

· - В системе личных местоимений обязательно различение 1-го, 2-го и 3-го лица (т.е. участников и не-участников коммуникативного акта, а также говорящего и слушающего).

· - Если есть противопоставление по числу у существительных, то это же противопоставление есть и у местоимений (Языковые универсалии 1969, 335).

· - Количество противопоставлений по категории лица у притяжательных местоимений или притяжательных аффиксов не выше, чем то, которое имеется у личных местоимений (Соколовская 1980, 98).

Примеры статистических универсалий:

· - Почти во всех языках имеется не менее 2 гласных фонем. Исключения: язык аранта в Австралии, тонкава (индейский язык), абазинский (кавказская семья). Согласно ларингальной гипотезе Ф. Соссюра, один гласный был в раннем индоевропейском языке8.

· - В большинстве языков имеется носовой согласный. Исключение три языка салишской группы (Успенский 1965, 191).

 

14. Понятие языковых универсалий. Индуктивные и дедуктивные универсалии. Принципы систематизации универсалий.

Универсалии - совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в них выражающихся. [Ожегов]

Теория языковых универсалий рассматривает и определяет:

. Общие свойства всех человеческих языков в отличие от языков животных. Например, в человеческом языке канал для любой языковой коммуникации является вокально-слуховым: на языке человека возможно легко создавать и легко воспринимать новые сообщения.

. Совокупность содержательных категорий, теми или иными средствами выражающихся в каждом языке. Например, во всех языках выражены отношения между субъектом и предикатом, категории посессивности, оценки, определённости или неопределённости, множественности.

. Общие свойства самих языковых структур, относящиеся ко всем языковым уровням. Например, во всяком языке не может существовать менее десяти и более восьмидесяти фонем; если в языке существует сочетание согласных вида «плавный + носовой», то существует сочетание вида «плавный + шумный» и т.д.

Языковые универсалии по своей природе являются обобщенными высказываниями о тех свойствах и тенденциях, которые присущи любому языку и разделяются всеми говорящими на этом языке. Поэтому они составляют самые общие законы лингвистики.

Дедуктивные и индуктивные универсалии


Утверждение о том, что то или иное явление универсально, может реально означать две вещи:

а) «это явление имеет место во всех известных исследователю языках» (и, по экстраполяции, он предполагает, что оно, вероятно, имеет место и в языках ему неизвестных);

б) «это явление должно иметь место во всех языках».

В первом случае, естественно, возникает вопрос, насколько представителен тот материал, из которого исходит данный исследователь, и, следовательно, насколько правомерна подобная экстраполяция. Во втором случае возникает вопрос о тех основаниях, на которых базируется исследователь, приписывая каждому языку соответствующее свойство. [Успенский]

Иначе говоря, в первом случае речь идет об индуктивных (или эмпирических), во втором - о дедуктивных универсалиях. Индуктивные универсалии являются общими для всех известных языков, а дедуктивные -обязательными для всех языков.

Прежде чем говорить об универсалиях на различных уровнях языка, необходимо сообщить о классификации универсалий. Анализируя основные работы Дж. Гринберга и Р.О. Якобсона можно выявить несколько видов универсалий.

 

Уровневая классификация универсалий — это наиболее орга­ничная для языкознания систематизация, поэтому ее можно назвать содержательной. Помимо того, универсалии систематизируются по некоторым другим признакам — методологическим, формально-ло­гическим, количественным признакам: 1) дедуктивные и индуктив­ные универсалии 2) полные (или абсолютные) и статистические универсалии (или «почти-универсалии»), 3) простые и импликативные универсалии 4) универ­салии, относящиеся к структуре языка (в соссюровском смысле), и универсалии, относящиеся к речи (речевые универсалии),5) универсалии, относящиеся к статике языка, и уни­версальные закономерности в исторических изменениях языков (диахронические универсалии).





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.