Модель взаимодействия пользователя с ЭВМ. Факторы комфорта. 
Анализ данной диаграммы позволяет определить следующие требования к организации взаимодействия «человек – компьютер»: – обеспечение выдачи данных в систему с рабо- чего места пользователя непосредственно после их подготовки; – формирование результатов работы системы непосредственно после их получения; – осуществление запроса на выполнение тех или иных действий в рамках системы. Чтобы работа с любой системой на базе ЭВМ была удобной, пользователь должен при взаимодействии с системой ощущать комфорт. Таким образом, на удобство работы влияют факторы, которые вызывают чувство комфорта. Их можно разделить на три большие группы 
Процедура проектирования пользовательского Интерфейса Проектирование ПИ превратилось в самостоятельную проблему, зачастую превосходящую по сложности проблему разработки кодов программы, и требует, как и процесс проектирования любой сложной системы, соответствующих методов и средств. Современные подходы к проектированию ПИ базируются на определенной методологической основе, которая выделяет три ключевые проблемы организации процесса проектирования ПИ: идентификация информации, необходимой для проектирования, определение и структурирование собственно процесса проектирования и, наконец, цели и порядок проведения эргономической экспертизы. На рис. приведена упрощенная последовательность этапов проектирования ПИ. Среди задач, которые необходимо решать при проектировании интерфейса, можно выделить: – проектирование деятельности оператора по выполнению конкретных работ с помощью создаваемой системы; – проектирование архитектуры и функций интерфейса; – концептуализацию и реализацию форм диалога; – разработку техники общения оператора с интерфейсом, форматов отображения информации и т.д. Все перечисленные здесь задачи являются взаимосвязанными и поэтому в процессе проектирования интерфейсов решаются в определенной последовательности. В настоящее время известно значительное число подходов к проектированию интерфейсов и подавляющее большинство из них базируется на следующих основных принципах: – ориентация на потенциального пользователя (оператора) на всех этапах создания системы; – интерактивность и итеративность процесса проектирования; – опытно-экспериментальная проверка проекта интерфейса на каждом этапе его разработки. Профили пользователей Сам термин взаимодействие «человек-компьютер» говорит о наличии человека в качестве одной из сторон взаимодействия. Однако это отнюдь не «обычный человек» или «среднестатистический пользователь». Каждая система, каждый интерфейс предназначен для использования изредка одной, а чаще – несколькими конкретными категориями пользователей, которые обладают определенными характеристиками. Для определения характеристик аудитории продукта и составляются пользовательские профили. Для сбора информации о пользователях используются различные методы: как качественные (например, проведение интервью с пользователями конкурирующих продуктов), так и количественные (к примеру, если есть возможность, можно провести формализованное анкетирование пользователей). Кроме непосредственного сбора информации, разработчики могут сами описывать аудиторию программного продукта на основе своего опыта. В результате работ по определению пользовательских профилей, разработчики получают описание главных категорий пользователей, причем часто одна из этих категорий может определяться как основная. Точное их количество, разумеется, зависит от продукта. Для системы, рассчитанной на широкую аудиторию, количество категорий пользователей будет больше, нежели для продукта, предназначенного для использования исключительно специалистами. Пример профиля. 
|