Критерии эргономичности интерфейса Существует четыре основных (все остальные – производные) критерия эргономичности (качества) любого интерфейса, а именно: · Скорость работы пользователей · Количество человеческих ошибок · Скорость обучения · Субъективная удовлетворенность пользователей Подразумевается, что соответствие интерфейса задачам пользователя является неотъемлемым свойством интерфейса. Производительность Существует две разных производительности - производительность компьютера и производительность человека. Производительность компьютера – широко известное техническое понятие и для ее увеличения существует множество методов. Увеличение производительности компьютера ускоряет все процессы, повышает эффективность их выполнения и уменьшает стоимость одной операции. Увеличение производительности компьютера обычно приводит к увеличению производительности человека, но есть и исключения. Во-первых, для этого нужно увеличить производительность всего компьютера, а не только одной его части. За последние 20 лет сложилась странная ситуация - в то время как мощность компьютеров увеличилась в несколько тысяч раз, скорость работы пользователя в некоторых случаях даже замедлилась из-за непомерно раздутых операционных систем и программ. К счастью, существует много способов повысить производительность человека, не затрагивая аппаратную часть компьютера. Производительность находится в прямой зависимости от длительности выполнения работы пользователем. Длительность выполнения работы пользователем состоит из · Длительности восприятия исходной информации · Длительности интеллектуальной работы · Длительности физических действий пользователя · Длительности реакции системы Как правило, длительность реакции системы является наименее значимым фактором. Длительность интеллектуальной работы Взаимодействие пользователя с системой (не только компьютерной) состоит из семи шагов: 1. формирование цели действий; 2. определение общей направленности действий; 3. определение конкретных действий; 4. выполнение действий; 5. восприятие нового состояния системы; 6. интерпретация состояния системы; 7. оценка результата. Длительность физических действий пользователя Любое физическое действие, совершаемое с помощью мускулатуры, может быть или точным или быстрым. Вместе точность и быстрота встречаются исключительно редко, поскольку для этого нужно выработать существенную степень автоматизма. Объясняется это сугубо физиологическими факторами: при резком движении невозможно быстро остановиться, соответственно, чем точнее должно быть движение, тем более плавным и замедленным оно должно быть. Таким образом, чтобы физическое действие пользователя было быстрым, оно не должно быть точным. Пользователь, как правило, управляет компьютером двумя способами, а именно мышью и клавиатурой. Клавиатура не требует особой точности движений – неважно, быстро нажали клавишу или медленно, равно как сильно или слабо. Мышь, напротив, инерционна – есть разница между медленным её перемещением и быстрым, сильным приложенным усилием и слабым. Именно поэтому оптимизация использования мыши в системе может существенно повысить общую скорость работы. Мышь не является прецизионным инструментом. Проверить это очень легко – попробуйте мышью нарисовать ровный круг. Соответственно, мышь не предназначена для очень точных, в 1 или 2 пикселя, манипуляций, например, в графических программах всегда есть возможность перемещать объекты клавишами со стрелками. Именно поэтому любой маленький интерфейсный элемент будет всегда вызывать проблемы у пользователей. Ниже рассмотрены факторы влияющие на длительность физических действий пользователя и методы уменьшиения этой длительностию. · Закон Фитса · Методы повышения доступности кнопки · Уменьшение числа манипуляций · Уменьшение необходимости ввода данных · Память программы Закон Фитса В 1954 году Поль Фитс (Paul Fitts) сформулировал правило, в наиболее практичной формулировке ставшее известным как Закон Фитса: Время достижения цели обратно пропорционально размеру цели и дистанции до цели |