Классификация городского транспорта Элементы транспортной системы города На определенном этапе развития общества транспортную систему можно рассматривать как совокупность транспортных средств и (автомобили, автобусы, троллейбусы, поезда метрополитена, самолеты, речные и морские суда, железнодорожные поезда и т.д.) и транспортных устройств (улицы, дороги, рельсовые пути, вокзалы, аэропорты, гаражи, депо, мастерские по ремонту подвижного состава и т.п.), обеспечивающие перевозку пассажиров и доставку грузов между населенными пунктами и в их пределах. Совокупность структурных элементов транспортных устройств, обеспечивающих функционирование транспортной системы города или региона образует транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура включает: - сеть улиц и дорог с выделением магистральной уличной сети. включая остановочные и оборотные пункты маршрутов МПТ; - внеуличная транспортная сеть: наземная(полотно скоростного трамвая), надземная(эстакады, монорельсовая дорога), подземная (линии скоростного трамвая и метрополитена); - транспортно-пересадочные узлы; - сети внешнего (междугородного) транспорта, проложенные через городские планировочные структуры, включая вокзалы внешнего транспорта; - сооружения по обслуживанию транспортного хозяйства (парки, депо для стоянки, ремонта и обслуживания подвижного состава, грузовые терминалы или станции, энергетическое хозяйство). Транспортная инфраструктура – подсистема транспортной системы, которая включает также объекты, обеспечивающие управление пассажирскими и грузовыми перевозками, взаимодействие видов транспорта, координацию их работы и планирование развития. Современные транспортные системы сложились в процессе непрерывного повышения к ним требований растущих городов и в условиях непрерывного развития транспортных средств и транспортной инфраструктуры. Транспортные средства (подвижной состав) как наиболее активный элемент транспортной системы, непрерывно совершенствуясь и увеличивая свою численность, предъявляет все новые повышенные требования к транспортной инфраструктуре и, в частности, к городским путям сообщения (обеспечение нормативных радиусов закруглений на поворотах трассы, наличие ограждений, обустройство техническими средствами организации движения и т.п.). Однако, есть и обратное влияние путей сообщения на технические показатели и типы подвижного состава, например: - узкие улицы и малые радиусы поворотов ограничили развитие подвижного состава по ширине и длине – появились 2-х-этажные автобусы; - частые пересечения улиц и малые перегоняя привели к ограничению конструктивных скоростей и одновременно к повышению ускорений и тормозных замедлений. Классификация городского транспорта Городской транспорт подразделяется пассажирский, грузовой и специальный. К пассажирскому транспорту относятся: - автомобильный (автобусы, микроавтобусы, индивидуальные автомобили); - электрический рельсовый уличный и внеуличный (трамвай); - электрический дорожный (троллейбус) ; - монорельсовый надземный; - рельсовый подземный (метрополитен) ; - рельсовый надземный (электропоезда на эстакаде) ; - водный (речной и морской). Внутригородской грузовой транспорт обычно использует: - грузовые автомобили; - троллейбусы; - трамваи. Специальный транспорт подразделяется на: - санитарно-технический; - коммунальный; - медицинский; - противопожарный; - аварийный технический. Пассажирский транспорт подразделяется на три группы: а) общественный (массовый) транспорт общего пользования - электрифицированные железные дороги, метрополитен, монорельсовый транспорт, троллейбус, автобус, конвейерный транспорт, вертолеты; б) общественный транспорт индивидуального пользования – такси, легковые автомобили проката и ведомственные; в) личный индивидуального пользования – легковые автомобили, мотороллеры, мотоциклы и велосипеды (основное назначение – обеспечение индивидуальных перемещений гражданина по транспортной системе города или региона). Общественный и личный транспорт индивидуального пользования по условиям организации движения можно объединить под названием - легковой автомобильный транспорт. В отличие от легкового автомобильного транспорта массовый транспорт общего пользования отличается: - значительной вместимостью подвижного составпа; - большой провозной способностью; - работой на установленных маршрутах. Основное назначение: обеспечение массовых перевозок пассажиров. Основные функции: осуществление внутрирайонных, межрайонных и внутригородских перевозок пассажиров. Классификация массового пассажирского транспорта может быть произведена по различным признакам: по расположению транспортных линий относительно городской УДС: - уличный (наземный) пассажирский транспорт (автобус, троллейбус, трамвай); - внеуличный транспорт (различные виды метрополитена, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, скоростной подземный трамвай, монорельс, вертолеты); по характеру путевых устройств: - рельсовый (различные виды метрополитена, монорельс, городская железная дорога, трамвай); - безрельсовый (автобус, троллейбус); по роду используемой двигательной силы: - с электрическим двигателем (метрополитен, глубокие вводы электрифицированных железных дорог, трамвай, троллейбус, монорельсовый транспорт). Внутри этой группы выделяются две подгруппы: с верхним токосъемом (троллейбус, трамвай, городская железная дорога); с нижним токосъемом (различные виды метрополитенов, монорельс); - с двигателем внутреннего сгорания (автобус, речной трамвай, вертолеты). |