ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ИНОСТРАННЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ Основанием для оказания международной правовой помощи является письменное поручение (просьба, запрос, требование) уполномоченного органа другого государства. Под условием оказания международной правовой помощи по уголовным делам понимается предписание нормативного правового акта, либо международного договора (соглашения), которое должно быть соблюдено компетентным органом другого государства для того, чтобы уполномоченный орган, получивший поручение (просьбу, запрос, требование), мог приступить к его исполнению. Общие условия оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности содержатся в ст. 470 УПК, которые с определенными оговорками можно применить и к конвенционной форме международной помощи по уголовным делам. В качестве таких общих условий называется наличие: 1) заверенной копии решения органа иностранного государства, ведущего уголовный процесс, о производстве соответствующих процессуальных действий; 2) письменного обязательства органа иностранного государства об оказании международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности; 3) письменного обязательства органа иностранного государства о соблюдении условий осуществления отдельных видов международной правовой помощи по уголовным делам; 4) иных документов и материалов, необходимых для исполнения поручения (просьбы, запроса, требования); 5) заверенного письменного перевода поручения (просьбы, запроса, требования) органа иностранного государства и прилагаемых к нему указанных выше документов. Получив поручение (просьбу, запрос, требование) иностранного учреждения юстиции, запрашиваемый государственный орган уведомляет отправителя о месте и времени его исполнения. В ходе выполнения поручения (просьбы, запроса, требования) компетентные органы запрашиваемого государства применяют нормы национального законодательства. Однако по просьбе запрашивающего государства могут быть использованы положения его уголовно-процессуального закона, если они не противоречат законодательству запрашиваемой стороны. При этом процессуальные действия должны проводиться должностными лицами запрашиваемого государства. Представители запрашивающей стороны только присутствуют при их производстве (ч. 1 ст. 8 Минской и Кишиневской конвенций). В тех случаях, когда иностранное государственное учреждение, которому поступило поручение (просьба, запрос, требование), не правомочно его исполнять, оно передает этот документ компетентному органу своей страны. Некоторые международные договоры предусматривают обязанность иностранных компетентных учреждений юстиции уведомлять об этом запрашивающую сторону (договоры с Венгрией, Вьетнамом, Китаем, Кубой, Латвией, Польшей, Сирией, Словакией, Чехией и др.). Международные договоры, как правило, не содержат указания на срок исполнения поручений (просьб, запросов, требований) об оказании правовой помощи. Только ст. 62 Кишиневской конвенции содержит положение, согласно которому поручения об оказании правовой помощи по уголовным делам исполняются в срок, предусмотренный законодательством запрашиваемой стороны. В Республике Беларусь норма, регламентирующая сходные правоотношения, содержится в ч. 4 ст. 184 УПК, согласно которой поручения следователя, органа дознания и дознавателя о проведении следственных действий в другой местности подлежат выполнению в период не позднее десяти суток. Однако, данное требование закона при исполнении международных поручений (просьб, запросов, требований) в большинстве случаев выполнить невозможно в связи длительностью процедуры их пересылки и рассмотрения всеми заинтересованными органами. Поэтому Следственным комитетом при МВД Республики Беларусь и Следственным комитетом при МВД Российской Федерации 19 июня 2001 г. а также главным управлением предварительного расследования МВД Республики Беларусь и Главным следственным управлением МВД Украины 3 марта 2006 г. подписаны протоколы о взаимодействии, согласно которым поручения об оказании правовой помощи исполняются в срок не более тридцати суток, а в особых случаях по соответствующей просьбе – не более десяти суток со дня их поступления. Часть 1 ст. 62 Кишиневской конвенции допускает при необходимости продление срока исполнения поручения по согласованию с запрашивающим учреждением юстиции, однако вынесения постановления об этом данный международный договор не требует. Вместе с тем по общему правилу международная правовая помощь по уголовным делам не оказывается, если(ст.ст. 89, 102, 112 Кишиневской конвенции, гл. 51 УПК и др.): 1. Оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой стороне, либо противоречит ее законодательству, а также международным договорам; 2. Деяние, в связи с которым поступило поручение (просьба, запрос, требование) органа иностранного государства, не является преступлением в соответствии с уголовным законом запрашиваемой стороны. Исключение из этого правила составляют ч. 2 ст. 72 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба и ч. 2 ст. 83 Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой, согласно которым обязанность осуществления уголовного преследования на территории одной из договаривающихся сторон распространяется и на такие правонарушения, которые по законодательству запрашивающей стороны рассматриваются как преступления, а по законодательству запрашиваемой стороны – как административные правонарушения. Применение указанных требований договоров с Кубой и Чехословакией в настоящее время невозможно в силу их противоречия ст.ст. 3, 6 и ряду других норм Уголовного кодекса Республики Беларусь, согласно которым преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только данным нормативным правовым актом; 3. Поручение (просьба, запрос, требование) направлено в связи уголовным преследованием или наказанием лица по признаку расы, пола, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или в связи с его политическими убеждениями; 4. По факту, относительно которого направлено поручение (просьба, запрос, требование), в запрашиваемом или в третьем государстве принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу либо уголовного преследования; 5. Уголовное преследование или исполнение приговора ограничены в Республике Беларусь сроком давности привлечения лица к уголовной ответственности; 6. Иностранным государством не соблюдается принцип взаимности. В некоторых случаях о несоблюдении другой страной принципа взаимности будут свидетельствовать положения ее национального законодательства. Например, нормативные акты США запрещают выдачу лица при отсутствии соответствующего международного договора. Существуют и другие основания отказа в выполнении поручений (просьб, запросов, требований) по отдельным видам международной правовой помощи по уголовным делам, а также на основе принципа взаимности. Например, просьба о передаче лица в иностранное государство для отбывания наказания не может быть исполнена, если вред, причиненный преступлением, совершенным на территории Республики Беларусь, не возмещен в установленном законом порядке (ст. 483 УПК). Кроме того, некоторые страны, ссылаясь на недоверие правовой системе Беларуси, не оказывают помощь компетентным органам нашей республики. В случае отказа в исполнении поручения (просьбы, запроса, требования), оно возвращается запрашивающей стороне с указанием обстоятельств, препятствующих его исполнению. Порядок оказания правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности в Республике Беларусь отличается от общего. Так, согласно ст. 495 УПК, рассмотрев просьбу органа иностранного государства и иные материалы, необходимые для ее исполнения, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь или их заместители принимают решение об: 1) исполнении просьбы; 2) исполнении просьбы в определенной части; 3) отсрочке в исполнении просьбы; 4) отказе в исполнении просьбы. Решения Генерального прокурора или его заместителя, указанные в пунктах 1 – 3, принимаются в форме поручений. А решения о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования, отбывания наказания либо о выдаче на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого, а также решения об отказе в исполнении просьбы – в форме постановлений. Председатель Верховного Суда или его заместитель принимают решения по просьбам органов иностранных государств только в форме постановлений. Придя к выводу о необходимости полного или частичного исполнения просьбы запрашивающей стороны, Генеральный прокурор, Председатель Верховного или их заместители в постановлении (поручении) указывают органы уголовного преследования или суды, которым поручается исполнение или организация исполнения данной просьбы, ее положения, подлежащие выполнению, сроки исполнения и иные необходимые сведения (например, указание о необходимости присутствия в ходе проведения следственного действия уполномоченных должностных лиц другого государства). Генеральная прокуратура или Верховный Суд уведомляют запрашивающий орган иностранного государства о решении, принятом по его просьбе. Если вынесено постановление об отказе в исполнении просьбы, то данное учреждение уведомляется об обстоятельствах, препятствующих ее исполнению. Имеет свои особенности и порядок принятия решения о направлении поручений (просьб, запросов, требований) об оказании правовой помощи белорусского органа, ведущего уголовный процесс, в другое государство. Данные процессуальные документы пересылаются в компетентный орган для проверки (в системе МВД – сначала в предварительное расследование ГУВД-УВД-УВДТ, а после – в предварительное расследование МВД). Затем, в зависимости от порядка, установленного международным договором или УПК, поручения (просьбы, запросы, требования) могут быть направлены в Генеральную прокуратуру, Верховный Суд или Министерство иностранных дел Республики Беларусь для их передачи в другое государство. Отступления от этого порядка возможны лишь при осуществлении взаимодействия в рамках Кишиневской конвенции, положения которой позволяют сотрудничать на территориальном уровне (в системе МВД – ГУВД-УВД-УВДТ). При направлении отечественным компетентным органом просьбы об оказании правовой помощи на основе принципа взаимности и изучении ее всеми уполномоченными лицами, последняя пересылается Генеральному прокурору Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или их заместителям, которые в пределах своей компетенции рассматривают ее и выносят постановление о направлении просьбы в орган иностранного государства либо об отказе в ее направлении. О принятом решении уведомляется учреждение, направившее просьбу. Если орган иностранного государства, которому направлена просьба, связывает ее исполнение с необходимостью соблюдения каких-либо дополнительных условий, то они могут быть выполнены по решению Генерального прокурора Республики Беларусь, Председателя Верховного Суда Республики Беларусь или их заместителей, если это не противоречит законодательству нашей страны. |