ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ЛИТЕРАТУРА Нормативные правовые акты О международной правовой помощи по уголовным делам: Закон Респ. Беларусь, 18 мая 2004 г. (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 22 января 1993 года в городе Минске : Постановление Верховного Совета Респ. Беларусь, 10 июня 1993 г., № 2354-XII: в ред. Протокола от 28.03.1997 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 207-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 июля 1999 г., № 295–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, от 09 июля 1999 г., № 275–З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. Основная Сборник образцов уголовно-процессуальных документов с комментариями. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование: учеб.-практ. пособие / Г.Н. Васильев, М.И. Ешманский, Е.И. Климова [и др.]; под общ. ред. М.А. Шостака. – Минск: Амалфея, 2006.–704 с. Дополнительная О практике применения судами норм международных договоров Республики Беларусь в области правовой помощи по уголовным делам (по материалам обзора судебной практики) // Судовы веснік. – 2007. – №4. – с. 54-57. Самарин, В.И. Взаимодействие органов Республики Беларусь, ведущих уголовный процесс, с учреждениями юстиции иностранных государств по уголовным делам : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / В.И. Самарин ; Акад. МВД Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – 154 л. Цветкова, Е.Е. Международная правовая помощь как форма сотрудничества государств / Е.Е. Цветкова // Юридический журнал. – 2008. – № 1. – С. 63–66. Шкаплеров, Ю.П. Форма и содержание документов об оказании международной правовой помощи по уголовным делам / Ю.П. Шкаплеров // Законность и правопорядок. - 2011. - № 3 (19). -С. 46-48. Шостак, М.А. Международное сотрудничество органов предварительного следствия МВД Республики Беларусь по уголовным делам // А.С. Стешенко, М.А. Шостак // Бюллетень Следственного комитета при МВД Республики Беларусь. – 2000. – № 13. –С. 5-63. ВВЕДЕНИЕ Учебная цель – сформировать знания о понятии и юридических основах международной правовой помощи по уголовным делам; порядке сношений органов Республики Беларусь, ведущих уголовный процесс, с органами уголовного преследования и судами иностранных государств и объеме правовой помощи, основаниях и порядке оказания международной правовой помощи по уголовным делам на основе международных договоров и на основе принципа взаимности. Воспитательная цель - привить убежденность о недопустимости нарушений закона при оказании международной правовой помощи по уголовным делам. Границы государства никогда не препятствовали осуществлению преступной деятельности, особенно в современных условиях, когда развитие международных связей, обусловленное интенсивными интеграционными процессами, достигло наибольшей высоты. В настоящее время одной отдельно взятой стране не под силу обеспечить надлежащий уровень борьбы с преступностью, так как последняя становится все более транснациональной. Криминальные сети охватывают многие государства, а лица, совершившие уголовно-наказуемые деяния, в силу развития транспортной инфраструктуры без особых усилий могут скрыться за рубежом. На территории другой страны также могут оказаться свидетели и потерпевшие, вещественные доказательства и т.п. Поэтому существует необходимость в международном сотрудничестве в области противодействия преступности. Одним из направлений такого сотрудничества является международная правовая помощь по уголовным делам. Компетентные органы Республики Беларусь активно взаимодействуют с другими государствами в правоохранительной сфере: ежегодно за рубеж направляется около 900 документов, содержащих просьбы об оказании международной правовой помощи по уголовным делам, в то же время для исполнения поступает около 400 поручений (просьб) иностранных учреждений юстиции. Таким образом, в нашей стране сложилась определенная система сотрудничества с иностранными правоохранительными органами в сфере уголовного судопроизводства, в связи с чем, должностные лица, осуществляющие производство по уголовным делам, должны обладать знаниями об основаниях, условиях и механизме оказания международной правовой помощи, порядке подготовки и исполнения документов, содержащих просьбу об оказании такой помощи в соответствии с международными договорами и на основе принципа взаимности. ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ Институт международной правовой помощи по уголовным делам неразрывно связан с возникновением и существованием государства. На древнебелорусских землях (особенно это касается Турова) нормы, регламентирующие отношения, связанные с межгосударственным сотрудничеством в борьбе с преступностью, впервые были закреплены в договорах киевских князей с Византией 911 г., 945 г. и 971 г. В указанных документах имелись положения, устанавливающие, что киевские подданные, совершившие преступления в Византии, должны выдаваться для наказания отечеству, а греки – отсылаться в Византию, хотя некоторые ученые интерпретируют эти требования как гражданско-правовые механизмы возвращения на родину должника[1]. Необходимо отметить, что вплоть до ХIХ века выдача преступников (экстрадиция) являлась практически единственным видом противодействия преступности на международном уровне. Не является исключением из этого правила Мирный договор 1323 г. Великого князя Гедимина с Орденом, датским наместником Ревельской земли, епископами и Ригой, одно из требований которого гласило: «Если бежит холоп одной страны в другую, то следует выдать его, когда потребуют»[2]. Статуты Великого княжества Литовского также упоминали о выдаче бежавших слуг и челяди[3]. С вхождением белорусских земель в состав России, здесь начали действовать законы и международные договоры Российской империи, а затем – Советского государства. В качестве примера можно привести конвенции об экстрадиции, заключенные Россией с Нидерландами (1867 г.), Италией (1871 г.) и др. После революции 1917 г. международные связи в сфере противодействия преступности были прерваны, т.к. Советский Союз оказался в изоляции, которая фактически длилась вплоть до последних лет его существования. Исключение из этого правила составили договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам со странами социалистического содружества: Корейской Народно-Демократической Республикой (1957 г.), Чехословацкой Социалистической Республикой (1957 г.), Венгерской Народной Республикой (1958 г.) и др. В дальнейшем, благодаря усилиям правительства СССР, договоры, регламентирующие межгосударственное взаимодействие в борьбе с преступностью, были заключены с Иракской Республикой (1973 г.), Греческой Республикой (1981 г.), Республикой Кипр (1984 г.) и другими странами. С обретением независимости в 1991 г. Республика Беларусь начинает самостоятельно осуществлять международное сотрудничество в рассматриваемой сфере. Определение понятия «международная правовая помощь по уголовным делам содержится в законе Республики Беларусь «О международной правовой помощи по уголовным делам». Согласно ст. 1 данного нормативного правового акта международная правовая помощь по уголовным делам – это выполнение органами Республики Беларусь, ведущими уголовный процесс, процессуальных и иных действий по просьбе органов иностранных государств, компетентных принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи по уголовным делам, а также выполнение аналогичных действий органами иностранных государств, ведущими уголовный процесс, по просьбе органов Республики Беларусь, ведущих уголовный процесс, в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на основе принципа взаимности[4]. Указанное легальное определение, по мнению В.И. Самарина, является довольно общим и не дает конкретного представления о деятельности, осуществляемой в процессе международной правовой помощи по уголовным делам. Кроме того, в понятие «правовой помощи» закон включает любые действия, осуществляемые по просьбе компетентного органа другого государства, в том числе – вне уголовного процесса. В связи с чем под международной правовой помощью по уголовным делам данный автор предлагает понимать выполнение на основании международных договоров или принципа взаимности органами, ведущими уголовный процесс, по просьбе компетентных органов иностранных государств процессуальных и иных облеченных в уголовно-процессуальную форму действий для своевременного и полного расследования преступлений, осуждения лиц, виновных в совершении преступлений, исполнения наказаний и ресоциализации осужденных[5]. Международную правовую помощь по уголовным делам понимают, в том числе, как совокупность юридических норм, содержащихся в международных договорах, национальных нормативных правовых актах[6]. Международная правовая помощь характеризуется наличием следующих отличительных признаков: - является неотъемлемым условием осуществления правосудия; - монопольным субъектом оказания данного вида помощи выступает государство в лице соответствующих органов; - в качестве источников помощи рассматриваются юридические нормы, закрепленные как на национальном, так и на международном уровне (содержащиеся в договорах, соглашениях); - объем оказываемой международной помощи зависит от состояния связей и уровня взаимоотношений между государствами; - представляет собой правовую форму реализации юридической обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с нормами международного права; - является следствием территориальной ограниченности суверенитета государства; - неразрывно связана с защитой прав и законных интересов граждан[7]. Международная правовая помощь по уголовным делам осуществляется в трех формах: - договорно-правовой (конвенционной): при наличии заключенных международных договоров (соглашений). По общему правилу международная правовая помощь оказывается лишь при наличии договора, заключенного уполномоченными органами двух и более государств. Отсутствие такового выступает в качестве основания для отказа в проведении процессуальных действий на территории другой страны; - бездоговорной (на основе принципа взаимности). Под принципом взаимности подразумевается принцип, в соответствии с которым международная правовая помощь по уголовным делам оказывается при отсутствии действующего межгосударственного (межведомственного) договора (соглашения) на основе письменного обязательства уполномоченного органа от имени государства оказать при необходимости аналогичную правовую помощь в будущем; - организационной (институционной): в рамках международных организаций (Интерпол и т.п.). Юридическую основу международной правовой помощи по уголовным делам в Республике Беларусь составляет Конституция, международные договоры, Уголовный кодекс (УК), Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), законы «О международной правовой помощи по уголовным делам»[8], «О международных договорах Республики Беларусь»[9], «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении некоторых международных договоров о правовой помощи»[10] и др. Конституция Республики Беларусь содержит базовые начала регламентации вопросов выдачи лица для привлечения к уголовной ответственности. Согласно ч. 3 ст. 10 Основного Закона гражданин нашей страны не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь. Кроме этого, ст. 8 Конституции, закрепляющая право Беларуси на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них, создает основу для институционного механизма противодействия преступности на международном уровне. Международные договоры в соответствии с законом «О международных договорах Республики Беларусь» могут быть многосторонними и двусторонними, а также межгосударственными, межправительственными или межведомственного характера. Важнейшими многосторонними договорами по вопросам сотрудничества в области уголовного судопроизводства в настоящее время являются: - Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ратифицирована 3 мая 2003 г.) и дополнительные протоколы к ней [11]; - Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. (ратифицирована 25 ноября 2004 г.)[12]; - Конвенция государств – участников Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. (Минская конвенция). Ратифицирована 10 июня 1993 г.[13]; - Конвенция государств – участников Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция). Ратифицирована 14 июня 2003 г.[14] Положения данного многостороннего договора применяются при взаимодействии Республики Беларусь с Азербайджанской Республикой, Кыргызской Республикой, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан. В отношениях с остальными странами-участницами СНГ, которые не присоединились к Кишиневской конвенции (Грузией[15], Республикой Молдова, Республикой Узбекистан, Российской Федерацией, Украиной, Туркменистаном) компетентным органам Беларуси необходимо руководствоваться Минской конвенцией; - Договор государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма от 5 октября 2007 г. (ратифицирован 16 июля 2008 г.)[16]. Помимо этого, Республикой Беларусь с рядом государств заключены двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам. Например, Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 20 октября 1992 г. (ратифицирован 3 февраля 1993 г.)[17], Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 11 января 1993 г. (ратифицирован 10 июня 1993 г.)[18], Договор между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой о выдаче от 22 июня 1995 г. (ратифицирован 26 ноября 1996 г.)[19], Договор между Республикой Беларусь и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, трудовым и уголовным делам от 26 октября 1994 г. (ратифицирован 9 февраля 1995 г.)[20], Договор между Республикой Беларусь и Сирийской Арабской Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 23 сентября 2008 г. (ратифицирован 7 мая 2009 г.)[21] Договор между Республикой Беларусь и Боливарианской Республикой Венесуэла о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 16 октября 2010 г. (ратифицирован 5 июля 2011 г.)[22] и др. Беларусь проводит работу по подтверждению правопреемства в отношении двусторонних договоров по вопросам борьбы с преступностью, заключенных уполномоченными органами Советского Союза. В настоящее время отечественные учреждения юстиции при осуществлении международной правовой помощи могут руководствоваться Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республикой об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 июля 1958 г. (правопреемство в отношении договора объявлено 1 ноября 2002 г.)[23], Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Социалистической Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 12 августа 1982 г. (правопреемство Республикой Беларусь по отношению к Чехии подтверждено – 23 октября 2002 г.[24], по отношению к Словакии – 27 июня 2007 г. [25]), Договором между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Куба о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 28 ноября 1984 г. (правопреемство Республикой Беларусь объявлено 1 ноября 2002 г.[26]). 11 марта 1994 г. Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь подтверждено правопреемство нашей страной в отношении Договора между Финляндской Республикой и Союзом Советских Социалистических Республик о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 11 августа 1978 г.[27] Однако Финляндия до настоящего времени не приняла решение о правопреемстве по данному договору в отношении Республики Беларусь, в связи с чем при необходимости оказания международной правовой помощи по уголовным делам на территории Финляндской Республики, ее следует осуществлять на основе принципа взаимности. При отсутствии международных договоров либо в их дополнение применяются межправительственные и межведомственные соглашения, среди которых можно выделить: - Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Эстонской Республики о сотрудничестве в борьбе с преступностью (вступило в силу 3 декабря 2004 г.)[28]; - Соглашение между Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством внутренних дел Румынии о сотрудничестве в борьбе с преступностью (вступило в силу 23 июля 1997 г.)[29]. При направлении материалов, касающихся оказания правовой помощи по уголовным делам, также следует учитывать положения международных договоров, участницей которых Беларусь не является, однако запрашиваемые государства[30] их ратифицировали. В качестве таковых можно назвать Европейскую конвенцию о выдаче (1957 г.)[31] и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.)[32], заключенные в рамках Совета Европы. УК также содержит нормы, регламентирующие оказание международной правовой помощи по уголовным делам. В частности, в ст. 7 «Выдача лица, совершившего преступление» регулируются вопросы выдачи белорусским государством другому государству граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления вне пределов республики и оказавшихся на ее территории. Однако сформулированные в указанной статье положения по большей части являются отсылочными к ратифицированным нашей страной международным договорам. На внутригосударственном уровне в качестве юридической основы международного сотрудничества по уголовным делам выступает, в том числе, и УПК. Часть 4 ст. 1 данного закона указывает на то, что международные договоры Республики Беларусь, определяющие права и свободы человека и гражданина, в уголовном процессе применяются наряду с УПК. В свою очередь, ч. 5 приведенной статьи содержит правило, согласно которому в случаях, когда в международном договоре не определяется порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам, применяются процедуры, установленные УПК. Свое развитие это положение получило в разделе ХV уголовно-процессуального закона, устанавливающем основания и порядок оказания международной правовой помощи по уголовным делам при отсутствии международных договоров на основе принципа взаимности. Юридическую основу конвенционной и бездоговорной форм международной правовой помощи по уголовным делам составляют указанные ранее законы «О международной правовой помощи по уголовным делам», «О международных договорах Республики Беларусь», «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении некоторых международных договоров о правовой помощи». Закон «О международной правовой помощи по уголовным делам» содержит дефиниции международной правовой помощи по уголовным делам, принципа взаимности, определяет компетентные органы республики, уполномоченные принимать решения по вопросам оказания международной правовой помощи на основе принципа взаимности и т.д. В свою очередь закон «О международных договорах Республики Беларусь» устанавливает порядок заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения международных договоров, а также регламентирует иные вопросы, связанные с данной сферой межгосударственного взаимодействия. Необходимость подтверждения нашей страной правопреемства в отношении договоров о правовой помощи, заключенных Союзом Советских Социалистических Республик с отдельными государствами, обусловила принятие закона «О правопреемстве Республики Беларусь в отношении некоторых международных договоров о правовой помощи», содержащего перечень международных договоров СССР, признанными обязательными для исполнения Республикой Беларусь. Помимо конвенционного механизма сотрудничества государств существует также институционный, представляющий собой взаимодействие стран в рамках международных организаций. Особая роль при этом принадлежит Международной организации уголовной полиции (Интерполу), созданной в 1923 г. В ее состав в настоящее время входит более 180 государств мира. Республика Беларусь является членом Интерпола с октября 1993 г. Согласно ст. 2 Устава этой организации целью Интерпола является обеспечение широкого взаимодействия всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создание и развитие учреждений, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней. При этом организации запрещается осуществлять вмешательство в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера. Интерпол структурно состоит из Генеральной ассамблеи, Исполнительного комитета, Генерального секретариата, а также Национальных центральных бюро (НЦБ) Интерпола, созданных в каждом государстве-участнике этой организации. НЦБ Интерпола входит одновременно в структуру организации и национального правоохранительного органа. В Республики Беларусь – в Министерство внутренних дел. Интерпол оказывает государствам помощь, прежде всего, в форме организации международного розыска: обвиняемых и осужденных с целью их выдачи; пропавших без вести лиц; похищенных культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий, автотранспортных средств и др. В двух последних случаях роль сотрудников Интерпола заключается в формировании соответствующих учетов, которыми могут воспользоваться НЦБ любой страны-члена этой организации, а также способствовании возврату людей в государства, гражданами которыми они являются, а предметов – их владельцам. Основные задачи НЦБ Интерпола при взаимодействии по уголовным делам заключаются в обеспечении эффективного обмена информацией о преступлениях, оказании содействия в выполнении обращений (просьб) компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (осуществление оперативной передачи необходимых документов), контроле за розыском и задержанием обвиняемых и осужденных. Помимо этого, НЦБ Интерпола также объявляет международный розыск и т.д. Таким образом, деятельность Интерпола не заменяет, а дополняет конвенционный механизм сотрудничества государств в сфере противодействия преступности, позволяя во многих случаях оперативно решать организационные задачи. ПОРЯДОК СНОШЕНИЙ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ВЕДУЩИХ УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС, С ОРГАНАМИ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И СУДАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ И ОБЪЕМ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ Конвенции, международные договоры и соглашения по вопросам координации борьбы с уголовно-наказуемыми деяниями, а также УПК предусматривают, как правило, стандартные виды правовой помощи по уголовным делам, к которым относятся: 1. Содействие в вызове участников уголовного процесса для производства процессуальных действий на территории запрашивающего государства; 2. Вручение документов, связанных с производством по уголовному делу; 3. Передача предметов; 4. Проведение следственных действий; 5. Передача лиц, заключенных под стражу, или отбывающих наказание в виде лишения свободы, для проведения с их участием следственных и иных процессуальных действий; 6. Установление личности и места нахождения лиц; 7. Наложение ареста на имущество, его конфискация и передача запрашивающему государству; 8. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение (экстрадиция); 9. Осуществление уголовного преследования; 10. Исполнение судебного решения иностранного государства; 11. Обмен информацией (информирование о действующем национальном законодательстве и практике его применения; предоставление справочной информации о лицах, подозреваемых в совершении преступлений, формах и способах преступной деятельности, возбуждении уголовных дел, результатах предварительного расследования и т.п.); 12. Любая иная помощь, не противоречащая законодательству запрашиваемой стороны (получение заявлений от участников уголовного процесса, предоставление оригиналов или заверенных копий документов и др.). Государства видоизменяют этот перечень, руководствуясь своими интересами и внутренним законодательством. Поэтому при направлении документов, касающихся правовой помощи по уголовным делам, необходимо учитывать положения тех договоров, участником которых является запрашиваемая сторона, так как именно эти договоры будут определять объем такой помощи. Схожесть по целям и порядку осуществления некоторых видов международной правовой помощи позволяет объединить их в следующие группы: 1. Проведение следственных и иных процессуальных действий; 2. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение; 3. Осуществление уголовного преследования; 4. Исполнение судебного решения иностранного государства; 5. Иная помощь, в том числе связанная с предоставлением информации. Сношения органов Республики Беларусь, ведущих уголовный процесс, с органами уголовного преследования и судами других государств осуществляются посредством направления процессуальных документов, касающихся оказания правовой помощи по уголовным делам, соблюдение формы которых – одно из условий их выполнения в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности. Официальные документы, в которых излагается просьба компетентного органа иностранного государства о производстве следственных и иных процессуальных действий, называются: ◦ поручение об оказании правовой помощи – в соответствии с Минской и Кишиневской конвенциями, а также согласно договорам с Венгерской, Китайской Народной, Литовской, Сирийской Арабской, Словацкой, Чешской республиками, Республикой Куба; ◦ просьба об оказании содействия – при сотрудничестве с компетентными органами Эстонской Республики; ◦ просьба по уголовному делу – при направлении документов в Румынию; ◦ просьба об оказании правовой помощи – в рамках осуществления взаимодействия с остальными государствами, а также на основе принципа взаимности. Документы, содержащие просьбу зарубежного учреждения юстиции о выдаче лица для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение, именуются: ◦ требование о выдаче – согласно Минской конвенции, договорам с Венгерской, Словацкой, Чешской республиками, Республикой Куба; ◦ запрос о выдаче – при направлении государствам-участникам Кишиневской конвенции; ◦ просьба о выдаче – в рамках осуществления взаимодействия с остальными государствами и на основе принципа взаимности. Документы, содержащие просьбу об уголовном преследовании лица, являющегося гражданином запрашиваемого государства, либо в выдаче которого было отказано, носят название: ◦ поручение об осуществлении уголовного преследования – при направлении материалов в государства-участники Минской и Кишиневской конвенций, Словацкую и Чешскую республики, Республику Куба; ◦ просьба о возбуждении уголовного преследования – согласно договорам с Литовской Республикой, Республикой Польша и Социалистической Республикой Вьетнам; ◦ просьба о возбуждении или продолжении уголовного преследования – при сотрудничестве с компетентными органами Латвийской Республики; ◦ просьба об осуществлении уголовного преследования – при взаимодействии с другими государствами и на основе принципа взаимности. Поручения (просьбы, запросы, требования) об оказании правовой помощи в зависимости от установленного международным договором порядка направляются по дипломатическим каналам, либо через центральные, территориальные и другие компетентные органы. В последнем случае каждое государство-участник международного договора назначает центральный орган, который ответственен за направление, получение поручений (просьб, запросов, требований) об оказании правовой помощи и обеспечивает своевременное и надлежащее их исполнение на территории своего государства. Данные органы указываются в международных договорах, либо в отдельном документе. Недопустимо направление поручений (просьб, запросов, требований) непосредственно в адрес дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Беларуси. К числу центральных органов в Республике Беларусь относятся Верховный Суд, Генеральная прокуратура, Государственный пограничный и Государственный таможенный комитеты, Комитет государственной безопасности, Комитет государственного контроля, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции. В то же время, уполномоченными на осуществление сношений с компетентными органами государств-участников Минской и Кишиневской конвенций в Республике Беларусь являются[33]: 1) Верховный Суд; 2) Следственный комитет (центральный аппарат); 3) Министерство внутренних дел; 4) Министерство юстиции; 5) Комитет государственной безопасности; 6) Генеральная прокуратура, прокуратуры областей и г. Минска, Белорусская транспортная и Белорусская военная прокуратуры; 7) Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля. В соответствии с Кишиневской конвенцией, помимо указанных к уполномоченным органам по осуществлению непосредственных сношений с компетентными органами иностранных государств относятся: 1) Областные, Минский городской суды; 2) Управления Следственного комитета Республики Беларусь по областям и г. Минску; 3) Управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля по областям и г. Минску; 4) Управления КГБ по областям, управление военной контрразведки КГБ; 5) Управление внутренних дел на транспорте МВД, главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов; 6) Управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов. Исключительно компетенцией Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь является оказание международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности (ст. 494 УПК). При этом Верховный Суд принимает решения по просьбам органов иностранных государств и судов, содержащим положения о вручении процессуальных и иных документов по уголовным делам, находящихся в производстве судов и исполнении судебных решений по уголовным делам. К ведению Генеральной прокуратуры отнесено разрешение всех остальных вопросов, а также осуществление международного сотрудничества на основании Конвенций ООН, принятие решений о выдаче, уголовном преследовании, исполнении процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий, требующих санкции прокурора. Международные договоры и УПК Республики Беларусь содержат требования, предъявляемые к форме и содержанию поручений (просьб, запросов, требований) об оказании правовой помощи, согласно которым данные документы составляются в письменной форме на бланке подразделения-инициатора на одном из государственных языков Республики Беларусь, с приложением официального перевода на язык запрашиваемого государства или на иной язык, указанный в договоре, либо на государственный язык запрашиваемой стороны в случаях, когда такая помощь оказывается на основе принципа взаимности. По взаимной договоренности между Генеральной прокуратурой Республики Беларусь или Верховным Судом Республики Беларусь и органом иностранного государства указанные документы могут быть переведены на иной язык. Поручение (просьба, запрос, требование) должно заверяться подписью должностного лица, ее составившего, скрепляться гербовой печатью органа, ведущего уголовный процесс, включать указание на контактные телефоны и другие каналы связи. Многосторонними и двусторонними договорами, соглашениями, участницей которых является наша страна, а также ст. 470 и ч. 2 ст. 491 УПК предусмотрены следующие реквизиты поручений (просьб, запросов, требований) о правовой помощи по уголовным делам: 1) наименование органа, ведущего уголовный процесс, составившего документ; 2) наименование органа иностранного государства, которому оно направляется; 3) номер уголовного дела и сведения о нем, информация о фактических обстоятельствах и правовой квалификации деяния, текст норм уголовного закона, которыми предусматривается ответственность за это деяние, и иных актов законодательства, имеющих отношение к производству по делу, а также сведения о размере причиненного вреда; 4) фамилия, имя и отчество физического лица, в отношении которого направляется поручение (просьба, запрос, требование), дата его рождения, гражданство, род занятий, место жительства, наименование юридического лица, его место нахождения и т.п.; 5) цель поручения (просьбы, запроса, требования), характер запрашиваемой помощи, иные сведения, необходимые для его исполнения или с представлением которых иностранное государство связывает оказание международной правовой помощи; 6) подробности любой конкретной процедуры или требования, соблюдения которых желает запрашивающее государство. Последнее указание связано с тем, что получение доказательств путем проведения определенного следственного действия на территории другого государства не всегда возможно в силу отсутствия в национальном законодательстве запрашиваемой стороны такого способа собирания доказательственной информации, либо идентичное следственное действие в другом государстве может носить совершенно другое наименование; 7) срок, в течение которого желательно исполнить поручение (просьбу, запрос, требование); 8) в случае вызова лица для производства процессуальных действий с его участием в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителя, свидетеля или эксперта в поручении (просьбе) необходимо указать порядок возмещения расходов, связанных с вызовом, а также гарантировать непривлечение данного участника уголовного процесса к ответственности за деяние, совершенное им до пересечения государственной границы этого государства, а также в связи с его показаниями или заключениями; 9) при направлении поручения (просьбы) о получении показаний лица обязательно сообщение о его процессуальном статусе. Для этого к поручению (просьбе) прилагается заверенная копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого, о признании подозреваемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, представителем или законным представителем, а также выписка из норм УПК, регламентирующих права и обязанности этих участников уголовного процесса. Кроме того, поручение (просьба) должно содержать перечень вопросов, которые нужно задать в ходе допроса; 10) при вручении документа – точный адрес получателя и наименование вручаемого документа; 11) в случае передачи вещественных доказательств – указание на ответственное лицо, которое будет хранить эти вещественные доказательства, место, в которое они будут переданы, описание экспертиз, которые будут проводиться с ними, а также дату возвращения; 12) при необходимости – указание на обязательность соблюдения конфиденциальности; 13) при направлении просьбы об оказании международной правовой помощи на основе принципа взаимности к нему прилагается письменное обязательство органа иностранного государства об оказании аналогичной правовой помощи в будущем. Необходимо отметить, что письменные обязательства от имени Республики Беларусь о соблюдении принципа взаимности и других предусмотренных законом гарантий могут давать только Генеральная прокуратура или Верховный суд Республики Беларусь. К поручению (просьбе, запросу, требованию) прилагаются постановления органа уголовного преследования о проведении соответствующих процессуальных действий, иные документы и материалы, необходимые для его исполнения, документы, с представлением которых запрашиваемое государство связывает оказание международной правовой помощи по уголовным делам на основе принципа взаимности, или их заверенные копии, а при необходимости – заверенный письменный перевод этого поручения (просьбы, запроса, требования), иных документов и материалов, прилагаемых к нему, на государственный язык иностранного государства, которому оно направляется. Кроме этого, к поручению (просьбе) органа, ведущего уголовный процесс, содержащему положение об уголовном преследовании лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления в Республике Беларусь и находящегося на территории иностранного государства, прилагаются заверенные копии материалов уголовного дела. В случае направления судом просьбы (ходатайства) об оказании международной правовой помощи по уголовному делу, содержащей положение об исполнении приговора по уголовному делу, к ней прилагаются заверенная копия вступившего в законную силу приговора и имеющиеся решения вышестоящих инстанций, официальный документ, подтверждающий вступление приговора в законную силу и приведение его в исполнение. Если осужденный отбыл часть наказания или в отношении него были применены иные меры уголовной ответственности, – информация об отбытой части наказания или о применении иных мер уголовной ответственности. Поручение (просьба, запрос, требование), а также документы и материалы, прилагаемые к нему, препровождаются для принятия решения в уполномоченное учреждение своего государства (Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, Министерство юстиции Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь и т.д.), которое, в свою очередь, направляет его в соответствующее учреждение запрашиваемого государства. Некоторые международные договоры в случаях, не терпящих отлагательства, предусматривают возможность направления поручения (просьбы, запроса, требования) по факсимильной связи, а также с использованием иных средств коммуникации. В то же время оригинал поручения (просьбы, запроса, требования) должен быть направлен почтой или курьером. Минская конвенция предусматривает еще один механизм проведения процессуальных действий на территории других государств. Статья 12 данной Конвенции содержит правило, согласно которому Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы своим гражданам, а также проводить их опрос через свои дипломатические представительства или консульские учреждения. При этом не допустимо применение мер принуждения и угроза их применения. Аналогичные нормы содержатся в договорах Республики Беларусь с Социалистической Республикой Вьетнам, Китайской Народной, Латвийской, Литовской, Сирийской Арабской, Словацкой, Чешской республиками, Республикой Польша. Договор с Ираном в дополнение к указанному допускает получение заявлений от собственных граждан. В то же время договоры о правовой помощи с Республикой Куба и Венгерской Республикой предусматривают лишь вручение документов. Ограничивает возможности использования дипломатических каналов и Кишиневская конвенция, допускающая передачу документов и получение показаний через свои дипломатические представительства или консульские учреждения только по поручениям судов запрашивающей стороны. |