Правовое положение морского агента Лекция 4. Основы агентирования морских судов Исторические аспекты развития морского агентирования Правовое положение агента 3. Договорные отношения 4. Договор морского агентирования 5. Классификация морских агентов 6. Агентское вознаграждение 1. Впервые упоминание о морском агенте появляется в 14 веке. Так, в сборнике морских обычаев Испании содержится перечень функций, которые выполнялись морским писарем: обеспечение судна техническим и продовольственным снабжением, взыскание фрахта. К середине 19 века начинается бурное развитие торговли, растет число судовладельческих компаний. Таким образом, были созданы экономические предпосылки для развития морских агентские компании в портах, которые выполняли функции представительства и посредничества, а также оказывали помощь судовладельцу в обслуживании судна, груза и экипажа в порту. В СССР морские агентства были образованы в 1934 г. В качестве морских агентов выступали службы «Трансфлот» и «Инфлот». Службы «Трансфлот» находились в подчинении морских пароходств обеспечивала обслуживание судов Минморфлота СССР. Агентства «Инфлот» подчинялись «Совфрахту» и осуществляли агентирование иностранных судов. В 1992 году данные компании приватизировались и, кроме них, появилось множество частных компаний. Таким образом, в портах сформировался рынок агентских услуг. Правовое положение морского агента В российском законодательстве понятие агентского договора появилось в марте 1996 года во 2 части Гражданского Кодекса, а морского агентирования – в мае 1999 г. в КТМ. Согласно этим нормативным документам агентский договор представляет собой договор, по которому одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) и за ее счет юридические и иные действияот своего имени или от имени принципала. Из определения следует, что важнейшим элементом деятельности агента является установление юридических отношений принципала с третьими лицами. Помимо агентского договора посредническими также являются договоры поручения и комиссии. Здесь необходимо рассмотреть отличие правового положения агента от положения других представителей и посредников. Итак, согласно договору поручения доверенное лицо (поверенный) совершает юридические действия за счет и от имени своего доверителя. По договору комиссии представитель–комиссионер совершает юридические действия за счет принципала, но от своего имени. В первом случае стороной договора становится принципал, а во втором – представитель или комиссионер. Специфика правового положения агента в том, что в зависимости от обстоятельств или по своему усмотрению он может действовать как «комиссионер» или как «поверенный». В первом случае все права и обязанности возникают у агента, а во втором – у принципала. В определениях, приведенных в ГК РФ и в КТМ РФ, содержатся слова «… и иные действия». Это означает, что кроме установления юридических отношений с третьими лицами агент выполняет многие работы в интересах принципала самостоятельно, в качестве исполнителя (оформление документов). В своей деятельности агент помимо положений ГК и КТМ руководствуется: - Действующими тарифами и ставками сборов и плат за услуги в морских торговых порта; - Обычаями морского порта; - Положениями о государственной границе; - Таможенным кодексом РФ; - Требованиями бассейновой СЭС; - Чартерными условиями и инструкциями судовладельцев и фрахтователей. 3. Договорные отношения. В своей деятельности морской агент выступает как посредник между судовладельцем и третьими лицами в данном порту. МОРСКОЙ АГЕНТ Официальные власти: | Договорные партнеры: | Администрация портов; Таможенные, пограничные и санитарные власти; | Компании, обслуживающие груз (стивидорные, терминальные, тальманские); | Судебные органы и нотариусы; Консульства. | Компании, обслуживающие судно (ФГУ «Росморпорт» - лоцманские услуги, ОАО «Флот НМТП» буксирные, порт – швартовные услуги, судоремонтные предприятия). | | | Сюрвейеры, представители классификационных обществ, страховые компании и клубы взаимного страхования, больницы и др. | 4. Договор морского агентирования. Договор агентирования между судовладельцем и агентом может быть заключен двумя способами: 1. Заключение долглсрочного договора в простой письменной форме. При их составлении часто используются стандартные проформы, разработанные «Совфрахтом» или рекомендованные международными ассоциациями (ФОНАСБА – Федерация национальных ассоциаций морских брокеров и агентов). В таких договорах дается полный перечень обязанностей агента. Обычно такие договоры не касаются конкретных судозаходов, а содержат общие положения о том, что судовладелец назначает соответствующую агентскую компанию своим агентом в данном порту, определяет перечень обязанностей, размер вознаграждения, порядок расчетов и другие условия. В этих договорах содержатся также положения о том, что назначение агента по конкретному судну осуществляется путем подачи Агенту судовладельцем или капитаном судна нотиса о подходе судна и заявки на необходимые услуги. Такие договоры имеют долгосрочный характер. 2. Договор морского агентирования в отношении трамповых судов может заключаться на основе подачи номинации о том, данная компания назначается агентом по данному конкретному судну. Этапы заключения договора: - судовладелец посылает заявку в агентскую фирму на обслуживание; - агент рассматривает ее и направляет судовладельцу проформу дисбурсментского счета, содержащую предварительную стоимость конкретного судозахода; - принятием проформы дисбурсментского счета судовладельцем является перевод денежных средств на счет агента в соответствии с суммой проформы и передача номинации (письмо, объявляющее данную компанию агентом по конкретному судну). Номинация затем предоставляется организациям, требующим такого подтверждения (АМП, Росморпорт). |