Подходы к формированию стратегии Предприятие - это сложная, многоплановая система. Она включает в себя несколько подсистем: Финансовая подсистема предприятия обеспечивает его финансовую эффективность. Подсистема маркетинга занимается выявлением рыночной ниши, оптимальной для предприятия. Социальная подсистема состоит из ожиданий коллектива и корпоративной культуры. Наконец, предприятие можно рассматривать и как политическую подсистему. В данном случае речь идет о согласовании интересов и о распределении власти. Кроме того, политическая подсистема выполняет * Адаптационный подход основывается на изучении окружающей среды, в которой выделяют детерминированные события, вероятностные события и неопределенные события. Выделение детерминированных событий дает возможность предсказать будущие изменения и заранее к ним подготовиться. Обнаружение вероятностных событий позволяет спрогнозировать ожидаемые их результаты. Выявление неопределенных событий позволяет предвидеть возможное развитие событий, т.е. построить дерево возможного развития событий. В процессе построения плана выявляются и устраняются возможные нестыковки и противоречия. Планирование интегрирует и координирует деятельность многочисленных функциональных подразделений, которые, будучи предоставленными сами себе, имеют тенденцию действовать обособленно от других единиц и предприятия в целом. Именно поэтому в процесс планирования необходимо вовлекать всех сотрудников предприятия - от верхних эшелонов власти до рядовых сотрудников. В противном случае может быть потеряна и поддержка первых, и энтузиазм вторых. Результатами плохого планирования являются разочарование, хаос, поиск виноватых, продвижение сторонних лиц, наказание невиновных. Рассмотрим стадии жизненного цикла планирования. 1. Стадия концептуализации. В ней выделяют две подстадии мозгового штурма и здравого смысла. В течение первой подстадии аккумулируются все возникающие идеи с целью сознать все возможные проблемы и подходы к их решению. На следующей подстадии происходит предварительный отсев заведомо нереализуемых вариантов. 2. Стадия проверки реализуемости базируется на тесном контакте с пользователями и исполнителями. В этот период проверяются техническая реализуемость и экономическая целесообразность предложений, происходит оценка альтернатив, рыночного потенциала, издержек, возможностей производства и технической базы. В результате появляется подробное описание проблем, оценка факторов риска, формирование первоначальных целей и критериев. Именно на этой стадии важно принимать решения о свертывании направлений. 3. Стадия предварительного планирования. На этом этапе рассматриваются общее содержание работы, цели, фактические требования, документация, потребности в оборудовании и технологиях, расписания работ и пр. 4. Стадия составления подробного плана. Нужно сразу отметить, что в этой стадии участвуют высшее и старшее руководство, а также руководители функциональных подразделений. Роль высшего руководства - сформировать цели и задачи, систему оценки результатов, требования, формы отчетности. В свою очередь руководители функциональных подразделений составляют детальное описание решаемых задач, подробные расписания, распределяют Итак, планирование обеспечивает целостность, преемственность и последовательность в принимаемых решениях, деятельности и функционировании предприятия в целом и его подразделений. Таким образом, планирование - составная часть управления предприятием. Выделяют ключевые результаты, для достижения которых и организуется планирование: - позиция на рынке - интенсивность инноваций в продуктах и деятельности - производительность руководителя, персонала, оборудования - привносимые ценности - абсолютная и удельная прибыль - возврат на собственность, активы, инвестиции - моральный климат: отношение к работе, энтузиазм, прогулы, ответственность - ответственность перед акционерами, потребителями и клиентами, поставщиками, сотрудниками, обществом - ресурсы, выделенные для достижения материально-финансовых, временных и информационных идей. Стратегический план состоит из нескольких этапов: 1. Оценка и анализ внутренней, внешней и конкурентной ситуаций 2. Выделение целей (формирования портфелей) 3. Определение объемов продаж, прибыли, инвестиций 4. Ознакомление подразделений со стратегическим планом 5. Разработка тактических и оперативных планов, бюджетов подразделений 6. Формирование сфер, средств и систем контроля Реализуется стратегический план в условиях конкурентной борьбы через деятельность подразделений. Он обязательно должен быть согласован с функциональными подразделениями и включать в себя стратегию конкуренции и выбор средств для своей реализации. Выделяют три основных подхода к формированию планирования: * «От достигнутого». Это планирование нацелено на достижение ряда желаемых и вполне реализуемых целей. При этом подходе издержки на формирование и поддержку реализации плана сводятся к минимуму. * Оптимизационный план базируется на использовании математических моделей и методов для наиболее эффективного использования ресурсов и достижения максимального увеличения прибыли и минимизации издержек и времени выполнения. Основной минус этого плана - это многочисленные неучтенные параметры, такие как качество, надежность и новизна выпускаемой продукции, моральный климат и энтузиазм сотрудников, портфель знаний и умений персонала. Кроме того, результаты оптимизационного плана оказываются небесспорными в тех случаях, когда он предлагает провести радикальные перемены. функции разделения власти и обеспечения баланса полномочий и ответственности. Стратегическая ориентация - ориентиры, на достижение которых ориентируется предприятие. Стратегия - качественная последовательность действий и состояний, которые используются для достижения целей предприятия. Стратегические решения, как решения, связанные с изменением потенциала предприятии, имеют существенное последействие. Процесс формирования стратегии рассматривают в современно мире со следующих точек зрения: * Воплощение намерений руководства. В данном случае на стратегию оказывают решающее влияние личностные качества руководителя, его ценности и стремления. Руководитель формирует для организации смысл существования, цели существования и направление развития. * Реализация потенциала коллектива. Предприятие существует постольку, поскольку удается организовать взаимодействие коллектива для решения стоящих перед предприятием задач. В свою очередь сотрудники участвуют в коллективной деятельности, имея целью получение соответствующей компенсации, а именно - материального вознаграждения. Однако существенное значение имеет и нематериальное стимулирование. Наилучшим же средством формирования слаженного коллектива является объяснение сотрудникам, как их стремления реализуются через достижение целей фирмы. Стратегию здесь можно рассматривать как средство отражения нужд, стремлений и потенциала коллектива. * Рациональное управление. Рациональное управление базируется на поиске закономерностей в формировании и исполнении решений и включает в себя прогнозирование через выявление трендов развития организации и внешней среды, планирование, позиционирование на рынке, управление портфелем ассортимента продукции, организационной структурой и системами планирования и координации. В рациональном управлении выделяют три стадии жизни предприятия: монопродуктивная, стадия функциональной специализации, стадия диверсификации. Рациональное управление дает видение - что, и какими способами будет достигнуто. * Создание конкурентных преимуществ начинается с выявления покупателей (фактических и потенциальных), месторасположения покупателей, способов приобретения товаров, способов воздействия на клиентов, истинного продукта, приобретаемого потребителем, потребительских ценностей товаров, вкусов и предпочтений. Далее формирование конкурентных преимуществ развивается в двух направлениях: улучшение этих критериев и устранение причин, препятствующих переходу потенциальных покупателей в фактические. В результате конкурентные преимущества формируются ради расширения и закрепления своей доли на рынке. Кроме того, выделяют основные способы формирования конкурентных преимуществ: это снижение издержек, повышение качества, улучшение сервиса. Однако для этого предприятию необходимы ресурсы -материальные и нематериальные, которые иногда бывают значительно важнее материальных. Стратегии функционирования включает в себя стратегии маркетинга, продвижения продукции на рынок, управления финансами, развития производства, управления персоналом. Отслеживание адекватности окружающей среде. Адаптация к окружающей среде необходима для выживания предприятия, и в большей степени свойственна для организаций с горизонтальной структурой. Адаптация включает в себя изменение менталитета фирмы и ее сотрудников, повышение внимания к шаблонам и стереотипам, качественному труду, формирование культуры, стимулирующей инициативу, ответственность и инновации. Инструменты стратегии Организацию можно рассматривать с нескольких ракурсов, каждому из которых соответствует свой инструментарий, а именно: Организации как машине соответствует план, как живому организму -позиция, как социальной системе - перспектива, и, наконец, как политической системе - борьба. Формирование плана предполагает рациональный и технократический подход к организации. Для достижения нужного результата интересы, ценности и взгляды всего коллектива должны быть тождественны, а план как раз и организовывает одинаковое видение у сотрудников. Позиция локализует фирму в окружающей и конкурентной среде. Организация, как и живое существо, стремится занять позицию в среде, которая позволит проявиться всем возможностям и потенциалам организации, а с другой стороны даст возможность скрыть свои слабые стороны и нейтрализовать факторы риска. Основой социального подхода является перспектива получения будущих результатов. Последние воодушевляют коллектив, что способствует более оперативному решению проблем, стоящих перед компанией. Политический подход включает в себя изучение конкурентной борьбы. Однако следует помнить, что если внутри организации группы имеют несогласованнее взгляды, борьба может начаться и в этом случае. Формирование стратегии Формирование стратегии начинается с проведения стратегического анализа, который включает в себя исследование динамики окружающей среды и потенциала организации. Важнейшую роль в стратегическом анализе играет выявление основных умений и навыков (тех, которые дают компании конкурентные преимущества и определяют основные направления её деятельности). При стратегическом анализе исследуются: * окружающая и внутренняя среда * ресурсы и потенциал организации * ценности * мера социальной ответственности Далее следует анализ конкурентной среды. Последняя включает в себя конкурентов (фактических и потенциальны), покупателей (фактических и потенциальных), поставщиков, замещающие товары, барьеры (входные и выходные). Поставщики, покупатели и компания обладают некоторой монопольной силой - способностью диктовать свои условия. Соотношение этих сил является существенной характеристикой среды. Анализ организации включает в себя анализ сильных и слабых сторон организации, который в свою очередь состоит из анализа персонала, доступных ресурсов, связей и союзов с воздействующими на окружающую среду организациями и группами, состояния технологий и оборудования, фактической работы со структурой, системами и процессами. Анализ коллектива и социальных отношений. Для стабильной успешной работы организации нужно поддерживать гармонию внутри коллектива (слаженную работу и доброжелательные рабочие отношения) и связи с общественностью (местной и всей страны). Нужно учитывать, что поддержанию равновесия и гармонии в социальной сфере организации способствуют: финансирование социальных и спортивных мероприятий, культурных центров, праздничных мероприятий, отдыха сотрудников, а также поощрение участия сотрудников в местной общественной жизни. Анализ руководителей и их ценностей. Для успеха предприятия его стратегия должна быть слажена с ценностями руководителями. В противном случае, она обречена на провал, или, как минимум, станет источником многих проблем и сложностей. Нужно учитывать, что ценности руководителя зависят от возраста, социального происхождения, опыта, образования Выделяют так называемые базовые стратегии. Основными типами являются: стратегия слабого роста (поддержание статус-кво, обороны, фокусировки на возможностях), стратегия ухода и стратегия сильного роста (поглощение конкурентов, слияние с конкурентами, вертикальная интеграция, географическое расширение, диверсификация). Стратегия - величина не постоянная. Она меняется и эволюционирует вместе с предприятием. И на всех этапах её эволюции необходимо оценивать стратегию. Качество стратегии можно предварительно оценить по степени её целостности - степени гармонизации и консолидации усилий. Правильная стратегия должна расти посредством использования возможностей среды и минимизации влияния факторов риска и форс-мажоров. |