МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Картина как объект познания





Некрасова-Каратеева О.Л.,

Осорина М.В.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

КАРТИНЫ ЗРИТЕЛЕМ-РЕБЕНКОМ В МУЗЕЕ

 

Картина как объект познания

 

В музее произведение искусства (дальше будет идти речь о картине) предстает перед зрителем в энергоинформационной полноте как полноценный представитель своего автора. В любой, даже наилучшей, репродукции картина лишена "живого тела", материального естества, энергетики. Общение с репродукцией аналогично знакомству с фотографией вместо реального человека.

В специально организованном пространстве музейного зала картина предстает перед зрителем как требовательный партнер, для полноценного диалога с которым равно важна полнота телесно-психическо-духовного присутствия и активности самого зрителя. Недаром первая фаза налаживания контакта между ними основана на эмпатическом вчувствовании и обусловлена особенностями телесно-эмоциональной настройки человека.

Потенциально зал музея может стать "полигоном", где зритель обретает практические навыки присвоения духовно-психологического опыта, зафиксированного в произведениях искусства, входит в соприкосновение с плотью культуры, ощущая пульсацию ее внутренней жизни, над которой не властно время.

Превратить эти потенциальные возможности в реальность непосредственного и продуктивного общения с картиной всегда помогает ребенку взрослый – родитель, учитель, экскурсовод. Но и для взрослого во многих случаях требуется помощь подготовленного посредника для налаживания контакта с произведением. Однако традиционные формы подготовки экскурсоводов и их деятельность в музее страдают натиском педагогической воли в отношении доверчивого зрителя, которого обычно пытаются просветить, сформировать ему историческое сознание, развить у него креативное мышление и другие интеллектуальные способности, привить художественный вкус, воспитать как профессионального зрителя. При этом мало обращается внимания на индивидуальные особенности зрителя и его непосредственные переживания, не поддерживается его собственный поиск контакта с произведением.

Что же потенциально может приобрести для себя зритель в музее, что познать, чему научиться?

Естественно, что традиционный подход с его рассказом о жизни художника и описанием внешне-событийного ряда произведения

 

– 127 –

 

недостаточен для настоящего и глубокого общения с искусством.

Ведь произведение искусства является материализованным сгустком духовно-психологического опыта автора. Оно всегда имеет определенную энергоинформационную структуру, с многослойным и многомерным содержанием. По сути, любая картина может быть рассмотрена как иконический текст, в котором это содержание закодировано и обычно лежит глубже событийного фасада.

Объем и качество содержания картины определяется, с одной стороны, душевной глубиной и объемом личности художника, с другой стороны, уровнем его художественной одаренности, позволяющим выразить духовно-психологический опыт автора на языке изобразительных форм.

Можно сказать, что картина – это послание человека к человеку, которое важно научиться читать. Зачем? Чтобы совершить духовное путешествие в те миры и пределы, которые были открыты автору. Здесь художник выступает в роли сталкера. Так как в художественном музее обычно стараются собирать лучшие творения человеческого рода, то такое путешествие может оказаться чрезвычайно плодотворным для зрителя, который сам, без первопроходца и провожатого никогда бы не смог и, возможно, даже не попытался бы добраться в неведомые ему глубины человеческого мировосприятия и миропонимания. На этом пути зритель, ведомый художником, может сделать индивидуально значимые личные открытия, совсем не предусмотренные автором.



Также многие зрители, не обладающие собственным даром художественного самовыражения, страдающие от того, что их душа немотствует, не умея сказать о своем, будут благодарны художнику за то, что он силой своего таланта высказал самое главное и важное за всех.

Верно и то, что крупный художник способен вдохновить душу зрителя и вывести ее на новый, более высокий уровень духовно-психической жизни, активизируя и формируя сложные механизмы психической деятельности и открывая новые горизонты смыслов.

Таким образом, общаясь с произведениями художников разных культур и эпох, зритель делается сопричастным духовному опыту человечества, непрерывно существующему во времени и остающемуся живым, несмотря на бренность его создателей.

Итак, картина как произведение искусства – это особое пространство личностных смыслов, переживаний, установок, мнений, опыта, добытого и воплощенного в художественной форме

 

– 128 –

 

автором. В это пространство зритель потенциально может проникнуть и вести с автором диалог, когда душа с душою говорит.

Важно отметить еще, что в любом музее картины существуют обычно в целенаправленно созданном культурно-идеологическом контексте. В каждом зале реализована некоторая концепция выбора, организации и подачи произведений искусства. В ее основе лежит определенная идеологическая система культурных установок и представлений, менталитета и интерпретации в виде сопроводительных текстов. Это надписи, статьи в каталогах и проспектах, тексты живых экскурсий и их аудиозаписи.

Все это погружено в реальную ситуацию музейного зала с его социально-психологической атмосферой, возникающей из явного и скрытого взаимодействия зрителя, других посетителей, сопровождающих экскурсоводов или педагогов и служителей музея.

Таким образом, зритель оказывается в сложном силовом поле взаимовлияний художественных предметов и живых людей, находящихся в пространстве зала.

Для музейного педагога, работающего с детьми, важно учесть, что само пребывание в этой ситуации является большой нагрузкой для психики. Медленно и постепенно ребенок учится тому, как "быть" в музее и какие личностные потребности там можно реализовать.

Успешность в достижении зрительских целей зависит от нескольких факторов. Это и качество налаживания контакта зрителя с художественным произведением, и социально-психологические особенности взаимоотношений с присутствующими людьми (спутниками, экскурсоводом, служителями и т. д.), и, что очень важно, проблема отношения к самому себе. В диалоге зрителя с музеем равно значимы свойства обоих участников общения. Наши многочисленные наблюдения показывают, что в этой ситуации часто начинают проявляться личностные проблемы зрителя: его отношение к своим интеллектуальным, культурным, духовным возможностям, его страхи, комплексы неполноценности и неуверенность, часто идущие из глубин детского опыта. Музей в целом, так же как и отдельное художественное произведение, воспринимается зрителем как сильный, авторитетный и требовательный партнер, перед которым многим становится страшно.

Попробуем систематизировать разные виды спонтанно складывающихся форм общения зрителей с картиной.1

1 Авторы опираются на результаты проведенного ими анализа разновозрастной зрительской аудитории.

 

– 129 –

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.