ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Тема 4. Социально-экономические основы конституционного строя РФ Учебные цели: усвоение понятия гражданского общества и его структуры, изучение экономических основ конституционного строя Российской Федерации. План 4.1. Понятие и структура гражданского общества. 4.2. Понятие экономической системы и принципы рыночной экономики в РФ. 4.3. Формы собственности в Российской Федерации. 4.1. Понятие и структура гражданского общества Социально-экономические и политические основы конституционного строя Российской Федерации характеризуют в первую очередь не само государство, а ту сферу общественных отношений, которая выходит за пределы государственно-правовых отношений и именуется гражданским обществом. Гражданское общество — это, во-первых, комплекс добровольно сформировавшихся объединений индивидов, начиная от семьи до трудовых коллективов, политических партий и других объединений, не входящих в государственные структуры. С другой стороны, — это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающих разнообразные интересы и потребности общества[1]. Это не означает разделения социального пространства на две изолированные сферы. Общество есть единое целое, между различными его сферами неизбежны взаимосвязь и взаимодействие. Государство влияет на жизнь автономной частной сферы созданием благоприятных или неблагоприятных условий для ее функционирования. С другой стороны, гражданское общество выполняет функции соединения частных и общественных интересов, посредничества между личностью и государством. Гражданское общество обретает свой подлинный расцвет в условиях демократии, а демократия развивается и сохраняется лишь на базе гражданского общества. Основными показателямизрелости гражданского общества являются: наличие различных партий, в том числе оппозиционных; реальная свобода слова и информации; соблюдение прав гражданина, в том числе права частной собственности; наличие в обществе согласия или компромисса интересов всех классов и социальных групп. Таким образом, для России гражданское общество является пока идеальной мечтой. Для его становления необходимо преодолеть экономический, политический, идеологический кризис, раздирающий страну на противоборствующие части. Видимо, поэтому в Конституции Российской Федерации понятие гражданское общество даже не упоминается, но многие ее положения свидетельствуют о стремлении к его созданию. Гражданское общество строится на основе многообразия форм собственности, представляющей экономическую основу гражданского общества. Многие политики идентифицируют гражданское общество только с политическими партиями и другими общественными объединениями, однако оно значительно шире. К элементам гражданского общества относятся: ● все негосударственные внебюджетные предприятия, учреждения и объединения, создаваемые на добровольной основе; ● общественные объединения граждан, включая политические партии, некоммерческие организации, религиозные объединения, а также негосударственные средства массовой информации; ● различные организации в сфере воспитания, образования, науки, культуры, пользующиеся поддержкой и защитой государства; ● семья как основная и естественная ячейка общества. Многие институты гражданского общества являются предметом изучения политологии и других учебных дисциплин. В курсе конституционного права рассматривается лишь часть элементов гражданского общества, в первую очередь отношения собственности и объединения граждан. 4.2. Понятие экономической системы и принципы рыночной экономики в РФ Экономическая система — это строй экономической жизни общества, который определяется господствующими формами собственности на средства производства, принципами распределения общественного продукта, целями общественного производства и способом регулирования народного хозяйства. Начиная официально с 1991 г., а практически уже с конца 80-х гг., в Российской Федерации проводятся радикальные экономические реформы, которые фактически привели к переходу от социалистической (плановой) экономики к рыночной, в основе которой лежит важнейший конституционный принцип — многообразие форм собственности. Основные отличия рыночной экономики от плановой Рыночная | Плановая | Господствующая форма собственности | Частная | Общественная | Распределение общественного продукта | По капиталу | По труду | Цель общественного производства | Получение прибыли | Удовлетворение потребностей народа | Регулирование народного хозяйства | Рыночное | Плановое | Основные принципы рыночной экономики закреплены в Конституции Российской Федерации, а Гражданский и Трудовой кодексы Российской Федерации развивают некоторые из этих положений: многообразие и равноправие форм собственности; свободу экономической и предпринимательской деятельности; единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержку конкуренции; свободу труда. Важнейшей экономической основой конституционного строя Российской Федерации является многообразие и равноправие форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Несмотря на это конституционное положение, продублированное также и в Гражданском кодексе (ст. 212), о том, что «Права всех собственников защищаются равным образом», в ст. 35 Конституции Российской Федерации сделан иной акцент: «Право частной собственности охраняется законом». Из сопоставления этих конституционных положений можно сделать вывод о том, что фактически речь идет о едином по содержанию праве собственности, у которого могут быть лишь различные субъекты. Другой важнейший принцип рыночной экономики — свобода экономической и предпринимательской деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Принцип единства экономического пространства и близкий ему принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств дополняется правом каждого свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства и свободой распространения информации. Дополнительной гарантией является недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий. Однако единство экономического пространства может быть достигнуто лишь преодолением различий между регионами страны по уровню жизни, условиям развития. Поддержка конкуренции дополняется требованием недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Все это должно вести к повышению качества товаров, расширению ассортимента и снижению цен. Однако государственные монополисты топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, повышая цены на свои товары и услуги, обусловливают неизбежный рост цен по всей цепочке производства и реализации. Свобода труда (не путать с правом на труд) каждому предоставляет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Но государство не гарантирует реализацию права на труд, поскольку большинство предприятий не является собственностью государства, и оно не вправе обязать собственника принять кого-либо на работу. В качестве компенсации государство гарантирует лишь право на защиту от безработицы в форме выплаты пособий. К сожалению, итоги экономической реформы в России оказались неоднозначными. Коллектив ученых Российской академии наук еще в 1999 г. пришел к выводу, что в России фактически разразилась национальная катастрофа. Вместо обещанного роста благосостояния народа произошел антинациональный передел государственной собственности в интересах кучки олигархов, принявший криминальный характер, и как результат — массовое обнищание народа. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации (2000 г.) подчеркивалось, что основными препятствиями экономического роста являются «высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала». Мало что изменилось и в настоящее время. Решение этих проблем зависит от государства, от государственного регулирования в экономике. Успех любых реформ может быть обеспечен лишь в том случае, если они проводятся в интересах народа, а не в интересах кучки олигархов. 4.3. Формы собственности в Российской Федерации Как уже отмечалось выше, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (См. ст. 8 Конституции Российской Федерации). Субъектами права частной собственности выступают физические и юридические лица, а в других случаях — государственные и муниципальные образования. Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридические лица — организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом; они осуществляют права, несут обязанности, могут быть истцами, ответчиками в суде, должны иметь собственный баланс; имеют счет в банке и круглую печать. Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими: ¾ коммерческие — это различные товарищества, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др. Главной их целью является получение прибыли. Коммерческие организации образуются путем объединения капитала учредителями; ¾ некоммерческие организации — это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, в которых получение прибыли не является главной целью. В конституции РФ предусмотрены государственная, частная, муниципальная и иные виды собственности. Владельцами частной собственности могут быть физические и юридические лица. В соответствии с Конституцией Российской Федерации имущество может использоваться для предпринимательской деятельности как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. для получения прибыли, в отличие от личной собственности, используемой для удовлетворения личных потребностей,хотя некоторые правоведы отождествляют понятия частной и личной собственности. Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. Государственная собственность делится: 1) на федеральную собственность, которая по объектам собственности не имеет никаких ограничений, и 2) на имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации), которое по объектам собственности ограничивается предметами их ведения. К объектам муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, их перечень также ограничен вопросами местного значения, которые закреплены за различными муниципальными образованиями. При этом от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. Они могут создавать государственные и муниципальные унитарные предприятия, имеющие статус юридических лиц. Унитарные предприятия не отвечают по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, которые, в свою очередь, не отвечают по их обязательствам и по обязательствам друг друга. К иным формам собственности можно отнести: собственность общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и религиозных объединений; некоммерческих организаций; личную собственность граждан и др. Объекты права собственности устанавливаются Гражданским кодексом РФ. В собственности может находиться любое имущество. Ограничения могут устанавливаться законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Земля и другие природные ресурсы также могут быть объектами собственности и находиться в частной, государственной и муниципальной собственности. Однако это положение части 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации приходит в явное противоречие с частью 1 той же статьи, в которой утверждается, что земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Они понимаются как естественная среда обитания человека, а не как объект купли-продажи. В результате весьма продолжительной и острой борьбы между сторонниками и противниками купли и продажи земли в 2001 г. был принят Земельный кодекс Российской Федерации (от 25.10.2001. №136-ФЗ, ред. от 08.03.2015., Рос. газета от 30.10.2001.), разрешивший покупать и продавать земельные участки. Однако Земельный кодекс Российской Федерации регулирует земельные отношения, связанные лишь с 2 % земель, не отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения. А оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом, который: ограничивает максимальный размер земельных участков; требует использования их по назначению; запрещает продажу земли иностранным гражданам. При этом иностранные граждане, а также юридические лица с участием иностранного капитала могут пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Запрещается также приватизация этих земель. Таким образом, можно констатировать, что главным изменением основ конституционного строя РФ является переход от плановой экономики к рыночной с господством частной собственности. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение понятия гражданское общество. 2. Почему, по вашему мнению, в Конституции РФ не используется понятие гражданское общество? 3. Изобразите схематически структуру гражданского общества. 4. Назовите основные отличия рыночной экономики от плановой. 5. Какие принципы рыночной экономики закреплены в Конституции РФ? 6. В чем заключается различие между понятиями свобода труда и право на труд? 7. Дайте характеристику основных форм собственности в РФ. 8. В чем заключается различие между частной и личной собственностью? 9. Какие ограничения установлены российским законодательством по объектам собственности для различных субъектов права собственности? Тема 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации Учебные цели: закрепление понятия гражданского общества, его структуры, изучение политических основ конституционного строя РФ. План 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия. 5.2. Конституционный статус общественных объединений. 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия Идеология является сложным духовным образованием, это — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, закономерности общественного развития и пути совершенствования общества. В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все общественные объединения равны перед законом. Все люди рождаются неодинаковыми, они живут в разных условиях, у них разные представления об окружающей жизни, разные идеалы, разные цели. Все это и обусловливает многообразие идеологий — различных систем, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общества. Вместе с тем, необходимость национальной идеи, способной объединить народы России, была ярко выражена в Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ в 1999 г.: «Для России, переживающей сложные времена своей истории, жизненно необходимо новое видение своей будущности. Должен быть принят россиянами тот искомый национальный идеал (национальная идея), необходимость которого предощущается обществом и который может придать смысл бытия каждому гражданину и каждому из народов, что волей истории объединились в единое государство. Наверное, для этого потребуется время, не обойдемся мы без споров и дискуссий…»[2] Сейчас каждая из многочисленных политических партий пытается представить обществу свое видение стоящих перед страной проблем и путей их решения. Это также является одной из форм идеологического многообразия. В Российской Федерации наряду с идеологическим многообразием признаются политическое многообразие, многопартийность. Политическое многообразие обычно трактуется как сосуществование и взаимодействие различных политических партий, что, естественно, предполагает наличие многопартийности. Политическое многообразие предполагает также равенство и свободу выражения интересов и позиций различных партий, разнообразие мнений, т. е. идеологическое многообразие. 5.2. Конституционный статус общественных объединений Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение. При этом подчеркивается, что общественные объединения равны перед законом. Революционный характер Федерального закона «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ, ред. от 08.03.2015., Рос. газ. от 25 мая 1995 г.) заключается в том, что впервые в истории государства разрешалось создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти. Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Конституция и федеральный закон запрещают создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Формы общественных объединений — политические партии, общественные организации, членами которых могут быть физические и юридические лица, имеющие равные права и обязанности; общественные движения, общественные фонды, учреждения и органы общественной самодеятельности — все они не имеют индивидуального членства. Общественные объединения могут быть зарегистрированы в органах юстиции, при этом они приобретают права юридического лица. Каждое общественное объединение должно иметь устав и другие учредительные документы (решение съезда, собрания учредителей). Общественные объединения, в том числе не зарегистрированные в органах юстиции, в случае нарушения законодательства и своего устава несут ответственность, вплоть до приостановления их деятельности или ликвидации их по решению суда. Наибольшую общественную значимость среди общественных объединений имеют политические партии. Основными целями политических партий является: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе. Членами политической партии могут быть только граждане Российской Федерации, дееспособные и достигшие возраста 18 лет. Членство в партии является добровольным и индивидуальным. В июле 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях» (от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ, ред. от 23.05.2015., Рос. газ. от 14 июля 2001 г.). В соответствии с законом в политической партии должно было быть не менее 10 тысяч членов, и более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна была иметь региональные объединения численностью не менее 100 человек. В 2005 г. требования были ужесточены. Минимальная численность членов партии была установлена на уровне 50 тысяч, а региональных объединений — на уровне не менее 500 человек. На выборах депутатов Государственной Думы в 2007 г. участвовало 11 политических партий, однако семипроцентный избирательный барьер преодолели лишь четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В настоящее время избирательный барьер снижен до 5%, а нижний предел численного состава партий опустили до 500 человек. В результате количество партий уже превысило 70. Главная цель политических партий — борьба за власть, участие в выборах в различные органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с законом они становятся единственным видом общественных объединений с правом выдвижения кандидатов в депутаты и на иные выборные должности. Но это право является и их обязанностью, если партия в течение пяти лет подряд не принимает участия в выборах, она подлежит ликвидации. Политические партии пользуются поддержкой государства. Им обеспечивается равный доступ к государственным и муниципальным СМИ. Партиям могут предоставляться помещения и средства связи, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Осуществляется также государственное финансирование в целях компенсации финансовых затрат партии на выборах. Партии могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Они вправе также принимать пожертвования от граждан Российской Федерации и юридических лиц. Не допускаются пожертвования из иностранных источников, а также от органов государственной власти и местного самоуправления, военных частей, религиозных и благотворительных организаций. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Партии обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации и законы. Они должны ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности своих членов в каждом из региональных объединений, копии финансовых отчетов. Среди других общественных объединений важную роль играют профсоюзы, которые объединяют граждан по профессиональным признакам, а также по политическим взглядам, в основном для защиты своих трудовых прав и экономических интересов (см.: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ, ред. от 22.10. 2014 г., Рос. газ. от 20 января 1996 г.). К общественным объединениям относятся и религиозные объединения, являющиеся добровольными объединениями граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованных в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения создаются добровольным объединением граждан Российской Федерации и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, в целях совместного исповедания и распространения веры. Как и другие общественные объединения, они могут создаваться без предварительного разрешения. При регистрации в органах юстиции они получают права юридического лица. Учредителями могут выступать только граждане Российской Федерации. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (от 26.09.1997. № 125-ФЗ, ред. от 20.04.2015., Рос.газ. от 01.10.1997.) предусмотрены три вида религиозных объединений: ¾ религиозные группы численностью не менее трех человек, осуществляющие свою деятельность без государственной регистрации; ¾ местные религиозные организации, зарегистрированные в органах юстиции, состоящие не менее чем из 10 участников, граждан РФ старше 18 лет, проживающих в одной местности. Для регистрации эти объединения должны представить подтверждение о существовании на данной территории не менее 15 лет, которое выдается органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации; ¾ централизованные религиозные организации, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций. На территории Новосибирской области действуют около 300 религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Ведущее место среди них занимают религиозные объединения Русской Православной Церкви. Действуют также объединения, относящиеся к различным направлениям христианства, ислама, буддизма, иудаизма и др. Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или по решению суда. В последние годы большое внимание привлекается к организации и деятельности некоммерческих организаций (НКО), деятельность которых регулируется федеральным законом «О некоммерческих организациях» (от 24.01.1996. № 7-ФЗ, ред. от 02.05.2015., Рос. газ. от 24.01.1996.) В связи с тем, что многие некоммерческие организации, работающие при финансовой поддержке из-за рубежа, фактически ведут подрывную работу внутри государства, им было предложено зарегистрироваться в качестве иностранных агентов, что вызывает естественно возмущение и со стороны самих НКО, а также со стороны их зарубежных спонсоров. Особое место в системе гражданского общества занимает национально-культурная автономия (см. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» (от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ, ред. 04.11.2014., Рос. газ.от 25 июня 1996 г.), которая определяется федеральным законом как форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурная автономия является видом общественного объединения. Организационно-правовой формой национально-культурной автономии является общественная организация. В Новосибирской области созданы национально-культурные автономии российских немцев, украинцев, татар, евреев, корейцев и других национальностей. На принципах идеологического и политического многообразия в РФ действуют негосударственные средства массовой информации. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации для неограниченного круга лиц, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Конституция и Закон РФ «О средствах массовой информации» (от 27 декабря 1991 г. № 2124-1, ред. от 24.11.2014., Рос. газ. от 8 февраля 1992 г.) гарантируют свободу массовой информации, запрещают предварительную цензуру. Вместе с тем не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации в органах по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Кроме регистрации необходима лицензия на вещание, которая выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Лицензия может быть аннулирована в случае нарушения закона. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа. Таким образом, одной из важнейших основ конституционного строя РФ являются идеологическое и политическое многообразие. Эти проблемы снова оказываются в центре взаимоотношений России с Западом. Контрольные вопросы и задания 1. Какие причины лежат в основе различия взглядов на мир и общество у различных людей? 2. Какая статья Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие в РФ? 3. Чем обусловлен революционный характер Федерального закона «Об общественных объединениях»? 4. Назовите основные формы общественных объединений. 5. Чем обусловлена особая общественная значимость политических партий? 6. Назовите политические партии в РФ, успешно участвующие в выборах. 7. Какие требования предъявляются при регистрации политических партий? 8. Какие виды религиозных объединений предусмотрены законодательством? 9. Какую роль играет национально-культурная автономия в жизни общества? 10. Назовите основные средства массовой информации в РФ и принципы их деятельности. * * * Таким образом, Конституционный строй — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права, которые в своей совокупности составляют один из основных институтов конституционного права — основы конституционного строя, отражающие базовые ценности народа: справедливость, равноправие, народовластие и важнейшие принципы построения государства: федерализм, самоуправление, разделение властей. Библиографический список Основной 1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2009. — Гл. 6–9. 2. Козлова, Е. И. Конституционное право России : учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — Гл. 6–7. Дополнительный 1. Конституционное право России : учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — 543 с. 2. Конституционное право России : учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с. 3. Конституционное право России : учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — М.:Юрлитинформ, 2015. — 552 с. Раздел 3. Основы правового статуса личности Тема 6.Конституционные основы правового положения личности Учебные цели: усвоение понятия основ правового статуса личности и особенностей правового положения граждан Российской Федерации и иностранных граждан в Российской Федерации. План 6.1. Понятие правового положения личности. 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации. 6.3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. 6.1. Понятие правового положения личности Проблема правового положения личности неразрывно связана с появлением идей естественного права. Еще древнегреческие мыслители утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закреплялись в государственно-правовых и международных документах. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Декларация независимости США (1776), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789). Обеспечение свободы — центральная идея этой Декларации. В ней перечисляются конкретные виды прав и свобод, государственные гарантии и принципы их судебной защиты. Однако права и свободы, записанные в буржуазных конституциях, были формальными и невсеобщими, о чем свидетельствуют рабство в США, существовавшее в течение почти ста лет после принятия конституции, бесправие женщин, получивших избирательные права лишь в начале ХХ в., массовая безработица и др. После революции 1917 г. в России была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, отражавшая классовый подход большевиков к проблеме прав человека.[3] Это выразилось в том, что в первых советских конституциях были введены ограничения прав представителей буржуазии и других эксплуататорских и непролетарских слоев населения. В Конституции СССР 1936 г. впервые было введено полное равенство всех граждан СССР, и впервые в мире провозглашались социально-экономические права трудящихся: право на труд, на отдых, на образование и др. После мирового признания роли СССР в разгроме фашистской Германии западные страны вынуждены были учитывать опыт СССР в решении проблемы равноправия граждан, в первую очередь в области социально-экономических отношений. Это было отражено во вновь принятых конституциях некоторых стран Европы, а также во Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. Она явилась своеобразным синтезом французской Декларации 1789 г. и Конституции СССР 1936 г. Положения Всеобщей декларации прав человека вошли в Конституцию РСФСР 1978 г. в виде поправок к ней в 1991 г., а затем в полном объеме они были включены во вновь принятую Конституцию Российской Федерации 1993 г. Существуют различные взгляды на проблему прав человека: — буржуазные ученые считают, что права и свободы человека неотъемлемые, данные ему от рождения; — в годы советской власти бытовал взгляд, что права и свободы человек получает от государства. Однако есть и иной подход к этой проблеме: за права надо бороться, их завоевывают, в первую очередь, это относится к политическим и социально-экономическим правам и свободам. Правовое положение или статус человека, — это совокупность прав, свобод и обязанностей, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, которыми он наделен как субъект правоотношений. Субъективное право — это юридическая возможность человека совершать определенные действия, предусмотренные нормами права и направленные на удовлетворение интересов, материальных и духовных потребностей человека. Реализация этого права зависит, с одной стороны, от желания человека, а с другой — от гарантий, установленных государством. Различие между понятиями право и свобода весьма условно. Однако свобода чаще связывается с внутренним миром человека, его самостоятельностью, а право чаще предполагает положительные действия, услуги со стороны государства, правомочия человека на участие в деятельности различных организаций. Юридическая обязанность человека — это установленная государством мера общественно необходимого поведения лица, не зависящая от его личного желания и исполняемая большинством граждан добровольно, на основе высокого правосознания, а при необходимости — и с применением государственного принуждения. Каждая из отраслей права закрепляет права, свободы и обязанности в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых, земельных и т. д. В совокупности они определяют понятие правового положения (статуса) человека. Конституционное право закрепляет основы правового статуса человека, являющегося одним из важнейших конституционно-правовых институтов, который включает исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. Основы правового статуса человека значительно уже понятия правового положения личности, включающего в себя все права, свободы и обязанности, возникающие при реализации человеком норм всех отраслей права. Понятие основы правового статуса личности в Российской Федерации, как подчеркивается в ст. 64 Конституции, закрепляется положениями главы второй Конституции Российской Федерации. 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации Основы правового статуса личности в Российской Федерации включают в себя ряд важнейших положений: принадлежность к гражданству как важнейший элемент конституционного статуса личности, обусловливающий полную правоспособность лица; общие принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и законодательством Российской Федерации. Взаимоотношения гражданина Российской Федерации с государством основаны на их взаимной ответственности. С одной стороны, гражданин обязан выполнять Конституцию и законы Российской Федерации и за их нарушение нести ответственность, а с другой стороны, государство считает своей обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепляет важнейшие принципыправового положения личности, исходя из которых и осуществляется использование прав и свобод человека, и исполнение его обязанностей. Главным принципом, характеризующим правовой статус личности, является равноправие, включающее равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод человека и гражданина, равноправие мужчины и женщины. Фактическая реализация прав и свобод обеспечивается их гарантированностью, закрепленной в Конституции. Главным их гарантомвыступает государство, которое осуществляет защиту прав и свобод через всю систему государственных органов, Конституция расширила также рамки участия самого человека в защите своих прав и свобод. Правовой статус личности основывается на презумпции неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения. Ограничение правоспособности конкретного человека допускается только судом, возможны также ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Важным принципом является непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, конституционные нормы могут быть непосредственной основой решений судебных и иных государственных органов. Правовой статус личности основывается и на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Причем некоторые права имеют характер общественного долга, например, право на образование, избирательные права и др. Однако наряду с общими принципами равноправия личности в Российской Федерации существуют и предусмотренные Конституцией Российской Федерации особенности конституционного статуса отдельных категорий граждан. Эти особенности условно можно разделить на две группы: естественные и социальные. Естественные особенности правового положения граждан Российской Федерации связаны с рядом таких характеристик, как возраст человека, пол, состояние здоровья, раса и национальность. Социальные особенностиправового положения граждан Российской Федерации связаны с социально-экономическим положением человека, его сферой деятельности, а также проживанием в отдельных местностях. Кроме того, к особенностям конституционного статуса можно отнести особое правовое положение граждан в условиях чрезвычайного положения в стране, когда допускается временное ограничение прав и свобод человека и гражданина с введением дополнительных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ряд прав и свобод, в первую очередь политических, принадлежит только гражданам Российской Федерации, им же вменяется обязанность по защите Отечества и несению военной службы. 6.3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, ред. от 23.05.2015., Рос. газ. от 31 июля 2002 г.). Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К иностранным гражданам относятся лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лица без гражданств — это лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Понятие «иностранный гражданин» обычно включает в себя понятие «лицо без гражданства», кроме случаев, когда для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила. Иностранные граждане делятся на три группы: - Временно пребывающие в Российской Федерации на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, на срок не более 90 суток (бизнес, туризм, работа по контракту, приглашение и др.). - Временно проживающие в Российской Федерации на основании разрешения, которое им выдается сроком на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, а также на основании приобретённого патента. Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. В случае получения разрешения на работу иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации. Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Патент приобретается иностранным гражданином на срок от одного до двенадцати месяцев, может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. Иностранный гражданин при обращении за получением патента должен подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации документом о прохождении соответствующего экзамена. Не позднее, чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Мотивированное предложение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения. Правительство Российской Федерации приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, - Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, выданного органами Федеральной миграционной службой сроком на пять лет. До этого они должны прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Разрешения на временное проживание и вид на жительство не выдаются, а ранее выданные аннулируются в случае, если иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации; создает угрозу безопасности Российской Федерации или гражданам Российской Федерации; совершает или оказывает содействие в совершении террористических актов; выдворялся за пределы Российской Федерации; сообщил о себе заведомо ложные сведения; осужден или имеет неснятую судимость за совершение тяжкого преступления; неоднократно в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации; не имеет законных источников существования без помощи государства; по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения; болен наркоманией или инфекционным заболеванием, опасным для окружающих, и др. В соответствии с федеральным законом иностранные граждане имеют ограничения при передвижении в пределах Российской Федерации, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу (патента). Работодателями для иностранных граждан могут быть физические и юридические лица, получившие специальные разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранные граждане не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, не могут командовать воздушным судном, не могут работать на объектах, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации, и др. Иностранные граждане не могут быть призваны на военную или альтернативную гражданскую службу. Однако в 2007 г. в закон была внесена поправка, в соответствии с которой иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию на основании приглашения, выданного МИДом по ходатайству: федеральных органов государственной власти; дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации; международных организаций и их представительств в Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом должны быть предоставлены гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан на период их пребывания в Российской Федерации. Территориальный орган ФМС выдает приглашения по ходатайству: органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан. Иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию, обязаны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней в территориальных органах ФМС, которые осуществляют контроль за их пребыванием на территории Российской Федерации. Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации и невыполнения требования о выезде (в срок от 3 до 15 суток) он подвергается депортации (принудительной высылке) за его счет или за счет приглашающей стороны, или за счет средств федерального бюджета. Статус дипломатических работников имеет особый правовой режим, основанный на привилегиях и иммунитете, установленных законодательством и международными договорами. Особый статус, определенный федеральными законами, имеют беженцыивынужденные переселенцы (См.: Федеральный закон «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. № 4528-1, ред. от 22.12.2014., Рос. газ. от 3 июня 1997 г.); Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. № 4530-1, ред. от 25.11.2013., Рос. газ. от 28 декабря 1995 г.). Беженцы — это лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации из других стран вследствие насилия, преследования по признаку расовой, национальной, религиозной принадлежности, языка или политических убеждений. Вынужденные переселенцы — это граждане Российской Федерации, вынужденные переселиться (извне или внутри страны) по тем же мотивам. Их правовой статус аналогичен статусу беженцев. Вынужденным переселенцем может быть признано также лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, постоянно проживающее на законных основаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, несмотря на то, что статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех (в том числе иностранных граждан) перед законом и судом, статья 62 Конституции РФ допускает особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с федеральным законом или международным договором. Конституция РФ и различные федеральные законы допускают также отдельные особенности правового положения российских граждан. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите первые юридические документы, отражающие права человека в систематизированном виде. 2. Какие важнейшие документы о правах человека были приняты в Советской России? 3. Какие важнейшие документы о правах человека были приняты Генеральной ассамблеей ООН? 4. Дайте определение правового положения человека. 5. Дайте определение понятий субъективное право и юридическая обязанность человека. 6. Назовите важнейшие принципыправового положения личности в РФ. 7. В чем заключаются особенности конституционного статуса отдельных категорий граждан? 8. Назовите и охарактеризуйте три группы иностранных граждан в РФ. 9. Какие ограничения для иностранных граждан предусмотрены российским законодательством? 10. В чем отличие статуса беженцев и вынужденных переселенцев в РФ? Тема 7. Гражданство Российской Федерации Учебные цели: усвоение понятия гражданства и основных положений законодательства Российской Федерации о гражданстве. План 7.1. Понятие гражданства. 7.2. Действующее законодательство о гражданстве. 7.1. Понятие гражданства Среди основных прав человека особое место занимает право на гражданство. В современном понимании оно появилось в эпоху буржуазных революций, когда в различных странах были провозглашены декларации прав человека, приняты конституции, в которых все люди признавались равными гражданами. До этого в монархических государствах употреблялся термин подданство, который формально устанавливал личную верность монарху. В царской России до 1917 г. также существовало подданство. После падения царской империи первым актом Советской власти по вопросам гражданства был Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 10 (23) ноября 1917 г., который устанавливал одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской республики. А 1 апреля 1918 г. был издан Декрет о приобретении прав российского гражданства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации отношения гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г., ред. от 31.12.2014., Рос. газ. от 5 июня 2002 г.), который вступил в силу 1 июля 2002 г. В федеральном законе понятие гражданства Российской Федерации формулируется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство — это правовое, а не фактическое состояние. Правовой характер связи лица с государством выражается в юридическом оформлении этой связи. Оно подтверждается документально свидетельством о рождении, паспортом, удостоверением личности. К основным принципам гражданства Российской Федерации относятся следующие: гражданство Российской Федерации является единым и равным, независимо от оснований его приобретения; проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации; гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства или права изменить его; гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству; Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у него в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации или СССР, их международных договоров; граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, рассматриваются только как граждане Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом; приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации; граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством государства; отрицание автоматического изменения гражданства супругов и детей при заключении или расторжении брака, при изменении гражданства одним из супругов. В середине 90-х гг. договоры, допускающие возможность двойного гражданства были подписаны с Таджикистаном и Туркменистаном (договор с Туркменистаном в одностороннем порядке был расторгнут им в 2003 г.). В то же время иное гражданство зачастую приобретается в случаях, предусмотренных законодательством зарубежных государств об автоматическом приобретении гражданства при рождении ребенка на территории этого государства, при заключении брака с иностранным гражданином и др. Несмотря на то, что приобретение гражданства Российской Федерации иностранным гражданином допускается только при условии его отказа от прежнего гражданства, значительное число российских граждан приобретают иностранное гражданство в соответствии с законодательством зарубежных государств. Конституция РФ подчеркивает, что наличие у гражданина Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращения гражданства Российской Федерации. Более того, Российская Федерация как бы не замечает этого факта и рассматривает этого гражданина только как гражданина Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Однако в 2006 году в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 12.06.2002., N 67-ФЗ, ред. от 06.04.2015., Рос. газ. от 15.06.2002.) была внесена поправка, в соответствии с которой «не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства». Таким образом, в настоящее время граждане РФ, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве не могут быть избраны Президентом РФ, депутатами и другими должностными лицами. Кроме того, федеральный закон о гражданстве обязывает граждан РФ подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган ФМС. Нарушение этой нормы влечёт за собой уголовную ответственность. 7.2. Действующее законодательство о гражданстве Важнейшим положением прежнего закона о гражданстве было признание гражданами Российской Федерации всех граждан СССР, постоянно проживавших на территории Российской Федерации на день вступления в силу закона «О гражданстве РСФСР» (6 февраля 1992 г.), а лица, утратившие его, считались состоявшими в гражданстве Российской Федерации. По сути дела, это нулевой вариант, фактически никому из проживавших в России граждан СССР не пришлось принимать каких-либо мер для подтверждения своего российского гражданства. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (от 31 мая 2002 г., ред. от 31.12.2014., Рос. газ. от 5 июня 2002 г.) констатируется, что гражданами Российской Федерации являются все лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. Таким образом, в связи с принятием этого закона о гражданстве российским гражданам также не пришлось принимать каких-либо мер по установлению своего гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации основываются на следующих положениях: 1. По рождению ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения ребенка; один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка; один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации; оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему свое гражданство. Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения. 2. В результате приема в гражданство Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке, если они: проживают на территории Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (допускается выезд не более чем на три месяца в течение года); обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; имеют законный источник средств к существованию; обратились с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства; владеют русским языком. Срок проживания на территории Российской Федерации может быть сокращен до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: а) высокие достижения в области науки, техники, культуры или обладание профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; б) предоставление лицу политического убежища; в) признание лица беженцем. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения предусмотренных законом условий. На льготных условиях принимаются также бывшие граждане Российской Федерации, проходящие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Закон предусматривает прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения срока проживания в Российской Федерации, если обратившиеся с заявлением лица: имеют хотя бы одного родителя — гражданина Российской Федерации; имели гражданство СССР и остаются лицами без гражданства, получили среднее или высшее профессиональное образование в Российской Федерации; а также родились на территории РСФСР и имели гражданство СССР; состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет; являются нетрудоспособными и имеют дееспособных детей старше 18 лет, имеющих гражданство Российской Федерации; бывшие граждане СССР — нетрудоспособные и ветераны Великой Отечественной войны, проживающие на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 г. В последние годы этот перечень был значительно расширен. В упрощённом порядке теперь могут приобрести российское гражданство: лица, получившие в РФ после 1 июля 2002 года профессиональное образование и осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет |