МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Конституционно-правовые нормы





Составитель В. Г. Васильев

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 40.03.01Юриспруденция

 

Новосибирск, 2015


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибИУ – филиала РАНХиГС

ББК 67.400я73

В 19-1

Рецензенты:

 

И. А. Кравец — доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой конституционного и муниципального
права Сибирского института управления – филиала РАНХиГС;

Е. А. Сидорова — кандидат юридических наук, доцент
кафедры теории государства и права юридического факультета НГТУ

 

В 19-1 Васильев, В. Г.

Конституционное право: курс лекций. / В. Г. Васильев — Новосибирск : Изд-во СибИУ, 2015. — 213 с.

ISBN 978-5-8036-0389-4

Курс лекций дает представление о развитии конституционного строя и его особенностях в России, государственном устройстве и форме правления, о правовом положении ее субъектов, о системе органов государственной власти и местного самоуправления, об основных правах, свободах и обязанностях человека и других государственно-правовых явлениях, происходящих в РФ.

Разработан с целью методического обеспечения базовой учебной дисциплины «Конституционное право» по направлению подготовки бакалавриата «Юриспруденция»

Предназначен для студентов всех форм обучения Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, а также для всех, интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

В курсе лекций использованы правовые акты по состоянию на 1 сентября 2015 г.

ББК 67.400я73

© Сибирский институт управления

- филиал РАНХиГС

ISBN 978-5-8036-0389-4
Введение

Учебная дисциплина «Конституционное право» формирует правовые знания, необходимые для специалистов различных сфер деятельности. Она предназначена для того, чтобы дать теоретическое представление о ряде государственно-правовых явлений: об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития конституционного строя и его особенностях в России; государственном устройстве и форме правления Российской Федерации, правовом положении её субъектов; значении конституции в жизни государства и общества; основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, способах их защиты и возможностях ограничения; избирательной системе; формировании, компетенции и функции-онировании федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Кроме того, дисциплина «Конституционное право Российской Федерации» ориентирована на получение таких практических навыков, как умение:

¾ выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями;

¾ использовать нормы конституционного права для решения управленческих, политических и социальных задач;

¾ оценивать правомерность действий должностных лиц при выполнении публичных функций.

В соответствии с вышеизложенным цели и задачи учебной дисциплины можно сформулировать следующим образом: изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов конституционного правосознания, юридического мышления, отвечающих требованиям построения в России правового государства и гражданского общества, а также приобретению навыков, которые можно будет использовать при работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления.



Раздел 1.Основы теории

конституционного права

Тема 1. Конституционное право как отрасль права

Учебные цели: уяснение места конституционного права в системе права Российской Федерации, понятия и содержания конституционно-правовых норм и институтов, конституционно-правовых отношений, источников конституционного права.

 

План

1.1. Понятие конституционного права.

1.2. Конституционно-правовые нормы.

1.3. Источники конституционного права.

1.4. Конституционно-правовые отношения.

1.1. Понятие конституционного права

 
Российское право — это совокупность общеобязательных, установленных и санкционированных государством правовых норм, правил поведения, исполнение которых обеспечивается государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части — отрасли права.

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, представляющая собой также совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения (конституционное, административное, гражданское, уголовное и другие отрасли права). Конституционное право — одна из важнейших отраслей права.

В юридической практике различных стран используются два термина: конституционное право и государственное право. В Российской Федерации до 1993 г. чаще использовался термин государственное право, а после 1993 г. — конституционное право. Некоторые авторы пользуются двумя терминами одновременно — конституционное (государственное) право.

Термин конституционное право употребляется в трех значениях: ведущая отрасль права; юридическая наука; учебный курс. Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, которые закрепляют основы общественного строя и политики Российской Федерации, основы правового положения личности, определяют национально-государственное устройство Российской Федерации, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, принято именовать ее предметом. Различные отрасли права регулируют общественные отношения в одной из сфер общественной жизни, а конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми. Эти общественные отношения закрепляют суверенитет многонационального народа России, т. е. властные отношения, определяют принципы государственного и общественного устройства, основы политической и экономической системы государства, основы правового статуса человека в обществе, основы федеративного устройства и систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из методов правового регулирования в конституционном праве является метод властеотношений, которыйзаключается в том, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону возлагается обязанность подчиняться велениям этой стороны. Возможны отношения и на основе равенства сторон — диспозитивный метод, а также метод гарантий, метод рекомендаций, метод поощрений и др.

Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила поведения в сферах отношений, составляющих предмет конституционного права. Их исполнение обеспечивается сознательностью граждан, авторитетом государства, его организаторской работой, методами убеждения, а в случае необходимости и методами государственного принуждения. Для конституционно-правовых норм характерны все признаки правовых норм, но вместе с тем им присущ и ряд специфических особенностей:

¾ они являются ядром правовой системы, так как регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

¾ носят учредительный характер, поскольку определяют содержание и форму правовых актов в других отраслях права;

¾ устанавливают правила поведения в самом общем виде, среди них значительное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

¾ особенности механизма их реализации связаны с особого вида отношениями общего характера или правового состояния, например, состояние в гражданстве, состояние субъекта Российской Федерации в составе Федерации.

Некоторые авторы выделяют структурные особенности конституционно-правовых норм. Все правовые нормы, как правило, состоят из трех частей: а) гипотезы — условий применения правила поведения, б) диспозиции — самого правила поведения, в) санкции — последствий неисполнения правила поведения. В большинстве же конституционно-правовых норм, по их мнению, имеется только диспозиция и иногда гипотеза, а санкции содержатся в нормах других отраслей права (уголовного, административного и пр.). В нормах-принципах, нормах-целях нет и гипотезы.

 
Однако, несмотря на особенности внешнего проявления, конституционно-правовые нормы определяют основные параметры (цели, границы, способы, условия) поведения социальных субъектов в наиболее важных сферах общественной жизни. Одни из них устанавливают эти параметры вполне конкретно, другие же — лишь ориентируют, оказывают косвенное влияние на поведение. Отсутствие гипотезы ставит само правило поведения (диспозицию) в неопределенное состояние, так как не ясно, при каких условиях правило должно применяться. Отсутствие же санкции лишает правило поведения обязательности, возможности обеспечения его силой государственного принуждения. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Таким образом, трехзвенность присуща всем правовым нормам, только структурные элементы нормы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта, т. е. норма права и статья нормативного акта — это не одно и то же. Положение, закрепленное в одной из статей Конституции, может служить санкцией для многих конституционно-правовых норм (например, ст. 125, ч. 6 Конституции Российской Федерации).

Конституционно-правовые нормы классифицируются:

1) по содержанию: нормы закрепляющие основы общественного строя, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления;

2) юридической силе: нормы в зависимости от того, в каком нормативном правовом акте содержится та или иная норма (в Конституции Российской Федерации, в федеральном конституционном законе, в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации и т. д.);

3) характеру имеющихся в них предписаний: нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

4) степени определенности предписаний: нормы императивные, диспозитивные;

5) территории действия: нормы общегосударственные, региональные, местные;

6) назначению в механизме правового регулирования: нормы материальные, процессуальные.

 
1.3. Источники конституционного права

Материальными источниками конституционного права являются социально-экономические отношения в обществе, и в первую очередь — отношения собственности, определяющие характер и содержание права в целом. Важнейшим источником конституционного права считают также естественное право — это общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права, относящиеся к вечным ценностям и служащие главным критерием демократизма общества.

Идеи естественного права возникли еще в Древней Греции. Однако в понимании некоторых современных правоведов естественное право отрицает право позитивное, противопоставляя писаный закон естественному праву, более приоритетному. На практике это может привести к тому, что должностные лица получат возможность оправдывать свой произвол ссылками на естественное право, которое нигде и никем не закреплено. Таким образом, только те нормы поведения становятся правовыми, которые закреплены нормативными правовыми актами.

 
В юридическом смысле в качестве источников права рассматриваются формы, посредством которых выражается право и устанавливаются обязательные правила поведения. Существуют четыре формы источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, нормативный акт. В конституционном праве Российской Федерации обычно используются нормативные акты и договоры,хотя на практике встречаются и другие формы.

Система источников конституционного права Российской Федерации:

1.

 
 
 
 
Источники общефедерального значения: Конституция Российской Федерации; законы — федеральные конституционные, федеральные (в том числе кодексы), закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, действующие законы СССР, РСФСР, Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; декларации Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Совета Федерации, Государственной Думы, постановления Правительства Российской Федерации; регламенты, положения о деятельности федеральных органов власти; решения (постановления) Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти; Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий; международные договоры; общепризнанные принципы и нормы международного права (хотя в мире нет общепринятого определения этих принципов и норм).

2. Источники на уровне субъектов Российской Федерации: конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы; действующие нормативные акты бывших обл-, крайсоветов, не противоречащие Конституции Российской Федерации; указы, постановления, решения президентов, глав администраций, представительных и исполнительных органов власти, конституционных и уставных судов; регламенты и положения о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

3. Источники на уровне отдельных территорий: уставы городов, районов, сельсоветов, поселков; нормативные акты территориальных органов государственной власти; нормативные акты органов местного самоуправления.

К источникам конституционного права относятся только те нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы.

1.4. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения возникают в результате действия конституционно-правовых норм, это реальные (фактические) общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Для правоотношений характерно наличие, как минимум, двух сторон или участников отношений, именуемых также субъектами правоотношений, при этом один субъект обладает определенными правами, другой — соответствующими обязанностями, или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Таким образом, юридическое содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности их участников, установленные нормами конституционного права Российской Федерации.

Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. События происходят независимо от воли субъекта, действия связаны с проявлением воли субъекта. Юридические лица принимают акты, а физические лица совершают поступки. Юридические действия могут быть правомерными и неправомерными, в том числе и неправомерным бездействием.

Субъектами правоотношений являются их участники, осуществляющие свои права, несущие обязанности и выступающие в качестве сторон. Субъекты конституционно-правовых отношений условно делятся на три группы, связанные:

¾ с человеком — российский народ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, человек, лицо, личность, избиратели, объединения граждан;

¾ территорией — государства (в том числе Российская Федерация), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), административно-территориальные единицы, муниципальные образования;

¾ с государственно-властными полномочиями — органы государственной власти (федеральные и в субъектах Российской Федерации), органы местного самоуправления, депутаты, должностные лица, избирательные комиссии и др.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: государственная территория; материальные ценности (частная, государственная, муниципальная собственность); действия субъектов конституционно-правовых отношений (юридические акты, юридические поступки); личные неимущественные блага (честь и достоинство высших должностных лиц, всех граждан, каждого человека, которые защищаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами).

В конституционном праве различают правомерное поведение и правонарушения. Правомерное поведение — это такое поведение субъектов, которое соответствует нормам конституционного права. Правонарушение — это действие (или бездействие), противоречащее требованиям норм конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. В случаях правонарушения предусматривается юридическая ответственность, которая представляет собой применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления правопорядка и для наказания субъекта, совершившего правонарушение.

В конституционном праве предусмотрены различные меры юридической ответственности. Важнейшие из них: признание Конституционным Судом Российской Федерации акта неконституционным; отмена Президентом Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации; приостановление Президентом Российской Федерации действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации или отказ в доверии; отставка Правительства Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации; роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы; отрешение Президента Российской Федерации; отмена регистрации кандидата; признание выборов недействительными; отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; роспуск законодательных и представительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; отмена решений о гражданстве; отказ в регистрации политических партий и их ликвидация по решению суда и др.

 
Комплексы родственных норм именуются конституционно-правовыми институтами, выступающими как часть, элемент системы конституционного права. К основным институтам относятся: основы конституционного строя; основы правового положения личности; национально-государственное устройство; система органов государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из основных институтов конституционного права может содержать в себе ряд других, более мелких институтов. Например, институт правового положения личности в обществе можно разделить на институт прав и свобод и институт обязанностей человека. А институт прав и свобод, в свою очередь, может быть разделен на институты личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод. В качестве самостоятельных институтов могут выступать право на жизнь, свобода слова, право частной собственности и т. д.

Таким образом, среди многих отраслей права центральное место занимает отрасль Конституционного права, правовые нормы которого регулируют важнейшие правовые отношения во всех сферах жизни общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение отрасли права.

2. В чем заключается особенность предмета отрасли конституционного права?

3. Назовите основные методы правового регулирования в конституционном праве.

4. Назовите специфические особенности конституционно-правовых норм.

5. Составьте схему основных конституционно-право­вых институтов и покажите их взаимосвязь.

6. Изобразите схематически систему источников конституционного права.

7. В чем заключается сущность юридического содержания конституционно-правовых отношений?

8. Составьте схему субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

9. Какие меры юридической ответственности предусмотрены в конституционном праве?

 

Тема 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства

Учебные цели: усвоение понятия Конституции Российской Федерации как основного закона государства, ее юридических свойств.

 

План

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2.2.Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации.

 

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации

Декабря 1993 г.

Термин конституция происходит от латинского constitutio — установление. В Древнем Риме конституциями назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.

Первые представления о конституции как основном законе государства были разработаны Аристотелем и другими учеными Древнего мира. Они касались в основном вопросов рационального устройства государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В соответствии с современным понятием, конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Она учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Это понятие связано с буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Буржуазия в борьбе с феодализмом добивалась ограничения королевской власти парламентом и установления равенства всех граждан. Первый акт конституционного типа — «Формы правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», или «Орудие управления», — был принят в 1653 г., но через пять лет был отменен.

Первая конституция была принята в США в 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в принявшем конституцию Конвенте,— рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии.

 
В ХIХ в. конституции были приняты практически во всех странах Европы, кроме России, а в ХХ в. конституции были приняты в абсолютном большинстве государств.

Различают понятие конституции в узком и широком смысле слова. В узком смысле конституция — это основной закон государства, а в широком — это система правовых норм, закрепляющих правовое положение личности в обществе и характер органов, осуществляющих государственную власть. С этих позиций каждое государство имеет конституцию. В широком смысле слова можно говорить о конституциях даже рабовладельческих и феодальных государств.

 
Существует ряд требований к конституционным актам, претендующим называться конституцией. Общепризнанные принципы конституционализма: разделение властей; осуществление законодательной власти парламентом; определение парламентом государственных доходов и расходов; ответственность и подотчетность исполнительной власти перед парламентом; верховенство законов; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; формальное равенство всех граждан перед судом и законом.

Конституции, как правило, выполняют следующие функции: учредительную — закрепление новых общественных отношений или создание предпосылок для их появления; организаторскую — стимулирование политической активности государственных органов, общественных объединений, всех граждан на решение новых задач, поставленных основным законом; внешнеполитическую — создание правовой основы участия государства в международных интеграционных процессах; идеологическую — утверждение идеологического многообразия (конституция является выражением определенной идеологии, направленной на закрепление новых общественных отношений); юридическую — конституция становится основой вновь создаваемой правовой системы и нового правопорядка в стране, дает импульс развитию нового законодательства и, обладая прямым действием, сама регулирует общественные отношения. К числу важнейших функций конституции относятся также закрепление преемственности государственности, воспрепятствование территориальному распаду государства, сохранение его суверенности.

На волне перестройки в бывших союзных республиках СССР на рубеже 80–90-х гг. начинают активизироваться националистические силы, и в противовес этому в Российской Федерации провозглашается Декларация о суверенитете РСФСР, учреждается пост Президента России. Вопреки воле народа, который на референдуме в марте 1991 г. однозначно высказался за сохранение СССР, на встрече трех руководителей республик России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. СССР был ликвидирован.

Еще раньше, 12 июня 1990 г., на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным. В работу над проектом конституции включились практически все политические партии и движения. Однако ни один проект не удовлетворил Ельцина, поэтому в июне 1993 г. было созвано Конституционное совещание, но и проект Конституционного совещания не устроил Президента.

В результате 21 сентября 1993 г. издается Указ Президента Российской Федерации № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» (Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27 сентября 1993 г. № 39, ст. 3579), фактически отменявший Конституцию РСФСР 1978 г. Были распущены советы народных депутатов всех уровней. Верховный Совет, не подчинившийся этому указу, был расстрелян из танков, а депутаты Верховного Совета, выступившие в защиту Конституции РСФСР, заключены в тюрьму. Антипрезидентские выступления 3–4 октября были подавлены армией. Была запрещена деятельность многих политических партий, запрещен выпуск оппозиционных газет.

В этих условиях было объявлено, что 12 декабря 1993 г. состоится референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации, проект которой был предложен самим Ельциным. Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 187 755 избирателей (54,8 %). За принятие Конституции Российской Федерации проголосовали 32 937 630, или 58,4 %, избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, Конституция Российской Федерации была принята, а конституционный кризис в Российской Федерации был преодолен.

2.2. Юридические свойства Конституции
Российской Федерации

Современные конституции, как правило, принимаются народом или от имени народа. Поскольку народ в демократическом обществе является носителем суверенитета и единственным источником власти, он обладает и учредительной властью. Отсюда исходит учредительный характер Конституции Российской Федерации. Ее предписания выступают в качестве первоосновы, для них не существует никаких правовых ограничений. Конституция затрагивает все сферы общественной жизни, но регулирует в них лишь базовые основы общественных отношений.

Конституция является основным законом государства и обладает всеми чертами закона: общеобязательностью содержащихся в ней норм права; неконкретностью адресата правовых норм; независимостью действия норм от их исполнения; обеспечением действия правовых норм принудительной силой государства.

В то же время в качестве основного закона государства Конституция обладает специфическими признаками (свойствами), такими, как: юридическое верховенство Конституции по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам; Конституция является базой текущего законодательства; прямое, непосредственное действие Конституции; особый порядок принятия и изменения Конституции; система правовой охраны Конституции.

Юридическое верховенство Конституции Российской Федерации закреплено в самой Конституции. Это означает, что никакие другие нормативные правовые акты не могут ей противоречить. Деятельность всех органов власти, граждан и их объединений должна соответствовать принципам и нормам, заложенным в Конституции.

Являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Конституция устанавливает, какие правовые акты принимают различные органы власти, их наименование, юридическую силу, порядок принятия правовых актов. В Конституции даются прямые указания на необходимость принятия соответствующих федеральных законов, что привело к радикальному изменению и обновлению текущего законодательства в стране.

Прямое, непосредственное действие Конституции Российской Федерации относится в первую очередь к правам и свободам человека. Права и свободы действуют независимо от того, принят ли закон, определяющий порядок реализации данного права.

В целях стабилизации конституционного строя в Российской Федерации предусмотрена специальная система правовой охраны Конституции. В самой Конституции Российской Федерации записан ряд положений по ее правовой охране:

¾ все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, а законы и иные нормативные акты в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации;

¾ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

¾ важнейшая роль в укреплении конституционной законности отводится Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, а в тексте его присяги подчеркивается, что Президент клянется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации;

¾ парламентский контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации осуществляют обе палаты Федерального Собрания;

¾ осуществлять меры по соблюдению законности в стране обязано Правительство Российской Федерации;

¾ Конституционный Суд Российской Федерации призван рассматривать по запросам дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов, и только он имеет право официального толкования Конституции;

¾ обеспечивать законность в стране призваны все органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий;

¾ положения о защите Конституции и конституционного строя внесены в тексты присяги всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, уважать конституционные права других граждан, подчиняться правовым актам и судебным решениям, кроме того, граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения их конституционных прав и свобод.

2.3. Порядок принятия и пересмотра
Конституции Российской Федерации

 
Конституция, являясь основным законом, требует специфического порядка ее принятия. В различных зарубежных странах возможны различные варианты принятия конституции: парламентом; специальным органом — Конституционным Собранием (или Учредительным); на всенародном референдуме; другие промежуточные формы. В некоторых странах конституции были дарованы народу правившими монархами.

 
В российской истории можно проследить все отмеченные порядки. Были несостоявшиеся попытки дарования народу конституции монархами. В 1917 г. Временным правительством была предпринята попытка принятия конституции Учредительным собранием. Все советские конституции были приняты либо съездами депутатов, либо Верховным Советом (парламентом). Ныне действующая Конституция принята на референдуме, а в Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность созыва Конституционного Собрания.

В целях повышения стабильности развития общества в Конституции Российской Федерации предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Порядок пересмотра 1, 2, 9-й глав Конституции Российской Федерации:

¾ эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

¾ предложение о поправке этих глав должно быть поддержано тремя пятыми состава Государственной Думы и Совета Федерации;

¾

 
после этого созывается Конституционное Собрание, которое также не может пересмотреть Конституцию Российской Федерации, но оно вправе разработать новый проект Конституции, который принимается двумя третями голосов Конституционного Собрания или всенародным голосованием (более 50 % голосов избирателей).

Внесение поправок к главам 38 Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке принятия федерального конституционного закона, предложение должно быть одобрено:

¾ двумя третями депутатов Государственной Думы;

¾ тремя четвертями членов Совета Федерации;

¾ органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации;

В окончательном виде закон подписывается Президентом Российской Федерации.

 
Процесс рассмотрения закона в субъектах Российской Федерации контролируется Советом Федерации, и должен завершиться не позднее одного года со дня принятия закона. Кроме того, действия Совета Федерации могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Измененияв ст. 65Конституции Российской Федерациивносятся на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (Рос. газ. от 20 декабря 2001 г.). В соответствии с этим законом иностранное государство или его часть могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. В таком порядке в состав РФ в марте 2014 г была принята Республика Крым, и образованы 2 новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.

Образование нового субъекта может произойти также путем объединения двух и более существующих субъектов. Изменения статьи 65 могут произойти также в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта. Однако закона об изменении статуса субъекта пока нет.

 
Часть 2 ст. 137 Конституции предусматривает внесение изменения в ст. 65 в случае изменения наименования субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации» (Рос. газ. от 14 декабря 1995 г.), субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования, которое вносится в ст. 65 указом Президента Российской Федерации.

Например, указами Президента Российской Федерации в 1996, 2001, 2003 гг. в ст. 65 Конституции Российской Федерации были внесены измененные наименования субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

*

* *

 

Таким образом, являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Граждане Российской Федерации, а также все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите этапы создания и принятия Конституции РФ.

2. Изобразите схематически структуру Конституции РФ по главам и разделам.

3. Каковы юридические свойства Конституции РФ?

4. В чем сущность юридического верховенства Конституции РФ?

5. Какие предусмотрены меры правовой охраны Конституции РФ?

6. Изобразите схематически порядок пересмотра 1, 2 и 9-й глав Конституции РФ.

7. Изобразите схематически порядок внесения поправоккглавам 3–8 Конституции РФ.

8. Каким образом вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ?

Библиографический список

Основной

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. / М. В. Баглай. — 8-е изд., изм. и доп. — М. : Норма, 2009. — Гл. 1–5.

2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учеб. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — Гл. 1– 5.

Дополнительный

 

1. Конституционное право России : учеб. / А. В. Безруков и др.; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — М. : Норма, 2008. — 543 с.

2. Конституционное право России : учеб. для студентов вузов/ под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 671 с.

3. Конституционное право России : учебник для бакалавров / отв. ред. докт. юрид. наук, проф. И.В. Выдрин — М.:Юрлитинформ, 2015. — 552 с.

 


Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы

Тема 3. Конституционное закрепление
роли государства в системе
конституционного строя

Учебные цели: усвоение понятия и содержания основ конституционного строя Российской Федерации, основных его черт.

 

План

3.1. Понятие конституционного строя и его основ.

3.2. Основные характеристики Российского государства.

3.1. Понятие конституционного строя
и его основ

Общественный строй — это система всех общественных отношений, регулируемых нормами права и охраняемых государством. Это понятие более широкое, чем понятие конституционный строй, которое можно определить как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права. А совокупность норм конституционного права, регулирующих эти отношения, составляет один из основных институтов конституционного права — основы конституционного строя. Это — генеральный институт конституционного права, отражающий:

¾ базовые ценности народа: справедливость, равноправие, народовластие;

¾ важнейшие принципы построения государства: федерализм, самоуправление, разделение властей.

В результате событий 1991–1993 гг. общественный строй Российской Федерации претерпел радикальные изменения, и они были закреплены новой Конституцией Российской Федерации 1993 г. Характеристика основ конституционного строя Российской Федерации дана в первой главе Конституции.

К основные чертам конституционного строя Российской Федерации относятся:

¾ демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления;

¾ признание человека, его прав и свобод высшей ценностью в обществе;

¾ экономическое, политическое, идеологическое многообразие;

¾ свобода экономической деятельности, рыночная экономика;

¾ разделение властей;

¾ разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами;

¾ местное самоуправление;

¾ социальное государство;

¾ светское государство и др.

3.2. Основные характеристики
Российского государства

Уже в преамбуле Конституции подчеркивается «незыблемость демократической основы» России, а затем в первых статьях провозглашается важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации — демократический характер государства — и раскрывается сущность демократии:

¾ единственным источником власти в России является народ;

¾ народ эту власть осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

¾ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

 
Термин демократияобычно используется в двух значениях. Первоначально этим термином обозначалась форма правления — власть народа (народовластие), в отличие от монархии. Впоследствии этим термином стали обозначать также характер политического режима в том или ином государстве. Таким образом, в некоторых современных монархиях существует демократический политический режим.

 
В соответствии с этим можно выделить основные принципы демократии как формы правления: подчинение меньшинства большинству; равноправие всех граждан. На их основе можно сформулировать и другие принципыдемократии: выборность основных органов государства; их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность назначаемых государственных органов перед выборными; разделение властей; местное самоуправление.

К принципам демократии, характеризующим политический режим, наряду с подчинением меньшинства большинству и равноправием граждан можно отнести: политическое и идеологическое многообразие; гласность, свободу мысли и слова; свободу массовой информации; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу выезда из страны, а гражданам Российской Федерации — право беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию; уважение прав меньшинства; право частной собственности и свободу предпринимательства и др.

Принцип подчинения меньшинства большинству реализуется в первую очередь при проведении выборов в органы власти. Глава государства, различные должностные лица, депутаты законодательных и представительных органов избираются абсолютным или относительным большинством голосов избирателей. Их решения обязательны для исполнения всеми гражданами независимо от того, как они голосовали на выборах. Однако в демократическом обществе должен соблюдаться также принцип уважения прав меньшинства.

Этот принцип перекликается с другим принципом — идеологическим и политическим многообразием. Любая группа лиц может создать свое общественное объединение, свою политическую партию, может отстаивать и распространять свою идеологию при условии, что это не будет направлено на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Одним из основополагающих принципов демократии, важнейшей предпосылкой верховенства права является принцип разделения властей. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Сущность этого принципа заключается в том, что разделяется не сама государственная власть (она остается единой), а разделяются ветви государственной власти. Они самостоятельны, независимы, равноправны и взаимно ограничивают и уравновешивают друг друга (система сдержек и противовесов).

В России наряду с тремя независимыми друг от друга ветвями власти есть президент, не входящий ни в одну из ветвей власти. Вместе с тем, в соответствии с Конституцией в его руках сосредоточена практически безраздельная высшая власть в России: он формирует правительство, от него зависит назначение всех судей, он может распускать Государственную Думу, а предусмотренное Конституцией отрешение президента от должности весьма проблематично.

Неотъемлемой чертой демократизма является местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий, его органы не входят в систему органов государственной власти.

 
 
Исторически первой в мире была непосредственная демократия в различных ее формах. В настоящее время высшим непосредственным выражением власти народа являются референдуми свободныевыборы.

 
В настоящее время действует федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» (от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ,ред. от 6 апреля 2015 г.,Рос. газ. от 30 июня 2004 г.), принятый несмотря на протесты оппозиции. Закон определяет, что референдум — это всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум назначается Президентом Российской Федерации по согласованию с Конституционным Судом Российской Федерации. С инициативой проведения референдума Российской Федерации могут выступить не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, для сбора подписей создается инициативная группа, которая должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. В некоторых случаях инициатором может быть Конституционное собрание, например, в случае разработки проекта новой Конституции Российской Федерации и вынесения его на всенародное голосование. Инициатива проведения референдума принадлежит также федеральным органам государственной власти в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Некоторые вопросы не могут выноситься на референдум. Это вопросы об изменении статуса субъектов Российской Федерации, о досрочном прекращении или продлении полномочий Президента Российской Федерации и других выборных должностных лиц и органов, о федеральном бюджете, налогах, чрезвычайных мерах по обеспечению здоровья и безопасности населения, об амнистии и помиловании. Также путем референдума нельзя ограничивать или отменять общепринятые права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

Проведение референдума не допускается в период избирательной кампании, проводимой на всей территории Российской Федерации, и в последний год полномочий Президента Российской Федерации и иных выборных федеральных органов государственной власти. Референдум не может проводиться также в условиях чрезвычайного и военного положения и в течение трех месяцев после их отмены.

Могут проводиться также референдумы субъектов Российской Федерации и местные референдумы по соответствующим их компетенции вопросам. Назначаются они в соответствии с местным законодательством.

Свободные выборы как высшая форма непосредственной демократии являются в то же время главным условием реализации в жизнь представительной демократии.

В условиях представительной демократии власть народа осуществляется через избираемые народом органы государственной власти и органы местного самоуправления. В эти органы избираются представители народа, и поэтому называются они представительными органами. Как правило, это — законодательные органы (парламенты), президенты государств и др.

В Российской Федерации:

¾ избираются путем свободных выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании: Президент Российской Федерации; депутаты Государственной Думы Российской Федерации; депутаты законодательных органов субъектов Российской Федерации; высшие должностные лица субъектов Российской Федерации; некоторые органы местного самоуправления;

¾ назначаются по различным схемам согласования: Председатель и члены Правительства Российской Федерации; члены всех высших судов Российской Федерации; Генеральный прокурор Российской Федерации; различные органы исполнительной и судебной власти в субъектах Российской Федерации.

К другим формам непосредственной демократии относятся сходы граждан, собрания, петиции, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, опросы граждан, деятельность общественных объединений и т. д.

Демократизм государства связан с республиканской формой правления (от лат. respublica — общественное дело, власть народа). Статья 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ». Именно волей народа избирается глава государства, высший законодательный орган государства в отличие от монархии, характеризующейся наследственным статусом главы государства, который приобретается главой государства, якобы, по воле Бога.

 
В зависимости от объема полномочий высших органов государственной власти различают республики президентские, парламентские и полупрезидентские. Россию по некоторым формальным признакам можно отнести к полупрезидентским республикам, хотя некоторые политологи характеризуют Россию как суперпрезидентскую республику.

Другой важнейшей основой конституционного строя России провозглашается ее федеративное устройство. Федеративное государство (от лат. foederatio — союз, объединение), в отличие от унитарного, образуется из нескольких государств и (или) государственно-подобных образований (субъектов федерации). Оно имеет две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и органы субъектов Федерации.

 
В Российской Федерации статус субъектов федерации имеют не только национально-государственные образования — республики, но и административно-территориаль­ные единицы — края, области, города федерального значения, а также национально-территориальные образования — автономная область, автономные округа.

 
 
К принципам федеративного устройства Российской Федерации относятся: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция Российской Федерации в соответствии с Федеративным договором (1992 г.) устанавливает предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и регионов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации определяются по остаточному принципу конституциями и уставами субъектов Российской Федерации.

Третьей важнейшей основой конституционного строя назван правовой характер государства. Сущность правового государства состоит в подчинении государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает верховенство права, разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушений их прав государственной властью. Правовое государство ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, граждане и их объединения.

К основным принципам правового государства относятся: верховенство права; верховенство закона; верховенство конституции перед другими законами; обязательность исполнения конституции и закона; взаимная ответственность государства и гражданина; контроль исполнения законов; незыблемость свободы личности; приоритет норм международного права; осуществление власти только конституционными органами; независимость суда.

Социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, оно берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, об их социальной защищенности.

Основными направлениями социальной политики Российской Федерации являются: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Но практически Правительство Российской Федерации проводит политику либерализма, направленную на развитие свободы предпринимательства, снижение налогов для олигархов и увеличение различных сборов с населения, перекладывая, таким образом, на самих граждан заботы о социальной помощи и защите малоимущих слоев населения. В результате отсутствия социальной ориентации экономических реформ цены на товары и услуги выросли в стране до мировых при значительном отставании уровня заработной платы, что ведет к обнищанию миллионов простых людей. В то же время российские олигархи прочно обосновались в списке миллиардеров. Чтобы государство можно было называть социальным, необходимо реализовать все конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в Российской Федерации.

Статья 14 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как светское государство. В светском государстве никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви от государства и светским характером государственного образования, отделением школы от церкви. Светский характер государства не препятствует тому, что оно в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств может оказывать их церквям материальную помощь из государственного бюджета.

Таким образом, в первой главе Конституции РФ закрепляются основные положения, характеризующие
роль государства в системе конституционного строя. Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, Россия – социальное светское государство.

Контрольные вопросы и задания

1. Изобразите схематически классификацию типов государств.

2. Дайте определение понятия конституционный строй РФ.

3. Назовите базовые ценности народа РФ и важнейшие принципы построения государства.

4. Охарактеризуйте основные черты конституционного строя Российской Федерации.

5. Каким образом в Конституции РФ раскрывается сущность российской демократии?

6. В каких двух значениях обычно используется термин демократия?

7. Выделите основные принципы демократии как формы правления.

8. Назовите принципы демократии, характеризующие политический режим.

9. В чем различие понятий форма правления и система правления? Какие системы правления вы знаете?

10. Назовите принципы федеративного устройства РФ.

11. Назовите основные принципы правового государства.

12. Дайте определение социального и светского государства.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.