ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Архитектура Древнего Египта Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали ученые на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей еще в древности, были пирамиды — эти удивительные искусственные горы — гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров — от современного города Каира до Фаюмского оазиса. Это - пирамиды. Они словно вырастают из песков пустыни — колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжелым и бесполезным трудом — созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя. Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище. В современной исторической науке принято считать началом первого великого периода древнеегипетской культуры, так называемого Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.), время зарождения каменного строительства. Началось возведение грандиозных пирамид – гигантских надгробий, символизирующих деспотическую власть обожествленного царя, представления египтян о загробной жизни и связанный с ними заупокойный культ. Из всех монументов древнего мира наиболее величественны пирамиды в долине Гиза. В них были захоронены три великих правителя Древнего Египта XXVI в. до н.э. – отец, сын и внук. Границы пустыни и сейчас сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан не только руками людей, но и самой пустыней: люди отсекали скалу, природная форма которой напоминает тело лежащего льва. Строительная техника возведения пирамид и храмов была предельно проста. В распоряжении строителей не было даже примитивной техники, а только веревки, рычаги и неограниченная рабочая сила. Камень добывали и по соседству, и в каменоломнях пустыни. Обрабатывали его на месте, раскалывали на куски весом примерно по 5 тонн. При этом применяли твердые породы камня и клинья из твердых пород дерева. Затем кубические куски обрабатывали, а грани поверхности шлифовали. К месту строительства их перевозили на катках или сплавляли по реке на плотах. Для передвижения одного камня в упряжку впрягались несколько сот человек. Мощные рычаги также приводились в движение усилиями массы людей. По твердой поверхности земли, по засохшей глине и камню передвигать крупные каменные блоки было сравнительно просто: под камень подкладывали катки, сам камень обвязывали прочнейшими веревками из сплетенных полос папируса; веревки тянули сотни людей. В качестве тягловой силы использовались также быки. По песчаному грунту тащить камни было труднее, поэтому приходилось ставить их на плоты и ждать ежегодного разлива Нила, чтобы перевезти тяжелый груз по воде. Для проведения работ по внутренней отделке храма строились специальные леса, для оформления интерьера широко использовали гипс, мел и глину. Участие в строительстве пирамиды или храма имело для египтянина совершенно особое значение: через свой труд он вещественно, чувственно прикасался к фараону – земному богу. Это считалось важным как для отдельного человека, так и для благополучия народа. В эпоху среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) фараоны, происходившие из Физ, сделали свой родной город столицей. Фараоны Среднего царства уже не обладали столь неограниченной властью, как их предшественники во времена строительства пирамид. Появляется новый тип погребальных сооружений, сочетающих скальную гробницу с традиционной формой пирамиды. К сожалению, большинство сооружений эпохи Среднего царства не сохранилось. Искусство Нового царства грандиозно и величественно, но в нем уже просматриваются проявления чувств, размышлений и переживаний человека. Вместо строительства гробниц начинает развиваться храмовое зодчество. В течение нескольких веков на восточном берегу Нила в Фивах строятся знаменитые храмы, посвященные богу солнца Амону-Ра – Карнакский и Луксорский. Фараоны Нового царства не строили себе величественных гробниц. Участившиеся грабежи богатых гробниц заставили тщательно скрывать их местоположение. Гробницы царей отныне сооружали далеко в пустыне – Долине царей. Саркофаг с телом усопшего фараона замуровывали глубоко в скалу. Правда, и это не помогало: почти все захоронения фараонов, кроме гробницы Тутанхамона, были разграблены. С воцарением Рамсеса II вновь укрепилось экономическое и политическое положение страны. Египет опять стал могущественнейшим государством Востока. Начался период подъема национальной культуры. К числу знаменитых творений, созданных во времена Рамсеса II, относится известный пещерный храм Абу-Симбел. В цельной скале строители воссоздали классический тип египетского храма. Его фасад обращен к Нилу. Перед храмом возвышаются четыре 20-метровые статуи Рамсеса II. Они олицетворяют беспредельную власть фараона над своими подданными и покоренными народами. Росписи стен и колонн храма изображают сцены битв. Образ фараона представлен во всех скульптурах и рельефах. Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные “домики для души”. По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница - дом умершего - должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства. Гробницы знати, так называемые “мастаба”, состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Для постройки таких сооружений требовались громадные усилия, так как камень приходилось привозить издалека и втаскивать с помощью насыпей на большую высоту. Лишь путем крайнего напряжения сил рабов и свободных людей можно было построить столь гигантские сооружения. Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый вид зданий - так называемые солнечные храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым устраивался огромный жертвенник. Как и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о бессмысленном и жестоком насилии над человеческим трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это не только свидетельство полного порабощения народа деспотической властью фараона. Ведь пирамиды — это замечательный памятник архитектуры древнего Египта. Это свидетельство высокого инженерного искусства египтян, пять тысяч лет назад создавших такие грандиозные сооружения на заре человеческой культуры. Письменность Письменность как элемент культуры возникла в Египте очень рано. В Египте она возникла в связи с необходимостью сохранить на века победы фараонов, символы их власти, обозначения граница государств. Возможно, первым шагом к созданию письменности была чеканка из меди образов и символов побед войска фараона: образы, упрощаясь и схематизируясь, превращались в систему иероглифических символов, совершенно не похожих на клинопись. Письменность быстро развивалась; иероглифических знаков накопилось уже несколько сотен. Для письма египтяне использовали папирус – растение с широкими листьями, в изобилии произраставший на болотах вблизи Нила. В более поздние времена свитки папируса вывозили в другие страны Древнего мира, например в Грецию. Изобразительное искусство С древнейших времен египетское искусство развивалось под сильным религиозным влиянием. Скульптуры и картины предназначались не для украшения частных домов – они символизировали божественное начало и служили небесным и земным богам – фараонам. Место такого искусства было в храмах и гробницах. Религиозная направленность искусства требовала твердо установленных образцов и стереотипов выражения. Эти образцы, освященные религией, не подлежали изменению. Установленные каноны передавались художниками из поколения в поколение. Поэтому древнеегипетская культура характеризируется как канонизированная. На протяжении трех тысяч лет искусство Египта оставалось почти неизменным, во всяком случае, стереотипным (за исключением фаюмского портрета и женского портрета в целом). Сохранялись его основные черты: пластические фигуры были симметрично расположены, одежда на скульптурах, украшения, борода, прическа – все это было также подчинено неизменным в веках правилам. Сами же правила в конечном итоге подчинялись религиозно-мифологической традиции древних египтян. Поэтому в египетских картинах и резьбе по дереву и камню нет перспективы, но есть плоскостное изображение видимых и невидимых деталей предмета. Египетская живопись на первый взгляд поражает монотонностью, однообразием, застывшими формами. Это прежде всего относится к изображениям царственных и других знатных особ. Подобный прием призван был подчеркнуть величие персоны, ее высокое положение в мире бытия. При изображении воинов, земледельцев, ремесленников чувствуется большая свобода: люди поют, танцуют, воюют, работают, охотятся и т. д. Реалистично изображались и животные. Древнеегипетская скульптура, как и другие виды искусства, связана с заупокойным культом. Стены гробниц и храмов облицовывали плитами с рельефами или покрывали росписями, служившими магическим целям: они изображали бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые при погребении, и т. д. Большое место в росписях и рельефах занимало изображение загробной жизни, которая рассматривалась египтянами как непосредственное продолжение земной. В храмах при царских гробницах рельефы представляли собой летопись событий и подвигов царя, главным образом военных походов. В сценах охоты, рыбной ловли, жертвоприношений фигура фараона выделяется среди окружающих значительно большими размерами, что подчеркивает ее значимость. Скульптурные изображения помещали в храме, в нише или у стены в гробнице. Несмотря на различие поз, почти все скульптуры имеют общие черты. Они фронтальны, для них характерна абсолютная симметрия. Это правило строго соблюдается при изображении фигуры в любых позах, принятых в египетской скульптуре всех времен. Статуи раскрашивали, благодаря чему нам известны канонические цвета: для мужских фигур – коричнево-красные, для женских – желтый. Волосы всегда были черные, одежда – белой. Это однообразие вызвано религиозным назначением статуи и строгими требованиями канона. Египтяне довели искусство скульптурного портрета до высочайшего мастерства. Статуи супружеской четы Рахотепа и Нофрет, статуя сидящего писца, статуя Ка и многие другие представляют собой шедевры скульптуры. Каждая из них передает индивидуальность личности. Как и в живописи, в скульптуре художник мог чувствовать себя свободнее, изображая незнатных людей и слуг за работой. Их позы свидетельствуют о роде занятий, выражения лиц лишены величавой торжественности, присущей знати. Наука Больших успехов достигли древние египтяне и в научных познаниях. Разумеется, это были разрозненные сведения, слабо связанные между собой и еще не выделившиеся из религигиозно-мифологической картины мира. Тем не менее, многие из полученных древними египтянами результатов поражают. Развитию вычислительного дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов на пирамидной кладке). Необходимость вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. По сути дела, они создали один из первых календарей, основные принципы построения которого сохраняют свое значение до сего дня. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день. Грандиозное древних египтян было сделано в области физики - для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают крупный бисер или делают его из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных украшений. Периоду Среднего царства принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова). Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба(списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, чтосоответствующие созвездия находятся на небе и днем. Они невидимыднем, так как на небе находится Солнце.Физика - изобретены водяные часы (карманные, нашейные египетские часики, инструкции – «наставления» о пользовании солнечными часами).Медицина - лечебники с описанием кровообращения, лечения ран, пролома черепа и повреждения внутренних полостей носа. География - до нас дошли куски подробных чертежей карт горных промыслов пустыни. Возможно, современному человеку эти знания покажутся слишкомпримитивными, однако, не следует забывать, что это – ранний этап человеческой культуры. Далеко не случайно древние греки считали египтян мудрейшими из людей, ездили в Египет за мудростью, учились у египетских жрецов. Культура Древнего Египта во многом стала образцом для многих других цивилизаций, образцом, которому не только подражали, но и от которого отталкивались и который стремились преодолеть. Математика Особенно развита в Древнем Египте была математика – и этонесмотря на громоздкую и неудобную числовую систему. Египтяне знали сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и усеченной; они уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого сечения. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Изучая движение звезд и небесных тел, египтяне пришли к тому, что звездам необходимо дать имена и нанести их на карту неба. Эти наблюдения позволили создать календарь. Год египтяне разделили на 365 дней, что соответствовало времени между двумя разливами Нила. Таким образом, математические познания, порожденные практическими потребностями строительства, земледелия и хозяйства, были развиты у египтян довольно хорошо. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобу или подкову, применяли для обозначения десятки. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия сотни. Стебель лотоса обозначал тысячу. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал десяти тысячам. Изображение головастика было символом ста тысяч. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала один миллион. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени. Мерой длины у египтян был «локоть», равный 52,3 см. Локоть, в свою очередь, состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основной мерой площади считался «сечат», равный 100 кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г. Медицина Обширные медицинские познания египтяне получили из практики бальзамирования трупов, которая привела к знакомству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древнего царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наименованию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два – большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита. Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гробниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхотепа I (XVI в. до н. э.). на этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицинские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабета, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д. В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египетские хирурги отважились на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирургические инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свойства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполнялся магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайне мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине. Государство и право |