ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Их роль в развитии культуры Египта Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны: Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри - утреннее солнце, Ра - дневное, Атум – вечернее. До объединения Египта долину Нила населяли сотни различных племен, каждое из которых имело своих собственных богов. При объединении страны государственная религия постепенно вобрала в себя местные верования, многие из которых почитали племенные тотемы, священные предметы и животных. Более поздние попытки племенных богов в единый пантеон отражали стремление фараонов сосредоточить власть в своих руках. Бог города или провинции, откуда была родом семья фараона, часто становился главным богом. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н. э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает общеегипетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума, и обожествленный с ним (Ра - Атум) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя. У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня – целительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи. Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы. Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Неменее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16 – 14 вв. до н. э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду. Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает, новый государственный культ Атона - солнечного диска; меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов – в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека. Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы. Шаи – бог виноградной лозы и судьбы. Онурис - бог охоты и войны. Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной, и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря. Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны. Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств. А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения: “Тексты пирамид” – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенахпогребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнегоцарства (26-23 вв. до н. э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они былизаимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов,начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых” - составлялась спериода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимыемагические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которыедолжны были помочь умершему вступить в загробное царство.Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают житьдругие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела ввиде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбойтела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, еслипри погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка можетбыть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магическиеформулы. В разработанной до мельчайших подробностей системепредставлений египтян о потустороннем мире одно из главных местзанимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший долженбыл совершить все земледельческие процессы от возделывания земли досбора урожая. Повелителем загробного мира был Осирис - один из самыхпочитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: сним связывали жизнь растений - умер Осирис - умерла природа; расцвететвсе весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился вбога мертвых, который вершил свой суд. Косновным письменным источникам относятся следующиепроизведения: “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.). “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства. “Книга мертвых” - составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство. Особо следует указать на такую черту религиозных представленийДревних Египтян, как почитание животных. Эту черту подчеркивают, необращая внимания на хронологические рамки ее существования. Междутем эта черта проявлялась только в самые ранние периоды истории Древнего Египта и в самые поздние периоды, когда можно говорить обупадке и деградации его культуры. В эпоху высшего расцвета ДревнегоЕгипта этот культ не играет существенной роли.В жизни Древнего Египта, как и во всем древнем мире, религия в сочетании с возрастающим экономическим могуществом жречество в иных случаях оказывало решающее воздействие на важнейшие политические события. Крупные храмы владели десятками тысяч рабов и огромным количеством земли. В храмовых кладовых скапливались сотни килограммов золота и серебра, огромные запасы зерна, масла, меда, вина, овощей, тканей, одежды. Храмам принадлежали целые города, десятки торговых судов и ремесленных мастерских. В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II, прижизненное и посмертное обожествление и культовое обслуживание которого осуществлялось по всему Египту и за его пределами. Древние египтяне признавали божественное происхождение фараонов, поэтому их авторитет был неоспорим. Простые люди были обязаны уважать обычаи, совершать предписанные ритуалы, приносить необходимые жертвы, а главное, трудиться во имя славы и богатства правителя. Олицетворение бога в образе фараона накладывало на всю культуру Египта отпечаток божественности. Вот почему вся египетская культура, даже хозяйственная и торговая, всегда сакральна. Сакральность, закрепленная каноном, ставшая неизменной традицией, скрепляла единство страны – этническое, культурное, государственное. Очеловечивания богов, укоренившееся в Египте уже в древнейшие времена, определялось уровнем сознания египтян (человек творил бога по своему подобию), тем не менее, религиозная фантазия наделяла богов звериными головами, что было созвучно древнейшим поверьям. Боги вступили между собой в дружеские или враждебные отношения, далеко не безразличные людям. Мифологическая картина жизни египетских богов была той духовной силой, которая пронизывала все содержание реальной жизни и культуры Египта с древнейших времен. Древнеегипетская культура основывалась на религиозно-мифологическай традиции египтян того времени. Из веры в загробную жизнь возник погребальный культ – забота о теле усопшего, строительство пирамид как «жилищ» мумифицированных тел умерших правителей. Обожествляемые животные Египет представляет собой довольно пустынную страну и животный мир его довольно беден. Может поэтому в египетской религии так много божественных животных. Египтяне поклонялись божественному черному быку Апису . В городе Мемфисе в храме постоянно проживал живой бык - олицетворение бога быка. Белые и черные быки считались священными животными и за их убийство грозила суровая кара. Для умерших храмовых быков строились огромные каменные саркофаги. Встречается также культ священной коровы. Весьма распространен был культ крокодила, который олицетворял бога Себека . При многих храмах содержались священные крокодилы, которых кормили жрецы, а после смерти крокодилы бальзамировались. Затем мумии крокодилов захоронялись. Чрезвычайно был распространен культ сокола (или ястреба) как воплощение бога Хора , а также коршуна и ибиса. Священным в Египте считался белый ибис с черными крыльями. За его убийство полагалась смерть. Всех этих животных также содержали при храмах, а после их смерти бальзамировали. Широко был распространен культ кошки. Великий бог Ра считался великим котом. Существовала также кошачья богиня Бастет . Смерть кошки в семье отмечалась специальным трауром. Умерших кошек относили к жрецам, которые их бальзамировали и хоронили на специальном кошачьем кладбище. Для кошек иногда делали гробы. За убийство кошки следовало суровое наказание. При пожаре первой спасали кошку, а только затем детей и имущество. В некоторых местностях обожествлялся баран и лев. Было известно около 60 божеств, изображаемых в виде льва или львицы. Считались священными также черные собаки и шакалы. Они отождествлялись с богом потустороннего мира Анубисом . Большое влияние имел культ змеи. Изображение змеи было на головном уборе фараона. Считалось, что оно защищает его от влияния дурных сил. В виде змеи предстает богиня земного плодородия Рененутет . При входе во многие храмы устанавливались каменные стелы с изображением змей. Особое место занимал священный жук скарабей. Это насекомое играло огромную роль в религии Египта. Оно было олицетворением жизни, самовозрождения и называлось - хепри. Вера в загробную жизнь Истинный смысл сооружения пирамид можно понять исходя из представления, лежавшего в основе религии египтян: человек после кончины продолжает свой жизненный путь в царстве бессмертия. Древние египтяне считали, что со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составляющие его существа: имя (Рен), душа (Ба) вылетающая из тела в виде птицы, воплощение жизненной сущности человека, и, наконец, Ка – тоже душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связанна с судьбой самого тела. Ка не бессмертна, она может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. Отсюда столь разработанный до мелочей погребальный культ и забота о теле покойника. Вероятно, этот обычай определили природные условия. В сухом климате (а в древнейшие времена покойников в Египте хоронили в песок) разложение останков идет медленно, а по высыхании прекращается вообще. Кожа и волосы покойника, как правило, хорошо сохраняются. Чтобы помочь естественному процессу высыхания, у покойника вынимали внутренности и мозг, а кожу смазывали маслами. Так возник обряд бальзамирования, которому стали подвергать не только царей, но и всех знатных людей после их смерти. Самых знатных после бальзамирования помещали в саркофаг, который покрывали иероглифическими надписями и резьбой, раскрашивали и ставили в каменный склеп. Рядом или внутрь клали оружие, утварь, украшения, знаки отличия. Через потайную дверь в склеп входили жрецы или родные – они приносили еду и вино. Но нужно было сохранить умершему не только тело, но и богатство: рабов, скот, семью. Художники своим творчеством обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие: множество небольших статуэток заменяли слуг, на стены гробницы наносились росписи и рельефы с изображением земной жизни умершего. Таким образом, искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было обеспечить продолжение жизни в загробном мире. 2.4 Заупокойный культ. "Книга мертвых" В культуре Древнего Египта заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения начинал думать о своей будущей загробной жизни. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свою будущую гробницу. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую он построил себе гробницу. Не было, наверное, в мире народа более серьезно относящегося к своей будущей смерти. Крайне запутанной была сама система заупокойного культа. Сразу после смерти человека его родственники несли его в храм, где его длительное время бальзамировали. Во время бальзамирования все внутренние органы убирались, но сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в особом сосуде. Сердце должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян человек может получить воскрешение только в случае, если его тело - сах, будет в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего, на случай если тело погибнет. В этом случае эти скульптурки должны были стать заменой и жилищем для души умершего. Затем делались специальные фигурки - ушебти, которые должны были стать рабами умершего в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле умершего ложили оружие, орудия труда, посуду - все, что могло понадобиться ему в будущей жизни. Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли на ней пищу, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим умершим родственникам почти как к живым людям, которые далеко уехали. У гробниц они оставляли им письма, чтобы те смогли их прочитать. Однако для благополучной жизни в загробном мире одного соблюдения всех обрядов было не достаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать всех этих опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ложился в гробницу. По правде, говоря, мало, что из этого было правдой, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и соврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего господина, произносились специальные магические заклинания. Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в этот чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечал за особый грех. Умерший произносил речь, в которой он утверждал, что не совершал ни одного из этих грехов. Для того, чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, умерший называет имена всех 42 существ и они не смогут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце умершего. Если человек совершил большей хороших дел - он попадает в загробный мир, если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играли роли общественное положение человека, его богатство, а только его дела.
|