МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Б) Основные жанры музыки казахского народа





Вопросы

государственного экзамена по предмету «Музыка и методика музыкального обучения»

 

Казахская народная музыка и ее место в программе по предмету «Музыка».

План ответа

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Б) Основные жанры музыки казахского народа (песня, кюй, терме, толгау)

В) Музыкальные инструменты казахского народа (домбра, кобыз, сабызгы, асатаяк)

Г) Музыкальные традиции казахского народа (айтыс и тартыс).

Д) Анализ программы по предмету «Музыка».

 

Музыка как средство воспитания и образования младших школьников.

План ответа

А) Цель и задачи предмета музыки в начальной школе.

Б) Виды музыкальной деятельности младших школьников.

В) Анализ УМК по предмету «Музыка».

Г) Краткая характеристика основных методов обучения.

 

 

3. Практический вопрос. Составить план разучивания песни по выбору обучающихся из репертуара программы по предмету «Музыка».

План ответа

А) Песенные жанры (колыбельная, гимн, вокализ, хоровод )

Б) Методика работы над песней (предварительная работа над песней, вступительное слово, слушание-восприятие песни, беседа, разучивание, работа над выразительностью исполнения ).

 

4. Практический вопрос. Составить план фрагмента урока по обучению слушанию – восприятию художественно-образного содержания музыки (по выбору обучающегося).

План ответа

А) Слушание - восприятие как основной вид музыкальной деятельности.

Б) Задачи слушания восприятия и требования к репертуару.

В) Основные этапы и методы формирования восприятия музыкального произведения.

 

5. Практический вопрос. Составить краткий план урока музыки в начальной школе.(по выбору обучающихся )

План ответа

А) Урок – основная форма музыкального образования младших школьников.

Б). Образовательные, развивающие, воспитательные и организационные требования к уроку музыки. Структура урока.

Г) Осуществление внутрипредметных и межпредметных связей на уроке музыки.


 

Казахская народная музыка и ее место в программе по предмету «Музыка».

План ответа

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Б) Основные жанры музыки казахского народа (песня, кюй, терме, толгау)

В) Музыкальные инструменты казахского народа (домбра, кобыз, сабызгы, асатаяк)

Г) Музыкальные традиции казахского народа (айтыс и тартыс).

Д) Анализ программы по предмету «Музыка».

А) Казахская народная музыка часть мировой музыкальной культуры

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что «парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов-кочевников, опустилась очень низко, поэтому народ, услышавший ее, от природы наделен большим музыкальным даром и способностями.

А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения». Не случайно, наверное, люди пришлые, «со стороны», наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в 18-19 веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, широкую вовлеченность в сферу музицирования всего населения от младенцев до глубоких старцев.



На раннем этапе развития музыка была всецело подчинена обслуживанию утилитарных потребностей древнего кочевого общества и сопровождала важнейшие религиозные и бытовые церемонии. Казахское музыкальное искусство традиционно сольное. Характерным для традиционной музыкальной культуры оказалось и то, что она долгое время оставалась бесписьменной. Устное музыкальное искусство казахов наложило определенный отпечаток также на взаимосвязи художника-исполнителя и аудитории, снимая всякие противоречия между способом бытования искусства и его внутренней сутью. Здесь музыкант - это художник, творящий «публично».

Б) Основные жанры музыки казахского народа

Кочевой и полукочевой образ жизни, занятия скотоводством способствовали появлению традиционных видов музыкального искусства. Эти виды музыкального искусства отличаются от музыки западных и восточных народов. Пение и игра на музыкальном инструменте, или инструментальное и песенное искусство — два вида в музыкальном наследии казахского народа. В духовной жизни казахского народа большое место отводилось певческому искусству.

Песни были широко распространены в повседневной жизни. Песни, передаваемые от поколения к поколению, помогали формировать у молодого поколения добрые чувства, высокие эстетические вкусы. Темы песен были различными. Казахские поэты и мыслители отводили большую роль музыкальной культуре в жизни народа. Великий поэт и мыслитель Абай писал: Народные песни делятся на следующие виды: — обрядовые песни (колыбельные песни, детские песни и молодежи, трудовые, песни земледельца, охотника, рабочего); свадебные песни; песни, посвященные религиозным обычаям: заклинания баксы и др.; песни печали, скорби, сообщение о печальном известии, песни-прощания, причитание, плач об умершем; — песни-назидания. Хоровое пение звучало на вечерах, у алтыбакана (качелях), хором исполнялись свадебные песни "жар-жар", "сынсу" и др.

Толгау- (букв. - дума, размышление) - один из видов творчества казах. акынов (поэтов устной традиции) и нар. проф. композиторов-певцов. Содержание толгау связано с философско-художеств. осмыслением исторических событий, радостей и страданий человека. У акынов текст толгау, исполняемый речитативом, имеет тирадное строение, у певцов - четырёхстрофную куплетную форму. Толгау встречаются и в нар. инстр. музыке (кюях). Автором одного из наиболее известных толгау является Жаяу Муса Байжанов (1835-1929). Его толгау содержит размышление о социальной несправедливости, царившей в казахском дореволюционном обществе; песня выделяется лирической выразительностью мелодии, написанной в редко встречающемся равномерно-переменном метре.

Терме – это музыкально-поэтический жанр народного казахского творчества. Для терме характерны: речитативность - стихотворно-напевная речь в вокально-музыкальном произведении и назидательный характер.

Возникшие в период становления казахского этноса крупные эпические сказания-жыр, исполнялисьжырау (носителями эпической традиции), и были связаны изначально с отправлением ритуалов военной магии и культа предков. В народной памяти сохранилось более ста сказаний, в каждом из которых - тысячи поэтических строк, исполняемых в сопровождении кыл-кобыза - смычкового музыкального инструмента с двумя волосяными струнами или щипкового инструмента - домбры.

Будучи одним из самых любимых жанров народного творчества, героические и лирико-бытовые эпические сказания «Кобланды», «Алпамыс», «Ер Таргын», «Камбар», «Кыз Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Енлик и Кебек» и многие-многие другие донесли до потомков в легендарной, мифологизированной формереальные исторические события доказахской и собственно казахской истории.

Появившиеся несколько позже архаичные образцы инструментальной музыки народа, - кюи - также выполняли на этапе своего возникновения магические функции. Происхождение обеих традиций - эпической и инструментальной связывалось в народном сознании и преданиях с именем легендарного святого - Коркыта - первого жырау и шамана, «отца кюев» и создателя музыкального инструмента - кыл-кобыза.

Лучшим из лучших народ присваивал высокие звания - салов и сере.

Музыкальные инструменты

Домбра– спутница кочевника-казаха с древнейших времён. Она почётная гостья в юрте. Домбру изготавливают из дерева. По внешнему виду она похожа на большую ложку с двумя натянутыми струнами. Кюйши извлекает звук щипком (шертпе) или ударом пальцев (токпе) по двум струнам домбры.

Кюи, исполняемые ударом (токпе) по струнам быстрые, активные. Для передачи нежного, изящного характера музыки музыкант использует мягкие, щипковые переборы струн отдельными пальцами (щертпе).

К домбре относятся уважительно, бережно, как к одушевленному предмету, она находится в каждом доме в юрте на почетном месте. Считается, что инструмент приносит счастье и благополучие. Домбра сопровождает пение, на ней исполняются кюи.

Кобыз– древнейший казахский музыкальный инструмент. Музыкальные мастера выдалбливали кобыз из можжевельника, клёна, сосны, берёзы. Струны и смычок изготавливали из конского волоса. Внешне инструмент напоминает летящего лебедя, а его смычок похож на боевой лук воина, охотника. Звук кобыза извлекается движением смычка по двум струнам. Звучание инструмента напоминает голос человека. Казахи считали, что кобыз обладает магической силой.

Шанкобыз– язычковый инструмент. Очень часто на нем играли женщины. По форме он напоминает лиру с вытянутыми сужающимися концами. Для извлечения звука инструмент слегка прижимается к зубам. Звук появляется благодаря колебанию рукой стержня. При этом полость рта становится резонатором. Инструмент обладает мягким и нежным тембром, поэтому его часто использовали для выражения грусти, печали.

Духовые и ударные инструменты

Сыбызгы пользовался особой популярностью в народе. Это - инструмент пастухов. Он имеет мягкий нежный тембр. Это – казахская свирель. Она радовала чабанов в часы отдыха на пастбищах. На сыбызгы также играли кюйши-сыбызгысты. Они выступали на праздниках и тоях.

Сыбызгы – это трубка из тростника с тремя отверстиями в конце. Позже тростник заменили деревом. Инструмент делали из двух деревянных желобков, составляли друг с другом и обтягивали бараньими кишками. Для лучшего звучания перед игрой полость сыбызгы смачивали водой. Звук извлекается посредством вдувания воздуха и закрыванием отверстия. Часто сыбызговые кюи исполнялись в дуэте с домброй.

Другой инструмент - сырнай изготовлялся из камыша. Он состоял из двух трубок. Разновидностью сырная является муизсырнай, который делается из рога горного козла. Камышитовые сырнаи имели звонкий голос и пользовались большой популярностью у молодежи, а муизсырнай использовался воинами-батырами, пастухами, охотниками в походах как сигнальный инструмент.

У казахского народа существуют инструменты, звук из которых извлекаются с помощью удара молоточка, металлических пластинок. Такие инструменты называют ударными. Они носят красивые названия – дангыра, асатаяк. Ударные инструменты вместе с кобызом использовали шаманы. Сейчас духовые и ударные инструменты звучат в фольклорных ансамблях и оркестрах.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.