ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) Обоснование: Техника основана на представлении о том, что если индивид зрительно вспоминает драматичное или, наоборот, очень приятное событие так, как будто в нем находится (ассоциированно), он начинает испытывать прежние сильные чувства. Но если человек увидит себя участником этого события со стороны (диссоциированно), интенсивность переживаний оказывается значительно меньшей. Если сцена сексуального фиаско длительно удерживается в памяти мужчины ассоциированно, то она легко может всплывать в сознании при последующих интимных контактах, вызывая у него множество отрицательных чувств и эмоций, которые тормозят адекватные генитальные реакции. Применение ВКД способно обеспечить эмоциональную отстраненность пациента от прежнего негативного опыта, что приводит к редукции тревожного ожидания новой неудачи и позволяет достигнуть большей вовлеченности в реальную близость. Предложенная модификация методики ВКД позволяет клиенту не только дистанцироваться от весьма болезненного опыта сексуального срыва, но нередко прояснить для себя непосредственные причины неудачной попытки полового контакта, а также создать в воображении новый, более адекватный сценарий дальнейших интимных отношений. Рассмотрим последовательность выполнения элементов адаптированного нами варианта техники ВКД. 1. Формирование у пациента «базисного» состояния безопасности и уверенности в успехе коррекции, которое строится на взаимном уважении и доверии между ним и психологом. 2. Перевод пациента в позитивное состояние. Для этого просят его вспомнить ситуацию, когда он чувствовал себя особенно спокойно и комфортно, испытывал положительные эмоции. Достигнутое состояние внутреннего комфорта ставится на якорь, что обеспечивает возможность легко возвратиться к нему в ходе дальнейшей работы. 3. Удерживая позитивный якорь, клиенту предлагают представить себя в уютном безлюдном кинозале, где он чувствует себя в полной безопасности. Перед ним экран, где сейчас будет демонстрироваться черно-белый фильм о досадном эпизоде в его интимной жизни. Экран освещается, и он видит себя там, в прошлом, рядом с жен щиной, и еще ничто не предвещает возможное фиаско. На этой сцене делается стоп-кадр, превращая ее в слайд. 4. Далее пациент мысленно представляет себе, как он словно бы выходит из собственного тела и перемещается в задние ряды кинозала или в будку киномеханика. Фактически ему предлагается увидеть из третьего места себя в настоящем, сидящего в кинозале в ожидании предстоящего просмотра фильма о неприятном событии, произошедшем с ним в прошлом. После того как трехместная диссоциация осуществлена, она также ставится на якорь. 5. На следующем этапе работы пациент в своем воображении должен просмотреть этот фильм от начала (первый стоп-кадр) до самого конца, когда он потерпел очевидную неудачу и предстает на экране растерянным и подавленным, а женщина в той или иной форме проявляет свое недовольство (второй стоп-кадр). Принципиально важный технический момент — на протяжении всего фильма мужчина должен сохранять кинестетическую диссоциацию от травматического переживания. Он, как посторонний зритель, наблюдает за своими неудачными действиями, отделяя себя от тех чувств, которые испытал когда-то. Для этого терапевт, удерживая якоря внутреннего комфорта и диссоциации, время от времени подчеркивает, что пациент, ощущая полную безопасность, сохраняя спокойствие, видит себя сидящим в кинозале, где на экране идет фильм о нем в прошлом. Иногда, чтобы усилить кинестетическую диссоциацию от просматриваемого эпизода, можно предложить понаблюдать за разворачивающимися на экране событиями, как если бы они демонстрировались в режиме ускоренного показа (в несколько раз быстрее, чем в реальности). 6. Когда эпизод полностью просмотрен уже без прежнего оживления негативных чувств и эмоций по поводу пережитой неудачи, пациента просят вернуться с третьего места на второе, т. е. мысленно воссоединиться с собой, сидящим в кинозале. 7. Затем пациенту предлагают мысленно подняться с кресла в кинозале, подойти к экрану, где демонстрируется заключительный эпизод черно-белого фильма о ситуации фиаско (второй стоп-кадр). Он должен войти в этот завершающий кадр фильма и очень быстро прокрутить весь фильм назад (за 1,5-3 с), сделав его цветным. Пациенту разъясняют, что это похоже на то, как будто он заново оказался внутри сцены сексуальной неудачи и время быстро побежало назад. Тогда все события и действия разворачиваются в противоположном направлении и весь процесс происходит от конца к началу. Можно привести пример с видеомагнитофоном, в котором включена быстрая перемотка видеоленты назад с ее просмотром на экране. После быстрой прокрутки ситуации в обратном порядке (до первого стоп-кадра) клиент вновь возвращается в свое кресло. 8. Клиенту предлагается представить, что он «сам себе режиссер», поэтому у него имеется возможность переписать неудачный сценарий фильма так, чтобы все происходило по другому, к обоюдному удовольствию участников вновь отснятого эпизода. Затем он мысленно встает из кресла и переносится в прошлое, где оказывается наедине с самим собой незадолго до начала событий, закончившихся сексуальным срывом. Воображение мужчины должно нарисовать картину этой встречи, целью которой является предложение разыграть этот эпизод в соответствии с новым сценарием. В своих фантазиях пациент-режиссер может дать прямые инструкции не только самому себе как непосредственному участнику происходивших событий, но и партнерше, если ее поведение в реальной ситуации близости было не вполне адекватным. Мысленно пациент вновь возвращается в свое кресло в кинозале и заново перепросматривает отрежиссирован ный эпизод, где все заканчивается благополучно. В ходе этого просмотра терапевт использует якорь комфорта и безопасности, всячески поощряя мужчину к тщательному выполнению данного этапа работы, и подчеркивает, что из прошлых ошибок важно извлечь необходимый опыт, который позволит ему в самом недалеком будущем вести и чувствовать себя иначе. 10. Заключительный этап данного варианта техники — проекция в будущее. С этой целью, удерживая якорь безопасности и комфорта, пациента просят нарисовать возможную сцену интимной встречи с актуальной партнершей, где события с самого начала развиваются по наиболее благоприятному сценарию. Ему предлагают дать волю своим фантазиям и представить тот чрезвычайно притягательный вариант близости, одна мысль о котором заставляет чаще биться сердце, вызывает растущее желание реализовать его наяву. Бихевиоральные техники: Автоматически возникающие мысли о возможной неудаче во многом влияют на дальнейший ход реального события, предопределяя его, и фактически становятся «самосбывающимися пророчествами». Их устранение возможно несколькими путями. Наиболее простой прием — раскрутка мыслей. Клиенту предлагают про себя проговаривать нежелательную фразу, начиная с очень медленной скорости (растягивая слова), затем медленно, средне, быстро и очень быстро. При этом он представляет себе, что мысль раскручивается как волчок, и когда достигает очень большой скорости, вылетает из головы, уносясь прочь. С короткими перерывами процедура повторяется 5-6 раз подряд, а для закрепления она рекомендуется в форме домашнего задания. Может использоваться техника остановки мыслей. ü В ходе сеанса клиента просят закрыть глаза и проговорить мысль, подлежащую контролю. ü Без промежуточной паузы терапевт резко и громко произносит слово «стоп!», которое должно прозвучать неожиданно и даже пугающе. Эта процедура повторяется несколько раз. ü Затем клиент произносит негативную мысль про себя, каждый раз поднимая при этом палец. Терапевт реагирует немедленным восклицанием «стоп!». Процедура многократно повторяется. ü Далее пациент обучается выкрикивать слово «стоп!» при преднамеренном вызывании у себя негативной мысли. ü На заключительном этапе пациент мысленно говорит себе «стоп!» сначала при намеренном, а затем и в случае непроизвольного появления нежелательной мысли. Процедура повторяется до выработки у пациента полного автоматизма. Возможен вариант, когда внутренняя команда «стоп!» сочетается с использованием легкого болевого раздражителя (например, сдавливания мочки уха) для резкого прерывания нежелательных мыслей. Для закрепления и поддержания необходимого уровня автоматизма клинту рекомендуется повторять упражнения самостоятельно 2-3 раза в день по 5 минут. В качестве домашнего задания можно предложить следующее упражнение«диссоциирование от мыслей». Клиент, устроившись удобно, сосредоточивается на своем дыхании и добивается, чтобы оно стало спокойным. Затем он делает 4-5 глубоких вдохов и выдохов, ощущая, как с каждой выдыхаемой порцией воздуха негативные мысли выбрасываются из головы. Если мысли возвращаются, предлагается понаблюдать за ними со стороны, как будто это медленно плывущие облака или пролетающие птицы. Техники визуализации болезненных симптомов: Если человек создает в своем воображении некий образ неприятного ощущения, который затем подвергается трансформации вплоть до полного исчезновения, сцепленное с ним ощущение также ослабевает или полностью исчезает. Одним из таких приемов визуализации является техника «светового потока»(С. Левин). Этапы данной техники. 1. Терапевт предлагает клиенту сосредоточиться на воспоминании сексуальной неудачи и погрузиться в ощущения, которые предшествовали ослаблению (ненаступлению) эрекции в ходе взаимных ласк. Когда неприятные ощущения возникают, пациента просят описать их локализацию. Его спрашивают: Каким видится вам это ощущение? Имеет оно форму? Каковы его размеры? Какого оно цвета? Какова его консистенция? Какая у него температура? В абсолютном большинстве случаев, часто совершенно неожиданно для себя, пациенты начинают отвечать на эти вопросы, постепенно создавая некий метафорический образ ощущения. 2. Терапевт спрашивает у клиента: «Какой из любимых вами цвет ассоциируется у вас с исцелением, избавлением от всего, что мешает вам чувствовать себя здоровым и уверенным в себе мужчиной?» Принимается любой ответ, даже если назван тот же цвет, который пациент избрал для описания ощущений в теле. В этом случае ему предлагают подумать и назвать еще один цвет. 3. Клиенту предлагают представить, что световой луч того цвета, который он выбрал, проникает в голову и постепенно начинает распространяться по всему телу. Источник этого света — космос, наполненный энергией, самое огромное из всего, что он может себе представить. Свет устремляется в тело, пронизывает его, вибрируя и переливаясь, заполняет голову, затем, струясь и перетекая, мягко, без усилия опускается через шею в плечи, руки до самых кончиков пальцев. Свет проникает в грудную клетку, живот, струясь, спускается в область таза, потом через ягодицы идет в ноги и дальше к ступням. Пациенту предлагают обратить особое внимание, как исцеляющая световая энергия направляется в то место, где локализовано дискомфортное ощущение, образ которого начинает изменяться. По ходу сеанса у него уточняют, что происходит с этим образом. Как меняются его форма, размеры и цвет? Необходимо продолжать внушение целебного воздействия светового потока, пока образ негативного ощущения не подвергнется существенным изменениям или полностью не растворится в исцеляющем свете. Параллельно меняются или исчезают сами ощущения. В ходе выполнения упражнения пациенты, как правило, достигают релаксации, после чего следует возвратить их в обычное состояние. Если при выполнении техники не удается полностью убрать образ негативного ощущения, процедуру можно повторить на следующем сеансе. ДПДГ В 1987 году Ф. Шапиро (США) разработала оригинальный психотерапевтический метод десенсибилизации и переработки движениями глаз (ДПДГ). С этого времени он с успехом применяется для лечения посттравматических стрессовых расстройств. Метод основан на активизации с помощью повторных серий движений глаз процесса ускоренной переработки и нейтрализации травматических воспоминаний, а также любой другой негативной информации, заблокированной в нейронных структурах мозга. Предполагается, что движения глаз, используемые при ДПДГ, запускают процессы, аналогичные происходящим во сне, в фазе быстрого движения глазных яблок. Ряд исследователей считает, что фаза быстрого сна является тем периодом, когда бессознательный материал, в том числе связанный со стрессами, всплывает для адаптивной переработки. ДПДГ — психотерапия тревожного ожидания сексуальной неудачи и коитофобии включает следующие основные этапы: 1. Подготовка. На этом этапе устанавливаются терапевтические отношения с клиентом, разъясняется сущность ДПДГ-психотерапии, обосновываются ее высокие возможности в избавлении от чувства неуверенности в своих силах и тревоги перед близостью, формируется «лечебная перспектива». 2. Определение предмета (цели) воздействия. Основная цель воздействия — хранящаяся в памяти информация о психотравмирующих событиях, связанных с половой жизнью индивида, которая подвергается последовательной переработке: a. наиболее запомнившиеся сексуальные неудачи; b. воспоминания о негативной оценке партнершей(ром) сексуальных качеств клиента (тки) и навязчивые мысли о собственной неполноценности; c. неадекватная информация о сексуальности, приводящая к формированию ложных убеждений и искаженных установок в отношении половой жизни; d. любые события, ведущие к появлению тревоги и страха перед проявлениями сексуальности или самим половым актом. e. ситуация сексуального насилия (или попытки). 3. Субъективное беспокойство. Чаще всего такими эмоциями являются тревожное беспокойство и страх перед предстоящей близостью, иногда — раздражение, растерянность. Выраженность отрицательных эмоций определяют по шкале субъективного беспокойства (ШСБ), где 0 баллов — полное спокойствие, а 10 баллов — крайняя степень тревоги и панический страх. 4. Определение негативного самопредставления — отрицательного убеждения, отражающего представление клиента (тки) о себе в момент сексуальных неудач, новых попыток и других тревожащих ситуациях (как вы оцениваете себя в той ситуации?). Это убеждение типа: «У меня ничего не получится», «Я не могу справиться с этим», «Я виновата в произошедшем», «Я не достойна любви», «Я бессильна противостоять мужчине», «Я неудачник», «Я не способна почувствовать удовольствие» и т. п. 5. Определение положительного самопредставления, т. е. того убеждения, которое клиент (тка) хотел бы иметь в отношении себя в интимных ситуациях: «У меня все получается», «Я могу испытывать радость от близости», «Я достойна» и т. п. Затем по шкале соответствия представлений (ШСП) определяют, насколько истинным (на уровне чувств и интуиции) кажется клиенту (тке) желаемое представление о себе сейчас. По ШСП 1 балл — это полное несоответствие представления (нет, этого не может быть), а 7 баллов — полное соответствие (истинное убеждение: да, это правда). 6. Десенсибилизация и переработка. На этом этапе проводят серии движений глаз от одного края визуального поля до другого. Чаще всего используются серии из 24 движений глаз (туда и обратно — 1 движение). В разных сериях движения глаз могут изменяться: горизонтальные, вертикальные, круговые, в виде восьмерки. В качестве точки фокусировки взгляда пациента используются пальцы руки терапевта. Он перемещает их с максимальной скоростью, не вызывающей дискомфорта у клиента. Пациент должен вначале сосредоточить внимание на мысленном образе психотравмирующей ситуации, отрицательном самопредставлении и ассоциативно связанных с воспоминанием негативных чувствах и дискомфортных телесных ощущениях (образ, чувства, телесные ощущения, негативная оценка). Далее начинают серии стимулирующих движений глаз, после каждой из которых клиенту предлагают на время отбросить травматический образ и сообщить об ощущениях в теле, эмоциях и мыслях, которые приходят ему в голову. Терапевт повторяет серии стимуляций, периодически направляя внимание клиента на наиболее тягостные ассоциации, спонтанно возникающие у него во время процедуры, а затем снова возвращаясь к основной цели — первоначальному негативному воспоминанию. Процедуру повторяют до тех пор, пока уровень беспокойства (тревоги, страха) при воображении исходной ситуации не снижается до 0-1 балла по ШСБ. Параллельно нивелируется образ травматического события и происходит дезактуализации первоначального негативного представления о себе. 7. Инсталляция. Клиенту предлагают снова обратиться к травматическому инциденту, но при этом использовать положительное самопредставление (позитивное убеждение в своих возможностях), повторяя его про себя на фоне очередных серий движений глаз. В результате степень соответствия положительного представления по ШСП постепенно достигает 6-7 баллов, т. е. клиент по новому начинает оценивать предшествующий опыт, проникаясь убеждением, что он вполне способен справиться со своей проблемой. 8. Сканирование тела. На этом этапе предлагают клиенту закрыть глаза и, удерживая в сознании первоначальное воспоминание и положительное представление о себе, мысленно пройтись по всему телу. Любое остаточное напряжение или телесный дискомфорт перерабатываются дополнительными сериями движений глаз до их устранения. Это своего рода проверка результатов переработки, поскольку при полной нейтрализации травматического воспоминания оно теряет не только отрицательный эмоциональный заряд, но и перестает вызывать связанные с ним дискомфортные ощущения. 9. Завершающий этап — присоединение к будущему. Клиенту предлагают представить ситуацию возможной половой близости в ближайшем будущем. При возникновении дисфункциональных эмоций, мыслей, образов и ощущений проводится их дополнительная переработка. Позитивные образы и представления, которые приходят им на смену, закрепляют несколькими сериями движений глаз. Если в ходе сеанса ДПДГ дисфункциональный материал полностью не переработан, перед его окончанием клиента возвращают в состояние эмоционального равновесия и предлагают запомнить (записать) беспокоящие воспоминания, мысли и ситуации, которые могут возникнуть у него между психотерапевтическими сессиями. На следующем сеансе они могут быть также подвергнуты десенсибилизации и переработке. Продолжительность одного сеанса составляет около 1 часа. Частота сеансов — 1-2 раза в неделю, при общем количестве от 2 до 6. Сокращенный вариант процедуры ДПДГ. При его выполнении клиенту вначале предлагают сосредоточиться на приятном (ресурсном) воспоминании, которое закрепляется в ходе 1-2 серий движений глаз, описывающих горизонтально расположенную восьмерку. Затем клиент должен переключиться на ситуацию неудачной попытки коитуса и отчетливо вспомнить негативный образ или ощущение, предшествующие сексуальному срыву. Далее проводят повторные серии движений глаз (горизонтальных либо вертикальных), во время каждой из них клиент фиксируется на соответствующем визуальном или кинестетическом объекте воздействия. Обычно требуется от 4 до 8 серий движений глаз, чтобы произошло размывание (стирание) неприятной картинки или исчезновение дискомфортных ощущений. Позитивный эффект может быть усилен дополнительными внушениями, проводимыми на фоне движений глаз пациента. Процедура завершается возвращением в приятное воспоминание, которое подкрепляется серией движений глаз в виде восьмерки. |