Организация работы редакции, редакционный менеджмент, экономика, техника и технология СМИ Редакция как профессионально – творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Структура редакции и современные тенденции ее формирования. Особенности функционирования редакции в различных видах СМИ. Программирование и планирование в редакционной практике. Моделирование в журналистике. Виды и типы моделей. Соотношение организационной, управленческой, производственной, творческой и коммерческой деятельности. Редакционный менеджмент. Задачи, направления и методы работы. Службы паблик рилейшенз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации. Тенденции развития. Характеристика субъектов и их взаимодействие. Основополагающие понятия ПР. Жанры ПР. Техническая база СМИ на современном этапе. Принципы верстки периодических изданий. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронные технологии в журналистике. Экономические основы функционирования СМИ. Формы собственности и особенности концентрации капитала в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны. Условия и факторы развития рекламы в СМИ. Виды рекламы. Жанры рекламы. Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России. Психология рекламы. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении. Основы творческой деятельности журналиста Функции СМИ и аудиторный фактор как основа журналистской деятельности. Журналистский текст как продукт авторского творчества. Общие закономерности журналистского творчества. Система методов журналистского творчества на различных стадиях создания и порождения текста. Профессиональное общение журналиста. Искусство интервью. Система источников информации и проблема доступа к ней. Система жанров журналистики и тенденции их развития. Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура. Сущность аналитической журналистики. Расследовательская журналистика. Публицистика как вид творческой деятельности. Художественно-публицистические жанры, жанры литературно-художественной критики и библиографии. Эпистолярная публицистика. Творческая индивидуальность журналиста, его профессиональные качества. Влияние новых информационных технологий на процесс журналистской деятельности. Правовые и этические основы функционирования журналистики Основные принципы, направления и способы регулирования деятельности СМИ Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции. Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации. Правовое положение органов СМИ как информационной производственной и предпринимательской структуры. Права и обязанности журналиста. Нормы авторского права в сфере журналистики. Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний. Судебная и общественная свободы СМИ. Закон РФ «О рекламе». Международное гуманитарное право. Этические нормы как база профессиональной деятельности журналиста. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ Кодексы профессиональной этики журналиста (отечественные и зарубежные). Хартия телерадиовещателей. Саморегулирование журналистского сообщества. Социология журналистики Социология и журналистика: направления использования социологических подходов, методов и информации в журналистской практике. СМИ как часть системы массовой коммуникации. Деятельность СМИ как информационный процесс. Субъекты информационного обмена. Социальные функции СМИ. Социальные эффекты деятельности СМИ. СМИ и общественное мнение. Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации. Аудитория СМИ. Разновидности опросов. Стандартизированное анкетирование, интервьюирование, экспресс-опросы, прессовое анкетирование и т.п. Методы изучения текстов печати, телевидения, радио (контент-аналитические исследования). Понятие документа( текста) в социологии. Особенности процедуры и техники. Редакция и журналисты как объекты социологических исследований. Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ. Психология журналистики Социальная психология и массовая коммуникация. Характеристика восприятия как психического феномена. Субъективность, избирательность восприятия. Понятие общей и социальной установки. Основные факторы, влияющие на восприятие журналистских материалов: социальный, социально-психологический и психофизиологический. Социальные установки как основа социального фактора. Массовая коммуникация и смена социальных установок. Значение общих установок при действии социально-психологического фактора. Индивидуальные психические свойства личности как основа психофизиологического фактора. Классификация журналистских материалов в зависимости от их воздействия на психику личности: сообщение, внушение, убеждение. Внушение как неаргументированное воздействие на психику личности, на ее эмоциональную сферу. Внушение преднамеренное и непреднамеренное, прямое и косвенное. Формы использования прямого внушения в СМИ. Приемы косвенного внушения. Внушение и манипуляция сознанием, слухи, компромат. Семантическое манипулирование. Эффект бумеранга в деятельности СМИ, причины его возникновения. |