МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Структура и функции трудовой деятельности.





Как уже было сказано выше, К Маркс выделил в структуре трудовой деятельности три компонента: целесообразную деятельность, или сам труд, предметы труда и средства труда.

О.Ю. Уклечёв предложил боле подробную структуру, которую удобно использовать, например для исторического анализа эволюции труда:

Ø Источник энергии, необходимой для осуществления труда

Ø Передающее эту энергию устройство

Ø Предмет труда, на который направлен процесс преобразования

Ø Инструмент труда, то чем совершается труд

Ø Субъект труда

Ø Результат трудовой деятельности

Чем отличаются данные структуры? Какое отличие, на ваш взгляд, наиболее важно с точки зрения педагогики?

Рис 1.За основу взята структурная модель технологии в ее содержательном и процессуальном аспектах Бабина С.Н..

 

Функции труда:

ü Труд, как созидатель общественного богатства, обеспечения материально бытовых условий жизни общества; И.И. Чангли: «Труд – первооснова возникновения человеческого общества, главный устой его существования и прогресса»

ü Как способ удовлетворения физиологических и духовных человеческих потребностей;

ü Как воятель самого человека;

ü Как основной фактор общественного прогресса и творец общества;

ü Как способ овладения силами природы и снятия природных ограничений.

 

Социальные функции труда:

 

ü

ü Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества - в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни.

ü Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества - в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни.

ü Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества - в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни.

ü Социально-контролирующая функция труда обусловлена тем, что труд как деятельность, организованная в интересах общества, представляет собой социальный институт, т.е. сложную систему социальных отношений, регулируемых посредством ценностей, норм поведения, стандартов деятельности и санкций. Поэтому все участники трудовой деятельности находятся в сфере действия соответствующей системы социального контроля. К ней относятся, в частности, официальное трудовое законодательство, экономические и технические трудовые нормативы, уставы трудовых организаций, должностные инструкции, а также неформальные трудовые нормы, основанные на определенных ценностях и традициях, и обычаи, связанные с трудом.



ü Социализирующая функция трудовой деятельности проявляется на индивидуально-личностном уровне. Благодаря участию в ней существенно расширяется и обогащается состав социальных ролей, образцов поведения, социальных норм и ценностей индивидов работников. Они становятся более активными и полноправными участниками общественной жизни. Именно благодаря трудовой деятельности большинство людей испытывают чувство социальной принадлежности и приобретают социальную идентичность. Например, в ходе нынешних экономических реформ многие работники, месяцами не получающие заработную плату, не спешат с увольнением, боясь утраты социальной идентичности.

ü Социально-развивающая функциятруда проявляется в результатах воздействия содержания трудовой деятельности на ее субъектов (работники, трудовые коллективы, общество в целом). Известно, что содержание трудовой деятельности по мере совершенствования средств труда, обусловленного творческой природой человека, имеет тенденцию к усложнению и непрерывному обновлению. Принципиальное значение имеет процесс расширения творческих компонентов труда. Этот процесс в промышленно развитых странах стал особенно интенсивным в последние десятилетия, предъявляя все возрастающие требования к знаниям, общему кругозору и квалификации работников, смене мест приложения труда. Возникает мотивация повышения уровня знаний и расширения круга профессиональных навыков. В итоге трудовые организации побуждаются к развитию функции обучения работников, а общество в целом - к модернизации систем передачи знаний и институтов образования.

ü Социально-стратификационная(дезинтегративная) функциятруда является производной от социально-структурирующей. Она связана с тем, что результаты различных видов труда по-разному вознаграждаются и оцениваются обществом. Соответственно одни виды трудовой деятельности признаются более, а другие - менее важными и престижными. При этом используются не только экономические критерии оценки, но и социально-культурные, что зависит от конкретных исторических обстоятельств и особенностей развития данного общества. Таким образом, трудовая деятельность вместе с доминирующей системой ценностей выполняет функцию социального ранжирования, размещая людей, занятых различными по своей общественной значимости видами труда, по рангам - ступеням стратификационной пирамиды и лестницы престижа. При этом между соответствующими социальными слоями, оказавшимися на разных уровнях, возникают социальные барьеры. Возможность их преодоления в общем случае зависит от социально-политического устройства общества.

?Приведите примеры выполнения данных функций?

Эволюция трудовой деятельности.

Процесс труда всегда лежал в основе технологических отношений общества. Принято считать, что сами «технологические отношения охватывают ту сторону взаимоотношений людей в процессе производства, которая обусловлена характером производственных операций – техническим разделением труда (Волков Г.Н. Истоки и горизонты прогресса. Социологические проблемы развития науки и техники)» Труд также выступает не только как первооснова возникновения общества, но и как один из основных инструментов, которыми человек совершает этот процесс.

Трудовая деятельность человека постоянно претерпевала изменения. Менялись источники энергии, средства труда, способы организации.

Источник энергии преобразовывался постоянно. От собирательной мускульной энергии человека, через механические источники энергии (ветер, падающая или текущая вода) к современным электростанциям. Передающие устройства претерпели значительные изменения в XX веке. ЛЭП, стекловолокнистые кабели и т.п. позволяют транслировать энергию на многие тысячи километров. Развитие науки дало возможность синтезировать новые материалы с заранее заданными свойствами, в свободном состоянии в природе не встречающиеся. Совершенствуются инструменты труда. (Лазерные технологии обработки, автоматизированные комплексы и т.д.)

Эпоха Источник энергии, передающее эту энергию устройство Инструменты, средства труда Формы организации трудовой деятельности
Первобытно-общинный строй Мускульная энергия человека. Средства передачи – простейшие механические приспособления, Палеолит - односоставные орудия орудия из кварца и другого камня. Неолит – сборные изделия. Отсутствие разделения труда, деятельность общиной.
Античность      
Средневековье      
Новое время      
19 –начало 20 века      
Конец 20 – начало 21 века      

 

Субъект труда

 

Роль труда в формировании личности.

o Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л.Н. Толстой);

o "Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин);

o "Труд - это отец удовольствия" (Стендаль);

o "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);

o "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" (А.П. Чехов);

o "Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л.Н. Толстой);

o "Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства" (К.Д. Ушинский);

o "По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд... соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа" (Н.А. Добролюбов);

o "К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят" (Б. Франклин);

o "Тот, кто хочет - делает больше, чем тот, кто может" (Г. Мерье);

o "Труд не позорит человека; к несчастью попадаются люди, позорящие труд" (У.С. Грант);

o "В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится" (Б. Франклин);

o "Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает" (Б. Рэскоу);

o "Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него" (Э.У. Хоу).

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.