МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике.





Философско- методологические основы трудовой деятельности.

Ø Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике.

Ø Структура и функции трудовой деятельности.

Ø Эволюция трудовой деятельности

Ø Роль труда в формировании личности.

 

Задание №1. Написать 5 фраз, ассоциирующихся с термином «Труд»

Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике.

Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества.

На протяжении многих веков мыслители пытались познать природу труда и его виды. Замечено, что «осмысление труда и трудовых отношений между людьми в течение длительно­го периода эволюционировало примерно в таком порядке: труд заложен в людях самой природой (античность), Богом (Средневе­ковье), человеческой природой (Возрождение)». Значительный вклад в философское осмысление труда внес Г.В.Ф. Гегель, выдвинувший положение о труде как всеобщей субстанции чело­веческого бытия. Труд, по Гегелю, является формой реализации духа, поэтому именно в труде самоосуществляется человек. Исхо­дя из понимания абсолютной идеи, Гегель отождествлял труд с любой деятельностью, будь это труд ученого или труд ремеслен­ника или политическая, художественная, религиозная деятель­ность .

Среди мыслителей сформировались различные подходы к трактовке труда. Так, с точки зрения классической политэконо­мии труд есть производство материальных благ или меновых ценностей. Другой позиции придерживался К. Маркс, для кото­рого труд «представляет собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд» . Было бы несправедливым утверждать, что Маркс при определении труда ограничился лишь приведенной формулировкой. Для него труд является также условием существования людей, вечной естественной необходи­мостью. Благодаря труду возможен обмен веществ между челове­ком и природой. Кроме того, Маркс дал структурно-содержатель­ный анализ труда, выделив в нем целесообразную деятельность, или сам труд, предметы труда и средства труда. Тем не менее определение труда у Маркса не избежало экономико-механисти­ческого редукционизма: «Если отвлечься от определенного харак­тера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы» .

Для С.Н. Булгакова труд — основополагающий феномен жизни, «новая сила природы, новый мирообразующий, космого­нический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы». С точки зрения 3. Фрейда, труд обес­печивает человека самой прочной связью с реальностью, в то время как чистое свободное время вне осмысленной деятельности является противоположностью самореализации.

В зарубежной социально-философской традиции труд очень часто понимают утилитаристски: как практическую, материаль­ную деятельность, которая противостоит духовному. Так, извест­ный французский философ Э. Мунье предлагает «отличать труд от деятельности вообще и от созидания в частности, которое является наиболее духовной формой деятельности» . У Мунье труд есть естественное, тяжелое, направленное на созидание полезного продукта укрощение неподатливой материи. Труд — это необходимое, но низменное условие существования человека, отличающееся отсутствием всякого элемента духовности и твор­ческого начала. Однако как связаны духовное и материальное? Что отличает деятельность человека от деятельности других живых существ? Эти вопросы остались неразрешимыми для Э. Мунье.



С иных позиций к пониманию труда подходил B.C. Соловьев, который в работе «Оправдание добра» исследовал проблему труда в неразрывной связи с этической стороной жизни человека. По его мнению, «признавать в человеке только деятеля экономичес­кого — производителя, собственника и потребителя веществен­ных благ — есть точка зрения ложная и безнравственная. Упомя­нутые функции не имеют сами по себе значения для человека и нисколько не выражают его существа и достоинства. Производи­тельный труд, обладание и пользование его результатами пред­ставляют одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности» . Необходимость трудиться для добывания средств к существованию есть лишь толчок, понуждающий человека к деятельности, дальнейший ход которой определяется уже причинами психологического и этического свойства. С целью сохране­ния труда в поле нравственных отношений B.C. Соловьев форму­лирует ряд условий: во-первых, «общее условие состоит в том, чтобы область экономической деятельности не обособлялась и не утверждалась как самостоятельная, себедовлеющая»; во-вторых, «производство совершалось не за счет человеческого достоинства производителей, чтобы ни один из них не становился только орудием производства, чтобы каждому были обеспечены матери­альные средства к достойному существованию и развитию»; в-третьих, «цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенст­вование ее самой — оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного». Таким образом, для B.C. Соловьева, несмотря на то, что труд ограничен взаимодействием людей в области материальной, его сущность со стороны высшей причинности состоит в том, чтобы обеспечивать всем и каждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совер­шенствованию и в окончательном своем назначении преобразо­вать и одухотворить материальную природу.

О нравственной, преобразующей роли труда говориться в работах многих философов и педагогов, в частности Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, А Сен-Симона, К.Д Ушинского и др.

? В рамках каких дисциплин рассматривается труд сегодня?

Сегодня труд является предметом рассмотрения целого ряда дисциплин: философии, социологии(влияние труда на формирование общественных отношений, производственные отношения, закономерности формирования и развития трудовых коллективов), психологии(особенности человека, как субъекта труда, влияние индивидуальных психологических особенностей на трудовую деятельность, влияние труда на психику человека), педагогики (труд как средство развития и социализации личности), эргономики (Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.), экономики(труд как экономический фактор, эффективность труда, оптимизация трудовой деятельности с точки зрения эконом. эффективности, труд как фактор производства).

В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463).
В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей" (см. Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 696). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева

Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.