ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике. Философско- методологические основы трудовой деятельности. Ø Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике. Ø Структура и функции трудовой деятельности. Ø Эволюция трудовой деятельности Ø Роль труда в формировании личности. Задание №1. Написать 5 фраз, ассоциирующихся с термином «Труд» Понятие «Труд» в философии, психологии, социологии и экономике. Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества. На протяжении многих веков мыслители пытались познать природу труда и его виды. Замечено, что «осмысление труда и трудовых отношений между людьми в течение длительного периода эволюционировало примерно в таком порядке: труд заложен в людях самой природой (античность), Богом (Средневековье), человеческой природой (Возрождение)». Значительный вклад в философское осмысление труда внес Г.В.Ф. Гегель, выдвинувший положение о труде как всеобщей субстанции человеческого бытия. Труд, по Гегелю, является формой реализации духа, поэтому именно в труде самоосуществляется человек. Исходя из понимания абсолютной идеи, Гегель отождествлял труд с любой деятельностью, будь это труд ученого или труд ремесленника или политическая, художественная, религиозная деятельность . Среди мыслителей сформировались различные подходы к трактовке труда. Так, с точки зрения классической политэкономии труд есть производство материальных благ или меновых ценностей. Другой позиции придерживался К. Маркс, для которого труд «представляет собой производительное расходование человеческого мозга, мускулов, нервов, рук и т.д. и в этом смысле — один и тот же человеческий труд» . Было бы несправедливым утверждать, что Маркс при определении труда ограничился лишь приведенной формулировкой. Для него труд является также условием существования людей, вечной естественной необходимостью. Благодаря труду возможен обмен веществ между человеком и природой. Кроме того, Маркс дал структурно-содержательный анализ труда, выделив в нем целесообразную деятельность, или сам труд, предметы труда и средства труда. Тем не менее определение труда у Маркса не избежало экономико-механистического редукционизма: «Если отвлечься от определенного характера труда, то в нем остается лишь одно, — что он есть расходование человеческой рабочей силы» . Для С.Н. Булгакова труд — основополагающий феномен жизни, «новая сила природы, новый мирообразующий, космогонический фактор, принципиально отличный притом от всех остальных сил природы». С точки зрения 3. Фрейда, труд обеспечивает человека самой прочной связью с реальностью, в то время как чистое свободное время вне осмысленной деятельности является противоположностью самореализации. В зарубежной социально-философской традиции труд очень часто понимают утилитаристски: как практическую, материальную деятельность, которая противостоит духовному. Так, известный французский философ Э. Мунье предлагает «отличать труд от деятельности вообще и от созидания в частности, которое является наиболее духовной формой деятельности» . У Мунье труд есть естественное, тяжелое, направленное на созидание полезного продукта укрощение неподатливой материи. Труд — это необходимое, но низменное условие существования человека, отличающееся отсутствием всякого элемента духовности и творческого начала. Однако как связаны духовное и материальное? Что отличает деятельность человека от деятельности других живых существ? Эти вопросы остались неразрешимыми для Э. Мунье. С иных позиций к пониманию труда подходил B.C. Соловьев, который в работе «Оправдание добра» исследовал проблему труда в неразрывной связи с этической стороной жизни человека. По его мнению, «признавать в человеке только деятеля экономического — производителя, собственника и потребителя вещественных благ — есть точка зрения ложная и безнравственная. Упомянутые функции не имеют сами по себе значения для человека и нисколько не выражают его существа и достоинства. Производительный труд, обладание и пользование его результатами представляют одну из сторон в жизни человека или одну из сфер его деятельности» . Необходимость трудиться для добывания средств к существованию есть лишь толчок, понуждающий человека к деятельности, дальнейший ход которой определяется уже причинами психологического и этического свойства. С целью сохранения труда в поле нравственных отношений B.C. Соловьев формулирует ряд условий: во-первых, «общее условие состоит в том, чтобы область экономической деятельности не обособлялась и не утверждалась как самостоятельная, себедовлеющая»; во-вторых, «производство совершалось не за счет человеческого достоинства производителей, чтобы ни один из них не становился только орудием производства, чтобы каждому были обеспечены материальные средства к достойному существованию и развитию»; в-третьих, «цель труда по отношению к материальной природе не есть пользование ею для добывания вещей и денег, а совершенствование ее самой — оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного». Таким образом, для B.C. Соловьева, несмотря на то, что труд ограничен взаимодействием людей в области материальной, его сущность со стороны высшей причинности состоит в том, чтобы обеспечивать всем и каждому необходимые средства к достойному существованию и всестороннему совершенствованию и в окончательном своем назначении преобразовать и одухотворить материальную природу. О нравственной, преобразующей роли труда говориться в работах многих философов и педагогов, в частности Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, А Сен-Симона, К.Д Ушинского и др. ? В рамках каких дисциплин рассматривается труд сегодня? Сегодня труд является предметом рассмотрения целого ряда дисциплин: философии, социологии(влияние труда на формирование общественных отношений, производственные отношения, закономерности формирования и развития трудовых коллективов), психологии(особенности человека, как субъекта труда, влияние индивидуальных психологических особенностей на трудовую деятельность, влияние труда на психику человека), педагогики (труд как средство развития и социализации личности), эргономики (Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.), экономики(труд как экономический фактор, эффективность труда, оптимизация трудовой деятельности с точки зрения эконом. эффективности, труд как фактор производства). В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463). В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей" (см. Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 696). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями. |