Назначение и классификация деловых писем ВВЕДЕНИЕ Деловая переписка — неотъемлемое средство связи предприятия с внешними организациями, так как именно письма соединяют организацию с другими учреждениями. В настоящее время деловому человеку в процессе его деятельности приходится поддерживать связь с деловыми партнерами, клиентами и подчиненными. В век научно-технического прогресса для этого существует множество возможностей: телефон, электронная почта, факс, телеграф и другие. Но, несмотря на широкое распространение средств голосовой связи, деловая переписка не утратила своей актуальности. С помощью писем ведутся предварительные переговоры перед заключением сделки. Выясняются отношения между предприятиями и организациями, в письмах излагаются претензии, выражаются просьбы, оформляются приглашения принять участие в тех или иных мероприятиях. Тема выпускной квалификационной работы актуальна, поскольку в настоящее время служебная переписка является важной частью делового этикета. Она способствует установлению прочных связей с потребителем, улучшению взаимосвязи различных служб, а также увеличению оборота учреждения, предприятия, фирмы. Преимущества писем не сводятся только к тому, что в них можно более четко зафиксировать необходимую информацию. Важен и психологический фактор: хорошо оформленное письмо на фирменном бланке производит более яркое впечатление, чем устное сообщение, и подчеркивает уважение автора к адресату. Объект — деловая переписка. Предмет— подготовка и оформление деловой корреспонденции в Луганском дошкольном учебном учреждении ясли-сад комбинированного типа №127. Цель — проанализировать виды исходящих писем, их структуру и оформление, соблюдение правил этикета в содержании и оформлении деловой корреспонденции организации. Задачи: − подобрать источники информации по вопросам выпускной классификационной работы; − проанализировать источники литературы по теме выпускной классификационной работы; − рассмотреть назначение классификационных деловых писем; − проанализировать соблюдение правил этикета при оформлении деловой корреспонденции в ГУ «ЛДУУЯСКТ №127»; − подготовить презентацию и выступление к защите выпускной квалификационной работы. Источниковая база. В связи с недостаточным количеством законодательных и нормативных документов Луганской Народной Республики (далее — ЛНР) в сфере делопроизводства и документоведения для исследования деловой корреспонденции мы будет ориентироваться в своей работе, как на Типовую инструкцию по делопроизводству ЛНР, так и на Государственные стандарты Российской Федерации. При изучении темы исследования изучены следующие локальные документы: − учредительные документы (Устав ГУ «ЛДУУЯСКТ №127» (приложение 1), учредительный договор, должностные инструкции сотрудников и т. д.); − корреспонденция ГУ «ЛДУУЯСКТ №127» (информационное письмо, гарантийное письмо, письмо-прошение, сопроводительное письмо и т. д.) (приложение 1, 2, 3, 4, 5); − информационно-справочные документы; − специфическая документация, образующаяся в деятельности ГУ «ЛДУУЯСКТ №127». В Главе 1 «Деловая переписка» даётся общая характеристика назначения и классификации деловых писем, анализируется оформление деловой переписки, а так же рассматриваются правила этикета (язык и стиль) и роль современных информационных технологий в деловой переписке. В Главе 2 «Подготовка и оформление деловой корреспонденции в ГУ«ЛДУУЯСКТ №127» определяется организация документооборота в организации, проводится подробный анализ видов входящих и исходящих писем, их структура и оформление, определяется роль делопроизводителя в организации работы с деловой корреспонденцией, а так же рассматривается соблюдение правил этикета в содержании и оформлении деловой корреспонденции в ГУ«ЛДУУЯСКТ №127». В работе использованы научные методы: теоритический, эмпирический, анализ, синтез, а также интервьюирование (беседа с сотрудником, ответственным за делопроизводство), наблюдение, изучение документов. Объем выпускной квалификационной работы составляет — ? листов. ГЛАВА 1 ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА Назначение и классификация деловых писем Деловое письмо — это краткий (не более 1−2 страниц) документ, касающийся одного вопроса (или нескольких тесно взаимосвязанных между собой вопросов) и предназначенный для осуществления оперативного информационного обмена между предприятиями (организациями, учреждениями), их структурными подразделениями (должностными лицами). [13, с. 187] Деловые письма классифицируются: − по степени доступности содержащейся в них информации (по грифу ограничения доступа) — обычные и ограниченного доступа (конфиденциальные); − по срокам исполнения — исполняемые в общепринятые сроки, а также оперативно и срочно; − по объему — короткие, средние и длинные; − по виду содержащейся в них информации — текстовые и комбинированные (сочетающие фрагменты текста с таблицами, анкетами и графическими изображениями); − по стилю изложения — официальные и частные; − по комплектности — с приложениями и без приложений; − по композиции — простые (касающиеся одного вопроса) и сложные (касающиеся двух и более вопросов); − по способу адресования — направляемые в один (целевого назначения) или несколько (циркулярные) адресов; − по информационному поводу для подготовки — инициативные и ответные письма. [13, с. 187−188] Тем не менее, первостепенным классификационным критерием для деловых писем по-прежнему остается их функциональное назначение. Исходя из результатов исследований анализа деловой переписки ведущего российского документоведа Кузнецова И. Н., допустимо разделить все деловые письма на три базовых классификационных категории: − официальные деловые письма; − частные деловые письма; − письменные сообщения для ведения внутренней переписки (переписки, осуществляемой исключительно внутри организации). В свою очередь, следует отметить, что классификация официальных и частных деловых писем с учетом особенностей их функционального назначения может быть продолжена. Так, в группе официальных деловых писем следует выделить: − письма-просьбы; − письма-сообщения; − письма-запросы; − письма-заявления; − письма-подтверждения; − письма-заказы; − письма-предложения (оферты); − письма-дополнения; − письма-рекламации (претензии); − информационные письма; − гарантийные письма; − презентационные письма; − письма прямой почтовой рассылки (директ-мейл); − краткие письменные сообщения (уведомления, напоминания) − сопроводительные письма. Соответственно, в группе частных деловых писем следует выделить: − письма-поздравления; − письма-приглашения; − письма-извинения; − письма для выражения сожаления и соболезнования; − письма по случаю представления (при заочном знакомстве); − письма по случаю отъезда; − письма для поддержания контактов и взаимоотношений (имиджевые письма); − благодарственные письма; − рекомендательные письма; − мини-письма (письма-шаблоны, письма-маятники и т. п.); − письма-открытки; − письма негативного содержания (письма-отказы, письменные уведомления об увольнении или отказе в предоставлении вакансии, письма с выражением неодобрения или порицания чьих- либо действий); − письма для выражения отказа от какого-либо предложения; − письма для обращения в различные инстанции в частном порядке; − письма-резюме. [13, с. 188−189] Краткая характеристика перечисленных видов деловых писем: Письмо-просьба — изложение какой-либо просьбы, связанной с осуществлением предприятием своей деятельности (созданием для этого соответствующих условий). Письмо-сообщение — целенаправленная передача адресату какой-либо конкретной информации, как правило предпринятая по инициативе автора (организации-отправителя). Письмо-запрос — предназначено для запрашивания соответствующей информации. Особенностью данного вида писем является то, что они практически всегда предполагают обязательную реакцию адресатов в виде письменного ответа по существу и, как правило, в срок, установленный или отправителем запроса, или нормативно-правовым документом. Письмо-заявление служит для официального (т. е. от имени организации) предварительного информирования адресата о позиции отправителя по тому или иному вопросу (выразить свое отношение к его сути и порядку разрешения). Письмо-подтверждение служит исключительно для подтверждения какого-либо факта — допустим, получения организацией письма, высланного ранее адресатом. По указанной причине данное письмо используется в деловой переписке исключительно в качестве ответного. [13, с. 190] Письмо-заказ также является ответным. Функциональное назначение подобных писем —документирование заказа. Письмо-заказ одновременно может выполнять и функцию сопроводительного письма ― например, если к нему прилагается ранее высланное адресатом деловое предложение (оферта, проект договора и т. п.), дополненное необходимой информацией. Письмо-предложение (оферта) — классический пример коммерческой переписки. Такое письмо направляется в адрес делового партнера для того, чтобы сделать ему официальное предложение относительно поставки (допоставки) той или иной продукции. [13, с. 190] Письмо-дополнение служит для оперативного сообщения адресату какой-либо важной информации, которая ранее по каким- либо причинам не была ему передана в предыдущем письме. Письмо-дополнение всегда является как бы продолжением предыдущего послания. Письмо-рекламация — менее частое явление в современной деловой переписке. Основное назначение — выражение письменных претензий в связи с неудовлетворительным исполнением адресатом взятых им на себя деловых обязательств. Как правило, высылается в адрес с приложением документов, свидетельствующих о недобросовестности получателя в отношении отправителя письма (например, акта о некондиционности продукции). Информационное письмо используется для развития деловых отношений с новыми партнерами. Такое письмо уместно отправить в адрес после того, как на предыдущее послание получен ответ, указывающий на принципиальную готовность к сотрудничеству. Основное функциональное назначение письма — информирование адресата с целью предоставления в его распоряжение конкретной информации относительно перспектив сотрудничества по возможно более широкому кругу направлений. Гарантийное письмо предназначено для предоставления адресату письменных гарантий в отношении намерений или действий отправителя, так или иначе затрагивающих деловые интересы адресата. <…> Обязательными для гарантийного письма являются сведения об отправителе — юридический и фактический адрес, банковские реквизиты, а также присутствие в тексте слова «Гарантирую». [13, с. 191] Презентационное письмо имеет целью презентовать адресату какую-либо либо продукцию, организацию (производителя или распространителя продукции) или некое социально значимое событие — к примеру, праздник организации. На практике презентационное письмо чаще всего обращено не к конкретному предприятию (должностному лицу), а к публике, широкой общественности и, помимо информирования, призвано вызвать у адресата заинтересованность и расположение по отношению к презентуемому объекту. [13, с. 192] Письмо прямой почтовой рассылки (директ-мейл, DМ) — используется для побуждения адресата к совершению покупки. Особенностью письма является то, что, помимо описания предлагаемой продукции, оно содержит — в качестве приложения — и бланк заказа для ее получения (по почте или с курьером), а в некоторых случаях — и образцы продукции для бесплатного (пробного) употребления. Краткие письменные сообщения используются в целях немногословного срочного информирования адресата в связи с конкретным поводом. Среди кратких письменных обращений различают уведомления, напоминания и предупреждения, направляемые в адрес, как правило, последовательно, с определенным интервалом времени. Предупреждение используется только в том случае, если уведомление и напоминание не достигли своей цели и адресат на них не отреагировал должным образом. Сопроводительное письмо — письмо, предназначенное для сопровождения прилагаемых к нему документов (материалов). Включает в себя сообщение об отправке соответствующих документов (материалов), а также их перечень с указанием точных характеристик (названия, количества страниц). [13, с. 192] Письмо-поздравление — самый распространенный вид частных деловых писем. Характерной особенностью письма-поздравления является его благожелательный, дружелюбный и искренний тон. Присутствие в тексте слова «Поздравляю…» является обязательным. Письмо-приглашение — функциональное назначение письменного приглашения — во-первых, известить адресата о том или ином торжественном или деловом мероприятии и, во-вторых, пригласить его к участию в нем. В связи с изложенным текст письма-приглашения может открываться либо с информации о мероприятии, либо со слова «Приглашаем (приглашаю)…». Приглашение может оформляться как в виде письма, так и на специальном бланке (пригласительном билете, прилагаемом к письму). Письмо-извинение все чаще применяется в повседневной деловой переписке. Функциональное назначение такого письма — принести адресату формальные извинения. Особенностью данного письма является подчеркнуто примирительный тон изложения. Письма для выражения сожаления, сочувствия и соболезнования используются в повседневной деловой переписке в связи с не слишком радостными событиями в жизни адресата. Функциональное назначение такого письма — проявить к адресату внимание, выразить ему свою поддержку в непростую, подчас трагическую минуту. Письмо по случаю представления (представительское письмо) незаменимо при заочном знакомстве с адресатом для установления с ним личных взаимоотношений. Особенностью письма по случаю представления является наличие у него в качестве приложения визитной карточки отправителя. Такое письмо служит для выражения адресату (в краткой, дружелюбной форме) расположения и, как правило, содержит приглашение к неформальной деловой встрече. Письмо по случаю отъезда — предназначено для выражения признательности со стороны уезжающего по отношению к остающейся (принимающей) стороне. Кроме того, такое письмо может содержать приглашение адресату к продолжению контактов (сотрудничества), в том числе и посредством ответного визита — при условии, что это отвечает интересам и планам обеих сторон. Письмо для поддержания контактов и взаимоотношений (имиджевое письмо) служит для укрепления сложившихся деловых и личных связей между участниками переписки. Основное функциональное назначение имиджевого письма — в отсутствие формального повода продемонстрировать адресату свое внимание и уважение. Кроме того, имиджевое письмо может выполнять и вспомогательную информационную функцию. [13, с. 194] Благодарственное письмо ― направляется адресату с целью выразить благодарность за проявленное последним по отношению к отправителю внимание (допустим, в ответ на поздравление), либо за предпринятые адресатом усилия, направленные на обеспечение личного или делового благополучия отправителя письма. Рекомендательное письмо — особый вид частного делового письма, которое пишется в интересах третьего лица, не участвующего в переписке. Функциональное назначение письма отрекомендовать должным образом то или иное лицо адресату. Мини-письма − письма-шаблоны — активно используются в деловой переписке прежде всего для экспресс-ответов. Особенностью миниписем является повторяемость (стандартность) значительной части их содержания — в основном благодаря использованию шаблонного текста — и присутствие в письме специального формуляра, облегчающего подготовку ответа для адресата. Письмо-открытка — функциональное назначение писем-открыток — ведение частной деловой переписки, не затрагивающей аспекты деловых взаимоотношений ее участников. Обычно содержат краткие сообщения личного характера. Особенностью таких писем является их обязательное оформление на открытке (почтовой карточке с видом). Письмо негативного содержания — собирательная группа писем, включающая письма-отказы, письменные уведомления об увольнении, отказе в предоставлении вакансии, отказе в предоставлении денежной субсидии (смягчении условий погашения задолженности), письма с выражением неодобрения чьих-либо действий. Такие письма, как правило, являются ответными. Письмо для выражения согласия или отказа применяется для извещения адресата о согласии (отказе) отправителя от какого-либо предложения. Направляется в ответ на поступившее ранее от адресата письмо, содержащее какое-либо предложение (чаще всего об участии в каком-либо мероприятии, проекте). Письмо в обязательном порядке должно содержать выражение благодарности за сделанное предложение. Письмо-резюме — резюме отправителя, изложенное в форме стандартного делового письма. Инициативное письмо, высылаемое в адрес потенциального работодателя. Содержит наиболее существенные данные о биографии, уровне образования и профессиональном опыте отправителя. В обязательном порядке содержит указание о вакансии, на которую претендует отправитель, и адресе (телефоне, e-mail.), по которым адресат может направить ответ. [13, с. 196] Одно из главных требований к письму — оно должно быть не длинным. Хорошее письмо, как и выступление, должно быть четким и ясным. Это второе требование к письму. Необходимо стараться избегать в деловом письме многосложных, непонятных (иностранных, сугубо специальных) слов и выражений. Это третье правило написания делового письма. [22, 138 c.] |