Тема 1 Организационные основы внешнеэкономической деятельности Экономика и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки, обучающихся по специальности подготовки 1-26 02 74 Деловое администрирование Пинск, 2013 Автор-составитель: В.Ю.Друк, доцент кафедры экономики и организации промышленного производства предприятий УО “Полесский государственный университет”, кандидат экономических наук, доцент Рецензенты: О.В.Морозова, доцент кафедры мировой и национальной экономики УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”, кандидат экономических наук; О.А.Золотарева, доцент кафедры банковского дела УО “Полесский государственный университет”, кандидат экономических наук, доцент. ВВЕДЕНИЕ Содержание пособия включает изучение основных источников информации о деятельности организаций Республики Беларусь на внешнем рынке. Рассматриваются основные экономические показатели деятельности на внешнем рынке, при этом особое внимание уделяется внешней торговле, производственно-техническому и инвестиционному сотрудничеству. Цель курса – дать слушателям основополагающие знания о содержании, задачах и методах анализа и планирования внешнеэкономической деятельности и их использовании в управлении. При подготовке пособия использованы законы Республики Беларусь, указы Президента Республики Беларусь, нормативные материалы Совета Министров, Министерства иностранных дел и Министерства торговли, данные официальной статистики. Задачами дисциплиныявляются следующие: - изучение организационных основ внешнеэкономической деятельности на макро- и микроуровне; - изучение теоретических основ построение государственной политики в области регулирования внешнеэкономической деятельности; - изучение форм и видов международной торговли товарами и услугами; - рассмотрение правил и техники заключения и исполнения внешнеэкономических контрактов; - определение контрактных цен и их анализ; - исследование сущности свободных экономических зон, их видов, значения для развития национальной экономики, особенностей деятельности резидентов СЭЗ; - исследование показателей инвестиционной деятельности в Республике Беларусь; - оценка эффективности внешнеэкономической деятельности на уровне экономики в целом и конкретного предприятия в отдельности. Тема 1 Организационные основы внешнеэкономической деятельности Основные вопросы темы: 1. Формы внешнеэкономических связей. 2. Понятие внешнеторгового потенциала фирмы 3. Основные функции органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью в Республике Беларусь. 4. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. Внешнеэкономические связи — это совокупность межгосударственных экономических отношений по поводу совершенствования организации общественного воспроизводства, включающие подписание межправительственных соглашений в различных сферах международного сотрудничества и реализацию мероприятий, которые обеспечивают благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности отечественными и зарубежными субъектами хозяйствования. Основными формами внешнеэкономических связей являются: 1) сотрудничество в области международной торговли товарами, 2) сотрудничество в сфере международного обмена услугами, 3) научно-техническое, инвестиционное и промышленное сотрудничество; 4) сотрудничество в сфере валютно-финансовых отношений, 5) интеграционное сотрудничество, 6) сотрудничество в области международной миграции рабочей силы; 7) сотрудничество в социальной сфере (в области здравоохранения и образования, культурное, спортивное). Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, осуществляемый на микроуровне в различных направлениях. Формы внешнеэкономических связей порождают соответствующие направления внешнеэкономической деятельности. Так, например, сотрудничество в области международной торговли на государственном уровне будет заключаться в установлении режима наибольшего благоприятствования в торговле между странами путем подписания межправительственных соглашении и формирования соответствующей инфраструктуры. На микроуровне субъекты хозяйствования будут реализовывать конкретные внешнеторговые сделки различных видов (экспортные, импортные и др.), в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты на правительственном уровне. Непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности являются отечественные и зарубежные физические и юридические лица, а государство выступает преимущественно в качестве регулятора их взаимоотношений. Однако и государство может выступать как субъект внешнеэкономической деятельности, когда осуществляет государственные закупки, размещает экспортные заказы в промышленных организациях в рамках исполнения межправительственных соглашений. Предпосылкой выхода фирмы на внешний рынок является внешнеторговый потенциал организации. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексный показатель, характеризующий экспортные возможности и рациональные импортные потребности субъекта хозяйствования. Он включает в себя следующие элементы: 1. Конкурентоспособная на мировом рынке продукция, характеризующаяся высоким качеством, относительно низкими расходами на производство и сбыт, широким ассортиментом, способным удовлетворить самые взыскательные потребности, быстрыми темпами обновления. 2. Современное высокотехнологическое оборудование, которое позволяет сочетать преимущества серийного производства с возможностями его гибкой перестройки. 3. Высококвалифицированные, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, специалисты, способные в комплексе решать всю совокупность вопросов. 4. Минимальное количество надежных поставщиков комплектующих, обеспечивающих гарантированные бесперебойные поставки. 5. Выгодное с точки зрения международного сотрудничества месторасположение самой организации. Наибольшее значение имеет экспортный потенциал, который оценивается возможностями производства конкурентоспособной по международным стандартам продукции, выхода и закрепления на конкурентных зарубежных рынках с нею. Эта величина является непостоянной и может меняться в зависимости от внутренних возможностей субъекта обеспечить в определенные сроки экспортное производство товаров соответствующего качества и требуемого количества, емкости потенциального иностранного рынка сбыта и его конъюнктуры. Для количественной оценки внутренних возможностей субъекта по формированию экспортного потенциала используют показатель удельного веса экспорта в объеме производства (экспортная квота в производстве) или иначе этот показатель называется показателем экспортоемкости. Для оценки емкости иностранного рынка (внешний фактор формирования экспортного потенциала) можно использовать показатель удельного веса импортных товаров в общем объеме потребления на зарубежном рынке (показатель импортоемкости). По отношению к конкретному субъекту оценка экспортного потенциала проводится следующим образом: - изучается динамика производства и динамика экспорта продукции, рассчитываются показатели специализации, проводится сравнительный анализ цены реализации на внутреннем и внешнем рынке; - делается вывод о целесообразности развития экспорта; - в случае принятия решения о целесообразности развития экспорта проводится исследование всех без исключения товаров, производимых организацией, оценка конкурентоспособности каждого товара и возможностей ее повышения; - одновременно исследуются географические рынки сбыта с целью выяснения возможностей увеличения поставок товаров традиционной номенклатуры или выхода на эти рынки с новым товаром; - дается количественная оценка существующей экспортной базы и оценка развития экспортного потенциала на перспективу. Импортный потенциал субъекта характеризуется его потребностями в сырье и комплектующих для производства конкурентоспособной продукции и наличием необходимых для этого финансовых средств. Количественно импортный потенциал оценивается на основании плана производства и материально-технического снабжения, где рассчитывается потребность в сырье, степень обеспеченности по видам сырья за счет местного производства, дается обоснование целесообразности закупок сырья на внешнем рынке, проводится согласование плана закупок с планом производства. При этом одновременно осуществляется расчет валютных поступлений от экспорта, и при их недостаточности разрабатывается план привлечения кредитных ресурсов или обосновывается целесообразность приобретения валютных средств на внутреннем рынке для оплаты импорта сырья. В аппарате регулирования внешнеэкономической деятельности на макроуровне можно выделить высшие органы управления — Президент Республики Беларусь, Парламент и Совет Министров; аппарат государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — Министерство иностранных дел, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство экономики и Министерство финансов; органы, содействующие развитию внешнеэкономической деятельности — Белорусская торгово-промышленная палата. Парламент определяет основы внешнеэкономической политики государства, общие принципы валютной политики, издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами, утверждает план формирования и использования государственного валютного фонда, лимита внешнего долга республики, принимает решения о применении ответных мер в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеторговой деятельности Беларуси. Совет Министров осуществляет общее руководство в области международных экономических отношений с иностранными государствами и международными организациями, издает постановления, распоряжение другие нормативные документы по внешнеэкономической деятельности, может использовать административные методы регулирования внешнеторговой деятельности в целях обеспечения реализации экономических интересов и выполнения международных обязательств Беларуси. Наиболее значимыми задачами Министерства иностранных дел (МИД) в сфере внешнеэкономической деятельности являются: обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; координация внешнеэкономической деятельности республиканских органов государственного управления и самоуправления, иных юридических и физических лиц Беларуси; разработка предложений по вопросам внешнеэкономической деятельности и реализация решений Президента и Правительства Республики Беларусь в этой сфере; планирование внешнеэкономической деятельности; разработка и реализация концепции и национальной программы развития экспорта. Министерство иностранных дел отвечает за реализацию программы привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, ведет статистику и регистрирует организации с иностранными инвестициями. РУП “Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен” при Министерстве иностранных делоказывает информационно-маркетинговые и консалтинговые услуги в сфере внешней торговли, в том числе осуществляет информационную поддержку экспорта, проводит маркетинговые исследования, осуществляет расчет и проводит обоснование контрактных цен, проводит проверку деловой состоятельности партнеров. Центром издаются тематические каталоги и бизнес-справочники, сопровождающие визиты официальных делегаций, деловых кругов, а также издается бюллетень “Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом”. Национальному банку принадлежит значительное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью, поскольку он определяет механизм регулирования курса национальной валюты, порядок обращения иностранной валюты на территории страны, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Государственный таможенный комитеткоординирует и контролирует деятельность таможенных органов, устанавливает порядок ввоза (вывоза) товаров в (за) пределы таможенной территории государства, ведет таможенную статистику. Важная роль в регулировании внешнеэкономической деятельности отводится Министерству торговли. С 2000 года эта структура отвечает за применение нетарифных мер регулирования, к которым относятся квотирование и лицензирование. Министерство экономикии Министерство финансовосуществляют регулирование экспортно-импортных операций, принимают участие в решении вопросов формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу финансируемых иностранными вкладчиками инвестиционных проектов. Кроме того, Министерство экономики наделено полномочиями принятия нормативных актов в области ценообразования во внешней торговле. Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) является общественной организацией, содействующей развитию внешнеэкономической деятельности, оказывающей практическую помощь субъектам внешнеторговой деятельности. Закон “О торгово-промышленной палате” принят 16 июня 2003 года. Основные функции БелТПП — информационная, выставочно-ярмарочная, консультационная, патентование, регистрация, экспертиза, сертификация, переводы. На областном уровне управление и координацию внешнеторговой деятельности осуществляют управления и отделы внешнеэкономических связей, созданные при облисполкомах, а также специалисты гор- и райисполкомов. Заграничный аппарат государственного управления внешнеэкономических связей представлен торговыми советниками посольств и товаропроводящей сетью. Торговые советники входят в состав дипломатических представительств Республики Беларусь за рубежом и подчиняются Министерству иностранных дел. Товаропроводящая сеть республики на внешнем рынке включает в настоящее время торговые представительства, фирменные магазины, совместные организации, консигнационные склады, торговые дома, сервисные центры, официальные дилеры, дистрибьюторы и т.д. Сегодня белорусская товаропроводящая сеть за рубежом представлена более чем 300 объектами организаций и концернов республики. В международной и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической деятельности субъекта хозяйствования, прежде всего в зависимости от его отраслевой принадлежности. На выбор формы внешнеэкономической службы организации влияют разные факторы: - мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.); - степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только планирует включиться в международные операции); - методы реализации продукции (самостоятельные экспортные операции или через посредников); - масштаб организации и объем фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления внешнеэкономической деятельностью; - внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени. В зависимости от этих факторов хозяйствующие субъекты применяют различные формы организации внешнеэкономической службы: - отдел внешнеэкономических связей в структуре управления организацией; - внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений (в ряде случаев с правами юридического лица); - при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений, обслуживающих их внешнеэкономические интересы; - через услуги иных отечественных или иностранных посредников. При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических операций, нацеленности на их расширение организация должна иметь в своем составе профессиональную внешнеэкономическую службу. Отдел внешнеэкономических связей – является структурным подразделением субъекта хозяйствования и осуществляет функции управления внешнеэкономической деятельностью как элемента единой системы внутрифирменного управления. При наращивании объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование отдела внешнеэкономических связей во внешнеторговую фирму. Внешнеторговая фирма создаются в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами. Внешнеторговая фирма, как правило, включаются в общую управленческую структуру объединения без права юридического лица, но могут иметь субсчет на счету организации, что дает ей относительную тактическую самостоятельность. Все большее распространение получают внешнеторговые фирмы с правами юридического лица и ведением самостоятельного баланса. Объединение-учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью внешнеторговой фирмы, но строит с ней свои отношения на договорной основе. Экономическая целесообразность такого подхода определяется повышением стимулов фирмы как самостоятельного хозяйствующего субъекта к максимизации прибыли, повышению рентабельности сделок, к расширению круга клиентов. Тема 2 Понятие оборота внешнеэкономических связей, анализ и планирование экспорта и импорта Основные вопросы темы: 1. Понятие, состав и виды внешнеторгового оборота. 2. Анализ выполнения обязательств по экспортным контрактам и динамики экспорта товаров. 3. Анализ импорта товаров. 4. Планирование объемов экспорта и импорта. Внешнеэкономическая деятельность фирм изучается в рамках анализа хозяйственной деятельности фирмы. Его информационная база — в основном данные бухгалтерского и оперативно-статистического учета и отчетности субъектов хозяйствования. Анализ оперирует различными экономическими показателями. Экономические показатели могут выражаться в стоимостных и натуральных измерителях, представляться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Показатели могут быть плановыми и отчетными, за текущий год и прошлые годы. В стоимостном измерении анализируются такие показатели внешнеэкономической деятельности, как объем прямых иностранных инвестиций, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, сальдо внешнеторгового оборота и т п. В натуральном измерении анализируются такие показатели, как объем экспорта-импорта важнейших товарных групп, динамика численности организаций с иностранными инвестициями. Для сравнительного анализа могут применяться также условные единицы. Например, при определении ставок таможенных пошлин на алкогольную продукцию проводят пересчет на содержание чистого алкоголя. Работа автотранспорта в области внешней торговли оценивается с помощью сложно-натуральных или комбинированных единиц, например, грузооборот измеряется в тонно-километрах. Различают также абсолютные, относительные и средние показатели. В зависимости от содержания экономические показатели подразделяются на количественные и качественные. В области внешней торговли качественным показателем является цена. Количественные – объем внешнеторгового, экспортного, импортного оборота. Анализ внешнеэкономической деятельности проводится в следующей последовательности: 1. Определяются цель и задачи анализа; 2. Проводится сбор и первичная обработка информации по внешнеторговым сделкам; 3. Вычисляются различные аналитические показатели в виде абсолютных, относительных и средних величин; 4. Оценивается влияние различных факторов; 5. Формулируются выводы и разрабатываются необходимые предложения по результатам анализа Первый этап предполагает определение основной цели анализа, от которой зависит содержание всех остальных этапов аналитической работы. Она может быть связана с оперативным контролем деятельности фирмы, комплексным исследованием ее деятельности, а также с планированием и прогнозированием на перспективу. Основные задачи анализа внешнеэкономической деятельности можно определить следующим образом: 1. Характеристика динамики внешнеэкономических операций и оценка выполнения обязательств по контрактам. 2. Определение эффективности внешнеэкономических операций и финансового результата от внешнеэкономической деятельности. 3. Оценка рациональности использования средств, вовлеченных во внешнеторговый оборот. 4. Выявление резервов повышения эффективности сделок и качества договорной и экономической работы. На втором этапе важно грамотно осуществить подбор материалов для анализа, обработать и систематизировать полученную информацию и провести ее проверку. При этом проверку и обработку информации проводят на основании двух критериев: - формального критерия, т.е. с точки зрения наглядности, точности арифметических расчетов; - по существу, т.е. с точки зрения достоверности, полноты и объективности данных, правильности оценки, сопоставимости показателей. Результативность анализа непосредственно зависит от объема и качества источников информации. К аналитической работе привлекается широкий круг материалов: сведения из коммерческой переписки, данные текущего оперативного и бухгалтерского учета, бухгалтерская отчетность. Зачастую основной проблемой проведения аналитической работы является несопоставимость имеющихся данных или отсутствие методик приведения их в сопоставимый вид. В процессе анализа внешнеэкономической деятельности сопоставимость обеспечивается переходом к долларовому эквиваленту, т.к. индексы цен внутреннего и мирового рынка значительно отличаются друг от друга. Кроме того, динамика мировых цен по всем анализируемым товарным позициям также различна, так как зависит от периода совершения сделки, ее условий, региона поставки и т.п. Третий и четвертый этап – это собственно анализ, т.е. систематизация данных, выбор методов анализа, расчет аналитических показателей, выявление и оценка влияния основных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности фирмы в области внешнеэкономической деятельности. На пятом этапе готовится аналитическая записка с кратким изложением полученных результатов, а также с перечнем рекомендаций по совершенствованию. Рекомендации по совершенствованию могут носить: 1) управленческий характер, т.е. быть связаны с организацией управления внешнеэкономической деятельностью, например, перераспределение функциональных обязанностей, оптимизация численности работников, непосредственно участвующих в реализации внешнеторговых сделок; 2) практический характер, т.е. касаться непосредственно процесса внешнеэкономической деятельности, например, рекомендации по диверсификации поставок, по оптимизации затрат в области ВЭД, формированию экспортных цен и т.п.; 3) экономико-аналитический и методический характер, т.е. могут быть связаны с совершенствованием процесса учета и обработки отчетности в области внешней торговли, применяемых методик анализа и т.п. Основным объемным показателем внешнеторговых операций является внешнеторговый оборот. Он представляет собой стоимостную сумму экспорта и импорта товаров, работ, услуг за определенный период. Внешнеторговый оборот организации включает в себя товары, ввоз или вывоз которых уменьшает или увеличивает ресурсы субъекта. Следовательно, внешнеторговый оборот делится на оборот по экспорту и оборот по импорту. В оборот по экспорту включается стоимость вывозимых товаров, как собственного производства, так и реэкспорт. В оборот по импорту включают стоимость товаров, ввезенных на территорию республики и предназначенных для реэкспорта либо потребления на территории республики. Внешнеторговый оборот изучается по товарному и географическому распределению. Географическое распределение оборота производится по странам, в соответствии с признаками происхождения и потребления товаров: экспорт отражается по странам назначения; импорт – по стране происхождения (производства) товара. Выделяют внешнеторговый оборот по отдельным группам товаров. В качестве классификатора товаров используется гармонизированная система описания и кодирования товаров. Основной задачей анализа выполнения обязательств по контрактам является оценка степени и качества выполнения экспортно-импортных контрактов. В процессе анализа определяют: 1. выполнение обязательств по стоимости, по физическому объему, по количеству экспортированных (импортированных) товаров, по срокам поставок, по качеству товара. 2. Измеряют воздействие выполнения (невыполнения) обязательств на конечные результаты деятельности организации. 3. Выясняют причины невыполнения обязательств по тем или иным позициям. Анализ проводится в следующей последовательности: 1. Определяют выполнение обязательств по товарам и товарным группам. 2. Оценивают выполнение обязательств по странам и фирмам-партнерам. 3. Обобщают результаты анализа в целом по организации. В пояснительной записке изложение обработанной аналитической информации производится в обратном порядке. В ходе анализа, прежде всего, определяют процент выполнения обязательств по стоимости и физическому объему, как для отдельных товаров, так и в целом. Особое внимание при выполнении обязательств уделяется контролю соблюдения контрактных сроков поставок. Степень аккуратности субъекта хозяйствования и его контрагентов в отношении соблюдения сроков характеризует коэффициент просрочки. Он рассчитывается как отношение полной суммы фактически просроченных контрактов к общей сумме контрактов, подлежащих к исполнению в отчетный период. В некоторых случаях этот показатель допускается рассчитывать не по стоимости, а по количеству контрактов. Неотъемлемой частью контроля исполнения обязательств является контроль качества товаров. В организации должен быть налажен постоянный учет и контроль рекламаций. Обычно используется показатель удельного веса рекламаций в общем объеме реализации. Он может рассчитываться как отношение суммы поступивших (или удовлетворенных) рекламаций к сумме реализации за определенный период. По каждой удовлетворенной рекламации должен быть составлен подробный отчет с указанием мероприятий по устранению допущенных недостатков на будущее с указанием ответственного лица. Анализ внешнеторгового оборота производится в следующей последовательности: 1) анализ объема экспорта и импорта, в том числе по видам и формам товародвижения, по странам, за текущий год и в динамике с целью выявления тенденций и закономерностей; 2) анализ экспорта, импорта за текущий год помесячно и поквартально для определения ритмичности поставок и оптимальности их распределения в течение года; 3) анализ экспорта, импорта в разрезе основных товаров, поставщиков, покупателей; 4) определение доли организации в обеспечении потребителей товарами своей номенклатуры; 5) исследование взаимосвязи динамики внешнеторгового оборота и объема продаж на внутреннем рынке; 6) определение рентабельности отдельных внешнеторговых сделок и внешнеторговой деятельности фирмы в целом. Экспортный оборот в динамике за несколько лет анализируется с целью установить, какие изменения произошли в товарной и географической структуре, как изменился объем экспорта не только в действующих, но в сопоставимых ценах, насколько изменились средние экспортные цены. В процессе анализа необходимо рассчитать 5 индексов: • индекс стоимости; • индекс цен; • индекс физического объема; • индекс количества; • индекс структуры. Индекс стоимости (Iст.) характеризует динамику экспорта (импорта) в действующих (текущих) ценах и рассчитывается следующим образом: Iст. = , (2.1) где p0 — цена товара (товарной группы) в базисном периоде; p1 — цена товара (товарной группы) в отчетном периоде; q0 — объем поставок товара (товарной группы) в базисном периоде в натуральных единицах измерения; q1 — объем поставок товара (товарной группы) в отчетном периоде в натуральных единицах измерения. Изменение экспорта (импорта) в сопоставимых (базисных) ценах определяется с помощью индекса физического объема (Iq) по формуле: Iq = , (2.2) Влияние цен на величину экспортной выручки (импортной стоимости товара) оценивается с помощью индекса цен (Iр) следующим образом: Iр = , (2.3) Влияние на динамику экспорта (импорта) в сопоставимых ценах оказывают два фактора: количество товара и соотношение товарных групп в отчетном и базисном периоде. Индекс количества (Iкол.) определяется по формуле: Iкол. = , (2.4) где – средняя цена условной единицы товара в базисном периоде. Для его расчета сначала необходимо определить среднюю базисную цену по следующей формуле: , (2.5) Для расчета индекса структуры (Iстр.) используется формула: Iстр. = , (2.6) При написании выводов по результатам анализа следует учесть, что рост экспортных цен увеличивает валютную выручку фирмы, а рост импортных цен – увеличивает расходы субъекта хозяйствования в валюте. На эффективность внешнеторговых операций оказывает влияние множество факторов: величина и структура затрат, изменение внутренних и мировых цен, инфляция, товарная и географическая структура экспортно-импортного оборота, надёжность зарубежных партнёров, состояние банковской системы, государственная политика в области внешней торговли и нормативно-правовая база в этой сфере. Смысл планирования внешнеэкономической деятельности – определение системы ее целей как составной части общего внутрифирменного управления и выработки оптимальных вариантов их достижения. В практической деятельности перспективное планирование сочетается с прогнозированием. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В процессе планирования внешнеторгового оборота можно выделить следующие четыре подхода. Планирование внешнеторгового оборота с учетом потребности в прибыли, и выделение доли прибыли, возможной для получения от внешнеторговой деятельности. Данная методика построена на идее достижения такого объема продаж, который обеспечит необходимый для самофинансирования размер прибыли, остающейся у фирмы после возмещения всех расходов, связанных с его функционированием, уплаты налогов и осуществления других обязательных платежей. Но этот подход может быть применен только в организациях, где прибыль образуется преимущественно за счет внешней торговли. При планировании этим методом необходимо учитывать, что план можно выполнить или только импортом товаров, или только экспортом. Поэтому целесообразно проводить планирование экспортного и импортного оборота отдельно. Планирование внешнеторгового оборота исходя из предполагаемых (имеющихся) ресурсов. Большие резервы в разрешении проблемы выбора оптимального варианта плана заложены в использовании экономико-математических оптимизационных моделей. В основе оптимизации планового объема лежит определение его максимальной величины при заданных ограничениях по отдельным видам ресурсов (трудовых, финансовых и других). Планирование внешнеторгового оборота также желательно производить отдельно по экспорту и импорту. Планирование экспорта предполагает проведение расчетов полной загрузки всех имеющихся мощностей и соответствующей производительности труда, также прогнозируется наличие денежных средств, валютные поступления, источники валютных поступлений. При планировании импортного оборота организация, в первую очередь, анализирует потребность в импортных товарах на внутреннем рынке, а затем определяет величину имеющихся у нее для закупки товара собственных средств, оценивает возможность получения кредитов, предполагаемую величину поступлений валюты от экспорта, связанные с импортом расходы. После этого можно точнее определить, какой объем продукции фирма может закупить. Этот подход используется в организациях республики редко, однако важность его будет возрастать по мере улучшения использования имеющихся основных фондов и трудовых ресурсов. Планирование внешнеторгового оборота на основе заключенных договоров и контрактов. Расчеты производятся по экспорту и импорту отдельно на основе уже заключенных или планируемых к заключению договоров. Определение внешнеторгового оборота на основе достигнутого результата. Это самый распространенный в республике подход, что объективно, так как он отражает возможности региона и организации по выходу на внешний рынок. В основном план определяется на основе фактических объемов экспорта-импорта и прогнозных темпов роста этих показателей. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает все резервы роста внешнеторгового оборота. На некоторых фирмах планирование осуществляется путем сочетания нескольких методов. Чаще всего оценивается выполнение плана за предыдущие года по экспорту и импорту, анализируются тенденции экспорта и импорта по странам, товарным группам. Затем выясняется, как изменялись за несколько лет расходы на реализацию, прибыль и рентабельность организации. На основе полученных результатов расчетов существующие тенденции переносятся на планируемый период, при этом учитываются также возможные изменения во внутренней и внешней среде. |