Субсидии и компенсационные меры Механизмы защиты национальных производителей в системе ВТО 1. Антидемпинговые меры 2. Субсидии и компенсационные меры 3. Защитные меры Использование защитных мер, в целом, запрещено статьями ГАТТ, так как это нарушает главные принципы ВТО – режим наибольшего благоприятствия и национальный режим. Их введение допускается только как ответная мера на недобросовестную конкуренцию, которая может проявляться в демпинге, субсидировании национальных производителей и др. формах. В этом случае соответствующими статьями ГАТТ предусмотрены меры по сдерживанию экспансии зарубежных товаров и минимизации ущерба от недобросовестной конкуренции. Антидемпинговые меры Антидемпинг является инструментом торговой политики, использование которого специально разрешено правилами (ВТО) и который применяется многими странами для защиты национальных производителей от недобросовестной иностранной конкуренции. В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта. Демпинг — метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм: · Спорадический демпинг— эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. · Преднамеренный демпинг— временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. · Постоянный демпинг— постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой. · Обратный демпинг— завышение цен на экспорт посравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. · Взаимный демпинг— встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО: · антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении антидемпинговых пошлин; · компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам; · специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах; Вместе эти положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО. Кроме того, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО. Основной формой антидемпинговой политики является антидемпинговая пошлина, которую можно определить как дополнительную пошлину, взимаемую с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на внутреннем рынке стране импортера по демпинговым ценам. Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально. Ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой и тем самым нейтрализовать демпинговую операцию. Установление антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера. Эта пошлина устанавливается только после того, как будет проведено расследование с целью установления факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт причинил материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей страны. В большинстве случаев расследование предполагаемого демпинга в импортирующей стране начинается по просьбе, представленной в письменном виде от пострадавшей отечественной отрасли промышленности или ассоциации производителей, представляющих отрасль. Такое заявление должно содержать достаточные доказательства: факта демпинга, материального ущерба, им причиненного, причинно-следственной связи между демпинговым ценам товарами и материальным ущербом, указанном в заявлении. Если компетентные органы государства приходят к заключению о необходимости начала антидемпингового расследования, сообщение об этом должно быть опубликовано в печати и должны быть уведомлены экспортеры и импортеры товаров, которые являются предметом расследования. Международная практика проведения подобных расследований показывает, что многие обвинения в демпинге не подтверждаются в ходе расследования. Но, тем не менее, расследование и публичное обвинение в демпинге создают трудности в осуществлении экспортно-импортной операции, ставя в неопределенное положение ее конечные финансовые результаты, поскольку антидемпинговая пошлина окажет отрицательное влияние на прибыль как потенциального экспортера, так и импортера. Предварительная стадия антидемпингового расследования обычно заключается в оценке обоснованности жалобы национальных производителей по формальным признакам. Жалоба отклоняется как только соответствующие компетентные органы придут к заключению об отсутствии достаточных доказательств как демпинга, так и ущерба. Жалоба отклоняется и в том случае, если разница в ценах (нормальной и демпинговой) или сумма поступающих по демпинговым ценам товаров ничтожно мала. Центральный момент расследования — это определение ущерба, который нанесен демпингом производству национального товара. Термин «материальный ущерб» применительно к демпингу определяется как сокращение продаж, прибыли, выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, сокращение использования производственных мощностей, негативное воздействие на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие объективные экономические факторы. В ходе расследования должно быть доказано, что ущерб является результатом демпинга. Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину демпинга для каждого известного экспортера. Органы расследования решают рекомендовать компетентным органам правительства вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если же невозможно назвать всех поставщиков товаров из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина может быть введена в отношении определенной страны. Антидемпинговые пошлины вводятся решением правительства. Согласно правилам ВТО антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга. В любом случае действие любой антидемпинговой пошлины должно быть прекращено через пять лет с момента ее введения, если только органы расследования не решат в ходе нового расследования, начатого до этой даты, о введении новой антидемпинговой меры, имея в виду, что прекращение действия антидемпинговой пошлины может привести к возобновлению демпинга и ущерба. Субсидии и компенсационные меры Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей. Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенныхотносятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран. Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям: 1) специфический характер субсидии; 2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны. В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины. За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они — ненаказуемые. Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми. Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований. Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора — самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг. Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета. По характеру выплат субсидии делятся на: · прямые— непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры; · косвенные— скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр. · Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли. · Внутренняя субсидия— наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам. · Экспортная субсидия— финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование. Экспортное кредитование— метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму: · субсидированных кредитов национальным экспортерам— кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной; · государственных кредитов иностранным импортерампри обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит); · страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером). Экспортные кредиты бывают: · краткосрочными— на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья; · среднесрочными— на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования; · долгосрочными— на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов. Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка. Защитные меры Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль. К ним относятся: 1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины); - пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы; - сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества; - другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.); 2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара; 3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями; 4) регулирование курса национальной валюты; 5) меры государственного регулирования внешней торговли: - создание экспортно-кредитных агентств; - функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов; - организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; - проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки и прочее. Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу: 1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу; 2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необходимо: o доказательство наличия факта демпинга/субсидии/резко возросшего импорта; o доказательство ущерба; o доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом; 3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса). В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц. |