МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы





Информация для родителей 4-классников.

 

Комплекс проведённой диагностики дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в учебной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю, осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию. В состав комплекса включены специально адаптированный для детского возраста вариант теста структуры интеллекта Амтхауэра, тест Равена, модифицированный вариант детского личностного опросника Кеттелла, тест Тулуз-Пьерона, методики для оценки навыков чтения и самостоятельности мышления Ясюковой.

Введение

Проблемы успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю традиционно принято связывать с трудностями соци­альной адаптации детей (в качестве причины которых называют переход на предметное обучение и появление в связи с этим многих незнакомых равнодушно-требовательных педагогов вместо од­ной заботливой учительницы) и с подростковым кризисом, выз­ванным половым созреванием.

Не отрицая важности разработки социально-психологических аспектов профилактики школьной дезадаптации, следует вспомнить и об основной - учебной - деятельности детей. Многолетняя прак­тическая работа в школе позволяет с уверенностью заключить, что проблемы, возникающие у учащихся 5-7 клас­сов, не только социально-психологические. Очень часто лич­ные трудности связаны именно с учебой. Социально-психологи­ческая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть когда у него нарушается (а возможно, разрушается) ведущая учебная деятельность.

Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности, высших форм мышления, а также не­полноценность школьных навыков, которые должны быть сфор­мированы еще в начальных классах.

Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы

Переход на вторую ступень обучения (начиная с 5 класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и да­лее тот же уровень успеваемости. И дело здесь не в трудностях социальной адаптации или отсутствии индивидуального подхо­да со стороны педагогов. Проблема заключается в нестыковке требований начальной и средней школы в целом, в различии це­лей и задач, которые они перед собой ставят. Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои зада­чи, это не означает, что ребенок сможет без проблем продол­жать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечника­ми, несмотря на все их старания.

Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адап­тировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него началь­ные школьные навыки - научить читать, писать и считать.

Реше­ние данной задачи не предъявляет каких-то особых требований к интеллектуальному развитию детей. Она выполнима при условии минимального речевого и психомоторного развития и наличии простой ассоциативной памяти (последняя имеется всегда, кроме редких случаев грубой мозговой патологии, при которых дети находятся на специальном учете и не попадают в общеобразова­тельные школы). Если ребенок еще и старателен, а родители по­могают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успе­ваемость может быть гарантирована. Особенности и недостатки развития мышления не играют особой роли при обучении в на­чальной школе. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне, когда ребенок не различает частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использует эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти особенности мышле­ния могут не только сохраняться, но и закрепляться, пока ребе­нок пребывает в начальной школе, так как специальных задач раз­вития понятийного мышления она не ставит. Хотя, справедливо будет заметить, что какая-то часть учителей уделяет внимание развитию психологических функций, и включает в свои занятия упражнения развивающие их.

Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввес­ти подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, ко­торая выстраивается по понятийному принципу. В ее основе ле­жат отправные понятия и аксиомы, из которых постепенно выво­дятся более частные, специальные понятия, вырастает сама пи­рамида науки. При этом каждая область знаний, с которой ребе­нок начинает знакомиться в средней школе, специфична не толь­ко по содержанию, но и по методам организации и изложения информации. Поэтому чтобы воспринять любую науку, ее внут­реннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением и, во-вторых, вла­деть соответствующими частными интеллектуальными операци­ями. Если это условие соблюдается, ребенок легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках, научных пособиях и других книгах.

Если понятийное мышление не сформировано, ребенок мо­жет образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать наизусть излагаемую на уроках и в книгах информацию. Однако никакую науку выучить невозможно. Если это не сразу становится очевидным относительно таких наук, как история, биология или география, то относительно математики и физики сомнений ни у кого обычно не возникает. «Гуманитарные» науки дети могут зуб­рить и получать пятерки за пересказы, хотя на вопросы, стоящие в конце параграфа, далеко не всегда могут дать вразумительный ответ. Математика и физика довольно быстро переходят в раз­ряд ненавистных предметов, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы не помогают решению задач. Обучение постепенно становится неполноценным, а по ряду пред­метов и невозможным.

 

Если специфичные интеллектуальные операции еще не сло­жились, на ранних этапах вхождения в науку, пока излагаются ввод­ные, относительно простые общие положения, понимание мо­жет обеспечиваться за счет замещающих интеллектуальных опе­раций общего типа - вербального понятийного мышления (то есть посредством рассуждения). Однако, несмотря на то, что речевое понятийное мышление обладает широкими возможнос­тями компенсировать отсутствие различных специфичных интел­лектуальных операций, эти возможности не безграничны, и по­тому замещающее мышление само по себе не может обеспечить скорость и глубину восприятия, свободу оперирования инфор­мацией. Вне зависимости от своих нейродинамических особен­ностей ребенок будет вынужден действовать медленно, так как ему приходится использовать неадекватные методы анализа и обработки информации. В результате, если у ребенка не форми­руются необходимые специальные интеллектуальные операции, то постепенно, по мере вхождения в науку и усложнения деятель­ности, компенсация становится все более неполноценной, пред­мет дается все труднее, а с какого-то момента ребенок вообще перестает что-либо понимать.

Сформированность интеллектуальных операций также помо­гает сохранить хорошую успеваемость, если у ребенка по тем или иным причинам образовались пробелы в знаниях. Отдельные про­белы в этом случае зачастую не мешают пониманию следующих разделов, более того, пробелы могут восстанавливаться ребен­ком как бы сами по себе по косвенным сведениям, содержащимся в этих последующих темах. Успеваемость при этом, конечно, будет неровной, но ребенок не будет нуждаться в дополнительной помощи учителей или родителей для ее восстановления.

Напомним, что ребенок не рождается с развитым понятий­ным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взрос­ления. Оно формируется в процессе обучения, когда ребенку приходится овладевать научными поня­тиями. Сегодня программы не только начальной школы, но и в значительной степени - 5-6 классов избавляют ребенка от необ­ходимости мыслить, овладевать научными понятиями. С учетом доминирования в данном возрасте наглядно-образных форм мыш­ления уроки все больше строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял (иногда обыгрывал) и запоминал. Информа­цию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описа­ний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и си­стематизирующие формы изложения материала, а более всего -теоретические обобщения избегаются. В результате ребенок интеллектуально как бы продолжает существовать в дошкольном детстве. Возможно, у него расширяется система представлений, но способы восприятия и переработки информации не совер­шенствуются. Происходит именно то, от чего предостерегал Л. С. Выготский: обучение ориентируется на завершенные циклы развития, плетется в его хвосте и потому ничего не может дать развитию. Только опережающее обучение, обращенное к незре­лым функциям, опирающееся на несформированные процессы является двигателем психического развития ребенка.

Если развивающая мышление работа не проводится ежедневно и систематически и, напротив, ежедневно и систематически ре­бенку приходится «описывать, представлять и запоминать», то понятийное мышление может и не развиться. Достаточно часто за время обучения в начальной школе не происходит необходимой трансформации интеллектуальных структур, а закрепляются, ста­новятся привычными («автоматизируются») примитивные опера­ции, используемые ребенком для переработки информации. По­этому необходимо обязательно проводить комплексное психоло­гическое обследование всех учащихся 4 классов, независимо от того, как они учатся, не ограничиваться слабоуспевающими учениками, чтобы понять, сформировались ли у детей необходимые для обучения в средней школе интеллектуальные операции и какого рода трудности и по каким предметам могут возникать.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.