ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы Информация для родителей 4-классников. Комплекс проведённой диагностики дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в учебной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю, осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию. В состав комплекса включены специально адаптированный для детского возраста вариант теста структуры интеллекта Амтхауэра, тест Равена, модифицированный вариант детского личностного опросника Кеттелла, тест Тулуз-Пьерона, методики для оценки навыков чтения и самостоятельности мышления Ясюковой. Введение Проблемы успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю традиционно принято связывать с трудностями социальной адаптации детей (в качестве причины которых называют переход на предметное обучение и появление в связи с этим многих незнакомых равнодушно-требовательных педагогов вместо одной заботливой учительницы) и с подростковым кризисом, вызванным половым созреванием. Не отрицая важности разработки социально-психологических аспектов профилактики школьной дезадаптации, следует вспомнить и об основной - учебной - деятельности детей. Многолетняя практическая работа в школе позволяет с уверенностью заключить, что проблемы, возникающие у учащихся 5-7 классов, не только социально-психологические. Очень часто личные трудности связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть когда у него нарушается (а возможно, разрушается) ведущая учебная деятельность. Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности, высших форм мышления, а также неполноценность школьных навыков, которые должны быть сформированы еще в начальных классах. Причины нарушения учебной деятельности и адаптации учащихся средней школы Переход на вторую ступень обучения (начиная с 5 класса) был всегда сопряжен с падением успеваемости и появлением проблем в учебе у многих школьников. Лишь незначительная часть отличников и «хорошистов» начальных классов сохраняет и далее тот же уровень успеваемости. И дело здесь не в трудностях социальной адаптации или отсутствии индивидуального подхода со стороны педагогов. Проблема заключается в нестыковке требований начальной и средней школы в целом, в различии целей и задач, которые они перед собой ставят. Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребенок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Основная задача начальной школы состоит в том, чтобы адаптировать ребенка к новому образу жизни, где в качестве ведущей выступает учебная деятельность, и сформировать у него начальные школьные навыки - научить читать, писать и считать. Решение данной задачи не предъявляет каких-то особых требований к интеллектуальному развитию детей. Она выполнима при условии минимального речевого и психомоторного развития и наличии простой ассоциативной памяти (последняя имеется всегда, кроме редких случаев грубой мозговой патологии, при которых дети находятся на специальном учете и не попадают в общеобразовательные школы). Если ребенок еще и старателен, а родители помогают ему и контролируют процесс обучения, то отличная успеваемость может быть гарантирована. Особенности и недостатки развития мышления не играют особой роли при обучении в начальной школе. Мышление может находиться в зачаточном состоянии, на допонятийном уровне, когда ребенок не различает частное и общее, существенные и несущественные признаки, вместо категоризации использует эмоциональные, функциональные или ситуативные обобщения, речевые или визуальные шаблоны. Все эти особенности мышления могут не только сохраняться, но и закрепляться, пока ребенок пребывает в начальной школе, так как специальных задач развития понятийного мышления она не ставит. Хотя, справедливо будет заметить, что какая-то часть учителей уделяет внимание развитию психологических функций, и включает в свои занятия упражнения развивающие их. Основная задача средней школы состоит в том, чтобы ввести подростка в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. В ее основе лежат отправные понятия и аксиомы, из которых постепенно выводятся более частные, специальные понятия, вырастает сама пирамида науки. При этом каждая область знаний, с которой ребенок начинает знакомиться в средней школе, специфична не только по содержанию, но и по методам организации и изложения информации. Поэтому чтобы воспринять любую науку, ее внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, ребенок легко понимает то, что ему объясняют на уроках, и то, что он сам читает в учебниках, научных пособиях и других книгах. Если понятийное мышление не сформировано, ребенок может образно представлять сообщаемые ему отдельные научные факты и положения, но в основном ему приходится заучивать наизусть излагаемую на уроках и в книгах информацию. Однако никакую науку выучить невозможно. Если это не сразу становится очевидным относительно таких наук, как история, биология или география, то относительно математики и физики сомнений ни у кого обычно не возникает. «Гуманитарные» науки дети могут зубрить и получать пятерки за пересказы, хотя на вопросы, стоящие в конце параграфа, далеко не всегда могут дать вразумительный ответ. Математика и физика довольно быстро переходят в разряд ненавистных предметов, потому что запоминанию они не поддаются, а выученные формулы не помогают решению задач. Обучение постепенно становится неполноценным, а по ряду предметов и невозможным. Если специфичные интеллектуальные операции еще не сложились, на ранних этапах вхождения в науку, пока излагаются вводные, относительно простые общие положения, понимание может обеспечиваться за счет замещающих интеллектуальных операций общего типа - вербального понятийного мышления (то есть посредством рассуждения). Однако, несмотря на то, что речевое понятийное мышление обладает широкими возможностями компенсировать отсутствие различных специфичных интеллектуальных операций, эти возможности не безграничны, и потому замещающее мышление само по себе не может обеспечить скорость и глубину восприятия, свободу оперирования информацией. Вне зависимости от своих нейродинамических особенностей ребенок будет вынужден действовать медленно, так как ему приходится использовать неадекватные методы анализа и обработки информации. В результате, если у ребенка не формируются необходимые специальные интеллектуальные операции, то постепенно, по мере вхождения в науку и усложнения деятельности, компенсация становится все более неполноценной, предмет дается все труднее, а с какого-то момента ребенок вообще перестает что-либо понимать. Сформированность интеллектуальных операций также помогает сохранить хорошую успеваемость, если у ребенка по тем или иным причинам образовались пробелы в знаниях. Отдельные пробелы в этом случае зачастую не мешают пониманию следующих разделов, более того, пробелы могут восстанавливаться ребенком как бы сами по себе по косвенным сведениям, содержащимся в этих последующих темах. Успеваемость при этом, конечно, будет неровной, но ребенок не будет нуждаться в дополнительной помощи учителей или родителей для ее восстановления. Напомним, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере взросления. Оно формируется в процессе обучения, когда ребенку приходится овладевать научными понятиями. Сегодня программы не только начальной школы, но и в значительной степени - 5-6 классов избавляют ребенка от необходимости мыслить, овладевать научными понятиями. С учетом доминирования в данном возрасте наглядно-образных форм мышления уроки все больше строятся таким образом, чтобы ученик слушал, представлял (иногда обыгрывал) и запоминал. Информацию в процессе обучения стараются подавать в виде ярких описаний, «рассказов в картинках», схематичные, структурирующие и систематизирующие формы изложения материала, а более всего -теоретические обобщения избегаются. В результате ребенок интеллектуально как бы продолжает существовать в дошкольном детстве. Возможно, у него расширяется система представлений, но способы восприятия и переработки информации не совершенствуются. Происходит именно то, от чего предостерегал Л. С. Выготский: обучение ориентируется на завершенные циклы развития, плетется в его хвосте и потому ничего не может дать развитию. Только опережающее обучение, обращенное к незрелым функциям, опирающееся на несформированные процессы является двигателем психического развития ребенка. Если развивающая мышление работа не проводится ежедневно и систематически и, напротив, ежедневно и систематически ребенку приходится «описывать, представлять и запоминать», то понятийное мышление может и не развиться. Достаточно часто за время обучения в начальной школе не происходит необходимой трансформации интеллектуальных структур, а закрепляются, становятся привычными («автоматизируются») примитивные операции, используемые ребенком для переработки информации. Поэтому необходимо обязательно проводить комплексное психологическое обследование всех учащихся 4 классов, независимо от того, как они учатся, не ограничиваться слабоуспевающими учениками, чтобы понять, сформировались ли у детей необходимые для обучения в средней школе интеллектуальные операции и какого рода трудности и по каким предметам могут возникать. |