МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Философия физики: предмет и особенности.





 

Взаимоотношения между философией и физикой всегда были очень специфическими. С одной стороны, например, античная философия, как источник и основа всей западной европейской цивилизации, с самого начала своего существования[1] формировалась под воздействием представлений о природе. Философия природы, космоса была фундаментом раннеантичной философии. Свой предмет и метод натурфилософия находила в природе. С другой стороны, физика как отдельная, конкретная наука возникла из философии.

И до сих пор философия и (фундаментальная) физика эволюционируют бок о бок. Конечно же, важно и интересно знать, как к такому взаимодействию относились великие. Многие выдающиеся физики высоко ценили значение философии для своей науки. Так, Эйнштейн отмечал, что «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений»[2].

Эти слова Эйнштейна выражают существование особой ситуации в современной фундаментальной физике: необходимо все более глубокое осмысление многих основополагающие физические понятия. Это, в частности, означает, что как только исследователь решится изучать фундаментальные вопросы физики, собственно, как и любой другой области знания, он с необходимостью «выпадает» в область философии, выходит на философский уровень. Еще раз отметим, что, прежде всего, это касается современной фундаментальной физики, где критическому пересмотру подлежат все фундаментальные физические понятия и категории.

А вот как Н.Бор определил значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они все время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости»[3].

Серьезное внимание философским аспектам уделял Э.Шредингер. Он опубликовал около 100 статей на общенаучные и философские темы, в Лондонском университетском колледже читал курс лекций по греческой философии. Вслед за Платоном в качестве важнейшего он выделял понятие «единого». Обращение Шредингера к древнеиндийской и античной философии было связано с попытками осознать глубину понятия "объективная реальность". Это ему было необходимо, в том числе, для построения единой физической теории, над которой он работал в 1942 г.[4]

На современном этапе взаимоотношение философии и физики трансформировалось в новую дисциплину – философию физики. В чем же ее суть?

1. Философия физики (ФФ) представляет собой своеобразный качественный синтез философии и физики (философской рефлексии и физического познания). Для выяснения содержания такой синтетической структуры необходимо попытаться дать определение ее составляющих и хорошо чувствовать их специфику. Специфика философии, в частности, состоит в том, чтобы пытаться мыслить на уровне всеобщих категорий. Например, попробовать размышлять о категориях «мир», «движение», «время» и т.д. как о всеобщих понятиях. С точки зрения онтологического и гносеологического аспектов для определения ФФ, по-видимому, наиболее подходит определение философии как учения о наиболее общих и глубоких законах и формах бытия и познания. Следует также учитывать специфику всех разделов философии (онтология, гносеология, логика, аксиология, этика и др.) и возможность применения специфического содержания этих разделов для исследования оснований физического познания. Специалисту по философии физики было бы очень полезно держать эти разделы в сознании в актуализированном состоянии и при исследованиях оснований физики автоматически «сканировать», просматривать любую проблему по этим разделам.

Существуют понятия, смысл которых полностью так и не прояснился за целые тысячелетия. Одними из таких ярких, глубочайших и совершенно неясных понятий являются следующие. Каждый человек за свою жизнь много узнает, многое видит, начинает многое понимать, но что такое жизнь мы так и не знаем. Это – хорошее понятие для философии. Физики изучают молекулы, атомы, элементарные частицы, жидкие кристаллы, звезды и галактики. Казалось бы, понятные конкретные материальные вещи изучает физик. А вот что такое материя – до сих пор малопонятно. Или – совсем непонятно. И такое классическое определение материи как «объективная реальность, данная нам в ощущении» - хорошее и конструктивное, далеко не однозначно и не полно отражает содержание этого понятия. (Упражнение. Показать, что это так). Вот такие наиболее общие и фундаментальные понятия и пытается осознать философия, а в проекции на физическое познание - и философия физики.

Дать определение физике также не просто. Например, ее можно определить как науку о природе, поскольку физика в самом широком плане собственно и исследует природу («фюзис» – природа). Вместе с тем очевидны недостатки такой дефиниции: существует много других наук, изучающих природу (Упражнение. Уметь перечислить), каждая в своем аспекте. Вместе с тем, существует естествознание как объединяющая дисциплина, исследующая природу. Причем естествознание является с одной стороны буквально знанием о природе, а с другой стороны – системой наук о природе. Но если это так, то понимание физики как науки о всей природе или системы теорий природы также неудовлетворительно и нуждается в уточнении. Правда, если встать на точку зрения жесткого редукционизма и считать, что все сводится к физическим процессам, то физику можно было бы рассматривать в качестве единой и всеобщей теории природы. Однако и эта точка зрения неубедительна, поскольку на каждом новом уровне реальности возникают принципиально новые качества бытия, например, температура, давление вплоть до живой материи и сознания, которые довольно трудно в полном объеме свести к перемещениям и взаимодействиям атомов или элементарных частиц. Кроме того, очевидно, что нельзя утверждать и то, что современная физика изучает природу в целом, поскольку в этом случае она должна претендовать на всеобщность утверждений в отношении природы, а всеобщность – удел философии.

Отметим, что на протяжении всей истории существования философии большинство философов в той или иной степени тщательно изучали, в том числе, и философию природы. В динамике формирования предмета физики и естествознания целом важную роль играют дифференциально-интегративные процессы, в соответствии с которыми из физики вычленяются все новые и новые дисциплины, изучающие различные области реального мира, а с другой стороны осуществляется слияние различных дисциплин (биофизика, астрофизика, квантовая химия, физическая география и другие), пополняя тем самым естествознание. И хотя физика в целом сегодня все еще претендует на некоторую метанауку в отношении изучения природных явлений, богатство и многообразие природы порождает все больше и больше наук о себе. Но в любом случае до сих пор физика остается ядром всего естествознания. На ее базе построены три физические картины мира (механистическая, электромагнитная и квантово-полевая), что уже само по себе требует философского осмысления.

2. Теперь попытаемся синтезировать эти две составляющие, т.е. философию и физику, до определения содержания новой дисциплины – философии физики. Можно дать, по меньшей мере, следующие два определения философии физики.

1) Философия физики – учение о наиболее общих и глубоких законах и формах физического бытия и физического познания.

2) Философия физики – учение о:

- физической онтологии,

- гносеологии физики,

- методологии физического познания,

- мировоззренческом аспекте физики,

- аксиологии физики,

- логике физического познания,

- физической эвристике,

- физической герме­невтике,

- психологии научных (физических) открытий,

- социокультурных аспектах физики,

и другие. (Т.е. в соответствии с рядом содержательно связанных с физикой разделов философии).

Работа с этими разделами является достаточно специфической и требует определенного опыта. Может показаться, что некоторые из этих разделов очень далеки от интересов современного физика. При более внимательном рассмотрении, оказывается, что, в действительности, они могут быть ему полезны для более глубокого и более широкого понимания своей науки в качестве примера один из разделов – герменевтику – рассмотрим несколько подробнее, поскольку она не так часто упоминается в вопросах физического познания, хотя, с другой стороны, является чрезвычайно актуальной.

Герменевтика – важный для физического познания раздел, поскольку самым непосредственным образом связан с проблемой интерпретации. В своем первоначальном значении герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую); экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю), - учение об истолковании текстов. В самом широком понимании герменевтика – учение о смыслах. Это – достаточно широкое и разветвленное учение. Выделим, с нашей точки зрения, две ее важнейшие части: герменевтику как учение о поиске смысла в текстах и герменевтику как учение об интерпретации. Следует отметить, что нередко всю современную герменевтику понимают как интерпретацию. Хотя это во многом справедливо, но в связи со спецификой физического познания мы будем придавать специфическое значение, о котором речь пойдет чуть ниже.

Герменевтика берет свое название от имени бога греческой мифологии Гермеса – вестника богов, который доносил до людей волю богов. При этом был ли он интерпретатором посланий богов или только вестником – вопрос достаточно тонкий. Герменевтика - учение об истолковании текстов, преимущественно древних. И действительно, если сам Господь сошел на землю и оставил людям Завет, то хорошо бы понять что он означает, каков его смысл. С нашей точки зрения в герменевтике можно выделить два уровня: уровень поиска смысла в тексте и уровень интерпретаций. Поиск смысла текстов отнесем к первому уровню герменевтики. В то же время мы его расширим, и будем рассматривать процедуру выявления смысла по отношению к любому тексту.

То, что в любой книге, например, в pocket-book детективе (несмотря на различное к нему отношение) существует определенный смысл - вряд ли можно сомневаться. Гораздо интереснее следующий вопрос: в этом детективе существует один-единственный смысл? Ведь он написан о конкретных людях и конкретных ситуациях. Тем более, что герменевтический принцип конгениальности говорит о том, что у читателя должен быть уровень понимания (развития, интеллекта, «гениальности») близкий к уровню автора произведения – только тогда он сможет понять написанное. Или в одном и том же популярном детективе смыслов много? Может быть столько же, сколько существует людей: ведь каждый чуть-чуть по-разному понимает и оценивает то или иное произведение. Или, наконец, в каждом произведении смыслов всегда бесконечно много, и сколько бы ни появлялось людей, они всегда будут находить свои смыслы? Хотя, конечно же, в рамках определенного заданного автором сюжета. Естественно, что это – богатая тема для исследования. Но означает ли это, что и в физических текстах также (бесконечно) много физических смыслов? Развитие современного физического познания показывает, что в современную эпоху неклассической (и постмодернистской) науки это недалеко от истины: даже в фундаментальных физических теориях существуют различные смыслы вплоть до конкурирующих прямо противоположных, что хорошо видно на примере интерпретаций квантовой механики.

В рамках обсуждаемой дисциплины – философии физики – в связи с этим возникает много нетривиальных вопросов. Так, вряд ли можно сомневаться в том, существует ли смысл в книгах и учебниках по физике. Но бывает непросто сформулировать, в чем же именно он состоит. Кроме того, можно говорить о расширении содержания понятия «текст». Наиболее интересный вопрос, в данном случае, следующий: является ли текстом сама природа? Посмотрев в окно, вспомнив объекты микро- или астрономического масштаба, на первый взгляд трудно среди них увидеть привычный текст. Разве деревья, дома, электроны и галактики являются текстом? Но ведь текст – это определенная последовательность знаков, символов. Можно ли дерево, электрон и галактику рассматривать как символы? В определенном смысле – вполне допустимо, причем на различных уровнях: на уровне формы объектов (сама форма, например, дерева или дома представляет собой своеобразные знаки и символы); на содержательном уровне (в рамках семантического анализа); расположение, рядоположенность и темпоральная последовательность также задают своеобразные структуры, которые нужно научиться считывать и т.д. Галилей говорил, что книга природы написана на языке математики: «Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки ее – треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова …»[5]. Таким образом, природу нужно уметь читать. Как водитель «читает» дорогу или как музыкант «читает» музыку на нотном стане. Книга природы богата и увлекательна, хотя и трудна.

Как отмечалось выше, саму герменевтику обычно понимают как науку об интерпретациях. Однако, учитывая вышесказанное, мы предлагаем интерпретации рассматривать в качестве второй части или второго уровня герменевтики. Интерпретация – это процедура, в результате которой мы пытаемся что-то сказать об интересующих нас глубинных процессах не на формальном абстрактном языке, а на языке физических событий и понятий. Интерпретация – это то, как можно понимать сложные физические процессы и явления. Интерпретация – это приписывание физического смысла формализму теории: символам, уравнениям, отдельным выражениям, и т.д.

В связи с этим возникает проблема более глубокого понимания соотношения формализма и физического содержания (интерпретации) теории. Согласно Дж. Кашингу, формализм и интерпретация «логически отделимы, даже если они часто перепутываются практически»[6]. С его точки зрения (и это представляется важным) «один формализм с двумя различными интерпретациями должен рассматриваться как две различные теории»[7].

Проблема интерпретации напрямую связана с вопросом об установлении физического содержания той или иной теоретической конструкции. Поскольку физическое содержание фундаментальной теории и ее отдельных элементов (конкретного математического выражения, члена уравнения, экспериментальных данных и т.д.) основывается на широких концептуальных основаниях, то физическая интерпретация должна быть тесно связана не только с собственно физической теорией, но и с философскими основаниями этой теории, физической картиной мира[8] и т.д.

В современной науке и в первую очередь в современной фундаментальной физике роль и значение интерпретации приобретает все большую значимость и актуальность. Это определяется растущим опосредованным характером познания, все растущей теоретичностью фундаментальных исследований и всего познания.

Таким образом, обобщая, ФФ можно определить как учение (науку[9]) о наиболее общих формах и законах существования и развития природы и физического познания, а также о его основаниях (онтологических, гносеологических, логических, социокультурных, этических и др.). При всей ограниченности (недоопределенности) этого определения оно все же в существенной степени отражает специфику этой дисциплины.

Существенно отметить, что физики нередко использовали своеобразную методологию: они достаточно тщательно изучали различные философские концепции (о чем можно судить по их произведениям[10], выбирая в них лишь то, что отвечало их интуитивным и мировоззренческим представлениям о мироздании и бытии. При этом они редко становились явными сторонниками какой-то конкретной философской доктрины. Так, Эйнштейн читал работы Аристотеля. Платона, Демокрита, Ламетри, Спинозы, Беркли, Юма, Маха, Канта, Рассела и др., которые он анализирует в своих работах. При этом «Эйнштейна представляли берклианцем, махистом, кантианцем, позитивистом, приверженцем конвенционализма, эмпириком, рационалистом и т. п. Некоторые философы причисляли его к сторонникам диалектического материализма»[11]. Естественно, что такие выводы делали сторонники соответствующих учений, однако сам Эйнштейн не отождествлял себя ни с каким конкретным философским течением.

Философы не мыслят формулами. А.Эйнштейн считал, что формулами не мыслят и сами ученые. Философы науки, исследующие фундаментальные аспекты физического познания, работают в основном с интерпретациями физических теорий. А их предоставляют сами физики, те физики, которые умеют мыслить не только математически формально. На наш взгляд, блестяще сказал В.Гейзенберг: «… для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области»[12]. Можно сказать, что философы физики работают с качественной физикой, понимая под последней физическое содержание теорий, лишенное (насколько это возможно) математического формализма. Здесь можно отметить, что, например, Дж.Кашинг считает, что интерпретация и формализм теории существенно разделены[13].

Многие физики не признают никакой значительной роли философии в отношении физики и не любят философов, пытающихся что-то писать о физических проблемах. И нередко они правы, поскольку, к сожалению, большинство философов физики пишут в основном обзорные, научно-популярного характера статьи, в которых многократно (и самое главное «без изюминки») пересказываются уже хорошо известные данные современной физики, не выдвигая никаких интересных идей для самих физиков. Либо пишут о чем-то о своем, очень философском. Философия не конструктивна для современного физика[14]. Радует лишь то, что, рассуждая подобным образом, физики при этом нередко активно философствуют[15].

Характеризуя взаимоотношения между физикой и философией, можно предложить следующую аналогию. Взаимоотношения между этими дисциплинами подобны взаимоотношению между общей теорией относительности (ОТО) и квантовой механикой: обычно и первая пара, и вторая пара несовместимы и в чем-то даже «антагонистичны» по отношению друг к другу, но при определенных условиях и те, и другие с необходимостью требуют взаимного слияния. Сегодня уже хорошо известны эти условия: ОТО и квантовая механика не могут друг без друга на планковском масштабе, а физика и философия – на уровне фундаментального познания. Обобщая и одновременно конкретизируя, можно надеяться, что с точки зрения современных представлений все они должны совместиться как раз на планковском масштабе. Хорошо бы, если бы на этом уровне физики и философы наконец-то крепко подружились навсегда …

В современной фундаментальной теоретической физике исследования проводятся по нескольким возможным путям. Во-первых, теоретик «плотно» работает с формализмом: он анализирует математические выражения, решает уравнения, ищет связи между их составляющими и т.д. Во-вторых, теоретик не должен забывать об эмпирических данных и их анализировать, пытаясь обнаружить закономерности и эмпирические законы, а также связь с самыми абстрактными теоретическими конструкциями. В-третьих, в своих исследованиях физик должен почаще обращаться к основаниям физики, в том числе к философским (метафизическим), поскольку «Наука без философии слепа…». Как бы кто в научном сообществе на практике к философии не относился, но она действительно является «лесами» научного познания, «острием копья», или «невидимой рукой» помощи, протягивающейся к теоретику «из тумана» фундаментальных физических проблем[16]. Естественно, что для решения проблем современной фундаментальной физики требуются философы физики и философствующие физики, способные в итоге объединить в своем творческом методе все три перечисленные методологические особенности физического познания.

 

Физика – это ……………..

 

3. ФФ является составной частью философии науки (ФН). Вместе с тем, открытым остается вопрос о соотношении между ФН и философией конкретных наук, в том числе – философии физики. По своему фактическому содержанию (как философия конкретно-научной дисциплины) ФФ существенно отличается от основных направлений исследований философов науки. Последних интересовали на разных этапах эволюции этой дисциплины, прежде всего, такие проблемы как структура научного знания (позитивизм), а позднее (постпозитивизм: К.Поппер и другие) - вопрос о том, как прирастает научное знание. В то же время, следует отметить, что большинство концепций ФН основывались на материале физической науки (концепции всех трех позитивизмов, учения К.Поппера, Т.Куна, П.Фейерабенда и других).

Сделаем еще несколько существенных замечаний о современной философии науки, которые пояснят некоторые особенности нашего дальнейшего анализа. В настоящее время в современной философии науки доминирует эпистемологическая и социокультурная направленность исследований. Мы же попытаемся рассмотреть онтологические аспекты указанного конкретного раздела фундаментальной физики. Сегодня существует большая потребность в расширении исследований по онтологии фундаментального физического познания. Актуальность онтологических аспектов в современной фундаментальной физике в первую очередь связана с высочайшим уровнем абстрагирования и глубокой опосредованностью соответствующих физических представлений и построений. И действительно, можно ли с полной уверенностью говорить о том, что современные представления о происходящем «на другом конце» Большого адронного коллайдера, т.е. на масштабах энергий в несколько ТэВ или эквивалентно - на расстояниях примерно 10-17 см, являются полностью адекватными происходящим там процессам. Чисто онтологически цепочка опосредованности между этими процессами и макроскопическими показаниями приборов «на выходе», существенно возросла и продолжает увеличиваться в процессе физического познания.

4. ФФ интересуют в первую очередь основания физики. И прежде всего – фундаментальной физики. Под основаниями физики можно понимать совокупность ее фундаментальных понятий, идей, принципов и законов физического познания, уравнений и теорий, составляющих его каркас и придающих ему целостность. В то же время сохраняют актуальность и силу все те вопросы и результаты, которые рассматривала ФН как более общая дисциплина.

Вместе с тем, «В каждой науке существуют собственные теоретические основания, выступающие в качестве взаимосогласован­ных и подкрепляющих друг друга принципов и законов теории. Эти законы используются для объяснения эм­пирических фактов и предсказания новых явлений на основе экстраполяции следствий из законов. Кроме того, в теории имеются философские основания в виде важных положений, принципов и законов, имеющих миро­воззренческое, методологическое или социальное содер­жание»[17].

5. ФФ исследует большой спектр проблем, связанных с основаниями современной физики. Специфика и интерес философии физики обычно выражается в так называемых философских проблемах физики. Очень важно научиться видеть в физике фундаментальные проблемы и оценивать возможность того, претендуют ли они на некоторую философию или нет. К ним, в частности, относятся:

1) Философская проблематика, связанная с важнейшими категориями[18], работающими в физике (пространства, времени, причинности, взаимодействий, случайности, материальности, и т.д.). В принципе можно утверждать, что в физике каждая из категорий проблемно нагружена. Вот некоторые из таких философски нагруженных проблем в физике:

- Являются ли все эти категории всеобщими формами существования физической объектности и физических процессов? Если предыдущее верно, то каким образом сохранить причинность и детерминизм в квантовой механике?

- Верна ли интенция квантовой теории рассматривать случайность в качестве более фундаментальной категории по сравнению с причинностью во всем физическом познании?

- Что такое время и каков его статус в природе?

- Каким образом расширить и обобщить представление о материальности, основываясь на достижениях современной фундаментальной физики?

И многие другие интересные проблемы.

Существует следующая важная закономерность, непосредственно касающаяся физического познания: «если та или иная философская категория имеет общенаучное значение, интенсивно используется и «работает» в частных науках, то она де­тально разрабатывается в ее смысловом содержании в контексте науки, а также в самой философской теории; если же старые философские категории или принципы не используются в науке, то и в философии они со вре­менем выходят из употребления и представляют лишь исторический интерес. Так, общенаучный статус приоб­рели такие категории, как материя, движение, прост­ранство, время, связь, взаимодействие, причинность, система, структура, вероятность, бесконечность, разви­тие, целостность и др. Многие из них выражают атрибу­ты материи или стороны весьма общих законов. Разра­ботка их содержания составляет одну из важных задач философии естествознания. … Вместе с тем некоторые широко употреблявшиеся в прошлом фило­софские категории, как, например, модусы субстанции, акциденции, всевозможные «сущностные силы», «вещь в себе», абсолют, «в-себе-бытие», «для-себя-бытие» и другие, не прижились в науке, и … вышли из употребления»[19].

2) Философские проблемы новых и ряда старых фундаментальных физических понятий (нелокальности, несепарабельности, физической бесконечности, многомерности и т.д.).

Философа физики, конечно же, должны заинтересовать, прежде всего, проблема природы этих понятий. Следует ли, например, понимать несепарабельность и тождественность квантовых частиц одного вида только в квантово-механическом смысле или же, в частности, все электроны во Вселенной, как считают некоторые физики, абсолютно неотделимы друг от друга и абсолютно неразличимы даже пространственно, т.е. если находятся в различных точках пространства? Бесконечна ли Вселенная и что под этим следует понимать? Могут ли реально существовать физические объекты бесконечно малых размеров, в частности, точечные элементарные частицы (электроны, кварки и т.д.)?

3) Философские проблемы конкретных фундаментальных теорий (теории относительности, квантовой механики, космологии и другие). (Упражнение. Выполнить задания в Приложении 1).

4) Онтологические аспекты оснований фундаментальных теорий.

К онтологической проблематике относятся, например, такие важные для современной физики вопросы, как:

- проблема онтологизации абстрактных конструкций одного из претендентов на теорию квантовой гравитации – теорию петлевой квантовой гравитации;

- онтологический статус струн и бран;

- природа квантово-полевого вакуума и Метавселенной в инфляционных космологических моделях;

- реальность существования квантовых объектов в копенгагенской интерпретации квантовой механики;

- онтология эвереттовских миров в многомировой интерпретации КМ;

и многие другие.

5) Гносеологические аспекты фундаментальной физики.

6) Методологические вопросы физического познания.

Существуют ли какие-то принципиально другие методы исследования элементарных частиц, кроме очень дорогостоящей и громоздкой современной ускорительной техники? Как развивать технологию мысленного экспериментирования? И другие.

7) Социокультурные аспекты физики.

8) Психологические аспекты научного творчества (физического познания).

9) И другие.

6. Философские вопросы естествознания, в том числе и физики, исторически менялись вместе с развитием науки:

«В XVII-XVIII вв. философскими считались вопросы о природе тепла, электричества, магнетизма, о свойствах атомов, строе­нии Солнечной системы, причинах болезней и т. п. За­тем, по мере их решения, они отходили в ведение физи­ки, астрономии или медицины. Мысль философов уст­ремлялась к новым малоисследованным проблемам на крайних рубежах научного знания, по которым выдви­гались самые различные гипотезы. Но как только эти проблемы становились объектом специального научного исследования в конкретных дисциплинах, по ним накап­ливался большой эмпирический материал и давалось их теоретическое освещение, большинство философов утрачивало к ним интерес, обращая свое внимание на новые спорные вопросы весьма общего характера.

В конце XIX в. весьма остро обсуждался вопрос о природе эфира, сущности электромагнитного поля, строении атомов, происхождении звезд, эволюции живой природы и др. Затем философские дискуссии перемести­лись в область анализа квантовой механики, теории относительности, космологии, генетики, и многие из этих дискуссий продолжаются до сих пор. Из этого истори­ческого опыта видно, что философские проблемы науки обычно находились на самом переднем крае науки, от­личались неоднозначностью их решений, были объектом различных подходов в дискуссиях. Иногда они совпада­ли с общетеоретическими проблемами какой-либо фун­даментальной науки, но это не обязательно, ибо в науках было и есть много таких общетеоретических проблем, которые не являются философскими. Совпадение обще­теоретических проблем с философскими имеет место тогда, когда решение данной проблемы важно не только для одной конкретной науки, но и для других наук, вносит вклад в общую картину мира и методологию познания. Философские проблемы естествознания возни­кают на «стыках» различных дисциплин, а также науч­ной философии, их разработка и решение выступают в качестве одной из важных форм интеграции научного знания»[20].

8. Философские проблемы науки, в том числе и физики, име­ют весьма общий и комплексный характер, затрагива­ют существенные вопросы мировоззрения, методологии и социологии науки. Обобщая, можно сказать, что философские проблемы физики (ес­тествознания) имеют своим предметом[21]:

1) «исследование и раскрытие наиболее общих свойств, законов структурной организации, изменения и разви­тия различных типов материальных систем»[22];

2) изучение закономерностей физического позна­ния, его логики и методологии, психологии открытий в физике; анализ дифференциации и интеграции физического знания, соотношения между новыми и старыми, прежде всего фундаментальными, физическими теориями, различными методами физического познания, определение возможностей и сферы применимости в физике каждого из обще­научных методов и др.;

3) изучение социальных аспектов применения открытий в физике, социального статуса физической науки, ее места в современной научно-технической рево­люции, взаимоотношения физической науки и производства, науки в целом, влияния физической науки и ее результатов на изменение общественного сознания и т.д.;

4) философское обоснование фундаментальных физических теорий, определение степени универсальности их общих категорий, законов и принципов, границ их применимости, содержательной логики соответствующих теорий; изменение предмета физической теории как целого с ее разви­тием; изучение динамики роста и использования со­держательной информации теории, перспектив ее даль­нейшего развития.

9. Результаты анализа оснований физического познания, ее проблематики, методологии и других аспектов распределяются двояким образом: если они имеют гло­бальное мировоззренческое, методологическое или соци­альное значение, то они могут стать основанием или существенной частью новых философских концепций или обогатить содержание уже существующих философских систем; если же степень общности выводов значительно мень­ше, то они включаются в концептуальные основания соответствующих фундаментальных наук, обогащая их методологию.

10. Мировоззренческие основоположения «включают в себя со­вокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих весьма общие либо универсальные свойства и законы бытия …, важнейшие стороны действительности: принцип материального единства мира, со­хранения материи и ее общих свойств (движения, энер­гии, …, электрического заряда, импульса, момента импульса и др.); принцип единства материи, движения, пространства и времени, зависимости пространственно­ временных свойств от структурных отношений в матери­альных системах; принцип развития, системной орга­низации материи, закон причинности, закон единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода ко­личественных и качественных изменений, а также другие положения об атрибутах материи и законах ее раз­вития»[23].

11. Онтологические основания выражают фундаментальные формы существования объектности, формы сосуществования в самом широком смысле, субстанциальную специфику различных уровней реальности.

12. Гносеологические (эпистемологические) основания «вклю­чают в себя комплекс ориентирующих принципов в по­знавательной деятельности, законы развития и смены теорий, взаимоотношения между старыми и новыми тео­риями, совокупность общих и специфических методов научного познания. Сюда входят принцип относительно­сти знаний, единства теории и практики, преемственно­сти объективных истин, принцип единства логического и исторического в познании, теории и эксперимента. В системе гносеологических оснований раскрывается взаимоотношение между общими методами познания: индуктивным, дедуктивным, аксиоматическим, аналоги­ей и моделирования, системно-структурным и др.»[24].

13. Социальные основания физической науки включают в себя си­стему принципов и положений, определяющих ее место в науке и в общем человеческом знании; ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных по­требностей и ориентации; взаимоотношение науки и производства, науки и общественных отношений, мо­рали, искусства; эстетические аспекты в научном твор­честве и в развитии теории; движущие силы и законо­мерности развития (физических) теорий как социальных явлений.

Одна из особенностей ФФ состоит в том, что не всегда философские проблемы формулируются в явном виде, артикулировано. Можно даже сказать, что чаще всего в чисто физических работах по фундаментальной физике они присутствуют неявным образом. … Кроме того, сами физики, выдвигая те или иные гипотезы, принципы и вообще идеи по поводу природы тех или иных фундаментальных физических объектов или процессов, возможно, сами не подозревая, высказывают идеи философского содержания или наполнения. В крайнем случае, они могут претендовать на такой статус. Так что сами физики нередко могут быть творцами философских идей. Искусство заключается в том, чтобы разглядеть среди чисто физических идеи, способные претендовать на философский (метафизический) статус.

Одна из причин такой ситуации (особенности) состоит в том, что основные проблемы в фундаментальной физике связаны с ее основаниями. Поэтому физик, стремясь решить (разобраться) с ними, автоматически выходит (трансцендентирует) в область философии.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.