ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Философия физики: предмет и особенности. Взаимоотношения между философией и физикой всегда были очень специфическими. С одной стороны, например, античная философия, как источник и основа всей западной европейской цивилизации, с самого начала своего существования[1] формировалась под воздействием представлений о природе. Философия природы, космоса была фундаментом раннеантичной философии. Свой предмет и метод натурфилософия находила в природе. С другой стороны, физика как отдельная, конкретная наука возникла из философии. И до сих пор философия и (фундаментальная) физика эволюционируют бок о бок. Конечно же, важно и интересно знать, как к такому взаимодействию относились великие. Многие выдающиеся физики высоко ценили значение философии для своей науки. Так, Эйнштейн отмечал, что «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений»[2]. Эти слова Эйнштейна выражают существование особой ситуации в современной фундаментальной физике: необходимо все более глубокое осмысление многих основополагающие физические понятия. Это, в частности, означает, что как только исследователь решится изучать фундаментальные вопросы физики, собственно, как и любой другой области знания, он с необходимостью «выпадает» в область философии, выходит на философский уровень. Еще раз отметим, что, прежде всего, это касается современной фундаментальной физики, где критическому пересмотру подлежат все фундаментальные физические понятия и категории. А вот как Н.Бор определил значимость физики для философии: «Значение физических наук для философии состоит не только в том, что они все время пополняют сумму наших знаний о неодушевленной материи, но и прежде всего в том, что они позволяют подвергнуть проверке те основания, на которых покоятся наши самые первичные понятия, и выяснить область их применимости»[3]. Серьезное внимание философским аспектам уделял Э.Шредингер. Он опубликовал около 100 статей на общенаучные и философские темы, в Лондонском университетском колледже читал курс лекций по греческой философии. Вслед за Платоном в качестве важнейшего он выделял понятие «единого». Обращение Шредингера к древнеиндийской и античной философии было связано с попытками осознать глубину понятия "объективная реальность". Это ему было необходимо, в том числе, для построения единой физической теории, над которой он работал в 1942 г.[4] На современном этапе взаимоотношение философии и физики трансформировалось в новую дисциплину – философию физики. В чем же ее суть? 1. Философия физики (ФФ) представляет собой своеобразный качественный синтез философии и физики (философской рефлексии и физического познания). Для выяснения содержания такой синтетической структуры необходимо попытаться дать определение ее составляющих и хорошо чувствовать их специфику. Специфика философии, в частности, состоит в том, чтобы пытаться мыслить на уровне всеобщих категорий. Например, попробовать размышлять о категориях «мир», «движение», «время» и т.д. как о всеобщих понятиях. С точки зрения онтологического и гносеологического аспектов для определения ФФ, по-видимому, наиболее подходит определение философии как учения о наиболее общих и глубоких законах и формах бытия и познания. Следует также учитывать специфику всех разделов философии (онтология, гносеология, логика, аксиология, этика и др.) и возможность применения специфического содержания этих разделов для исследования оснований физического познания. Специалисту по философии физики было бы очень полезно держать эти разделы в сознании в актуализированном состоянии и при исследованиях оснований физики автоматически «сканировать», просматривать любую проблему по этим разделам. Существуют понятия, смысл которых полностью так и не прояснился за целые тысячелетия. Одними из таких ярких, глубочайших и совершенно неясных понятий являются следующие. Каждый человек за свою жизнь много узнает, многое видит, начинает многое понимать, но что такое жизнь мы так и не знаем. Это – хорошее понятие для философии. Физики изучают молекулы, атомы, элементарные частицы, жидкие кристаллы, звезды и галактики. Казалось бы, понятные конкретные материальные вещи изучает физик. А вот что такое материя – до сих пор малопонятно. Или – совсем непонятно. И такое классическое определение материи как «объективная реальность, данная нам в ощущении» - хорошее и конструктивное, далеко не однозначно и не полно отражает содержание этого понятия. (Упражнение. Показать, что это так). Вот такие наиболее общие и фундаментальные понятия и пытается осознать философия, а в проекции на физическое познание - и философия физики. Дать определение физике также не просто. Например, ее можно определить как науку о природе, поскольку физика в самом широком плане собственно и исследует природу («фюзис» – природа). Вместе с тем очевидны недостатки такой дефиниции: существует много других наук, изучающих природу (Упражнение. Уметь перечислить), каждая в своем аспекте. Вместе с тем, существует естествознание как объединяющая дисциплина, исследующая природу. Причем естествознание является с одной стороны буквально знанием о природе, а с другой стороны – системой наук о природе. Но если это так, то понимание физики как науки о всей природе или системы теорий природы также неудовлетворительно и нуждается в уточнении. Правда, если встать на точку зрения жесткого редукционизма и считать, что все сводится к физическим процессам, то физику можно было бы рассматривать в качестве единой и всеобщей теории природы. Однако и эта точка зрения неубедительна, поскольку на каждом новом уровне реальности возникают принципиально новые качества бытия, например, температура, давление вплоть до живой материи и сознания, которые довольно трудно в полном объеме свести к перемещениям и взаимодействиям атомов или элементарных частиц. Кроме того, очевидно, что нельзя утверждать и то, что современная физика изучает природу в целом, поскольку в этом случае она должна претендовать на всеобщность утверждений в отношении природы, а всеобщность – удел философии. Отметим, что на протяжении всей истории существования философии большинство философов в той или иной степени тщательно изучали, в том числе, и философию природы. В динамике формирования предмета физики и естествознания целом важную роль играют дифференциально-интегративные процессы, в соответствии с которыми из физики вычленяются все новые и новые дисциплины, изучающие различные области реального мира, а с другой стороны осуществляется слияние различных дисциплин (биофизика, астрофизика, квантовая химия, физическая география и другие), пополняя тем самым естествознание. И хотя физика в целом сегодня все еще претендует на некоторую метанауку в отношении изучения природных явлений, богатство и многообразие природы порождает все больше и больше наук о себе. Но в любом случае до сих пор физика остается ядром всего естествознания. На ее базе построены три физические картины мира (механистическая, электромагнитная и квантово-полевая), что уже само по себе требует философского осмысления. 2. Теперь попытаемся синтезировать эти две составляющие, т.е. философию и физику, до определения содержания новой дисциплины – философии физики. Можно дать, по меньшей мере, следующие два определения философии физики. 1) Философия физики – учение о наиболее общих и глубоких законах и формах физического бытия и физического познания. 2) Философия физики – учение о: - физической онтологии, - гносеологии физики, - методологии физического познания, - мировоззренческом аспекте физики, - аксиологии физики, - логике физического познания, - физической эвристике, - физической герменевтике, - психологии научных (физических) открытий, - социокультурных аспектах физики, и другие. (Т.е. в соответствии с рядом содержательно связанных с физикой разделов философии). Работа с этими разделами является достаточно специфической и требует определенного опыта. Может показаться, что некоторые из этих разделов очень далеки от интересов современного физика. При более внимательном рассмотрении, оказывается, что, в действительности, они могут быть ему полезны для более глубокого и более широкого понимания своей науки в качестве примера один из разделов – герменевтику – рассмотрим несколько подробнее, поскольку она не так часто упоминается в вопросах физического познания, хотя, с другой стороны, является чрезвычайно актуальной. Герменевтика – важный для физического познания раздел, поскольку самым непосредственным образом связан с проблемой интерпретации. В своем первоначальном значении герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo — разъясняю, толкую); экзегетика (греч. exegetike, от exegeomai — истолковываю), - учение об истолковании текстов. В самом широком понимании герменевтика – учение о смыслах. Это – достаточно широкое и разветвленное учение. Выделим, с нашей точки зрения, две ее важнейшие части: герменевтику как учение о поиске смысла в текстах и герменевтику как учение об интерпретации. Следует отметить, что нередко всю современную герменевтику понимают как интерпретацию. Хотя это во многом справедливо, но в связи со спецификой физического познания мы будем придавать специфическое значение, о котором речь пойдет чуть ниже. Герменевтика берет свое название от имени бога греческой мифологии Гермеса – вестника богов, который доносил до людей волю богов. При этом был ли он интерпретатором посланий богов или только вестником – вопрос достаточно тонкий. Герменевтика - учение об истолковании текстов, преимущественно древних. И действительно, если сам Господь сошел на землю и оставил людям Завет, то хорошо бы понять что он означает, каков его смысл. С нашей точки зрения в герменевтике можно выделить два уровня: уровень поиска смысла в тексте и уровень интерпретаций. Поиск смысла текстов отнесем к первому уровню герменевтики. В то же время мы его расширим, и будем рассматривать процедуру выявления смысла по отношению к любому тексту. То, что в любой книге, например, в pocket-book детективе (несмотря на различное к нему отношение) существует определенный смысл - вряд ли можно сомневаться. Гораздо интереснее следующий вопрос: в этом детективе существует один-единственный смысл? Ведь он написан о конкретных людях и конкретных ситуациях. Тем более, что герменевтический принцип конгениальности говорит о том, что у читателя должен быть уровень понимания (развития, интеллекта, «гениальности») близкий к уровню автора произведения – только тогда он сможет понять написанное. Или в одном и том же популярном детективе смыслов много? Может быть столько же, сколько существует людей: ведь каждый чуть-чуть по-разному понимает и оценивает то или иное произведение. Или, наконец, в каждом произведении смыслов всегда бесконечно много, и сколько бы ни появлялось людей, они всегда будут находить свои смыслы? Хотя, конечно же, в рамках определенного заданного автором сюжета. Естественно, что это – богатая тема для исследования. Но означает ли это, что и в физических текстах также (бесконечно) много физических смыслов? Развитие современного физического познания показывает, что в современную эпоху неклассической (и постмодернистской) науки это недалеко от истины: даже в фундаментальных физических теориях существуют различные смыслы вплоть до конкурирующих прямо противоположных, что хорошо видно на примере интерпретаций квантовой механики. В рамках обсуждаемой дисциплины – философии физики – в связи с этим возникает много нетривиальных вопросов. Так, вряд ли можно сомневаться в том, существует ли смысл в книгах и учебниках по физике. Но бывает непросто сформулировать, в чем же именно он состоит. Кроме того, можно говорить о расширении содержания понятия «текст». Наиболее интересный вопрос, в данном случае, следующий: является ли текстом сама природа? Посмотрев в окно, вспомнив объекты микро- или астрономического масштаба, на первый взгляд трудно среди них увидеть привычный текст. Разве деревья, дома, электроны и галактики являются текстом? Но ведь текст – это определенная последовательность знаков, символов. Можно ли дерево, электрон и галактику рассматривать как символы? В определенном смысле – вполне допустимо, причем на различных уровнях: на уровне формы объектов (сама форма, например, дерева или дома представляет собой своеобразные знаки и символы); на содержательном уровне (в рамках семантического анализа); расположение, рядоположенность и темпоральная последовательность также задают своеобразные структуры, которые нужно научиться считывать и т.д. Галилей говорил, что книга природы написана на языке математики: «Философия написана в величественной книге (я имею в виду Вселенную), которая постоянно открыта нашему взору, но понять ее может лишь тот, кто сначала научится постигать ее язык и толковать знаки, которыми она написана. Написана же она на языке математики, и знаки ее – треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых человек не смог бы понять в ней ни единого слова …»[5]. Таким образом, природу нужно уметь читать. Как водитель «читает» дорогу или как музыкант «читает» музыку на нотном стане. Книга природы богата и увлекательна, хотя и трудна. Как отмечалось выше, саму герменевтику обычно понимают как науку об интерпретациях. Однако, учитывая вышесказанное, мы предлагаем интерпретации рассматривать в качестве второй части или второго уровня герменевтики. Интерпретация – это процедура, в результате которой мы пытаемся что-то сказать об интересующих нас глубинных процессах не на формальном абстрактном языке, а на языке физических событий и понятий. Интерпретация – это то, как можно понимать сложные физические процессы и явления. Интерпретация – это приписывание физического смысла формализму теории: символам, уравнениям, отдельным выражениям, и т.д. В связи с этим возникает проблема более глубокого понимания соотношения формализма и физического содержания (интерпретации) теории. Согласно Дж. Кашингу, формализм и интерпретация «логически отделимы, даже если они часто перепутываются практически»[6]. С его точки зрения (и это представляется важным) «один формализм с двумя различными интерпретациями должен рассматриваться как две различные теории»[7]. Проблема интерпретации напрямую связана с вопросом об установлении физического содержания той или иной теоретической конструкции. Поскольку физическое содержание фундаментальной теории и ее отдельных элементов (конкретного математического выражения, члена уравнения, экспериментальных данных и т.д.) основывается на широких концептуальных основаниях, то физическая интерпретация должна быть тесно связана не только с собственно физической теорией, но и с философскими основаниями этой теории, физической картиной мира[8] и т.д. В современной науке и в первую очередь в современной фундаментальной физике роль и значение интерпретации приобретает все большую значимость и актуальность. Это определяется растущим опосредованным характером познания, все растущей теоретичностью фундаментальных исследований и всего познания. Таким образом, обобщая, ФФ можно определить как учение (науку[9]) о наиболее общих формах и законах существования и развития природы и физического познания, а также о его основаниях (онтологических, гносеологических, логических, социокультурных, этических и др.). При всей ограниченности (недоопределенности) этого определения оно все же в существенной степени отражает специфику этой дисциплины. Существенно отметить, что физики нередко использовали своеобразную методологию: они достаточно тщательно изучали различные философские концепции (о чем можно судить по их произведениям[10], выбирая в них лишь то, что отвечало их интуитивным и мировоззренческим представлениям о мироздании и бытии. При этом они редко становились явными сторонниками какой-то конкретной философской доктрины. Так, Эйнштейн читал работы Аристотеля. Платона, Демокрита, Ламетри, Спинозы, Беркли, Юма, Маха, Канта, Рассела и др., которые он анализирует в своих работах. При этом «Эйнштейна представляли берклианцем, махистом, кантианцем, позитивистом, приверженцем конвенционализма, эмпириком, рационалистом и т. п. Некоторые философы причисляли его к сторонникам диалектического материализма»[11]. Естественно, что такие выводы делали сторонники соответствующих учений, однако сам Эйнштейн не отождествлял себя ни с каким конкретным философским течением. Философы не мыслят формулами. А.Эйнштейн считал, что формулами не мыслят и сами ученые. Философы науки, исследующие фундаментальные аспекты физического познания, работают в основном с интерпретациями физических теорий. А их предоставляют сами физики, те физики, которые умеют мыслить не только математически формально. На наш взгляд, блестяще сказал В.Гейзенберг: «… для физика возможность описания на обычном языке является критерием того, какая степень понимания достигнута в соответствующей области»[12]. Можно сказать, что философы физики работают с качественной физикой, понимая под последней физическое содержание теорий, лишенное (насколько это возможно) математического формализма. Здесь можно отметить, что, например, Дж.Кашинг считает, что интерпретация и формализм теории существенно разделены[13]. Многие физики не признают никакой значительной роли философии в отношении физики и не любят философов, пытающихся что-то писать о физических проблемах. И нередко они правы, поскольку, к сожалению, большинство философов физики пишут в основном обзорные, научно-популярного характера статьи, в которых многократно (и самое главное «без изюминки») пересказываются уже хорошо известные данные современной физики, не выдвигая никаких интересных идей для самих физиков. Либо пишут о чем-то о своем, очень философском. Философия не конструктивна для современного физика[14]. Радует лишь то, что, рассуждая подобным образом, физики при этом нередко активно философствуют[15]. Характеризуя взаимоотношения между физикой и философией, можно предложить следующую аналогию. Взаимоотношения между этими дисциплинами подобны взаимоотношению между общей теорией относительности (ОТО) и квантовой механикой: обычно и первая пара, и вторая пара несовместимы и в чем-то даже «антагонистичны» по отношению друг к другу, но при определенных условиях и те, и другие с необходимостью требуют взаимного слияния. Сегодня уже хорошо известны эти условия: ОТО и квантовая механика не могут друг без друга на планковском масштабе, а физика и философия – на уровне фундаментального познания. Обобщая и одновременно конкретизируя, можно надеяться, что с точки зрения современных представлений все они должны совместиться как раз на планковском масштабе. Хорошо бы, если бы на этом уровне физики и философы наконец-то крепко подружились навсегда … В современной фундаментальной теоретической физике исследования проводятся по нескольким возможным путям. Во-первых, теоретик «плотно» работает с формализмом: он анализирует математические выражения, решает уравнения, ищет связи между их составляющими и т.д. Во-вторых, теоретик не должен забывать об эмпирических данных и их анализировать, пытаясь обнаружить закономерности и эмпирические законы, а также связь с самыми абстрактными теоретическими конструкциями. В-третьих, в своих исследованиях физик должен почаще обращаться к основаниям физики, в том числе к философским (метафизическим), поскольку «Наука без философии слепа…». Как бы кто в научном сообществе на практике к философии не относился, но она действительно является «лесами» научного познания, «острием копья», или «невидимой рукой» помощи, протягивающейся к теоретику «из тумана» фундаментальных физических проблем[16]. Естественно, что для решения проблем современной фундаментальной физики требуются философы физики и философствующие физики, способные в итоге объединить в своем творческом методе все три перечисленные методологические особенности физического познания. Физика – это …………….. 3. ФФ является составной частью философии науки (ФН). Вместе с тем, открытым остается вопрос о соотношении между ФН и философией конкретных наук, в том числе – философии физики. По своему фактическому содержанию (как философия конкретно-научной дисциплины) ФФ существенно отличается от основных направлений исследований философов науки. Последних интересовали на разных этапах эволюции этой дисциплины, прежде всего, такие проблемы как структура научного знания (позитивизм), а позднее (постпозитивизм: К.Поппер и другие) - вопрос о том, как прирастает научное знание. В то же время, следует отметить, что большинство концепций ФН основывались на материале физической науки (концепции всех трех позитивизмов, учения К.Поппера, Т.Куна, П.Фейерабенда и других). Сделаем еще несколько существенных замечаний о современной философии науки, которые пояснят некоторые особенности нашего дальнейшего анализа. В настоящее время в современной философии науки доминирует эпистемологическая и социокультурная направленность исследований. Мы же попытаемся рассмотреть онтологические аспекты указанного конкретного раздела фундаментальной физики. Сегодня существует большая потребность в расширении исследований по онтологии фундаментального физического познания. Актуальность онтологических аспектов в современной фундаментальной физике в первую очередь связана с высочайшим уровнем абстрагирования и глубокой опосредованностью соответствующих физических представлений и построений. И действительно, можно ли с полной уверенностью говорить о том, что современные представления о происходящем «на другом конце» Большого адронного коллайдера, т.е. на масштабах энергий в несколько ТэВ или эквивалентно - на расстояниях примерно 10-17 см, являются полностью адекватными происходящим там процессам. Чисто онтологически цепочка опосредованности между этими процессами и макроскопическими показаниями приборов «на выходе», существенно возросла и продолжает увеличиваться в процессе физического познания. 4. ФФ интересуют в первую очередь основания физики. И прежде всего – фундаментальной физики. Под основаниями физики можно понимать совокупность ее фундаментальных понятий, идей, принципов и законов физического познания, уравнений и теорий, составляющих его каркас и придающих ему целостность. В то же время сохраняют актуальность и силу все те вопросы и результаты, которые рассматривала ФН как более общая дисциплина. Вместе с тем, «В каждой науке существуют собственные теоретические основания, выступающие в качестве взаимосогласованных и подкрепляющих друг друга принципов и законов теории. Эти законы используются для объяснения эмпирических фактов и предсказания новых явлений на основе экстраполяции следствий из законов. Кроме того, в теории имеются философские основания в виде важных положений, принципов и законов, имеющих мировоззренческое, методологическое или социальное содержание»[17]. 5. ФФ исследует большой спектр проблем, связанных с основаниями современной физики. Специфика и интерес философии физики обычно выражается в так называемых философских проблемах физики. Очень важно научиться видеть в физике фундаментальные проблемы и оценивать возможность того, претендуют ли они на некоторую философию или нет. К ним, в частности, относятся: 1) Философская проблематика, связанная с важнейшими категориями[18], работающими в физике (пространства, времени, причинности, взаимодействий, случайности, материальности, и т.д.). В принципе можно утверждать, что в физике каждая из категорий проблемно нагружена. Вот некоторые из таких философски нагруженных проблем в физике: - Являются ли все эти категории всеобщими формами существования физической объектности и физических процессов? Если предыдущее верно, то каким образом сохранить причинность и детерминизм в квантовой механике? - Верна ли интенция квантовой теории рассматривать случайность в качестве более фундаментальной категории по сравнению с причинностью во всем физическом познании? - Что такое время и каков его статус в природе? - Каким образом расширить и обобщить представление о материальности, основываясь на достижениях современной фундаментальной физики? И многие другие интересные проблемы. Существует следующая важная закономерность, непосредственно касающаяся физического познания: «если та или иная философская категория имеет общенаучное значение, интенсивно используется и «работает» в частных науках, то она детально разрабатывается в ее смысловом содержании в контексте науки, а также в самой философской теории; если же старые философские категории или принципы не используются в науке, то и в философии они со временем выходят из употребления и представляют лишь исторический интерес. Так, общенаучный статус приобрели такие категории, как материя, движение, пространство, время, связь, взаимодействие, причинность, система, структура, вероятность, бесконечность, развитие, целостность и др. Многие из них выражают атрибуты материи или стороны весьма общих законов. Разработка их содержания составляет одну из важных задач философии естествознания. … Вместе с тем некоторые широко употреблявшиеся в прошлом философские категории, как, например, модусы субстанции, акциденции, всевозможные «сущностные силы», «вещь в себе», абсолют, «в-себе-бытие», «для-себя-бытие» и другие, не прижились в науке, и … вышли из употребления»[19]. 2) Философские проблемы новых и ряда старых фундаментальных физических понятий (нелокальности, несепарабельности, физической бесконечности, многомерности и т.д.). Философа физики, конечно же, должны заинтересовать, прежде всего, проблема природы этих понятий. Следует ли, например, понимать несепарабельность и тождественность квантовых частиц одного вида только в квантово-механическом смысле или же, в частности, все электроны во Вселенной, как считают некоторые физики, абсолютно неотделимы друг от друга и абсолютно неразличимы даже пространственно, т.е. если находятся в различных точках пространства? Бесконечна ли Вселенная и что под этим следует понимать? Могут ли реально существовать физические объекты бесконечно малых размеров, в частности, точечные элементарные частицы (электроны, кварки и т.д.)? 3) Философские проблемы конкретных фундаментальных теорий (теории относительности, квантовой механики, космологии и другие). (Упражнение. Выполнить задания в Приложении 1). 4) Онтологические аспекты оснований фундаментальных теорий. К онтологической проблематике относятся, например, такие важные для современной физики вопросы, как: - проблема онтологизации абстрактных конструкций одного из претендентов на теорию квантовой гравитации – теорию петлевой квантовой гравитации; - онтологический статус струн и бран; - природа квантово-полевого вакуума и Метавселенной в инфляционных космологических моделях; - реальность существования квантовых объектов в копенгагенской интерпретации квантовой механики; - онтология эвереттовских миров в многомировой интерпретации КМ; и многие другие. 5) Гносеологические аспекты фундаментальной физики. 6) Методологические вопросы физического познания. Существуют ли какие-то принципиально другие методы исследования элементарных частиц, кроме очень дорогостоящей и громоздкой современной ускорительной техники? Как развивать технологию мысленного экспериментирования? И другие. 7) Социокультурные аспекты физики. 8) Психологические аспекты научного творчества (физического познания). 9) И другие. 6. Философские вопросы естествознания, в том числе и физики, исторически менялись вместе с развитием науки: «В XVII-XVIII вв. философскими считались вопросы о природе тепла, электричества, магнетизма, о свойствах атомов, строении Солнечной системы, причинах болезней и т. п. Затем, по мере их решения, они отходили в ведение физики, астрономии или медицины. Мысль философов устремлялась к новым малоисследованным проблемам на крайних рубежах научного знания, по которым выдвигались самые различные гипотезы. Но как только эти проблемы становились объектом специального научного исследования в конкретных дисциплинах, по ним накапливался большой эмпирический материал и давалось их теоретическое освещение, большинство философов утрачивало к ним интерес, обращая свое внимание на новые спорные вопросы весьма общего характера. В конце XIX в. весьма остро обсуждался вопрос о природе эфира, сущности электромагнитного поля, строении атомов, происхождении звезд, эволюции живой природы и др. Затем философские дискуссии переместились в область анализа квантовой механики, теории относительности, космологии, генетики, и многие из этих дискуссий продолжаются до сих пор. Из этого исторического опыта видно, что философские проблемы науки обычно находились на самом переднем крае науки, отличались неоднозначностью их решений, были объектом различных подходов в дискуссиях. Иногда они совпадали с общетеоретическими проблемами какой-либо фундаментальной науки, но это не обязательно, ибо в науках было и есть много таких общетеоретических проблем, которые не являются философскими. Совпадение общетеоретических проблем с философскими имеет место тогда, когда решение данной проблемы важно не только для одной конкретной науки, но и для других наук, вносит вклад в общую картину мира и методологию познания. Философские проблемы естествознания возникают на «стыках» различных дисциплин, а также научной философии, их разработка и решение выступают в качестве одной из важных форм интеграции научного знания»[20]. 8. Философские проблемы науки, в том числе и физики, имеют весьма общий и комплексный характер, затрагивают существенные вопросы мировоззрения, методологии и социологии науки. Обобщая, можно сказать, что философские проблемы физики (естествознания) имеют своим предметом[21]: 1) «исследование и раскрытие наиболее общих свойств, законов структурной организации, изменения и развития различных типов материальных систем»[22]; 2) изучение закономерностей физического познания, его логики и методологии, психологии открытий в физике; анализ дифференциации и интеграции физического знания, соотношения между новыми и старыми, прежде всего фундаментальными, физическими теориями, различными методами физического познания, определение возможностей и сферы применимости в физике каждого из общенаучных методов и др.; 3) изучение социальных аспектов применения открытий в физике, социального статуса физической науки, ее места в современной научно-технической революции, взаимоотношения физической науки и производства, науки в целом, влияния физической науки и ее результатов на изменение общественного сознания и т.д.; 4) философское обоснование фундаментальных физических теорий, определение степени универсальности их общих категорий, законов и принципов, границ их применимости, содержательной логики соответствующих теорий; изменение предмета физической теории как целого с ее развитием; изучение динамики роста и использования содержательной информации теории, перспектив ее дальнейшего развития. 9. Результаты анализа оснований физического познания, ее проблематики, методологии и других аспектов распределяются двояким образом: если они имеют глобальное мировоззренческое, методологическое или социальное значение, то они могут стать основанием или существенной частью новых философских концепций или обогатить содержание уже существующих философских систем; если же степень общности выводов значительно меньше, то они включаются в концептуальные основания соответствующих фундаментальных наук, обогащая их методологию. 10. Мировоззренческие основоположения «включают в себя совокупность фундаментальных принципов и законов, отражающих весьма общие либо универсальные свойства и законы бытия …, важнейшие стороны действительности: принцип материального единства мира, сохранения материи и ее общих свойств (движения, энергии, …, электрического заряда, импульса, момента импульса и др.); принцип единства материи, движения, пространства и времени, зависимости пространственно временных свойств от структурных отношений в материальных системах; принцип развития, системной организации материи, закон причинности, закон единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, а также другие положения об атрибутах материи и законах ее развития»[23]. 11. Онтологические основания выражают фундаментальные формы существования объектности, формы сосуществования в самом широком смысле, субстанциальную специфику различных уровней реальности. 12. Гносеологические (эпистемологические) основания «включают в себя комплекс ориентирующих принципов в познавательной деятельности, законы развития и смены теорий, взаимоотношения между старыми и новыми теориями, совокупность общих и специфических методов научного познания. Сюда входят принцип относительности знаний, единства теории и практики, преемственности объективных истин, принцип единства логического и исторического в познании, теории и эксперимента. В системе гносеологических оснований раскрывается взаимоотношение между общими методами познания: индуктивным, дедуктивным, аксиоматическим, аналогией и моделирования, системно-структурным и др.»[24]. 13. Социальные основания физической науки включают в себя систему принципов и положений, определяющих ее место в науке и в общем человеческом знании; ее цель и назначение в плане удовлетворения социальных потребностей и ориентации; взаимоотношение науки и производства, науки и общественных отношений, морали, искусства; эстетические аспекты в научном творчестве и в развитии теории; движущие силы и закономерности развития (физических) теорий как социальных явлений. Одна из особенностей ФФ состоит в том, что не всегда философские проблемы формулируются в явном виде, артикулировано. Можно даже сказать, что чаще всего в чисто физических работах по фундаментальной физике они присутствуют неявным образом. … Кроме того, сами физики, выдвигая те или иные гипотезы, принципы и вообще идеи по поводу природы тех или иных фундаментальных физических объектов или процессов, возможно, сами не подозревая, высказывают идеи философского содержания или наполнения. В крайнем случае, они могут претендовать на такой статус. Так что сами физики нередко могут быть творцами философских идей. Искусство заключается в том, чтобы разглядеть среди чисто физических идеи, способные претендовать на философский (метафизический) статус. Одна из причин такой ситуации (особенности) состоит в том, что основные проблемы в фундаментальной физике связаны с ее основаниями. Поэтому физик, стремясь решить (разобраться) с ними, автоматически выходит (трансцендентирует) в область философии. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 |