ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Деловой стиль письменной речи В деловой сфере активно обращаются различные документы, часто имеющие юридическую силу. Часть из них содержит в своей основе директивный характер и является обязательной для исполнения. Другие применяются для урегулирования партнерских отношений. Важную роль играет деловая переписка, которая осуществляется посредством составления писем. Такая переписка - эффективное средство передачи письменной речи, она является важным элементом ведения бизнеса. С развитием информационных технологий традиционные письма также не потеряли свою актуальность. Почтовые конверты по-прежнему ходят по всей стране и миру, хотя бы и значительная часть переписки происходит теперь в электронном виде. Подготовка текста делового письма требует затрат времени и знания важных правил написания. При его составлении главной задачей является передача информации в достаточном количестве. Классическая схема письма включает вступление, основную часть и заключение. Важным элементом является обращение. В основной части актуальные вопросы излагаются последовательно, исходя из приоритета и важности их восприятия. Формула вежливости - это важный элемент любого письма, который располагается перед реквизитами и подписью. Основные требования, которые предъявляются к стилю делового письма: - лаконичное и краткое составление текста
- стандартизированное изложение
- нейтральный характер
- точность и однозначность формулировок предложений и употребления отдельных слов
- употребление языковых формул
- преимущественное построение простых распространенных предложений
Составление делового письма должно быть грамотным, наличие опечаток, описок, орфографических ошибок недопустимо. Оформляется оно на специальном бланке и, как правило, на том языке, которым владеет адресат. При переводе текст письма должен выдерживать деловой стиль того языка, на который оно будет переведено. Отдельно хотелось бы выделить такой важный навык для деловых людей в современном мире, как слепой десятипальцевый метод набора текста на клавиатуре. Многие видели и мало у кого уже вызывает удивление молодой человек или девушка в деловом костюме, взгляд которых прикован к экрану ноутбука, а пальцы самостоятельно печатают текст. Можно смело говорить, что слепой метод печати текста стал уже вполне самостоятельной нормой делового стиля современных людей. Среди прочих преимуществ, такой метод набора существенно экономит время (главный дефицит на сегодня), а также позволяет следить за грамотностью набора текста в режиме реального времени, что практически исключает возможность появления столь нежелательных в деловом письме опечаток. Письменная речь является одним из видов речи, наряду с устной и внутренней, и включает в свой состав письмо и чтение. Письменная речь по своей коммуникативной природе является преимущественно монологической речью. Таковой она является «по своему происхождению», хотя в новейшей истории человеческого общества достаточно широкое распространение получили и диалогические варианты речевого общения в письменной форме (в первую очередь благодаря такому уникальному средству массовой коммуникации, как интернет – общение посредством компьютерной связи). История развития письма показывает, что письменная речь является специфической «искусственной памятью человека» и возникла из примитивных мнемонических знаков. В какой-то период истории человечества люди начали записывать информацию, свои мысли некоторым постоянным способом. Способы менялись, а цель – сохранение («фиксация») информации, сообщение ее другим людям (в условиях, когда речевая коммуникация посредством «живого» речевого общения невозможна) – оставалась неизменной. Начало развития письма упирается во вспомогательные средства. Так, в древнеиндейском государстве Майя для ведения летописей, для сохранения сведений из жизни государства и другой информации были широко развиты узелковые записи, так называемые «квипу». Развитие письменной деятельности в истории человечества проходило через ряд этапных периодов. Современная письменная речь носит алфабетический характер; в ней звуки устной речи обозначаются определенными буквами. (Правда, такое соотношение – «звук-буква» – имеет место не во всех современных языках.) Например, в английском, греческом или в турецком языке устная «модальность речи» весьма отличается от письменной. Уже этот факт говорит о сложных взаимоотношениях письма и устной речи: они тесней шим образом связаны между собой, но это их «речевое единство» включает и существенные различия. Несмотря на то что письменная речь возникла и развивалась как специфическая форма отображения содержания устной речи (при помощи специально созданных для этого графических знаков), на современном этапе общественно-исторического развития она превратилась в самостоятельный и во многом «самодостаточный» вид речевой деятельности человека. Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи (95, 146, 148). Во-первых, письменная монологическая речь – это речь без собеседника, ее мотив и замысел (в типичном варианте) полностью определяются субъектом речевой деятельности. Если мотивом письменной речи является социальный контакт или желание, какое-либо требование, то пишущий должен представить себе мысленно того, к кому он обращается, представить его реакцию на свое сообщение. Особенность письменной речи состоит в том, что весь процесс контроля над письменной речью остается в пределах интеллектуальной деятельности самого пишущего, без коррекции письма или чтения со стороны адресата. Но в тех случаях, когда письменная речь направлена на уточнение какого-либо понятия («-цепт»), она не имеет никакого собеседника, человек пишет только для того, чтобы уяснить мысль, чтобы перевести «в речевую форму» свой замысел, развернуть его без какого-либо мысленного контакта с лицом, которому адресуется сообщение Поскольку письменная речь не имеет никаких внеязыковых средств (жесты, мимика, интонация), она должна обладать достаточной грамматической полнотой, и только эта грамматическая полнота позволяет сделать письменное сообщение достаточно понятным. Письменная речь не предполагает ни обязательного знания адресатом предмета речи (отображаемой ситуации), ни «симпрактического» (в рамках совместной деятельности) контакта «отправителя» и «адресата», она не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических (смысловых) маркеров» в монологической устной речи. В качестве частичного замещения этих последних могут выступать приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств Письменная речь появляется только в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами выражения мысли в письменной форме. На ранних ступенях формирования письменной речи ее предметом является не столько мысль, которая подлежит выражению, сколько те технические средства написания букв, а затем слов, которые никогда не являлись предметом осознания в устной, диалогической или монологической речи. На первом этапе овладения письменной речью основным предметом внимания и интеллектуального анализа являются технические операции письма и чтения; у ребенка происходит формирование двигательных навыков письма и навыков «прослеживающего» взора при чтении. «Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей» Такая характеристика письменной деятельности дает возможность рассматривать устную и письменную речь как два уровня в рамках языковой (лингвистической) и психологической структуры речевой деятельности человека. X. Джексон считал письмо и понимание написанного как манипулирование «символами символов». Использование устной речи, по Л.С. Выготскому, требует первичных символов, а письмо – вторичных, в связи с чем он определял письменную деятельность как символическую деятельность второго уровня, деятельность, которая использует «символы символов» (45, 244). В связи с этим письменная речь включает в свой состав ряд уровней, или фаз, которые отсутствуют в устной речи. Так, письменная речь включает ряд процессов фонематического уровня – поиск отдельных звуков, их противопоставление, кодирование отдельных звуков в буквы, сочетание отдельных звуков и букв в целые слова. Она в значительно большей степени, чем это имеет место в устной речи, включает в свой состав и лексический уровень, заключающийся в подборе слов, в поиске подходящих нужных словесных выражений, с противопоставлением их другим «лексическим альтернативам» (вариантам словесного обозначения объекта). Кроме того, письменная речь включает в свой состав и сознательные операции синтаксического уровня, «который чаще всего протекает автоматически, неосознанно в устной речи, но который составляет в письменной речи одно из существенных звеньев» .В своей письменной деятельности человек имеет дело с сознательным построением фразы, которая опосредуется не только имеющимися речевыми навыками, но и правилами грамматики и синтаксиса. Письменная речь кардинально отличается от устной речи тем, что она может осуществляться только по правилам «развернутой (эксплицитной) грамматики», необходимой для того, чтобы сделать содержание письменной речи понятным при отсутствии сопровождающих речевое высказывание жестов и интонаций. Существенную роль играет также отсутствие знания адресатом предмета речи. Это проявляется, в частности, в том, что те эллипсы и грамматическая неполнота, которые возможны, а нередко и оправданы в устной речи, становятся совершенно неприемлемы в письменной речи Письменная монологическая речь по своей языковой форме выражения «представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи» Поэтому длина фразы в письменной речи, как правило, значительно превышает длину фразы в устной речи. В развернутой письменной речи используются сложные формы «грамматического» управления, например включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Таким образом, письменная речь – это особый речевой процесс, это речь – монолог, осознанный и произвольный, «контекстный» по своему содержанию и избирательно «языковой» по средствам его реализации. 1.3Пути совершенствования в исследовании письменной речи. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевою и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением. Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме. Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речью Следует иметь в виду, что когда мы говорим о письме как о самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Цель обучения письму в данном контексте -научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке, а любой текст, написанный автором,- это выражение мыслей в графической форме. Владение иноязычной письменной речевой компетенции дает учащимся возможность не только выражать свои мысли на иностранном языке, но и общаться с носителями языка путем различных электронных сообщений. Такое общение создает благоприятные условия для развития способности выражать свои мысли и формировать свои высказывания в аутентичной форме, как в письменной, так и в устной речи. Развитие умений учащихся в письменной речи является насущной проблемой в преподавании иностранных языков. Являясь продуктивной формой деятельности, письменная речь, дает учащимся возможность не только выражать свои мысли на иностранном языке, но и развивает критическое мышление, активизирует творческую и аналитическую деятельность.[3] Письменная речевая деятельность также тесно взаимодействует с другими видами речевой деятельности в процессе обучения ИЯ. В частности, с аудированием и говорением. Так, нередко преподаватели ИЯ предлагают школьникам составить небольшое эссе после прослушивания текста, либо первоначально, написав речь или письмо, продемонстрировать его остальным учащимся. Таким образом, развивая у учащихся способность выражать свои мысли в письменной форме, мы параллельно включаем развитие других видов языковых компетенций. Если рассматривать письменную речевую деятельность в качестве коммуникативной деятельности, то потребность в ней проявляется в жизни через личные мотивы(написать письмо, заявление, заполнить декларацию и т.д.) или общественную необходимость(доклад, отчет, речь-обращение и т.д.), то логичными в процессе обучения иностранным языкам видятся упражнения с коммуникативной направленностью. Приветствуется использование не только литературного языка, но также разговорной речи, элементов научного стиля, а также различных задач письменной речи, например, информировать, побуждать, анализировать. Письменная речь школьника может быть адресована, как сверстникам, так и взрослым людям (написание резюме, аннотаций к художественной литературе, деловая переписка и т.д.). Такой подход обеспечивает полноценное развитие письменной речевой компетенции, формирует достаточное количество навыков для полноценного функционирования учащегося как носителя ИЯ, формирует в нем вторичную языковую личность. Поэтому весьма важно для преподавателя иностранного языка как можно чаще включать в план урока Творческие письменные задания обладают огромным потенциалом в развитии коммуникативного подхода в обучении иностранных языков. Многие преподаватели ИЯ необоснованно недооценивают его роль в процессе обучения. Поэтому в повышении мотивации учащихся к письменным формам речи немаловажное значение имеет интерес, инициатива, более того компетентность самих преподавателей в данном виде речевой деятельности. Применяя на уроках иностранного языка письменные формы заданий, преподаватель учитывает, не только учебные цели урока и уровень знаний учащихся, но и их интересы. Используя письменную речевую деятельность на уроке иностранного языка, мы развиваем у детей способность мыслить на иностранном языке, свободно выражать свою точку зрения, анализировать, дискутировать, что является огромным успехов в процессе обучения иностранному языку. 1.2 Роль и место речевого этикета для государственных и муниципальных служб. Под речевым этикетом государственного и муниципального служащего понимается совокупность правил речевого общения, используемых им в своей профессиональной деятельности. Речевой этикет базируется на знании и овладении человеком государственным языком. В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. № 53-ΦЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком является русский. Обеспечивая его поддержку и защиту, закон установил, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке В целях защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации федеральные органы государственной власти в пределах своей компетенции: 1) обеспечивают функционирование государственного языка Российской Федерации на всей территории РФ; 2) разрабатывают и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, разрабатывают и реализуют направленные на защиту и поддержку государственного языка Российской Федерации соответствующие федеральные целевые программы; 3) принимают меры, направленные на обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации; 4) принимают меры по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, а также осуществляют подготовку научнопедагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами Российской Федерации; 5) содействуют изучению русского языка за пределами Российской Федерации; 6) осуществляют государственную поддержку издания словарей и грамматик русского языка; 7) осуществляют контроль за соблюдением законодательства РФ о государственном языке Российской Федерации; 8) принимают иные меры по защите и поддержке государственного языка Российской Федерации Следует отметить, что степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека. Это относится прежде всего к государственным и муниципальным служащим, политикам, педагогам, юристам, врачам, менеджерам, предпринимателям, журналистам, работникам сферы обслуживания, т.е. к тем, кому по роду своей деятельности приходится постоянно общаться с людьми. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учреждения, предприятия, офиса производит на клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации. Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Государственный служащий, который умеет четко и ясно выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Все произносимое и написанное им должно быть изложено хорошим языком. Нужно следить за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов. Следует избавить свой словарный запас и от слов-паразитов, например "короче", "вот", "как бы" и т.п., не следует делать длительных пауз во время разговора. Тон разговора должен быть плавным и естественным, но никак не педантичным и игривым, т.е. нужно быть ученым, но не педантом, веселым, но не производя шума, вежливым, но не утрируя вежливость. Уметь слушать – такое же необходимое условие для вежливого и воспитанного человека, как и уметь говорить, и, если вы хотите, чтобы вас слушали, нужно самому слушать. Нужно помнить, что в России существует собственная традиция отношений, у нас ценится умение слушать и беззлобно шутить. Но с шутками всегда следует быть осторожным: можно легко попасть впросак. Слишком уверенные в себе люди зачастую шутят неудачно. Важно всегда соблюдать правила ведения разговора: – то, что сообщается, должно быть истинным: – все необходимое партнеру для понимания должно быть соответствующим образом ему представлено; – говорящий предполагает, что собеседник верит ему; – вопрос задается с надеждой на ответ; – просьба предполагает воплощение в действие. С позиций современного речевого этикета выбор той или иной формы обращения государственных и муниципальных служащих друг к другу зависит от ряда условий. Незнакомым и малознакомым людям принято говорить "вы". Хорошо знакомым, близким обычно говорят "ты", хотя и среди близких людей в некоторых случаях принято употреблять "вы", особенно когда это связано с чувством повышенного уважения к собеседнику. В условиях официального общения предпочтительно обращение только на "вы", даже среди хорошо знакомых людей. В неофициальной обстановке допускается обращение на "ты", но с незнакомым или малознакомым человеком и в официальной и в неофициальной обстановке лучше придерживаться обращения на "вы". Если даже при давнем знакомстве говорящий относится к своему визави холодно и сдержанно, то общение должно строиться на подчеркнуто вежливой и корректной основе и избирается обращение на "вы". Если между партнерами существуют добрые, теплые, дружеские отношения, то ситуация общения характеризуется как раскованная, доверительная, и поэтому допускается обращение на "ты". Следует помнить, что "вы" – это свидетельство уважения к человеку, хорошей речевой культуры, это часть речевой культуры, соблюдать которую обязан каждый государственный и муниципальный служащий. Интересно по поводу "вы" и "ты" высказался известный немецкий писатель-гуманист Томас Манн: "Когда друг друга называют на “ты” совершенно посторонние люди, которым полагается говорить “вы”, – это отвратительная дикость, игра в первобытность, распущенность, поэтому я ненавижу, так как она, в сущности, направлена против цивилизации". Правила речевого этикета играют большую роль в различных служебных ситуациях, в которых принимают участие государственные и муниципальные служащие. Ниже предлагаются к рассмотрению правила общения в двух служебных ситуациях – во время выступления на служебном совещании и во время ведения деловых переговоров. Выступление на служебном совещании 1. Нет необходимости многословно формулировать цель выступления. Она определена, во-первых, повесткой дня, во-вторых, должностным статусом выступающего, в-третьих, узостью круга специалистов, приглашенных для работы. 2. Во вступлении не следует употреблять длинные вступительные фразы. Они занимают много времени и, кроме того, отвлекают слушателей от рассмотрения главного вопроса. 3. Содержание выступления должно соответствовать степени служебной компетенции участников по решаемой проблеме. 4. Эмоциональная окраска речи должна быть умеренной или вообще отсутствовать. 5. Выступление должно быть конкретным. 6. Иногда доклад выполняется в письменной форме и заранее рассылается участникам совещания. Это налагает особую ответственность на исполнителя, так как письменная речь значительно отличается от устной. Правила ведения деловых переговоров 1. Приходите на переговоры хорошо подготовленными. 2. Определите, хотите ли вы по тактическим соображениям сесть рядом или напротив партнера. 3. Каждый раз проверяйте ожидания противоположной стороны, устанавливайте обратную связь. 4. Ищите визуальный контакт с партнером для того, чтобы усилить действие своих высказываний. 5. Последовательно ведите свою линию, придерживайтесь обсуждаемой проблемы. 6. Одновременно активизируйте различные каналы передачи информации – показывайте, рассказывайте, объясняйте, привлекайте внимание и т.д. 7. Обращайтесь к партнеру всегда по имени и отчеству. 8. Передавайте информацию кратко, в доступной форме. 9. Внимательно слушайте собеседника, обозначайте свою реакцию. 10. Избегайте повторений. Вместе с тем, если партнер не понял ваше высказывание, повторите свою мысль другими словами. 11. Не торопитесь говорить о том, в чем вы не уверены. 12. Заранее разработайте альтернативные решения поднимаемой проблемы. 13. Делайте все необходимое для того, чтобы инициатива была в ваших руках. 14. Заранее подготовьте документ об итогах переговоров. 15. Не переходите на критику и обсуждение личности партнера. 16. Закончите обсуждение выводами, поблагодарите партнера, обговорите дальнейшие перспективы сотрудничества. В процессе речевого общения государственных и муниципальных служащих важная роль отводится жестам, которые делают речь более информативной, разнообразной и эмоциональной. Бывшего президента США Р. Никсона чрезмерное злоупотребление ограниченным набором жестов и движений сделало излюбленной мишенью для пародистов. Его жестикуляция, позы, манеры поведения, испарина на лбу и нервный голос, которые безжалостно фиксировала телевизионная камера, стали причиной его поражения в дебатах с Дж. Кеннеди, а затем и на президентских выборах в 1960 г. Под жестом понимается некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определенное значение или смысл, т.е. являющееся знаком или символом. Выделяются жесты-иллюстраторы, жесты-регуляторы, жесты-эмблемы, жесты-адаптеры, жесты-аффекторы. Жесты-иллюстраторы – это жесты-сообщения: указатели ("указывающий перст") и пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы, представляющие собой различные движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе. Жесты-регуляторы – это жесты, которые выражают отношение говорящего к чему-либо (улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками). Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении (например, сжатые руки по манере рукопожатия на уровне груди означают во многих случаях "здравствуйте", а поднятые над головой – "до свидания"). Жесты-адаптеры сопровождают и отражают специфические привычки человека, связанные с движением рук (почесывание, подергивание отдельных частей тела или касания, похлопывания партнера, поглаживание, перебирание предметов, находящихся под рукой, и т.д.). Жесты-аффекторы – это жесты, которые выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции (собранные морщины на лбу – раздумья, опущенные вниз уголки губ – разочарование, уныние и т.д.). Следует помнить, что существуют еще и микрожесты. Среди них выделяют движения глаз, покраснения щек и кончиков ушей, увеличение или уменьшение количества миганий в минуту, подергивание губ, учащенное дыхание и т.д. Практика показывает, что жесты достаточно точно отражают эмоции человека, потому что связаны с его инстинктами. В процессе делового общения чаще всего проявляются следующие жесты: • жесты оценки – почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щек; вставание и похаживание и др. Таким образом, собеседник оценивает полученную информацию; • жесты открытости – раскрытые руки, обращенные к собеседнику, расстегивание пиджака; • жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле, рубящее движение руки; • жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание пальцами по столу, касание спинки или сидения стула перед тем, как на него сесть, и т.д.; • жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле, вцепившись в подлокотник, и т.д.; • жесты ожидания – потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань; • жесты отрицания и защиты – сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус, скрещенные руки и т.д.; • жесты-расположения – прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и т.д.; • жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи рук сверху вниз и т.д.; • жесты неискренности – жест "прикрытие рукой рта", прикосновение к носу, поворот корпуса в сторону от собеседника, бегающий взгляд. В последнее время процесс общения государственных и муниципальных служащих между собой, с обществом стал перемещаться в Интернет, который стал неотъемлемой частью информационного общества. Информационное общество явилось основателем нового вида профессиональной этики – компьютерной этики. Ее основные положения были изложены в работе Дебора Джонсона "Компьютерная этика", в которой представлены кодексы специалистов, прописана ответственность за сбой иошибки, проявленные или допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также сформулированы нормы взаимоотношений между компьютерной техникой и институциональной властью. В лоне компьютерной этики появилось такое явление, как сетевой этикет ("Сетикет"), который представляет собой совокупность правил, с помощью которых облегчается общение в Интернете. Представляется целесообразным привести несколько базовых правил, используемых участниками интернет-сообщества, которые будет полезно знать государственным и муниципальным служащим. • Уважайте труд модератора. Модератор – это пользователь, имеющий более широкие права по сравнению с обыкновенными пользователями на общественных сетевых ресурсах (чатах, форумах и т.д.). Его основной задачей является поддержание порядка в сообществе, создание комфортной атмосферы для присутствующих, недопущение ругани, оскорблений, перехода на личности, отслеживание и пресечение всевозможных технических нарушений. Самый лучший модератор – это тот, чья деятельность практически не заметна. Публично обсуждать действия модераторов категорически запрещено. Все разногласия решаются в личной переписке. Если вы с ним не согласны – поищите другой форум, с более демократичными порядками. • Все мнения и заявления, сделанные в сообщениях на форумах, в чатах, дневниках и комментариях к любым материалам, должны восприниматься только как мнение человека, написавшего это сообщение, но не обязательно как мнение организации, которую он представляет. • Не следует использовать чат для рекламы • Никогда не сообщайте ваши логин и пароль незнакомым вам участникам общения в сети. И не требуйте того же от своих новых знакомых. • В сетевом этикете есть такое понятие, как флейм, которое означает спор ради спора. Есть несколько правил, позволяющих определить, что перед вами человек, который собирается спровоцировать флейм: – он переходит по ходу разговора на личности; – допускает оскорбления личного, национального, религиозного, полового или профессионального характера; – ведет дискуссию эмоционально неуравновешенно; – провоцирует скандал. Пользователи сети со стажем общения советуют: никогда не стоит поддерживать флейм. Игнорируйте скандалистов и "флеймеров" – и тогда вас, несомненно, начнут уважать все остальные. • Старайтесь не писать письма большими буквами, что воспринимается как грубый крик, избегайте грамматических ошибок, пользуйтесь принятыми сокращениями и значками. 2.2Особенности речевого этикета в современных условиях Заглядывая в историю, слово «этикет»- французское, впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля. Сейчас общепринятые правила общения прочно закрепились в культуре каждого народа и каждый более или менее воспитанный человек должен всенепременно им следовать. Какова же роль речевого этикета? Во-первых, речевой этикет помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место. Во-вторых, речевой этикет способен показать уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением , мы говорим «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!». В-третьих, он способен установить социальные рамки между людьми, разделяясь на официальный речевой этикет и неофициальный, с официальным этикетом соотносятся фразы «Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», с неофициальным «Здравствуй!» или «Здорово!». В случае общения с незнакомыми людьми речевой этикет вообще становится незаменимым помощником. Как вы себе представляете обращение к незнакомому человеку с какой-либо просьбой без употребления слов «Извините», «Не могли бы вы»? И дальнейшего с ним прощания без «Благодарю», «Спасибо»? То есть речевой этикет определяет и норму чисто человеческих отношений собеседников друг к другу, когда вы благодарите кого-то за оказанную помощь -благодарность должна быть искренней, исходить от сердца. Так же принято поступать и в ситуации, когда у одного из участников общения случилось несчастье, выражение скорби и сочувствия должно быть неподдельно. В то же время, искренней заинтересованности друг в друге у партнеров по общению может и не быть. Приветствуя кого-либо, мы лишь показываем, что заметили человека, узнали его и выделили среди всех остальных людей. Интересно определение речевого этикета Н. И. Формановской как лишь взаимного «социального поглаживания» собеседников. С помощью речевого этикета вы демонстрируете также уровень своего воспитания и ту степень вежливости, которую вам удалось достичь в процессе этого воспитания. Вежливость-это проявление уважения партнеров по общению друг к другу. Она также ассоциируется с корректностью, учтивостью, почтительностью, тактом. Тем не менее, следует помнить, что подчеркнутая вежливость может установит непреодолимую дистанцию между собеседниками или даже сильно задеть и обидеть близкого вам человека. В речевом этикете важна также интонация, мимика, жесты, ответная реакция. Интонации и жесты, применяемые по отношению к отдельным людям, не позволительны по отношению к другим. Например, трудно представить учителя вашего сына или дочери, фамильярно похлопывающим вас по плечу при встрече, или недоумение того же учителя, если вы по прощании заключите его в свои объятия. И все-же главная функция речевого этикета-это правильное вступление в контакт, грамотное его поддержание и умение правильно из него выйти. Овладев правилами речевого этикета, вы адаптируетесь в любом социальном коллективе, что является необходимым условием для успешной карьеры. Речевой этикет имеет свои национальные особенности, и даже если мы в совершенстве овладеем языком, не усвоив правил речевого этикета, принятого в данном языковом коллективе, наше общение с представителями той или иной культуры обречено на неудачу. В странах Запада, например, на приветствие и вопрос «Как дела?» принято отвечать «Хорошо!», в России же ответ скорее нейтрален и менее эмоционально окрашен, мы говорим «Нормально», «Ничего», «Помаленьку». Японцы никогда не заканчивают предложения в беседе первыми, чтобы не показаться бестактными, предпочитая, чтобы это сделал собеседник. 2.3 Правила публичного выступления Подготовка речи Как известно, все хорошие импровизации тщательно готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, особенно начинающего оратора, почти наверняка будет провальным. Помните афоризм Марка Твена: «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом». Вначале сделайте «каркас» или «скелет» будущего публичного выступления: - Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
- Выделите главную идею вашей речи.
- Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
- Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствуют лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
- Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание)
Подготовив «скелет», начинайте наращивать на нем «мускулы». - Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
- Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
- Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
- Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию.
Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью вашего первого выстрела. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления. Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев. Главный ваш контролер — время. Внимательно слушать и воспринимать ваши идеи публика может только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут, потом внимание аудитории начинает слабеть). От вас ожидают коротких, четких, понятных, убедительных и доступных фраз. Следуйте чеховскому: «Краткость — сестра таланта». Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. При планировании выступления обязательно учитывайте время, которое нужно будет потратить для ответов на вопросы. Желательно узнать заранее, перед кем вам придется выступать: численность аудитории, ее интересы, взгляды, чего она ждет от оратора, какую реакцию необходимо получить от нее. В зависимости от этих показателей откорректируйте отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном культурном уровне с аудиторией, общаться на ее языке, только в этом случае можно рассчитывать на установление психологического контакта между оратором и слушателями. Не следует затрагивать темы, которые выходят за рамки понимания аудитории. Проверьте по словарям значения «умных» слов, которые вы используете. Выясните правильность их произношения. Языковые ошибки могут вызвать насмешки в ваш адрес и погубить все выступление, каким бы гениальным оно ни было по содержанию. Когда речь подготовлена, ее основные положения или тезисы лучше записать на небольшие карточки. Расположите их последовательно. Такими карточками очень удобно пользоваться во время выступления. Если это не двух- трехчасовой доклад, то читать текст не рекомендуется, желательно выучить его наизусть и произносить по памяти, лишь время от времени заглядывая в свои заметки. Произнесите речь несколько раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видео-камерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления. 2. Место выступления. Кафедра или трибуна, сцена или балкон, вообще любое возвышение над уровнем пола всегда вызывают страх у людей, которые не имеют достаточного опыта публичных выступлений. Э. Морен называл это «страхом сцены», а Марк Твен рекомендовал тем, кто боится выступления: «Успокойтесь, ведь публика все равно от вас ничего не ожидает». Лучше настроить себя так, будто бы вы в первую очередь сами себе хотите рассказать что-то интересное, одновременно ознакомив с ним и всех присутствующих. Перед выступлением очень важно изучить помещение, чтобы установить, с какой стороны будут смотреть на вас слушатели. Выбирая место, учитывайте свой рост. Необходимо проверить, все ли смогут вас видеть. Если нужно говорить за трибуной, то при невысоком росте позаботьтесь о том, чтобы под трибуну поместили крепкую подставку. «Говорящая голова» выглядит комично и не сможет долго удерживать внимание зрителей. Необходимо следить, чтобы оратор был виден по грудь. Если во время публичного выступления придется сидеть, проверьте удобство вашего места. Сидя за столом, нельзя сутулиться и класть на него руки; сидя в кресле, нельзя опираться на подлокотники и спинку, забрасывать ногу на ногу, сцеплять руки на коленах, старайтесь сидеть на краю кресла, немного наклонившись вперед с отодвинутыми слегка назад ногами и прижатыми к полу пятками; необходимо сидеть прямо, свободно, излучая открытость и доброжелательность; смотреть людям в глаза, следить за их эмоциями, жестами и мимикой, всем своим видом демонстрировать заботу и понимание. 3. Одежда Выступление перед большой аудиторией напоминает спектакль, поэтому большое значение имеет одежда докладчика. Во время публичного выступления оратору приходится сидеть за столом, стоять на высокой кафедре, за трибуной и т.д. Учитывая это штаны и юбки должны быть достаточно длинными, носки — высокими, туфли — быть в полном порядке. Одевайте те вещи, в которых вы чувствуете себя комфортно, которые не отвлекают вас своим неудобством. У вас ни разу не должно возникнуть мысли: «Как оно на мне сидит?». Лучше не пользуйтесь совсем новыми вещами, которые одеваете впервые. Одежда и обувь не должны доставлять вам внутренний дискомфорт и отвлекать ваше внимание. Универсальное правило успешного публичного выступления: не допускать дисбаланса между тем, что вы говорите, и тем, как вы выглядите. В официальных случаях лучше использовать средне-темный костюм, белую или цвета слоновьей кости неузкую рубашку и элегантный выразительный галстук. Контрастные цвета, хороший костюм помогут сформировать положительное отношение к вам и поспособствуют успеху публичного выступления. Галстук не должен иметь яркого рисунка, чтобы не отвлекать внимание от лица, вместе с тем, он не должен быть одноцветным. Лучше всего подходят галстуки из матовой ткани, темно-синего цвета, цвета красного вина, бордо с едва заметным рисунком. Длина галстука должны быть такой, чтобы ее конец едва прикрывал пряжку на поясном ремне. Если ваш пиджак имеет две пуговицы, нужно застегнуть лишь верхнюю, если три — только среднюю. Если нет очень большой необходимости, не стоит одевать очки при публичном выступлении, ювелирные украшения также не нужны. Если оратор — женщина, ее одежда должна иметь длинный рукав, длина юбки — средняя (к середине колена), она не должна быть слишком узкой. Относительно цветов, то здесь требования значительно либеральнее, чем у мужчин: цвет просто должен идти женщине. Женщины тоже должны избегать ярких массивных украшений. Обувь лучше всего темных цветов с незаметными или однотонными бантами; чулки одинакового с обувью цвета. Очки должны иметь простой дизайн и оправу под цвет волос. При выступлении в неформальной обстановке (дружеские вечеринки и т.п.) требования к одежде не играют большой роли. Можно одеваться как угодно, однако помните, что если в вашем внешнем виде будет какая-то эклектичная деталь, бросающаяся в глаза (яркая брошь, крикливый галстук кислотных цветов, оригинальный фасон костюма с капризными узорами), то она будет отвлекать внимание от содержания ваших слов. Публика запомнит именно ее и не обратит внимание на то, что вы говорили. 4. Успешное публичное выступление — несколько секретов. Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией. Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить. Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите сразу же начинать говорить. Обязательно сделайте паузу. Можете воспользоваться любой возможностью — попросите стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Пауза также вам поможет, чтобы за несколько секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать. Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить. Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно большему количеству людей, но обязательно пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить. Ваша мимика и жесты дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями. Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно. Во время публичного выступления не застывайте, будто памятник, и не отбрасывайте голову назад, так как этим вы отталкиваете аудиторию и задерживаете поток психологической энергии, который должен динамично влиять на присутствующих. Обязательно двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте. Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный оратор всегда следит за вниманием слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию. Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности аудитории. Например, у китайцев и японцев ваш открытый взгляд в глаза может вызвать отрицательные чувства, так как в восточных культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в глаза мужчине воспринимается как вызов на поединок и т.д. Также с большой осторожностью нужно использовать шутки на национальную или религиозную тематику. У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном случае вы вызовете равнодушие и скуку у публики. Основа вашей привлекательности как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови или поведите глазами, используйте медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного их позицию. Во время сидения все время подчеркивайте свободу вашей позы. Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории. Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте «свысока» менторским тоном. Очень серьезно подходите к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор. Воспринимайте философски любые неожиданности и неловкости — поломку микрофона, падение на пол стакана с водой, внезапную паузу и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности и проявлять негативное отношение к отрицательным моментам, которые возникли случайно или же оказались «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это с юмором, обыграть в выгодном для себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи. Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания и только потом продолжать — чтобы начало вашей следующей фразы было всеми услышано. Также помните о том, что аплодисменты аплодисментам рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего. Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления. Заключение Таким образом, деловой этикет состоит из множества отдельных деталей и элементов, которые говорят о профессионализме организации. В современном обществе в трудовых отношениях необходимо использовать приёмы делового общения, для достижения наилучших результатов. В каждом отдельном случае применяются свои правила и принципы. И вопреки мнению некоторых руководителей, которые считают, что в бизнесе этика сама по себе не нужна, деловой этикет – инструмент, помогающий укрепить деловые связи, увеличить прибыльность и улучшить деловые отношения. В то время как неэтическое поведение и общение рано или поздно обернётся, если не прямыми экономическими убытками, то социальными и нравственными издержками, как для предприятия, так и для социальной среды. Литература - Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 224 с.
- Культура русской речи: Учеб. для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. - М.: НОРМА, 2008. - 560 с.
- Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - 288 с. - (Высшее образование).
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. - 279 с.
- Русский язык. Энциклопедия /Гл. ред. Ю.Н. Караулов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа,2013. - 703 с.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред.проф. Лавриненко В.Н. -2,3,4 изд.,М.: Юнити,2004.
- Андреева Г.М., Социальная психология. М., Аспект пресс, 2010.
- Аватер И. Я Вас слушаю. - М.: Экономика,1984.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., Лениздат, 2009.
|