ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Агроклиматические условия в Российской Федерации и размешение сельскохозяйственного производства. Агроклиматические ресурсы - это свойства климата, обеспечивающие возможности сельскохозяйственного производства. Они характеризуются: продолжительностью периода со среднесуточной температурой выше +10 °С; суммой температур за этот период; соотношением тепла и влаги (коэффициент увлажнения); запасами влаги, создаваемыми в зимний период снежным покровом. Разные части страны обладают разными агроклиматическими ресурсами. На Крайнем Севере, где увлажнение избыточное, а тепла мало, возможно лишь очаговое земледелие и парни-ково-тепличное хозяйство. В пределах таежного севера Русской равнины и большей части сибирской и дальневосточной тайги теплее — сумма активных температур 1000—1600°, здесь можно выращивать рожь, ячмень, лен, овощи. В зоне степей и лесостепей Центральной России, на юге Западной Сибири и Дальнего Востока увлажнение достаточное, а сумма температур от 1600 до 2200°, здесь можно выращивать рожь, пшеницу, овес, гречиху, разные овощи, сахарную свеклу, кормовые культуры для нужд животноводства. Наиболее благоприятны агроклиматические ресурсы степных районов юго-востока Русской равнины, юга Западной Сибири и Предкавказья. Здесь сумма активных температур 2200— 3400°, и можно выращивать озимую пшеницу, кукурузу, рис, сахарную свеклу, подсолнечник, теплолюбивые овощи и фрукты. Под влиянием природных условий, а также политических и социально-экономических процессов в республике сложились следующие зоны специализации, т.е. зоны размещения сельского хозяйства. 1. Молочно-мясо-льноводческая зона охватывает большинство районов Витебской и Могилевской областей, а также ряд льносеющих хозяйств Минской, Гродненской и Брестской областей (всего 47 районов). На долю этой зоны приходится примерно 40% общей площади сельскохозяйственных угодий и пашни. Земли в основном характеризуются сравнительно высоким плодородием почв: средний балл сельскохозяйственных угодий составляет 36, пашни – 40. В этой зоне молочно-мясное скотоводство сочетается с производством свинины. В дальнейшем предполагается концентрация посевов льна-долгунца в хозяйствах, располагающих наиболее благоприятными почвенными условиями для его выращивания (наличие льнопригодных почв). 2. Зона молочно-мясного скотоводства, свиноводства с развитым льноводством занимает часть районов Могилевской, Минской, Витебской и Гомельской областей (всего 25 районов). На ее долю приходится примерно 20% сельскохозяйственных угодий и пашни республики. Средний балл пашни составляет 37, а сельскохозяйственных угодий – 33. Эта зона отличается высоким уровнем распаханности земельных угодий и малой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Здесь, в связи со значительной концентрацией посевов картофеля довольно благоприятные условия для развития свиноводства. 3. Зона мясомолочного животноводства и свекловодства объединяет 16 административных районов юго-западной части Минской области и часть районов Брестской и Гродненской областей. Все районы этой зоны расположены в сырьевых зонах сахарных заводов. Она занимает около 14% пашни с высоким естественным плодородием почв (42 балла) и столько же сельскохозяйственных угодий (39 баллов). В этой зоне может развиваться производство дешевой говядины на базе использования свекловичного жома. 4. Зона мясомолочного скотоводства охватывает 22 района полесской части республики. Она отличается от других зон высокой обеспеченностью естественными кормовыми угодьями. Здесь преобладают песчаные и супесчаные почвы в сочетании с торфяно-болотными массивами. Средний балл сельскохозяйственных угодий – 26, а пашни – 52. В качестве дополнительной отрасли здесь развивается свиноводство. 5. Пятая (пригородная) молочно-овоще-картофельная зона сосредоточена вокруг областных и крупных промышленных центров Беларуси. В нее входит 8 административных районов. Распаханность сельскохозяйственных угодий здесь достигает 70%, а почвы обладают довольно высоким естественным плодородием (средний балл пашни – 41). В этой зоне в перспективе возможно углубление специализации сельских хозяйств на развитие молочного скотоводства, овощеводства, ранних сортов картофеля, выращивания ягод и промышленного птицеводства. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2006 гг. намечает следующие направления совершенствования специализации сельскохозяйственного производства. Внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применении энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрный сектор экономики, производство экономики наиболее целесообразных видов сельскохозяйственной производства. 20. Расселение населения, его факторы. Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения по территории, а также как результат этого процесса — сеть поселений. Расселение включает собственно размещение населения и функциональные территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения (переселения, сезонные и маятниковые миграции) как способ осуществления межтерриториальных связей. Как сложный социально-экономический процесс расселение населения отражает многие стороны жизни общества, является предметом изучения ряда наук. Политический и экономический подходы предполагают изучение зависимости расселения от способа производства. Социология исследует расселение как пространственную форму организации общества. Демография изучает процессы распределения и перераспределения населения по территории во взаимодействии с другими демографическими процессами (рождаемостью, смертностью) и как фактор формирования возрастно-половых структур. Социальная география рассматривает расселение населения во взаимодействии с природной средой; население при этом исследуется как важнейший элемент производительных сил, развитие которых приводит к формированию сети поселений, имеющих определенные экономико-географические параметры. Историко-географический подход позволяет проследить историю освоения человеком планеты. Влияние расселения населения на формирование и взаимопроникновение духовной и материальной культуры народов изучает этногеография. Расселение эволюционировало от крайней дисперсности расселения в условиях первобытного общества (архаичной стадии демографической истории человечества) до высокой концентрации населения в мегаполисах, крупных городских агломерациях, индустриальных центрах. По мере развития цивилизации нарастала роль миграции в формировании основных центров расселения. Факторы, влияющие на характер расселения населения, подразделяются на три группы: социально-экономические (уровень экономического развития, состояние социальной инфраструктуры, отраслевая структура экономики и т.п.); природно-климатические; демографические (уровень естественного воспроизводства населения, интенсивность миграционных связей). При этом направления миграционных потоков в процессе формирования рельефа расселения зависят от сочетания социально-экономических и природно-климатических факторов, а также от величины естественного прироста (соотношения рождаемости и смертности), его способности обеспечить потребность региона в трудовых ресурсах за счет внутренних источников. Развитие индустриальной цивилизации, структурные изменения в экономике уменьшают зависимость расселения населения от природно-климатических факторов, ведут к изменению в структуре потребностей населения и усиливают тенденцию к его концентрации в определенных районах и крупных городах. В свою очередь, региональные различия в режимах воспроизводства населения также существенно меняют рисунок расселения. В России основная часть населения концентрируется в пределах так называемой «главной полосы расселения», под которой понимается территория со значительной плотностью населения, имеющая форму клина и тянущаяся от западных границ на восток, постепенно сужаясь и превращаясь за Красноярском в узкую полосу, следующую за всеми изгибами Транссибирской магистрали. На протяжении XX в. расселение населения России хотя и претерпело значительные изменения (уплотнение и более равномерное распределение населения внутри «главной полосы»), однако характер рисунка расселения, — клинообразная конфигурация «главной полосы» расселения — сохранился. Существенно выросла доля населения Сибири и Дальнего Востока, значительно увеличилась доля населения, живущего за пределами «главной полосы», выросла сеть городов, увеличилась средняя людность городских поселений. 21.Характер заселения РФ. Главная полоса расселения Колоссальные территориальные масштабы России и ее неравномерная заселенность определяют особенности развития производительных сил, расселения и развития населенных пунктов, требуют громадных материальных затрат на преодоление пространств по пути развития инфраструктуры, особенно транспортной. В связи с этим принципиально важной оказывается оценка заселенности территории России, лежащая в основе, в свою очередь, социальных , экономических и экологических оценок. В качестве критерия незаселенности можно рассматривать те регионы, которые еще не стали объектами перманентной и устойчивой хозяйственной деятельности. На таких территориях отсутствуют постоянные населенные пункты, внесезонная транспортная инфраструктура и плотность постоянного населения составляет менее 1 чел/км2 . Освоение и заселение регионов России осуществлялось в основном за счет разработки сырьевых ресурсов в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока. Экстенсивный характер экономики страны в эпоху строительства социализма и ускоренного развития в первую очередь материале- и топливоемких отраслей привел к быстрому истощению ресурсного потенциала западных районов. Ряд сырьевых районов был освоен в годы войны вследствие оккупации значительной части территории европейской части. Так или иначе, но к началу 50-х гг. на западе страны сложился острый дефицит железной руды, угля, нефти, руд цветных металлов, которые в избытке находились на огромных пространствах за Уралом. Но строительство новых поселений шахтеров, буровиков, обогатителей и транспортных рабочих “обрастало” широчайшим спектром обслуживающих, обеспечивающих и ремонтных служб и производств. Практически каждое относительно крупное производство, в силу проблематичности нормального снабжения, пыталось создавать все необходимое для технологического процесса и населения на месте. И предприятия, а также поселения становились настоящими натуральными хозяйствами, в которых собственно освоители природных ресурсов оказывались в значительном меньшинстве. В России основная часть населения концентрируется в пределах так называемой «главной полосы расселения», под которой понимается территория со значительной плотностью населения, имеющая форму клина и тянущаяся от западных границ на восток, постепенно сужаясь и превращаясь за Красноярском в узкую полосу, следующую за всеми изгибами Транссибирской магистрали. На протяжении XX в. расселение населения России хотя и претерпело значительные изменения (уплотнение и более равномерное распределение населения внутри «главной полосы»), однако характер рисунка расселения, — клинообразная конфигурация «главной полосы» расселения — сохранился. Существенно выросла доля населения Сибири и Дальнего Востока, значительно увеличилась доля населения, живущего за пределами «главной полосы», выросла сеть городов, увеличилась средняя людность городских поселений. 22. Поселенческая структура общества. Виды поселений. Понятие социально — территориальной общности Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам, разным возрастным и профессионально-образовательным группам, как правило, не оторваны друг от друга пространственно, напротив, именно сосуществование в едином пространстве делает возможным взаимодействие между ними и нормальное функционирование общества в целом. По поселенческому же принципу индивиды размежеваны в пространстве - они, в зависимости от типа поселения, являются либо горожанами, либо селянами. Учитывая величину поселений (т.е. население) и их функции, все поселения делятся на две группы: городские и сельские. Городские поселения являются центрами сосредоточения населения, непосредственно не связанного с сельским хозяйством. Это города и поселки городского типа. Города и их системы является наиболее концентрированной форме сосредоточения населения и хозяйства на определенной территории. Примерно 1,5% площади освоенной и заселенной суши занимают урбанизированные ареалы. Но на этом сравнительно ограниченном пространстве сосредоточено более половины человечества и производится четыре пятых товаров и услуг. Городами называются большие по населением поселения, население которых занято преимущественно не аграрными видами деятельности. Города главная форма урбанизированного расселения, они являются центрами территориальной структуры расселения Города - это наиболее активный и творческий элемент расселения. Города на Земле существуют более шести тысяч лет. И в течение всего этого времени происходит их численность и значение возрастают. Города - это двигатели прогресса, центры разработки и внедрения новых технических средств и технологий, новых идей, информационных потоков и культурного обмена. Расселение, особенно сельское, очень тесно связано с природными и историческими особенностями территории. Населения в сельских поселениях занято преимущественно в сельском хозяйстве. Первые сельские поселения появились после перехода человечества к земледелию, к оседлому образу жизни. В отличие от городов, которые возникают и существуют на перекрестках транспортных путей, сельские поселения возникают и развиваются вблизи ресурсов, как правило, на плодородных землях. Несмотря на непрерывное снижение доли сельского населения, около половины населения мира все же проживает в сельской местности. В мире насчитывается около 20 млн сельских поселений. По функциональным особенностям сельские поселения делятся на три типа: 1) сельскохозяйственные, 2) несельскохозяйственные, 3) смешанные. Сельскохозяйственные поселения отличаются от других типов преобладающей долей занятого населения в сельском хозяйстве. Несельскохозяйственные поселения возникают в тех странах, где развивается промышленность и сфера услуг, а городской образ жизни распространяется в сельской местности. Население таких поселений занято преимущественно в неаграрных видах деятельности. Выделяют следующие типы несельскохозяйственных поселений: промышленные, транспортные, лесопромышленные, рыбацкие, рекреационные, научные. В таких поселениях, как правило, хорошо развита сфера услуг. К смешанному типу относятся такие сельские поселения, население которых занято и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и на транспорте и в других отраслях экономики. Социально-территориальные общности — совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий в специфичности социального образования, выступающие носителями локально проявляющихся связей и отношений, господствующих в данном обществе. Социально-территориальные общности — одна из ключевых категорий социологии расселения, ибо именно она выражает собой определенный срез социальной дифференциации людей, складывающийся на основе исторически обусловленной территориально-поселенческой организации общества. Социально-территориальные общности — категория историческая. Ее возникновение связано с переходом от первобытнообщинного строя, основанного на личных кровных узах, к классовому обществу, одним из признаков которого является то, что оно разделяло народ не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. Именно с этого времени место жительства человека, как и расселение в целом, становятся звеном социальной детерминации и одновременно фактором и средой социального развития. Предпосылкой социально-территориальной общности является своего рода закрепление индивида за поселением, что находит свое внешнее выражение в явлении постоянного места жительства. Данное явление обусловлено разделением труда. Составной частью последнего выступает распределение людей по тем или иным его видам. Естественно, что оно существует и на уровне поселения: во-первых соединение работника со средствами производства предполагает определенную территориальную «привязку»; во-вторых, характер развития техники и технологии до определенного времени предполагает непосредственное включение индивида в производственный процесс, который всегда территориально ограничен; наконец, само закрепление работника за видом труда ограничивает возможности его передвижения как в пространстве, так и в социальном отношении. 23. Город как тип поселения. Понятие города, типология городов. Городами называются большие по населением поселения, население которых занято преимущественно не аграрными видами деятельности. Города главная форма урбанизированного расселения, они являются центрами территориальной структуры расселения. Единого критерия для выделения городского поселения не принято. Критерии людей колеблются от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч человек. Специалисты ООН предлагают считать городами все поселения мира, население которых превышает 20 тыс. человек. Города - это наиболее активный и творческий элемент расселения. Города на Земле существуют более шести тысяч лет. И в течение всего этого времени происходит их численность и значение возрастают. Города - это двигатели прогресса, центры разработки и внедрения новых технических средств и технологий, новых идей, информационных потоков и культурного обмена. Каждый город выполняет определенные обязанности в народнохозяйственном разделении труда, у каждого города есть своя специализация. Город может выполнять одну или несколько функций, то есть быть монофункциональным или полифункциональным. В зависимости от набора функций формируется соответствующая социальная и демографическая среда. Среди монофункциональных городов встречаются города с преимущественно мужским либо женским населением, или, как пишут социологи, с несбалансированным демографическим составом населения. В зависимости от выполняемых функций можно выделить города: индустриальные центры; транспортные центры (порты, крупные железнодорожные узлы); научные города; курортные города; административные центры; города, связанные с обслуживанием сельскохозяйственного производства. По времени возникновения выделяют сложившиеся и новые городские поселения. В новых городах часто встречаются серьезные диспропорции, перекосы в социальном, демографическом развитии. Новые города чаще всего формируются в районах нового промышленного освоения. Например, с начала формирования в Западной Сибири нефтегазового комплекса в тайге и тундре было построено 25 городов. По численности населения выделяют города: малые, средние, большие, крупные и сверхкрупные. Типология городов по их экономико-географическому положению позволяет определить общие черты их экономической структуры и направления дальнейшего развития исходя из потенциальных возможностей, которые характерны для района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от экономико - географического положения могут быть выделены различные типы городов, например: а) города, расположенные в узлах пересечения транспортных путей, — Новосибирск, Красноярск, Нижний Новгород; б) города, расположенные в крупных горнодобывающих районах, — Кемерово, Новокузнецк, Железногорск, Губкин; в) города, расположенные в районах крупной обрабатывающей промышленности, — Ярославль, Иванове, Серпухов; г) города, расположенные в районах интенсивного сельского хозяйства, — Краснодар, Ставрополь, Барнаул. 24. Крупные и крупнейшие города и их роль в жизни общества. Городские агломерации России. Города с населением 500 тыс.— 1млн человек (крупнейшие города) Города с населением 250—500 тыс. человек (крупные города) Большие города, особенно мегаполисы, характеризуются как места «благополучного проживания» с высоко развитым промышленным производством. В них скапливаются значительные финансовые средства, а население имеет высокие, по сравнению со среднестатистическими данными по России, доходы. В такие города население малых городов стремится приехать на заработки. Доходы же самих горожан позволяют им не только прокормить семью, но и выделять значительные денежные средства на покупку нематериальных услуг - досуг, информацию, более высокий уровень образования и т.д. Городские власти уделяют внимание не только острым социальным проблемам населения, но и стремятся к престижу города, который иногда выражается в излишней роскоши. Такие города отличаются быстрым ростом бизнес-, торговых, образовательных и развлекательных центров. В ряде «пролетарских» городов (не «миллионеров») жизнь протекает гораздо прозаичней и однообразней. Все приведенные характеристики подходят и для них, но проходят в них замедленно. Вообще время является показательным критерием отличия жизни в больших и малых городах. Фиксирование особых форм социокультурной среды того или иного типа поселения происходит на основе интеграции ряда объективных составляющих: пространственных, архитектурно-планировочных, параметра благоустроенности и развитости коммунального хозяйства, демографических показателей, культурно-рекреационных и образовательных возможностей и т. д. Городская агломерация •Тесное скопление (группа) городов и других населённых мест, объединённых производственными, социальными, трудовыми и культурно-бутовыми связями, объектами инфраструктуры, общим использованием межселенных территорий и ресурсов. •Распространены одноцентровые (на основе одного города) и полицентровые (на основе двух и более крупных городов) городские агломерации, а также крупные многоцентровые скопления агломераций Признаки агломераций очевидны: это наличие города-ядра и нескольких городов поблизости, высокая плотность городского населения, интенсивные связи, в т.ч. и маятниковая миграция между поселениями. Однако не существует общепринятых критериев выделения городских агломераций (поэтому количественные данные о них ещё более условны, чем по городам). Даже в России применяется несколько методик: к агломерациям относят такие формы расселения, в которых людность ядра варьируется от 100 до 250 тыс. чел., пригородная зона включает тер. в пределах 2– или 1,5-часовой доступности от центра, в ней располагаются не менее 2 или 4 городских поселений с общим числом жителей не менее 50 тыс. чел. В мире насчитывается ок. 600 городских агломераций, они сосредоточивают почти 45 % городского населения. При использовании более жёстких из приведённых критериев в России насчитывается 49 городских агломераций, объединяющих более 330 городов и 65млн. чел. 25. Малые и средние города в современной России, их особенности, функции, проблемы. В современной России более 70% населения составляют горожане. Население каждого города представляет собой социально-территориальную общность, выполняет определенные субъектные функции по отношению ко всей государственной социальной системе. В настоящее время в малых и средних городах проживает значительная часть населения. Закономерно, что проблемы социального развития малых городов имеют свои особенности, без глубокого исследования которых нельзя повысить эффективность управленческих решений, направленных на оптимизацию жизнедеятельности населения этих городов. По итогам переписи 2010 года155 городов относятся к средним (население от 50 до 100 тыс. человек), 781 город — к малым (население менее 50 тыс. человек). Современные малые и средние города являются, как правило, центрами обширной сельской периферии и концентрации производства (очаг добычи сырья и его переработки, многопрофильные отрасли, локальные рынки, экономический, научный, технический, рекреационный, демографический потенциалы). Но они могут развиваться также как культурно-деловые центры, центры туризма, услуг, научно-исследовательские центры. Малые города-«пригороды» полностью ориентированы на районные и областные центры. Население такого города продолжает поддерживать связь с деревней, но получает городские профессии, адаптируется к городской жизни. Социальные проблемы таких городов обусловлены низкой культурой населения (в понимании городского жителя). Может быть распространено пьянство, наркомания и преступность. Но в то же время все это осуждается и население надеется, что их дети будут другими, настоящими благополучными горожанами. Проблема общего культурного фона в малом городе (уровень социальной воспитанности и просоциальности поведения; уровень образования; уровень осознания ценности личной принадлежности к малому городу). (Во многом это связано с недостаточной для этого инфраструктурой, финансированием культурно-образовательных проектов, и, в целом, неверной расстановкой приоритетов не в пользу духовности). 26. Закономерности территориального распределения городов в современном мире. В. Кристаллер и его концепция центральных мест. Вальтер Кристаллер - один из широко известных сейчас немецких географов. Он жил в 1893-1969 годов в Германии и внес существенный вклад в географическую науку благодаря созданной им модели пространственного размещения поселений - так называемой теории центральных мест. Как писал Ю.Г. Саушкин с именем Вальтера Кристаллера (и Августа Леша) "в значительной степени было связано появление "бихевиористской" географии. Правила Кристаллера (1933 г.) описывают оптимальную структуру размещения городов – центральных мест и обслуживаемых ими поселений на территории, где, с одной стороны, урбанизация полностью завершена, с другой – размещение городов не осложнено агломерационными процессами. Основная функция городов центральных мест (ЦМ) - обслуживание (административное, рыночное, предоставление услуг и пр.) – поселений городской округи, входящих в систему данного города. Основная функция городов противоположной категории специализированных центров – производство строго определённой продукции, востребованной далеко за пределами соответствующей системы городов, а не только на её территории. Чем обширнее национальная сеть городов, чем выше ёмкость внутреннего рынка, тем больше уровней в иерархии городов-ЦМ и больше вокруг них россыпей городов – специализированных центров (СЦ). Пространственное распределение СЦ не подчиняется правилам Кристаллера, они образуют скопления вне упорядоченной сети центральных мест, но обычно рядом с центрами агломераций, вдоль экономических и транспортных линий. “Правильная” система городов-центральных мест и обслуживаемых ими поселений обретает вид гексагональной решётки. Центральные места находятся в центре гексагонов, а обслуживаемые поселения – на рёбрах или по углам. Этим достигается максимальная плотность “упаковки” всех обслуживаемых поселений вокруг центральных мест, минимизируются расстояния между ними, максимально возрастает доступность центральных мест. За принцип построения модели размещения центральных мест Кристаллером был принят "поведенческий" принцип - минимум времени, сил и средств для достижения населением меньших населенных пунктов своего центрального места. Решение задачи на минимум привело к построению ортогональной (шестигранной) модели: по углам шестигранника находятся меньшие населенные пункты, а в середине - более крупный город, выполняющий функции центрального места. Зоны могут быть различными по величине в зависимости от показателей спроса. Наиболее простые соотношения возникают, если центральное место обслуживает каждое из ближайших зависимых мест. Исходя из того, что есть 6 зависимых зон, которые непосредственно окружают центральное место, принимается предположение, что при максимальном спросе на один какой-либо товар со стороны какого-либо одного поселения, независимо от того центральное оно или зависимое, каждая зона сбыта будет содержать семь единиц спроса: шесть для зависимых мест и одно для центрального.. Цифра суммарного спроса носит название "k-оценки" центрального места, и в рассмотренном случае составляет k=7. В основу своей теории Вальтер Кристаллер положил предположение, что k-оценки определяются исходя из трех различных принципов:1 принцип - это "принцип сбыта", которые применяется для тех районов, где предложение товаров центральными местами должно быть максимально приближено к зависимым поселениям. В данном случае возникает наибольшее возможное число центральных мест. 2 принцип - это "транспортный принцип", который применяется в тех случаях, когда основным является учет издержек на строительство транспортной сети. В данном случае наибольшее возможное число центральных мест будет располагаться на одной трассе, которая соединяет наиболее крупные города. 3 принцип - это "административный принцип", который применяется для районов, где необходим четкий административный контроль над зависимыми поселениями. Основной недостаток теории центральных мест с фиксированным значением k-оценок в том, что предполагаются скачкообразные различия в спросе на товары и услуги. Минимальный размер порога при ориентации на сбыт, который можно использовать, k=3, затем будет k=9 и далее k=21. То есть, видно, что возникает очень строгая иерархия, при которой поселения данного уровня обладают одинаковым сочетанием функций, а все места более высокого ранга содержат функции центральных мест низшего ранга. 27. Региональные системы городов Ф. Ауэрбах. Правило ранг — размер. Региональные системы городов формируются в результате взаимного наложения некоего множества специал отраслевых ситем и системы центральных мест. Отдельные конкретные города представляют собой, таким образом, узлы пересечения нскольких систем. При этом отчетливо выделяется совокупнгость основных центров, которые имеют не только крупные размеры, но и значительную сферу влияния, большую “подшефную территорию”. Эти основные центры, особенно активно взаимодействующие в системе, являются наиболее значительными генераторами связей и образуют региональный опорный каркас. Место города в опорном каркасе зависит от того в какую из категорий центров он входит. Различают следующие категории: а). региональные и субрегиональные центры, столицы республик; б). краевые, областные центры; в). крупнейшие центры отраслевых систем; г). плацдармы освоения обширных ресурсных зон (на подступах к зонам и внутри зон); д). центры межрайонного взаимодействия; е). центры - контакты с зарубежным миром. Таким образом, изложенная схема, в которой город рассмотрен в различных территориальных системах, может служить ориентиром при исследовании проблем его развития. Правило “ранг-размер”(Ф.Ауэрбах, 1930 г.) показывает, какова пропорция крупных, средних и малых городов, необходимых для обслуживания данной территории. При сплошной урбанизации территории (области, региона, страны, всей планеты – закономерность универсальна и в разных случаях отличается только численными коэффициентами) размер и людностьгородаi-го ранга пропорционален размеру крупнейшего города данной территории U0, отнесённому к размерному рангу города Ui с коэффициентом пропорциональности ln U0. Ранг – порядковый номер в ряду убывания людности города. Чем круче проходит гипербола, задаваемая правилом “ранг-размер”, тем выше степень развития сети города на данной территории. Недостаток или избыток определённой категории городов по сравнению с “идеальной нормой” заданной правилом “ранг-размер”, означает неполноту урбанизации территории и ускоренный рост (либо, напротив, остановку в развитии) городов недостающей (или “избыточной”) категории в ближайшем будущем. В “выборке” городов Земного шара доля мегаполисов (городов с населением больше 1 млн человек) значительно ниже предсказанной, для всех городов Земли правило “ранг-размер” определяет более крутую гиперболу, чем наблюдающаяся лишь в выборке 20 крупнейших мегаполисов планеты – U(i)=U0*lnU0/i и U(i)=U0*lnU0/{i+lnU0} соответственно. В ближайшем будущем следует ожидать опережающего роста мегаполисов по сравнению с менее крупными городами, особенно в “третьем мире”. Экстраполяция на основании правила “ранг-размер” позволяет получить цифру стабильного населения Земли после окончания роста и завершения демографического перехода во всех странах (13 млрд.) и размер самого крупного города планеты (42 млн.жителей, С.П.Капица). 28. Деревня как тип поселения. Отличительные особенности деревни как типа поселения. дере́вня - тип сельского поселения, исторически сложившийся в дореволюционной России. Деревня отличалась от села меньшими размерами, отсутствием церкви и помещичьего дома (ещё более мелкие поселения – выселки, хутора, заимки и т. д.). Название «деревня» сохраняется за небольшими поселениями и в современных условиях. У народов Кавказа аналогичный тип поселений называется аулом, в Средней Азии – кишлаком и т. д. В начале XXI века деревня является в России самой многочисленной формой поселений, хотя основное количество жителей страны проживает в городах. Преобладающее занятие жителей (обычно это крестьяне) — сельское хозяйство, промыслы. С наступлением индустриальной эпохи количество деревень во всём мире неуклонно снижается, так как многие жители из деревень стремятся перебраться в крупные города ради комфортабельных жилищ и более высоких зарплат.Существует и обратная тенденция.Стремление к покою и тишине традиционно увлекало людей пенсионного возраста и творческую интеллигенцию приобрести или построить домик в деревне.С развитием же интернет-технологий жителям крупных городов открылась возможность быть более не привязанными к месту работыи реализовать давнюю эпикурейскую мечту о гармоничной жизни на лоне природы. С другой стороны, в свете невероятных увеличений ценна коммунальные, медицинские услуги и экологически чистые продукты питанияжизнь в деревне становится экономически более привлекательной.С учётом того, что некогда чисто городские бытовые удобства (газ, электричество, водопровод, канализация, телефон, интернет) развиваются в деревне, вопрос о более комфортабельном жилище становится спорным Статус: вымирает. Обычно это населённый пункт крайне малых размеров. Расположена где-то у чёрта на куличках, в особо запущенных случаях добраться туда можно только на вертолёте. Людей здесь катастрофически мало — можно насчитать от 2 до 200 представителей людского рода, притом довольно специфического контингента: пенсионеры, алкоголики, несмышленая детвора. Число их с каждым годом уменьшается из-за тотальной эмиграции жителей или в город, или на небеса. Всё это происходит из-за ужасающей бедноты и унылости здешней жизни.Причины довольно просты: Деревня не приносит прибыли => нет рабочих мест. Нет рабочих мест => деревня не приносит прибыли. Получается классический замкнутый круговорот бедности 29. Российская деревня и причины ее социально — экономического упадка. Деревня русская (Село, хутор, станица) — пережиток аграрного прошлого, малый населенный пункт, где живут люди, занимающиеся выращиванием закуски в открытом грунте. Несмотря на катастрофическое уменьшение населения после развала Совка, понемногу оправляется и встает на ноги, пропитывая всякого приезжающего человека своим особым, деревенским духом и шармом. Статус: вымирает. Обычно это населённый пункт крайне малых размеров. Расположена где-то у чёрта на куличках, в особо запущенных случаях добраться туда можно только на вертолёте. Людей здесь катастрофически мало — можно насчитать от 2 до 200 представителей людского рода, притом довольно специфического контингента: пенсионеры, алкоголики, несмышленая детвора. Число их с каждым годом уменьшается из-за тотальной эмиграции жителей или в город, или на небеса. Всё это происходит из-за ужасающей бедноты и унылости здешней жизни.Причины довольно просты: Деревня не приносит прибыли => нет рабочих мест. Нет рабочих мест => деревня не приносит прибыли. Получается классический замкнутый круговорот бедности. 30. Урбанизация как социокультурное и географическое явление, ее основные черты. Урбанизация — это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений. Гиперурбанизация — это зоны неконтролируемого развития городских поселений и перегрузки естественного ландшафта (нарушено экологическое равновесие). Ложная урбанизация — довольно часто применяется для характеристики ситуации в развивающихся странах. В этом случае урбанизация связана не столько с развитием городских функций, сколько с «выталкиванием» населения из сельских районов в результате относительного аграрного перенаселения. Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация — для развивающихся стран. Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой). Процесс урбанизации способствует повышению производительности труда, позволяет решать многие социальные проблемы общества. В последние годы отмечается резкий рост урбанизации населения. Урбанизация сопровождается ростом крупных городов-миллионеров, загрязнением окружающей среды около промышленных центров, ухудшением условий жизни в регионах. Атмосферный воздух в городах содержит значительно большие концентрации токсических примесей по сравнению с сельской местностью. Из-за того что из сельской местности многие уезжали в города сельское хозяйство не могло удовлетворить возросшие потребности населения. В целях повышения урожайности почв начали использоваться искусственные удобрения. При использовании нетрадиционных удобрений почва перенасыщалась соединениями тяжелых металлов. Общими чертами урбанизации в мире являются: 1) сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания; 2) интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур; 3) интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы; 4) высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны; 5) усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран. 31. Основные этапы урбанизации. Специфика современного этапа урбанизации. Урбанизация — это социально-экономический процесс, выражающийся в росте городских поселений, концентрации населения в них, особенно в больших городах, в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений. Термин «урбанизация» появился впервые в 1867 в Испании. Урбанизация в социально-философском значении представляет собой перехода от традиционного общества к качественно новому типу – индустриальному и постиндустриальному. Рост городского населения осуществляется за счет образования городов, миграции и преобразования сельских поселений в городские. В процессе урбанизации можно выделить три этапа: Первый (начальный) этап охватывает в основном 20-50-е гг. ХХ в. После революции 1917г. урбанизация страны приобрела бурный характер, причем движущей основой ее явилось развитие индустрии и связанных с нею функций. Этот период характеризуется увеличением числа городов. Второй этап приходится на вторую половину ХХ в. Этот этап характеризуется интенсивным индустриальным развитием страны в послевоенные года. Для него типично не просто ускорение темпов роста городского населения, но и возникновение таких новых качественных параметров, как преимущественный рост больших городов, формирование городских агломераций распространение городского образа жизни на сельскую местность и др. Наконец, третий этап по времени соответствует 1990-м годам. Начиная с 1993 года рост числа городов прекратился. Наблюдается тенденция снижения численности городского населения: если в 1993 г. – 108,5 млн. чел., то в 2000 г. – 106,1 млн. чел. Доля горожан соответственно составляла 73,3 % и 73,1 %. Прирост городского населения в межпереписные годы 1989-1997 составил – 0,8 %. Этот этап в России именуется как «Русский крест». То есть в настоящее время идет убыль населения. До 1990-х годов Россия была страной классической урбанизации: в ней увеличивалось городское население и сокращалось сельское. С начала 1990-х гг. наступил новый этап. За последние 1990-2000 количество городских поселений сократилось более чем на 10%, численность городского населения на 3,5%, а доля городского населения на 0,9%. Это похоже на субурбанизацию в западном мире, когда преимущественное развитие получает ближайшее окружение городов. В России же признаки субурбанизации отмечаются вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и ряда крупнейших городов, а в целом по стране наблюдается дезурбанизация, т.е. сокращение городов, что связано с системным социально-экономическим кризисом. С 1990-х годов образование новых городских поселений практически прекратилось, и доля горожан сократилась в 44 регионах страны. Начался процесс «расползания» больших городов, роста и благоустройства в них сферы услуг; обострились проблемы общественного и социоприродного развития, особенно экологические и транспортные. 32. Транспорт как производственная отрасль. Транспорт и территория. Виды транспорта. В зависимости от среды в которой этот транспорт выполняет свои функции он может быть: космическим (ракеты, спутники), атмосферным или воздушным (Самолеты, вертолеты, воздушные шары, дирижабли и т.д.), наземным: рельсовый (железная дорога, трамвай и т.п.) и безрельсовый (автомобили,мотоциклы, автобусы,троллейбусы и др.), подземный (метро и т.п.) водный (суда, катера, лодки, яхты и т.п.) и подводный (подводные лодки). Возможно совмещение сред - амфибии, летающие лодки, экранопланы, суда на воздушной подушке и др. Тра́нспорт- может означать: 1)одну из важнейших отраслей материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. 2)совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения из одного места в другое. Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики. В физикевстречаются так называемые транспортные феномены. Движение молекулили ионовсквозь клеточные мембраныили посредством циркуляции кровив биологитакже называют транспортом. В информатикеи электромеханикетермин «транспорт» подразумевает описание некоторых компьютерных сетевых протоколов. Самое первое самоходное дорожное транспортное средство было военным трактором, которое в 1769 г. изобрел французский инженер и механик Николас Джозеф Кагнот (1725 - 1804). Чтобы привести его в действие, Кагнот использовал паровой двигатель. Трактор был построен по его чертежам в Парижском Арсенале механиком Брезином. Это трехколесное транспортное средство использовалось французской Армией для буксировки артиллерии с огромной скоростью 2,5 мили в час. Он должен был останавливаться каждые десять - пятнадцать минут для создания паровой тяги. 33. Транспортные сети и их конфигурация. Понятие транспортной системы. ТРАНСПОРТНАЯ СЕТЬ - совокупность всех видов транспорта (кроме морского). Характеризуется густотой, длиной, пропускной способностью (максимально возможным количеством грузов, проходящих через данный участок за определенное время). В Т. с. входят транспортные магистрали — основные транспортные пути, имеющие большое значение в системе производственно-территориальных связей. Степень развития Т. с. характеризуется наличием транспортных узлов — пунктов, где сходятся линии нескольких видов транспорта (речной порт с подходящими к нему железными и шоссейными дорогами). Сети путей сообщения характеризуются, помимо густоты, еще и своим начертанием, или конфигурацией. Различают несколько основных конфигурационных типов транспортной сети. В радиальной, одноцентровой и многоцентровой сети основные магистрали расходятся лучеобразно от одного или нескольких главных узлов страны. В сети радиально-кольцевого типа расходящиеся из центра магистрали дополняются концентрическими кольцевыми. От радиальных и радиально-кольцевых сетей резко отличаются сети с преобладанием магистралей, более или менее параллельных, проходящих либо преимущественно в широтном, либо в меридиональном направлении. Ортогональные сети характеризуются одновременным развитием широтных и меридиональных направлений, образующих, пересекаясь, почти прямоугольную решетку. Наконец, сеть древовидной конфигурации напоминает очертания речной системы — реки с ее притоками и притоками притоков. Транспортная система-транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средстваи управлениев совокупности. Единая транспортная система обеспечивает согласованное развитие и функционирование всех видов транспорта с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей при минимальных затратах Инфраструктура включает используемые транспортные сети или пути сообщения (дороги,железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, трубопроводы, мосты, тоннели, водные пути и т. д.), а также транспортные узлы или терминалы, где производится перегрузка груза или пересадка пассажиров с одного вида транспорта на другой (например, аэропорты, железнодорожные станции, автобусные остановки и порты). Транспортными средствами обычно выступают автомобили, велосипеды, автобусы, поезда, самолёты. Количественными показателями транспортной системы являются: протяжённость путей сообщения, численность занятых, грузо- и пассажирооборот. 34. Миграция: сущность, виды. Под миграцией понимается все многообразие пространственного движения населения, независимо от его характера и целей. Сюда относят: переезды из одних населенных пунктов в другие; ежедневные поездки на работу или учебу за пределы населенных мест; прибытие в тот или иной район на временные, в том числе и сезонные работы; поездки в командировки, отпуск и другие перемещения. Большинство исследователей исключают из миграции те пространственные перемещения, которые совершаются в пределах одного и того же населенного пункта. Вмиграции включают такие пространственные перемещения, совершающиеся между населенными пунктами, которые ведут к постоянной или временной смене места жительства, а также представляют регулярное двустороннее движение между местом жительства и сферой труда или учебы. Не учитываются возвратные эпизодически совершающиеся деловые и рекреационные поездки из одних населенных мест в другие. К миграции относят такой процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению. В этом случае отнесение пространственного перемещения к миграции определяется фактическим переселением из одной местности в другую и в ряде стран формальной пропиской в новом месте жительства. При этом здесь происходит соединение места жительства со сферой приложения труда, учебы или иной деятельности в одном населенном пункте. В зависимости от одного из трех подходов, определенной их комбинации можно к миграции отнести любой набор видов территориального перемещения населения. Можно выделить четыре основных вида пространственного движения населения. К ним относятся эпизодическая, маятниковая, сезонная и постоянная миграции. Все четыре вида миграции специфичны по своему характеру, а участвующее в них население преследует совершенно различные цели. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и необязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвуют трудоспособные контингенты, то в рекреационных и остальная часть населения. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Сезонные миграции — это перемещения, главным образом, трудоспособного населения к местам временной работы и жительства на срок, обычно в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в места постоянного жительства. Безвозвратный вид (или переселение) может быть назван миграцией в строгом значении этого слова, соответствующий ему в этимологическом отношении. 35. Миграционные процессы в современной России. Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности. Крупные города и густонаселенные регионы России наиболее интересны для мигрантов, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно. Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30 %, а регистрацию по месту жительства – около 50 % да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах.(стройка, рынки, ремонт квартир и т.д) |