Виды административных правонарушений, общие правила наложения Характеристика общего состава административного проступка предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). На основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены КоАП в классификационные группы (главы). Административное законодательство с учетом различных сторон общественной жизни и государственного управления определяет следующие виды административных правонарушений: 1. в экономической сфере: - в области охраны собственности; - в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг; - в промышленности, строительстве и энергетике; - в области связи и информации; - на транспорте; - в сельском хозяйстве; - ветеринарии и мелиорации земель; - в предпринимательской деятельности; - таможенные правонарушения; - в сфере охраны окружающей среды и природопользования; 2. социальной сфере: - посягающие на права граждан; - посягающие на здоровье населения; - в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучие населения; - общественную нравственность; 3. в административно-политической сфере: - посягающие на институты государственной власти; - против порядка управления; - связанные с защитой государственной границы; - нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства; - посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; - нарушения воинского учета; - в области дорожного движения; Разнообразный перечень правонарушений зафиксированный в КоАПе наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права. Административное правонарушение и преступление являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем преступления. Общественная опасность – это не абстрактная категория, а совокупность конкретных показателей, признаков, закрепленных в нормах права и характеризующих отдельные элементы состава правонарушения и состав в целом. Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот. Установление юридического состава является наиболее сложной и важной профессиональной задачей любого правоприменителя – суда (судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, полномочного органа исполнительной власти, должностных лиц. Именно этот момент правоприменения обеспечивает законность привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности, именно здесь оказывается возможным отграничить административное правонарушение от преступлений, особенно смежных или пограничных. При этом учитывается правовое установление о том, что за нарушение общеобязательных правил, виновные несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Отграничение административного правонарушения от преступления обычно проводится по объективной стороне состава. Для определения степени общественной опасности правонарушения и отграничения административных правонарушений от преступлений применяется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий. При этом отсутствие тяжких последствий при административном правонарушении конкретизируется возможностью причинения только легкого вреда здоровью потерпевшего, т.е. причинения вреда здоровью, вызвавшее его кратковременное расстройство; материальный ущерб не должен быть крупным, которым признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей [2]. Иногда достаточно возможности наступления тяжких последствий, а не их реального наличия. Так, нарушение правил учета, хранения, перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, даже если оно лишь могло повлечь тяжкие последствия, уже рассматривается как преступление. Нередко критерием степени общественной опасности является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушением. Например, хищение чужого имущества на сумму, превышающую одну тысячу рублей, считается преступлением, а на равную или меньшую сумму — административным правонарушением (примечание к ст. 7.27 КоАП). Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и медицинскую и социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Заключение Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Административное законодательство определяет виды административных правонарушений в экономической, социальной, административно-политической сфере. Перечень правонарушений, зафиксированный в КоАПе, наглядно показывает широкий спектр отношений, регулируемых административным правом и его взаимосвязь с другими отраслями права. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016). 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015). 3. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 (ред. от 10.09.2015) "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав". 4. Административно-процессуальное право: курс лекций / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ. – М. : ЦОКР МВД России, 2009.– 320 с. 5. Агапов, А. Б. Административное право: учебник / А. Б. Агапов.– 7–е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2011.– 820 с. 6. Административно-процессуальное право: курс лекций / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ.–М.: ЦОКР МВД России, 2009.– 320 с. 7. Алехин А. П. Административное право России: учебник для юрид. вузов и фак. / А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий ; отв. ред. А. П. Алехин ; МГУ им. М. В. Ломоносова .– М. : Зерцало-М, 2013 . – 752 с. 8. Габричидзе, Б.Н. Административное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский .– 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009 . – 346 с. |