Административные правонарушения: понятие, признаки, отличия от иных видов правонарушений Введение Административное законодательство — отрасль российского законодательства, которая является базовой, ключевой отраслью наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом. Современное российское административное право призвано юридически регулировать повседневную государственно-управленческую деятельность, возникающие в ее процессе многообразные управленческие отношения. Тем самым административное право, выполняет роль одного из наиболее ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, т.е. государственных интересов в различных сферах общественной жизни. В связи с организацией государственно-властного механизма на основе теории разделения властей эти органы конституционно названы органами исполнительной власти. Это наименование означает, что осуществляемая ими деятельность подчинена назначению исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти. Административное право, как и все иные отрасли права, осуществляет не только регулятивную, но и правоохранительную функцию, что предполагает возможность использования в интересах обеспечения должного правового режима в сфере государственного управления средств юридического принуждения. И это закономерно, а потому и не должно превращаться в оценочную категорию. Весьма значительна роль административного права в борьбе с административными правонарушениями. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения: понятие, признаки, отличия от иных видов правонарушений Административное правонарушение это противоправное виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из определения следует, что административным правонарушением является противоправное, т. е. не соответствующее требованиям (или запретам) Закона поведение лица в форме действия или бездействия. Поведение лица носит волевой характер, т.е. проявляется определенная осознанность деяния и его направленность, а также стремление достичь определенной противоправной цели или законной цели противоправным способом. Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности. К ним относятся: - правила поведения в общественных местах, - правила дорожного движения, - правила охраны труда и техники безопасности, - правила торговли, - санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, - правила охоты, рыбной ловли, - правила воинского учета, пограничного режима, - налоговые, таможенные правила, - правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, природопользования, охраны памятников истории и культуры и т.д. Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни – всем гражданам и юридическим лицам, другие – работникам тех или иных отраслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи – должностным лицам, занимающим определенные должности в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих организациях. Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности. В характеристике признаков административного правонарушения исходными являются понятия "действие" и "бездействие", которые образуют такое правовое понятие как "деяние". Действие – активная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований, нарушением запрета (например, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения). Бездействие – пассивная форма поведения правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и законных требований. Определяющими являются следующие признаки: a) Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие; б) Антиобщественность – посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах; в) Противоправность – запрещенность деяния нормой административного права и заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д., охраняемые мерами административной ответственности; г) Виновность – деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя; д) Наказуемость – деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Признаки административного правонарушения - деяние (действие/бездействие) - противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности. - виновность – противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности. - наказуемость деяния – то есть за содеянное наступает административная ответственность. Отличия от иных видов правонарушений Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств. |