ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Уровни восприятия иноязычной культуры. Лекция 9. Межкультурная компетентность лингвиста, специалиста по межкультурному общению 1. Теория эмпатии. 2. Уровни восприятия иноязычной культуры: . 3. Понятие межкультурной компетенции. 4. Способы развития межкультурной компетенции. Теория эмпатии. Как уже упоминалось выше, продуктивным следует считать такое общение, при котором достигается уровень понимания, достаточный для координации действий индивидов внутри данного социума в конкретной коммуникативной ситуации. В рамках одной культуры продуктивное общение основывается на психологических чертах личности, прежде всего, общительности, контактности, на психологической совместимости коммуникантов и т.п. В процессе же общения представителей различных культур для его продуктивности требуется сформированность и постоянное развитие системы сложных умений, наиболее важным из которых является эмпатия. Для понимания сути этого явления в первую очередь следует разграничить два понятия: эмпатию и симпатию. Распространенный в работах отечественных исследователей термин «симпатия» служит для обозначения положительного чувства, связанного с попыткой понять другого, представляя себя на его месте и в его положении. Человек, испытывающий симпатию, оказывается эмоционально вовлеченным в проблемы другого человека, но сохраняет собственную позицию. Симпатия имеет две основные разновидности: 1. Симпатия воспоминаний – в своем прошлом опыте мы выискиваем обстоятельства, в которых находится наш собеседник, и пытаемся вспомнить, что мы испытывали в подобный момент или период. Воспоминания о пережитых чувствах используются для моделирования собственного дальнейшего поведения или построения разговора. Лингвистическим индикатором бессознательного применения симпатии воспоминаний является широко распространенная фраза «Я знаю (могу представить), что Вы испытываете, я сам(а) был(а) в подобном положении». 2. Симпатия воображения – основывается на воображаемом опыте индивида. Человек никогда не был в описываемой ситуации, но может представить себе ее, исходя из сходного прошлого опыта и собственной системы ожиданий, а значит, и может попытаться представить, что мог бы чувствовать в этой ситуации. Симпатия является естественной реакцией человека и вполне оправдана при наличии реального сходства между коммуникантами, то есть в рамках одной культуры. Однако для общения представителей разных культур симпатии недостаточно, так как, например, 1. Проявления симпатии не учитывают различий между индивидами, исходящими из разнокультурных систем ценностей; 2. При реальном наличии различий проявления симпатии принимают форму покровительства, поскольку ссылка на собственный опыт подразумевает эгоцентрическое представление об универсальном характере такого опыта и подчиненный характер опыта второго коммуниканта, якобы отличающегося от стандарта; 3. А это, в свою очередь, провоцирует защитную реакцию: если коммуникант видит, что его мировосприятие рассматривается как менее ценное, то он естественным образом стремится защитить уклад жизни, который он считает более справедливым. Поэтому для продуктивного течения межкультурной коммуникации требуется не симпатия, а именно эмпатия. Она учитывает тот факт, что участники общения изначально различны, поскольку не принадлежат одной культуре. Под эмпатией понимают способность индивида приписывать событиям, происходящим в другой культуре, и ее носителям характеристики и мотивы, соответствующие тем, что приписывают им сами носители другой культуры. Таким образом, эмпатия основывается на способности временно «отодвинуть в сторону» собственное восприятие мира и принять альтернативную перспективу. Она представляет собой способность идентификации с другой личностью. Отметим также то обстоятельство, что эмпатия – это не только эмоциональное состояние; она включает в себя также когнитивный компонент в том смысле, что для принятия альтернативной перспективы необходимо не только желание коммуниканта, но и значительное количество структурированной информации. Чтобы испытать чувства другого, нужно обладать знаниями о ситуации и культуре другого. Как отмечает Г.В. Елизарова, для формирования способности эмпатического отношения к собеседнику необходимо пройти следующие шаги: 1. Допущение наличия другого как равноправной сущности без приписывании другому оценочных значений; 2. Знание самого себя, то есть осознание собственных индивидуальных и культурных ценностей и их относительной природы; 3. Формирование умения видеть одни и те же события в двойной перспективе; 4. Формирование умения направленного воображения, то есть умения вообразить внутренний мир другого индивида. Сопутствующее вживание в его роль можно сравнить с переживаниями актера, играющего определенную роль, а тот, как известно, может, не теряя собственной идентичности, действительно на время пережить испытываемое персонажем. После прохождения данных этапов психологического развития становится возможным эмпатический подход к представителям других культур по принципу «Обращайся с другими так, как они сами обращались бы с собой». Примером применения умения эмпатического общения может служить просвещенная реакция носителей русской культуры на уже упоминавшиеся нами ранее «глупые» вопросы американцев типа «А есть ли в России автомобили? А микроволновые печи?». Российский собеседник, не подготовленный к межкультурной коммуникации, чаще всего рассматривает такие вопросы как проявление невежества или желания американцев продемонстрировать свое материальное превосходство. Тот же, кто подготовлен к межкультурной коммуникации и знает о такой американской ценности, как дружелюбие, проявляющееся в стремлении поддержать разговор и продемонстрировать заинтересованность, может оценить описанное вербальное поведение как глубоко мотивированные попытки американцев выразить интерес или дружелюбие по отношению к иностранцам. Он осознает, что вполне мог бы испытывать в подобной ситуации раздражение, но принимает соответствующие речевые сигналы как демонстрацию дружелюбия и отвечает максимально вежливо. И, что важно, при этом он описывает собеседнику-американцу, как он воспринимает его слова, и чем его восприятие отличается от восприятия большинства неподготовленных носителей русской культуры. Уровни восприятия иноязычной культуры. Разная степень сформированности эмпатического умения воплощается в качественно различных уровнях восприятия иноязычной культуры. В разных источниках предлагаются разного рода подходы к данной проблеме. Мы рассмотрим такие уровни восприятия иноязычной культуры, как толерантность, принятие, адаптацию, ассимиляцию и интеграцию: 1. Толерантность – психологическое состояние, при котором участник межкультурной коммуникации еще не может понять ни моделей поведения собеседников, ни их мотивов, но уже не отторгает их в качестве враждебных или абсолютно неприемлемых. Иначе говоря, он может «вытерпеть» их наличие в культуре, с представителями которой ему приходится общаться. 2. Принятие – состояние, при котором индивид способен признать наличие культурных различий и исследовать аспекты проявления другой культуры. Индивиды мирятся с неопределенностью и неоднозначностью, спокойно воспринимают мысль о том, что не существует однозначно правильных или неверных ответов, готовы к «вживанию» в образ представителей другой культуры, но пока не способны испытывать культурную перспективу, отличную от их собственной. 3. Адаптация – результат процесса, при котором картина мира расширяется настолько, что может включать в себя в качестве допустимых модели поведения иноязычной культуры и лежащие в их основе культурные ценности (не исключая уже имеющиеся в ней ранее). Знания о своей и другой культуре используются для целенаправленного перемещения в систему координат другой культуры. На стадии адаптации индивид не приветствует российского преподавателя словом «Привет!», так как это не принято в российской культуре, но он же в США открыто высказывает критические замечания по поводу материала лекции, как это и принято в американской академической культуре. Однако на этой стадии индивид не может выступать в качестве посредника между двумя культурами и обычно не в состоянии распространять эмпатическое отношение на представителей субкультур. 4. Интеграция – полное представление о чужой культуре, которая может ощущаться как «своя». На первой фазе интеграции – так называемой стадии «контекстуальной оценки» - человек может выбрать из ряда альтернативных моделей поведения в обеих культурах наилучшую модель для данной ситуации. Эта форма интеграции является вершиной развития межкультурной чуткости для подавляющего большинства людей. Идеальным вариантом интеграции является формирование мультикультурного человека, для которого нет естественной культурной идентичности и абсолютно правильного поведения. Мультикультурный человек может смотреть на культуры как объективно, так и субъективно, использовать элементы разных культур без явного конфликта между ними. Хотя следует отметить, что результатом соответствующего процесса может стать психическое заболевание – расщепление сознания, поэтому встает вопрос о возможности и необходимости мультикультурализма. Большинством исследователей этот вопрос решается так: мультикультурность все-таки должна стать важной человеческой ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует стремиться. |