Финансирование муниципального здравоохранения Действующим Законом о здравоохранении предусмотрена многоканальность в финансировании услуг здравоохранения. Объемы медицинской помощи, предоставляемой населению города бесплатно, определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1 тыс. человек постоянного населения (на год). 1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (норматив посещений — 9198, в том числе по базовой программе — 8458 посещений; норматив количества дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому — 749, в том числе по базовой программе 619 — дней). 2. Стационарная помощь (норматив объема помощи составляет 2812,5 койко-дня, в том числе по базовой программе — 1942,5 койко-дня). 3. Скорая медицинская помощь (норматив — 318 вызовов на один экипаж). Размер расходов на финансирование системы здравоохранения города зависит от подушевых нормативов, отражающих размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека и формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по видам ее оказания в соответствии с методическими рекомендациями. Одной из самых сложных проблем организации муниципального здравоохранения является обеспечение его достаточного финансирования. В условиях современной экономики процесс финансирования здравоохранения носит многоканальный характер. Источниками финансирования системы здравоохранения на территории города являются: — бюджетные средства; — фонд обязательного медицинского страхования; — добровольное медицинское страхование; — платные медицинские услуги. За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания), обеспечивается деятельность учреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь. Финансируется также медицинская помощь, оказываемая фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, детскими санаториями и другими специализированными медицинскими учреждениями. Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в составе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законодательством. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. В настоящее время эти платежи переданы в органы Пенсионного фонда РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, имеет возможность выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании. В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации. Планирование услуг здравоохранения Планирование здравоохранения — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения. Основными принципами планирования являются: - функционирование и развитие здравоохранения для обеспечения социальных гарантий получения населением необходимой медико-социальной помощи; - сопряженность и единство целей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях организации и управления; - сочетание прогнозов развития на текущий и перспективны и периоды; - научно-техническая обоснованность развития отрасли; - обеспечение эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов; - соответствие средств и ресурсов, выделенных на нужды здравоохранения, потребностям населения в получении медицинской помощи и услуг. Совокупность этих принципов требует высокого уровня организации управления учреждениями здравоохранения, укрепления их материально-технической базы, улучшения финансирования, повышения качества и эффективности медицинского обслуживания. Планирование, как и в других секторах экономики страны, подразделяется на перспективное, месячное, среднесрочное, текущее, территориальное и отраслевое. В условиях централизованной экономики и использования командно-административных методов управления отраслью была практика разработки так называемых комплексных планов здравоохранения, которые обычно включали следующие разделы: - развитие сети учреждений здравоохранения; - медицинские кадры (потребность, подготовка, повышение квалификации); - план по труду (численность работников и фонд заработной платы); - капиталовложения (строительство и оборудование медицинских учреждений); - план материально-технического снабжения; - финансовый план — смета расходов медицинского учреждения, составленная по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетной классификации Российской Федерации, показатели которых являются обязательными для исполнения бюджетными организациями. В условиях рыночной экономики содержание и методы планирования в здравоохранении существенно изменились. Это обусловлено двумя основными факторами: децентрализацией системы управления здравоохранением как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях и демонополизацией государственной системы здравоохранения. В связи с этим наблюдается отход от преимущественно директивного планирования и осуществляется переход прежде всего к рекомендательному (индикативному) планированию здравоохранения. При индикативном планировании применительно к системе здравоохранения страны определяются основные направления национальной политики, национальной стратегии и национальный план действий. |