Инфраструктура системы здравоохранения Тема №8. Управление услугами здравоохранения План: 8.1 Инфраструктура системы здравоохранения 8.2 Финансирование муниципального здравоохранения 8.3 Планирование услуг здравоохранения Инфраструктура системы здравоохранения Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальной составляющей городского хозяйства муниципального образования. Хотя Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Правовой основой деятельности органов городского и местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения. Услуги здравоохранения с точки зрения потребителя этих услуг (пациента) можно классифицировать следующим образом: - простая медицинская услуга (неделимая медицинская услуга), выполняемая по формуле «пациент + специалист», т.е. равняется одному элементу профилактики, диагностики или лечения; - сложная медицинская услуга, требующая для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического и фармацевтического оснащения, специальных помещений и т.д. и состоит из набора простых медицинских услуг; - комплексная медицинская услуга, включающая набор сложных и простых медицинских услуг и заканчивающаяся установлением диагноза либо проведением определенного этапа лечения. По функциональному назначению медицинские услуги могут быть: - лечебно-диагностическими (установление диагноза и лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и неонатологии при отсутствии патологии новорожденного); - профилактическими (диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия); - восстановительно-реабилитационными (социальная и медицинская реабилитация больных); - транспортными (перевозка больных, в частности с использованием службы скорой помощи и санитарной авиации); - санитарно-гигиеническими (мероприятия, связанные с карантином, санпросветработа, санитарный контроль и надзор). По условиям оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые: - на дому; - в амбулаторно-поликлинических условиях; - в процессе транспортировки (службой скорой помощи и санитарной авиацией); - в условиях стационара; - в условиях интенсивной терапии и реанимации; - в условиях карантина и т.д. Муниципальная система здравоохранения на уровне города включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории города, а также органы городского и муниципального управления охраной здоровья населения. Ее состав представлен на рис.1. При этом система управления учреждениями здравоохранения носит иерархический характер с прямым подчинением нижестоящего уровня управления вышестоящему.  Рис.1 – Состав системы здравоохранения на территории городского (муниципального) образования Медицинские учреждения в средних и даже крупных городах, как правило, представлены многопрофильной поликлиникой (лечебнопрофилактическим учреждением), стоматологической поликлиникой, несколькими или одним стационаром, пунктом скорой медицинской помощи. В систему здравоохранения городов входят также аппарат управления данной сферой (в Геленджике – управление по здравоохранению), центр госсанэпидемнадзора, возглавляемый главным санитарным врачом, аптеки (в том числе расположенные при поликлиниках), врачебнофельдшерские центры предприятий, организаций и учреждений. На территории города могут быть также расположены медицинские образовательные учреждения, научно-исследовательские центры, частные фирмы, оказывающие медицинские услуги. Главной целью организации системы муниципального здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения городских властей, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантийпредоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и др. Решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения возложено на муниципальные районы и городские округа. К ним отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарной авиации), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определены государственные полномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местного самоуправления. К полномочиям органов городской власти в области организации системы городского здравоохранения, согласно действующему законодательству, относятся: - формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения; - контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан; защита прав и свобод людей в области охраны здоровья; - координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения; - осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан; - лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта Российской Федерации; - регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний; - создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов; - санитарно-гигиеническое образование населения. |