Правовое регулирование международного рынка услуг Развитие мирового рынка услуг немыслимо без совершенствования регулирования торговли услугами. Мировая торговля услугами на протяжении многих лет регулировалась на двусторонней основе. Основными участниками этих отношений были либо суверенные государства, либо государство и инофирма. Однако в результате появления международной сети услуг, базирующихся на применении современных технических средств связи и компьютеров, снизилась эффективность традиционных методов регулирования в этой сфере, что, в свою очередь, стало препятствовать полной реализации экономического потенциала достижений НТП в сфере услуг. Появилась необходимость в создании универсального эффективного международного механизма, который бы координировал внешнеторговые отношения в данной области. Экстенсивная система национального регулирования обмена услугами включала в себя различные формы таможенного контроля, дискриминационные правила и ограничения для иностранных фирм, контроль за ценами, системами стандартов и лицензированием. Все регламентируемые меры можно разделить на пять групп: 1. К первой группе относятся ограничения, касающиеся движения товаров, рабочей силы, капитала и информации. Например, в соответствии с законами принимающей страны может быть запрещено использование информации, обработанной за рубежом; 2. Включает ограничения, связанные с прямыми зарубежными инвестициями; 3. Третью группу составляют правила, запрещающие предоставление некоторых видов услуг современными фирмами. Например, в ряде стран иностранным фирмам запрещено прямое личное страхование граждан; 4. Объединены ограничения, связанные с регламентированием порядка использования иностранной фирмой рабочей силы и услуг, предоставляемых отечественными фирмами; 5. Относятся все виды государственной помощи, включая субсидирование и госзакупки, а также особые требования по ведению бухгалтерской и финансовой отчетности, предъявляемой к иностранным компаниям. Для выработки эффективного механизма регулирования торговли услугами используются уже имеющиеся институциональные структуры, в том числе ГАТТ (Генеральное соглашение по торговле и тарифам), а ныне ВТО (Всемирная торговая организация). Огромным шагом вперед была выработка путем длительных переговоров Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) в ходе Уругвайского раунда торговых переговоров (1986-1994 гг.). В январе 1995 г. соглашение вступило в действие. ГАТС содержит: 1. положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами; 2. приложение о специальном статусе отдельных видов услуг; 3. списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг; 4. определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами. В целом, ГАТС представляет собой весьма содержательный объемный документ. Он включает в себя как блок общих обязательств, которые применяются ко всей торговле услугами, так и являющиеся предметом переговоров набор специфических обязательств, касающиеся торгового режима в определенных секторах услуг. Ведущую роль в становлении и наращивании экспортного потенциала услуг должны играть правительства государств. Эта роль проявляется в создании благоприятных условий для развития частного сектора. В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия: - устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг; - регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний; - ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала; - вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг; - устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги; - регламентировать правила перевода финансовых средств за границу; - вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. В процессе вступления России в ВТО усиливается необходимость выработки такого режима регулирования сферы услуг, который обеспечивал бы оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных производителей услуг. Очевидно, что если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей. Общие основы ГАТС Генеральное соглашение по торговле услугами регулирует международную торговлю услугами. ГАТС состоит из 29 статей и 8 приложений, касающихся конкретных секторов услуг. По предмету регулирования (ratione materiae) компетенция ГАТС распространяется на все виды услуг. Все огромное многообразие видов услуг можно свести к пяти их основным видам: 1) финансовые услуги, включая банковские депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и т.д. (именно на финансовые услуги приходится до 40% доходов от всех международных услуг); 2) разнообразные транспортные услуги - в силу насущной практической необходимости обеспечения технической безопасности и международного торгового оборота одними из первых стали предметом международно-правового урегулирования (на транспорт падает до 25% доходов от всех услуг); 3) международная связь - почтовая, электрическая, телекоммуникационная (этот сектор услуг развивается особенно быстро); 4) туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходные как и транспорт); и, наконец, 5) трудовые услуги, включая мигрирующую рабочую силу, в том числе интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и т.д.) и в авторских правах. Однако далеко не все перечисленные виды услуг в равной мере подпадают под конкретное регулирование в рамках ГАТС посредством обязательств, принятых на себя государствами. Единственным формальным исключением из универсальной компетенции ГАТС по предмету регулирования являются некоммерческого характера услуги в рамках функций государственной власти, включая монопольного характера (почта, полиция, правосудие), а также услуги, связанные с правительственными закупками для удовлетворения потребностей армии, государственных органов и т.п., но не для коммерческих продаж населению. Важная цель и смысл ГАТС - либерализация государственных и отчасти негосударственных мер, регулирующих и ограничивающих импорт услуг, включая относящиеся к услугам ограничительные меры, кроме торговой, также в валютной и миграционной сферах. При этом, что касается мер, вытекающих из обязательств сторон, но относящихся к компетенции муниципальных и региональных местных властей, а также негосударственных институций, ГАТС (как и ГАТТ) предусматривает принятие государствами-участниками лишь "разумных мер, имеющихся в их распоряжении" (ст. I п. 3а). Предметом ГАТС являются меры, затрагивающие торговлю услугами, принятые: 1. центральными, региональными или местными правительствами и властями; 2. неправительственными органами при выполнении полномочий, делегированных им центральными, региональными или местными правительствами или властями. Нужно отметить, что предметом переговоров являются не все меры, затрагивающие торговлю услугами, а только те, которые рассматриваются в качестве ограничения доступа на рынок или ограничений национального режима. К ним относятся: 1.Ограничения количества поставщиков услуг в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, теста на экономическую целесообразность; 2.Ограничения на общий объем торговли по отдельному виду услуг в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность; 3.Ограничения на общее число операций с услугами или общий объем предоставления услуг в форме квот или теста на экономическую целесообразность; 4.Ограничения на общее число физических лиц, которые могут быть заняты в определенном секторе услуг или числа физических лиц, которых поставщик услуги может нанять и которые необходимы и непосредственно имеют отношение к поставке определенной услуги, в форме количественных квот или теста на экономическую целесообразность; 5.Требования к определенной организационно-правовой форме юридического лица, поставляющего услуги; 6.Ограничения на участие иностранного капитала в форме ограничения максимальной доли иностранного капитала в капитале отдельной компании или общей стоимости совокупных иностранных инвестиций. |