МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Перспективы развития управленческого консультирования в России





 

Перспективы развития управленческого консультирования в России

Клиент созрел
Елена Данилова

Управленческий консалтинг в России наконец-то востребован

Доходы международных консалтинговых фирм в России резко подскочили. По итогам 2009 года совокупная выручка консалтинговых фирм на российском рынке составила $90 млн.

В начале 2000-х, когда на российский полукриминальный рынок стали выходить консалтинговые компании, к ним относились настороженно. Причин тому несколько. Во-первых, слишком многим российским предпринимателям казалось, что консалтинг - сфера иллюзорная. Действительно, в ценные бумаги абстрактные советы не конвертируешь. Во-вторых, одна из основных услуг, оказываемых консультантами, - управление финансовыми потоками. А наши предприниматели были уверены, что со своими деньгами они в состоянии разобраться самостоятельно. И уж тем более непонятно было российским бизнесменам, зачем раскрывать финансовые секреты "западным советникам". Кроме того, срабатывал пресловутый советский комплекс: пришла проверка - жди сокращений. В определенном смысле опасения эти были оправданны, поскольку в результате работы консалтинговых фирм структура организации становилась прозрачной для руководства. Естественно, немаловажен был и денежный фактор: западный консультант получает за час работы столько же, сколько российский бухгалтер за месяц.

Западные консалтинговые фирмы помогали освоиться на российском рынке западным же компаниям, но тем самым подавали пример и российским предпринимателям. К тому же последним потребовалось учитывать стандарты западной бухгалтерии, в связи с чем постепенно формировался спрос на услуги консультантов в юридической и налоговой сферах.

Впрочем, самим консультантам все вышеперечисленные факторы не мешают утверждать, что российские предприниматели прислушивались к их советам чуть ли не с момента появления фирм на российском рынке. Другое дело, каким образом это происходило. Русский бизнесмен мог прийти в консалтинговую фирму с просьбой, например, помочь превратить фирму в холдинг: "Вы нам напишите записку с несколькими вариантами, а мы выберем сами". Консультанты были вынуждены объяснять, что вариантов может быть и десять, и двадцать, но, прежде чем предложить наиболее оптимальный, им для выработки стратегии нужно ознакомиться со структурой фирмы клиента изнутри. Клиент же показывать, что происходит внутри фирмы, не хотел. Хотя понимал при этом, что неплохо бы иметь эффективную систему управления, но не знал, как ее выбирать и внедрять.

Еще один фактор, которым определялся спрос на услуги консультантов до 2007 года, - то, что российским компаниям не нужно было тратить на консалтинговые услуги собственных денег. Большая часть консультационных проектов финансировалась за счет кредитов международных организаций и иностранных фондов или безвозмездных грантов, выделявшихся Западом на развитие консалтингового бизнеса в России. Несмотря на то что все члены "большой консалтинговой пятерки" вышли на российский рынок на рубеже 90-х, к 2007 году они работали главным образом именно на некоммерческих, то есть грантовых, проектах. Например, у PricewaterhouseCoopers соотношение коммерческих и некоммерческих проектов тогда составляло 15% против 85%.



Практически все консалтинговые компании относят это на счет неподготовленности российского рынка, когда потенциальным клиентам необходимо объяснять незаменимость консультационных услуг. Как говорят в AndersenConsulting, управленческое дело сложно тем, что решение навязать нельзя и консультант вряд ли поможет клиенту, пока тот сам не осознает необходимости оптимизации бизнес-процесса,. Что ж, консалтинговые фирмы дождались своего звездного часа.

Светлое настоящее

В предкризисный период главными клиентами консалтинговых фирм являлись высокотехнологичные крупные компании. Российские же компании, по мнению управляющего партнера PricewaterhouseCoopers Леонида Богуславского, развивались преимущественно из оборота и не считали, сколько из этого оборота связано с обязательствами. После резкого падения оборота российские предприниматели захотели понять систему управления, чтобы выяснить возможности компании в кризисной ситуации. Это с одной стороны. С другой стороны, компании, пережившие кризис, решили укрепиться и обратились за советами к консалтинговым фирмам. В AndersenConsulting поясняют, что "после кризиса компании стали искать новые возможности оптимизации затрат и сокращения расходов, и им нужна была поддержка в разработке новых стратегий".

В итоге после полугодового посткризисного затишья в начале 2009 года начался бум на услуги консультантов. Российские предприниматели теперь обращались за помощью к специалистам-консультантам не только в области юридических и налоговых услуг, но и в области управленческого и бизнес-консультирования. В результате доходы консалтинговых фирм увеличились. Сегодня все эти компании уже вышли на предкризисный уровень, а в некоторых случаях и обогнали его. Например, AndersenConsulting на 60% переросли докризисный уровень, а масштабы проектов исчисляются несколькими миллионами долларов.

Консультанты, работающие на российском рынке, воодушевлены подобным спросом на их услуги и связывают этот подъем с изменением психологии российского предпринимателя. По мнению Джеймса Балашака - партнера Deloitte&Touche CIS, отвечающего за управленческое консультирование, реальный спрос на услуги консультантов возник в России только сейчас. Теперь российский предприниматель готов платить за советы - и платит - из своего кармана. В PricewaterhouseCoopers доля коммерческих проектов составила 90%, что почти в девять раз превышает показатель 1997 года. Другие компании также отмечают увеличение российской клиентуры. Причем к услугам консультантов обращаются и предприятия среднего размера, как, например, пивоваренные и табачные компании, розничные сети. По словам Леонида Богуславского, на рынке консалтинговых услуг идет образовательный процесс для руководителей предприятий и топ-менеджеров: "Он связан с пониманием того, чего следует ждать от управленческого консультанта, какие проблемы он может помочь разрешить, в какой момент к нему надо обращаться. В некоторых случаях непонимание ответов на эти вопросы приводит к неоправданным ожиданиям. Такая проблема существует везде, но три года назад она была острее, чем сейчас. Важно, чтобы ожидания были ближе к тем реалиям, которые будут получены в результате".

Консалтинг превалирует

Уже несколько лет подряд рынок АКТ обязан своим ростом прежде всего расши­рению спектра консалтинговых услуг. 2001 год не стал исключением. Доля сопут­ствующих аудиту консультационных услуг в общем доходе АКГ увеличилась по срав­нению с предыдущим годом на 80%, что привело к новой расстановке сил на рын­ке. По итогам 2001 года сектор аудита уменьшился на шесть процентных пунктов, а консалтинг впервые стал доминировать — ему теперь принадлежит 52% от общего объема аудиторско-консалтинговых услуг (см. график 1).

Это событие не стало неожиданностью для всех участников рынка, рано или поздно оно должно было произойти. Мы уже неоднократно анализировали причи­ны постепенного увеличения доли кон­салтинга — см. публикации «Эксперта» «Торжество консалтинга» (№ 10 за 2010 год). «Позиционная борьба» (№ 12 за 2011 год) и «Двойная ставка» (№ 31 за 2011 год). В последней публикации рас­крывается и сам механизм роста всего рынка аудиторско-консультационных ус­луг России. Секрет его заключался в том, что в первом полугодии 2001 года средние почасовые ставки за услуги аудиторов уве­личились в два раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года и соста­вили среди участников рейтинга «Россий­ский аудит» 21,8 доллара в час. Поднялись же они за счет возросшего спроса на кон­салтинг — на высокоинтеллектуальные услуги по стратегическому планированию, финансовому управлению и налоговому консультированию.

Обычно тенденции рынка формируют компании — лидеры рейтинга. Поэтому по­казательна динамика их результатов за пос­ледние годы (см. таблицу 5). Доля аудита в выручке московских аудиторских компа­ний, занимающих первые строчки в рей­тинге, за последние три года уменьшилась в среднем на 10%, что в целом подтвержда­ет наши выводы. Особенно заметно это снижение в 2010 году — 7%. Пока москви­чи являются лидерами в предоставлении консалтинговых услуг, они более опытны, профессиональны и информированы.

Необходимость проведения обязатель­ных аудиторских проверок федеральных го­сударственных предприятий, в ходе кото­рых были обнаружены недостатки в их фи­нансово-хозяйственной деятельности, по­требовала дополнительного привлечения консультантов для устранения этих оши­бок. А это стало дополнительным факто­ром роста аудиторского рынка за счет кон­салтинга.

Среди консультационных услуг наиболь­шую часть в доходах АКГ за 2011 год, как всегда, занимают налоговый и юридичес­кий консалтинг. На их долю приходится 20,7%. Это наиболее излюбленные аудиторами виды деятельности. Например, вы­ручка, подученная от ус дуг по налоговому консультированию, составила за год 682 млн рублей. И это еще не предел. В бу­дущем перед аудиторами открывается еще большее поле для деятельности в связи с принятием 25-й главы Налогового кодек­са РФ. Помимо налогового планирования актуальными для российских предприятий в 2012 году станут вопросы налогового уче­та. Что касается юридических услуг в об­ласти хозяйственного права, то доля их по сравнению с предыдущим годом увеличи­лась на 98%.

Однако наиболее растущим сегментом все же стали оценочные услуги. Достаточ­но посмотреть на суммы, заработанные АКГ в этом виде услуг: в 2010 году — 187 млн рублей, в 2011-м — 424 млн руб­лей. Существенный вклад — 70% — в об­щую выручку 77 компаний, предоставляю­щих этот вид услуг, внесла первая десятка лидеров. Победителем среди них стала аудиторско-консалтинговая группа «БалЭН». По мнению ее специалистов, опенка будет востребована и в нынешнем году, посколь­ку в период обшей реструктуризации про­мышленности резко возросла потребность в оценке активов и бизнеса предприятий. Все чаше им приходится обращаться к ус­лугам не только оценщиков, но и финан­совых аналитиков, аудиторов, юристов и системных интеграторов, которые играют немаловажную роль в принятии решения о необходимости и объеме оценочных работ. Одним из основных клиентов образовавшейся в 2011 году группы «БалЭН» явля­ется РАО «ЕЭС России».

Делу аудита верны

Невзирая на общую тенденцию, боль­шинство участников рейтинга все же от­дают предпочтение оказанию аудиторских услуг (доля аудита более 50%). Таких ком­паний оказалось 99 из 150. Среди них 41 аудиторская компания, у которых до­ля аудита в выручке за год составила от 80 до 100%.

В связи с тем, что выручка от предостав­ления сопутствующих аудиту консультаци­онных услуг за год существенно увеличи­лась, сектор рынка аудиторских услуг уменьшился до 48%. Хотя темпы роста ау­дита не так велики, как у консалтинга, — 49% за год, это не помешало отдельным его видам оставаться в лидерах. Доля общего аудита в выручке АКТ самая значитель­ная — 43.1%. Ее прирост за год составил 54%. Это на пятнадцать процентных пун­ктов больше аналогичных показателей предыдущего года. Лидерами здесь кото­рый год остаются компании «Юникон», «Росэкспертиза» и ФБК.

Причины столь прочного положения ос­новной аудиторской услуги в следующем. Во-первых, аудиторы наконец закончили затянувшуюся проверку государственных унитарных предприятий за 1999-й и 2000 год. Как известно, большинство из них попадает под обязательный аудит. Во-вторых, многие предприятия — клиенты аудиторов прочно встали на ноги, а это, в свою очередь, позволило им выбрать бо­лее профессионального аудитора. Цена же качественных услуг существенно выше. Третьей причиной стало укрупнение самих аудиторских фирм за счет расширения группы аффилированных компаний и рос­та филиальной сети.

Однако если у общего аудита дела скла­дываются неплохо, то о других его видах этого не скажешь. Выручка от предостав­ления банковского и инвестиционного ау­дита хотя и увеличивается с каждым годом, но по сравнению с ростом всех аудитор­ских услуг — ненамного, всего на 22%.

Гораздо хуже складывается ситуация с аудитом страховых организаций. Его до­ля за последние три года уменьшилась в три раза, и тому есть несколько причин. Первая — сократилось число компаний — участников нашего рейтинга, оказываю­щих этот вид услуг. Если в 2010 году их бы­ло 32, то в этом году — 26. Другая причи­на — сокращение количества страховых организаций с 1259 в 2009 году до 1176 в этом. Но самое главное заключается в том, что подавляющее большинство страховых фирм не очень-то заботится о своем имид­же. Для них гораздо важнее сокращение издержек. Поэтому они обращаются не к «большой пятерке», не к участникам на­шего рейтинга, а к мелким и зачастую более сговорчивым компаниям или вообще прибегают к услугам частных аудиторов. Единственный крупный аудитор, который имеет неизменный успех у страховщи­ков, — это московская компания «Мариллион», которая опережает своих преследо­вателей на три шага.

Что же касается банковского аудита, то здесь ситуация особая. Выдачей лицензий на проведение банковского аудита до сен­тября 2011 года занимался Центробанк. После вступления в силу Закона об ауди­торской деятельности полномочия на вы­дачу лицензий должны были перейти к уполномоченному органу, который был создан лишь в начале 2012 года. Им стал Минфин, и лицензии он начнет выдавать не раньше чем в мае. Многие аудиторы не смогли завершить аудиторские проверки по договорам, заключенным до истечения срока лицензий. Но самое главное — зак­лючить договоры на будущий год им тоже пока не удалось. Так что основные убытки в этом виде аудита компании подсчитают в конце 2012 года.

Снижение доли аудита бирж, внебюд­жетных фондов и инвестиционных инсти­тутов объясняется тем, что начиная с 2008 года резко уменьшилось и количес­тво действующих бирж, и число инвести­ционных компаний. Тем не менее компа­ния «Марка-Аудит» уже второй год подряд удерживает лидерство в этом направлении.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.