Методы работы консультанта В арсенал консультанта входят следующие методы сбора информации: · изучение документации – фактологическое описание ситуации в организации; · наблюдение – получение данных, которые не фиксируются в документах; · проективные методы – для получения неосознанной информации о проблемных точках организации; · интервью – получение устных осознанных представлений по проблеме организации; · опросы – получение письменной информации по проблеме организации; Но наиболее эффективным и распространенным методом исследования является глубинное интервью – беседа один на один с ключевыми работниками организации, руководителями и исполнителями, с покупателями, поставщиками, конечными потребителями продукции. Методы согласования представлений: · мозговой штурм – коллективная генерация решений; · метод сценариев – анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на создание проблемы; · метод экспертных оценок – структурирование представлений. Методы внедрения рекомендаций: · лекций и семинары – предоставление теоретической информации; · тренинги и деловые игры – освоение сотрудниками практического и этического опыта; · эксперимент – получение опыта новой деятельности в реальной жизненной ситуации. Тема 3 Проблема консультант-клиентских отношений. Консультационный проект с точки зрения заказчика. Роль заказчика в консультационном проекте. Психологические причины сопротивления усилиям консультанта. Цели консультанта в построении эффективных отношений с клиентом. Проблема ответственности клиента и консультанта за результаты консультационного проекта. Этические проблемы консультирования.      Консультант в процессе работы должен соблюдать определенные нормы поведения, придерживаться базовых профессиональных ценностей. Эти вопросы являются весьма важными для установления продуктивных клиент-консультантских отношений. К базовым ценностям и принципам консультанта можноотнести: 1. Консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом. 2. Консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методик и только после их изучения, прохождения обучения, консультирования у компетентных в этих методиках специалистов. 3. В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты, методики, необходимо делать все возможное для повышения компетентности своей работы и снижения рисков клиентов. 4. Консультанты обсуждают с клиентами вопросы конфиденциальности и необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы. 5. Консультант осуществляет индивидуальный подход к клиенту, максимально учитывает сложившуюся в организации ситуацию. 6. Консультант неукоснительно соблюдает договорные обязательства, но в случае изменения ситуации обязательно сообщает о новых обстоятельствах клиенту и совместно с ним находит компромиссы. 7. Консультант несет персональную ответственность за результат. 8. Консультант ведет свою деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. Также можно определить основные положения этического кодекса поведения консультанта: 1. Доброжелательные, искренние, правдивые отношения с клиентом. 2. Учет ценностей, принципов и норм, принятых в организации клиента. 3. Строгое соблюдение договорных обязательств. 4. Разграничение личных и профессиональных отношений с клиентом. 5. Предупреждение и недопущение конфликтов, при их проявлении перевод конфликтов в конструктивное русло. 6. Внимательный учет реакции клиента на действия консультанта, налаживание постоянной обратной связи. 7. Терпимое отношение к негативному поведению клиента. 8. Недопущение формализма, установление положительных эмоциональных отношений. 9. Ориентация на долгосрочные отношения с клиентом. Это интересно — цитата: Хорошая репутация более важна, чем чистая рубашка. Рубаш. ку можно выстирать, репутацию — никогда (Альфред Нобель). При работе консультанта с клиентами необходимо установить связь между претензиями заказчиков, с одной стороны, приоритетами, ценностями, этическими нормами консультанта, с другой стороны, и возможными компромиссами между ними. Как показывают исследования, основными претензиями заказчиков являются: 1. Используются стандартные, шаблонные подходы консультантов к решению нестандартных проблем организации. Недостаточный профессионализм консультантов, их ориентация на процесс и соблюдение формальных признаков работы, а не на конечный результат. 2. Не выявляются ключевые потребности фирмы с учетом специфики ее деятельности, нет критериев оценки промежуточных и конечных результатов консалтинга, уход консультанта от ответственности. 3. Не учитывается текущая как внутренняя, так и внешняя социально-экономическая ситуация, тенденции развития фирмы, ее отраслевой деятельности. 4. Нерегулярная и (или) нечеткая обратная связь между консультантом и клиентом, неучет мнения клиента, его предложений, невовлечение клиента в процесс консалтинга. 5. После завершения консалтинга контакт с консультантом прекращается или носит случайный характер. Устранение этих претензий, с одной стороны, обеспечивается соблюдением профессиональных и этических норм консалтинга, а с другой — постоянным поиском компромиссов между консультантом и клиентом. Что касается внутреннего консультанта, то необходимость компромиссов обусловлена его служебным положением; с одной стороны, он находится в структуре данной организации и имеет руководителя, а с другой — должен быть независимым и объективным. В умении обеспечить этот компромисс и состоит профессиональная особенность внутреннего консультанта. Необходимо отметить, что приход консультанта в организацию и проведение консалтинга являются стрессом для персонала организации, нарушают стабильный ход работы, обусловливают в конечном итоге определенные организационные изменения, в определенной степени провоцируют конфликты. Для управления стрессами и конфликтами необходимо: 1. Соблюдать профессиональный и поведенческий кодекс консультанта. 2. Убедить руководство организации в принятии дополнительных мер мотивации сотрудников. 3. Использовать методы проведения организационных изменений. 4. Обеспечивать гласность и информативность работы консультанта. 5. Осуществлять перед консалтингом определенную подготовительную работу, обеспечивающую положительный настрой персонала на предстоящую работу, его готовность к ней как с социально-психологической, так и с профессиональной точки зрения. Консультант может помочь клиенту лишь в том случае, если понимает стоящие перед ним проблемы, а клиент ценит его помощь. Опытные консультанты обычно исповедуют открытый подход к жизни, к работе и в процессе коммуникаций с клиентом стремятся следовать четырем принципам: 1. Быть естественным и говорить то, что думаешь. Не пользоваться своими советами для манипулирования человеком или получения личной выгоды. 2. Выражаться ясно и конкретно, чтобы быть правильно понятым. 3. Уметь понять, что чувствует другой человек, и точно оценить то состояние, в котором он находится. 4. Быть готовым вскрыть неудобные факты и чувства, нетеряя при этом изначального уважения к другому человеку. |