Основные экономические показатели работы ТЭК Для оценки деятельности транспортно-экспедиторских компаний можно рассчитывать три группы показателей: - показатели деловой активности компании; - показатели конкурентоспособности предоставляемых услуг; - показатели рыночной ситуации и положения компании на рынке. Основными показателями деловой активности выступают следующие: доходы, расходы компании, рентабельность услуг, производительность труда, доля специалистов с высшим образованием (доля специалистов, получивших сертификаты ФИАТА), средняя доходная ставка, оборачиваемость дебиторской задолженности (дебиторская задолженность занимает большую долю в оборотных средствах) и др. Некоторые из вышеперечисленных показателей имеют свои особенности расчета в данном виде деятельности. Наиболее общей формулой для расчета доходов от экспедиторских операций является формула:  где Fэкс – доход компании от экспедирования, руб. fi – ставка экспедиторской комиссии от обслуживания i–го грузопотока, руб/база расчета. Kбазi – база расчета. В силу того, что многие экспедиторские компании привязаны к какому-либо виду транспорта, база для расчета доходов может быть разной. В качестве таковой может выступать количество обработанного груза (т, м3), количество контейнеров, число вагонов на железнодорожном транспорте, число автомашин (при экспедировании автомобильного транспорта). В некоторых экспедиторских компаниях оплата за оформление некоторых документов не включается в основную ставку, тогда формула доходов принимает следующий вид:  где Fоф.док – плата за оформление определенных документов, руб. Как известно, ставка экспедиторской комиссии может включать и не включать в себя оплату третьим лицам (плату за таможенное оформление, оформление различных сертификатов, плата за сюрвейерский осмотр и др.). В случае, если ставка экспедиторской комиссии включает в себя плату за услуги третьих лиц, доход экспедитора необходимо уменьшить на величину расходов по обслуживанию конкретного грузопотока. Тогда формула дохода от экспедиторской деятельности примет следующий вид:  где Rгрузi – расходы компании на оплату третьим лицам, связанные с обслуживанием i-го грузопотока, руб. К основным текущим расходам транспортно-экспедиторских компаний относятся арендная плата за офисные помещения или их амортизация, если они находятся в собственности компании; амортизационные отчисления по транспорту, офисной технике, мебели; зарплата и ЕСН, горюче-смазочные материалы, расходы на ремонт и прочие. Таким образом, в транспортно-экспедиторской компании следует различать текущие расходы и расходы, связанные с обслуживанием конкретного грузопотока. Если компания обслуживает несколько грузопотоков, то при экономическом анализе можно проследить динамику средней ставки экспедиторской комиссии, которую можно вычислить по формуле (4): (4) где fср - средняя ставка экспедиторской комиссии, руб/база расчета. Основным показателем конкурентоспособности экспедиторских услуг выступает показатель логистического сервиса. Показатель логистического сервиса отражает степень полноты спектра оказываемых услуг. Данный показатель можно рассчитывать как по компании в целом, так и по отдельным грузопотокам по формуле:  где Клс - показатель логистического сервиса, %; Кусл - количество сопутствующих услуг, фактически оказанных компанией, ед.; Кmax – максимальное количество услуг, которые может оказывать компания по обслуживанию транспортных и грузовых компаний. Третья группа показателей включает коэффициенты оценки состояния рыночной ситуации, а также положения анализируемой экспедиторской компании. Основным показателем положения на рынке является доля рынка компании, которая рассчитывается по формуле:  где Кбаз – количество обработанного груза или вагонов или автомашин (в зависимости от базы расчета), проходящих через транспортный узел за определенный период; Кобщ – общее количество груза или вагонов или автомашин за определенный период. Для определения степени монополизации рынка и силы конкурентной борьбы достаточно рассчитать индекс концентрации и показатель интенсивности конкуренции по соотношению рыночных долей. Индекс концентрации характеризует сумму рыночных долей крупнейших хозяйствующих субъектов рынка. Чаще всего рассчитывают трехдольный индекс концентрации CR3 по формуле: , где CR3 - индекс концентрации для трех хозяйствующих субъектов, имеющих наибольшую долю рынка; Дi - рыночная доля данного субъекта с номером i в общем объем реализованной продукции конкретного рынка, %. В случае, если CR3<45%, считается, что рынок неконцентрированный, то есть, нет компаний, обладающих значительной монопольной рыночной властью, если 45%<CR3<70%, рынок считается умеренно концентрированным. Если же CR3³70%, то данный товарный рынок считают высококонцентрированным и, поэтому, требующим особого внимания со стороны антимонопольных органов. Показатель интенсивности конкуренции по соотношению рыночных долей основан на положении о том, что наибольшая конкурентная активность существует при приблизительно равных долях конкурирующих компаний. Сила конкурентной борьбы максимальна, если показатель равен 1. Интенсивность конкуренции рассчитаем по формуле. , где Ud - показатель интенсивности конкуренции по соотношению рыночных долей; Дi - доля i – го конкурента на рынке, доли единицы; n – количество конкурирующих предприятий на данном рынке. |