МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теоретические основы понятия натурального числа





 

Понятие натурального числа, как и любое абстрактное понятие, это отражение общих и существенных признаков определенных явлений объективной действительности. Объек­том отражения служат количественные отношения действи­тельного мира.

Понятие числа у человека возникает в основном так же, как и другие научные понятия, т.е. на основе конкретных представлений, на основе практического опыта. Отличитель­ные черты этого процесса обусловливаются лишь сущнос­тью объектов отражения - количеством.

Особенностью количества является то, что реально коли­чественные отношения вне предметов, отдельно от них, не существуют. Чтобы отделить количественные отношения от всех других признаков предмета, нельзя сразу откинуть сами предметы или заменить разнообразные совокупности сово­купностями, составленными только из одних каких-то пред­метов. Трудности формирования понятия о количестве объяс­няются еще и тем, что в разных конкретных множествах необходимо выделить и обратить внимание на количествен­ные отношения как самые главные, самые существенные.

Для того, чтобы выделить постоянные количественные от­ношения, следует сделать однородные множества перемен­ными, т.е. необходимо разнообразить совокупности предме­тов. Например, пять шкур, пять мешков зерна, пять пальцев на руке. Эти множества отличаются по содержанию, но они одинаковы по количеству, что становится очевидно благодаря их сравнению. Количественная сторона данных множеств, ос­таваясь постоянной, становится заметной, так как отделяется от других качественных и пространственных признаков и обоб­щается в виде абстрактного понятия числа - всех их по пять. Следующей особенностью количественных отношений является то обстоятельство, что выделение их осуществляет­ся с помощью сравнения. Только сравнение предметов от­крывает у них количественную сторону как объективное свойство материального мира. Поэтому основным в позна­нии количества является восприятие не самих вещей, а вос­приятие их изменений - сравнение, умственная деятель­ность, динамика (Кольман Е.). Эти действия могут быть раз­ными: непосредственное сравнение, счет, измерение, что зависит от природы самих вещей. Если это дискретные (пре­рывные) величины, то сравниваются они или непосредствен­но, или с помощью пересчитывания элементов. Если же это непрерывные величины, то сравнение осуществляется изме­рением или также непосредственным сравнением. Действия сравнений зависят и от задачи более или менее точно харак­теризовать количество. Например, восемь штук, четыре ки­лограмма, пять метров и др.

Итак, при формировании у детей понятия числа важно организовать систему действий с совокупностями предме­тов, научить их различным способам выделения и оценки количества предметов. Усвоение понятия натурального числа у детей даже под влиянием целенаправленного обучения - длительный процесс. Как и любое познание, оно не простое, не непосредственное, не целостное, а достаточно сложный процесс осознания абстракций, законов, закономерностей. Дети сами не изобретают ни действий, раскрывающих количественную сторону предметного мира, ни названий чисел, ни знаков для обозначения их записи. Это происхо­дит благодаря усвоению ими опыта предыдущих поколений (опыта взрослых). Однако личный опыт каждого ребенка так­же необходим. Без непосредственного опыта невозможно ни возникновение, ни развитие математических понятий.



На каждой ступени обобщения и углубления понятий на­турального числа следует обеспечить правильное объединение чувственного и логического элементов познания. Чув­ственный опыт, как и логические способы раскрытия конк­ретного понятия, развивается и усовершенствуется. Чувствен­ное познания — это наши ощущения и восприятия.

На первых этапах возникновения числовых представлений у детей чувственную основу создает оперирование предмета­ми. Для этого им необходимы разные группы (множества) предметов. Дети практически действуют с ними: складывают, раскладывают, нанизывают, накладывают, прикладывают, пересчитывают. При этом необходимо, чтобы взрослый на­правлял этот процесс на сравнение множеств по количеству (больше, меньше, поровну). Под влиянием этих действий, во-первых, развиваются операции сравнения и счета; во-вторых, формируется начальное понятие о числе как показателе мощ­ности множества.

В процессе формирования понятия числа особое значение приобретает связь счета с измерением, обучение детей по­ниманию отношения того или другого объекта (величины) как целого к его части (меры).

Позднее понятие натурального числа углубляется благо­даря оперированию самими числами: ознакомление с систе­мой счисления, изучение свойств натурального ряда, вы­полнение арифметических действий. В результате изменяется само содержание понятия натурального числа, а соответствен­но этому изменяется также восприятие количества, число­вые представления в целом. Важное значение тут приобрета­ет логический элемент познания.

Практика, индивидуальный опыт ребенка являются не только основой формирования абстрактного понятия нату­рального числа, но и способом изучения количественных отношений. Опыт в данном случае выступает как критерий жизненности, реальной значимости понятия числа.

Для ребенка в первое время его жизни слова являются только вторым сигналом действительности. Первым же яв­ляются восприятия, которые поступают в его сознание че­рез органы чувств из внешнего мира.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.