МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 1 страница





КОНСПЕКТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

(Е.М. Апенко, д.ф.н.)

КОНСПЕКТ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

РОМЕН РОЛЛАН

ДЖОН ГОЛСУОРСИ

АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕОДОР ДРАЙЗЕР

РОМАНЫ ДРАЙЗЕРА

ДРАМА XX ВЕКА

ДЖОРДЖ БЕРНАРД ШОУ (1856-1950)

ТОМАС МАНН

МОДЕРНИЗМ

МАРСЕЛЬ ПРУСТ (1871-1922)

ДЖЕЙМС ДЖОЙС

КАФКА(1883-1924)

I МИРОВАЯ ВОИНА И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

АНРИ БАРБЮС "ОГОНЬ"

ЛИТЕРАТУРА ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ

ХЕМИНГУЭЙ

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР

ФОЛКНЕР

БЕРТОЛЬД БРЕХТ

ЖАН-ПОЛЬ САРТР

АЛЬБЕР КАМЮ

АЙРИС МЕРДОК

НОРМАН МЕЙЛЕР

ДЖОН ФАУЛЗ

ТЕАТР АБСУРДА / АНТИДРАМА.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ РОМАН

Вопросы к экзамену по зарубежной литературе XX века (СПбГУ)

 

 

В 20 веке становится больше национальных литератур, главное, меняется их качество. Произошел кризис принципа национальной обособленности, идет объединение культур, культура становится интернациональной, полиэтничной, универсальной. Мы не будем, поэтому изучать литературу какой-то отдельной страны, а будем перебирать в хронологическом порядке важнейшие явления и тенденции в литературе и смотреть, как они проявляли в литературе разных стран. Надо отметить, что серьезная литература 20 века выходит за рамки традиций русской литературы и традиций литературы 19 века. Она использует философские принципы, сложно организована, чтобы понять такую литературу, надо понять систему философии, систему мировидения.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

 

Конец 19 века вызывает ощущение, что эпоха кончается, накопилось много изменений в формах и способах человеческого существования, это вызывает брожение умов, мироощущение конца глубоко проникло в души людей.

В политике сложились определенные государственные структуры, мир был поделен, сформировались империи, стало ясно, что этот дележ не всегда нравственен и справедлив. Поэтому, например, возникло негативное отношение к англо-бурской войне, такого никогда не было в 19 веке. Это показало, что мир начал мыслить иными категориями, произошел сдвиг восприятия колонизаторской политики, началось духовное противостояние колониализму. Единая Германия выходит на арену мировой политики. Она не участвовала в дележе мира, но в этот период она очень бурно развивалась и начала претендовать на свой кусок, в этом причина будущих войн в Европе.

Экономическая система также менялась. Произошел промышленный переворот в США и странах Европы, начали вводится иные технологии, достижения, меняющие возможности человека. Возникла сеть железных дорог, появились автомобили, самолеты.

Создалась и иная ситуация в попытках человека познать мир. Начинаются многие исследования, из которых возникает наука в современном представлении, появляются психология, лингвистика, социология. Общие науки начинают делиться на частные, и эти частные науки при помощи экспериментов достигают неожиданных результатов: строится модель атома, создается квантовая теория, пересматривается теория Ньютона, фундаментальные законы физики. Люди постигают главное, они понимают, что материя может куда-то исчезнуть, картина мира, которая сложилась в их представлениях, размывается, поэтому происходят существенные сдвиги и в философии. Это проявляется в отказе от рационализма и позитивизма, которые доминировали во второй половине 19 века и которые породили литературу критического реализма и натурализма.



Становятся популярными иные принципы, происходит возрождение идеализма, причем не объективного идеализма Гегеля, Шлегеля и Шеллинга, а субъективного, который все меряет личностью, причем это не идеализм 18 века, не идеализм Беркли, который был продуктом все же рационального мышления. Этот новый субъективный идеализм прошел школу позитивизма, он лишен диалектики как, например, идеализм Нищие. Философы этого направления исходят из концепции иррационального познания бытия. Шопенгауэр, например, утверждал, что при познании мира разум нам мешает, бытие иррационально, это нельзя познавать при помощи рационального, познание может быть только иррациональным. Из этих концепций выросла философия Анри Бергсона, философия "интуитивизма". Согласно этой концепции не разум, а интуиция является единственной основой для познания единой, живой вселенной. Кроме того рождается философия экзистенциализма, концепция бытия как абсурда, согласно которой бытие вообще не подлежит познанию, оно абсурд и хаос.

Все это укрепляло людей в сознании того, что эпоха кончается, и это оказывает сильнейшее влияние на художественную литературу и звучит в литературе, определяет ее тематику ипроблематику, позднее оказывает влияние и на поэтику. Конкретные результаты этого процесса очень разные.

Эволюция происходит прежде всего в творчестве молодых писателей. В их творчестве происходит пересмотр традиционных принципов литературы критического реализма. Эти принципы сложились в середине 19 века, они существуют и развиваются на протяжении всего 20 века, это одно из магистральных направлений литературы 20 века. Но эти принцины присутствуют только в массовой литературу, только в такой литературе можно найти схему 19 века, схему Бальзака. Серьезная литература 20 века многое меняет в методологии реализма, она вносит в нее свои изменения и дополнения. У 20 века два начала, это начало календарное - 1901 год и начало реальное — август 1914 гола, начало первой мировой войны. Война стала рубежом, барьером, о который сломались все остатки 19 века. Первое десятилетие 20 века это только переходный этап, плавное перетекание из одной эпохи в другую.

РОМЕН РОЛЛАН

В 20-ые годы Ромена Роллана неофициально называли "совестью Европы", сейчас же его воспринимают неоднозначно. Это типичная для эпоху судьба. Он получил прекрасное образование, занимался историей и теорией итальянской музыки, сделал научную карьеру в области гуманитарных наук. Он еще в юности страстно хотел стать писателем, он обращается к писательству старательно, он обдумывал, каким писателем он должен стать, о чем он должен писать. Поэтому он пишет письмо Льву Толстому. Это, кстати, свидетельствует об изменении роли русской литературы, она входит в контекст европейской,пользуется большим авторитетом. Толстой ответил на то письмо, в ответе он написал об идее служении писателя народу, и эта идея очень понравилась Роллану, хотя он ее сначала не понял, ибо в России общественная функция литературы очень велика, совсем иная ситуация сложилась в литературе 19 века в Европе. Там господствовал буржуазный индивидуализм, на котором и построено западное общество. Человек должен отвечать только перед господом Богом, между человеком и богом нет никаких посредников, писатели не стремились, поэтому, учить, не брали на себя такую функцию, эта идея начинает работать только под влиянием русской литературы. Идея Толстого, что писатель это лицо общественно значимое, что он должен воспитывать, повлияло очень сильно на все творчество Ромена Роллана.

В прошлый раз я начала говорить вам говорить о Ромене Голланс и о том, как он начинал свою деятельность. Ощущение конца века, совпадающее с концом эпохи. заставляло многих подводить итоги; а с другой стороны, пытаться выстроить какие-то перспективы, планы на будущее. Поэтому резко возрастает степень осознанности, с которой начинающие писатели подходят к определению того, о чем им нужно писать и как им нужно писать. Отсюда желание Р.Роллана найти способ письма, потом что-то пытаться делать. Ему в достаточной мере помогло письмо Толстого, в котором он заговорил о долге писателя как представителя перед народом. Роллан поэтому выбрал для себя реализм как метод, которому он считает нужным следовать.

Первые шаги Роллана были в области драматургии. Он написал целый ряд пьес в 90-е годы, которые потом были напечатаны и существуют под единым названием "Театр революции" ("14 июля", "Дантон", о великом французском революционере). Правда, есть у этого цикла еще одно название — "Пьесы народного театра". По своим художественным достоинствам и особенностям эти пьесы весьма традиционны. Роллан писал эти пьесы для определенных актеров и определенных зрителей. В конце века во Франции, Англии, России распространяется мода, тенденция образовывать народные массы. (В Петербурге - - "Народные дома"). Цель - научить грамоте, политической грамоте, раскрыть таланты и дарования. И Роллан писал свои пьесы для вот такого самодеятельного театра, для одного из парижских Народных домов.

Идеи социализма конца 19 - начала 20 пека не просто призраком ходили по Европе, а имели вполне определенную форму. Сама идея социалистического переустройства общества витала в воздухе и была чрезвычайно популярна. И как производное от этой социалистической идеи и возникали Народные дома и всякого такого рода организации, так как самым распространенным вариантом социализма была доктрина реформаторского социализма, то есть кардинального изменения социально-экономического устройства при помощи реформ и пропаганды, постепенного эволюционного перехода от одного строя к другому. Соответствующим элементом пропаганды было распространение этих идей, повсеместно — и в верхах, и в низах. Но низы нужно было образовывать, чтобы они имели возможность раскрыть свой потенциал. Ромен пишет пьесы, выбирая предмет изображения — Великая Французская революция, выбирая намеренно: для успехов в воспитании народных масс нужно привить им чувство собственного достоинства, сознание собственных великих возможностей. Это можно сделать, напомнив французскому народу о его "звездном" часе, а именно как этот "звездный" час Роллан рассматривает французскую революцию, когда все зависит от народных масс, когда они оказывают решающее воздействие, когда они активизируются. Этот цикл пьес - - своего рода идейный урок. Литература должна не только что-то сообщать, не просто что-то рассказывать, она должна иметь идейный заряд, который она должна стараться довести до читателя, которые должны быть преимущественно простые люди, а не буржуа.

Примерно эти же идеи, но не столь юношески прямолинейно, легли в основу первого крупного прозаического произведения, написанного в первые годы 20 века, сделавшего ему имя — "Жан-Кристоф". Роллан писал этот роман долго: с 1904 по 1912 год. Ему все время вменяли в вину: почему он сделал героем романа немца? Жан-Кристоф Крафт — немецкий музыкант. Роллан отвечал, что его задачей было не столько рассказать биографию своего героя, сколько рассказать о жизни Франции прежде всего и других европейских стран. Действительно, большая часть действия происходит во Франции. Сторонний глаз иностранца может увидеть во французской жизни гораздо больше, чем глаз человека изнутри. Важно что: Роллан в этом ответе очень четко сформулировал, что есть главная задача романа — не столько жизнь Жана-Кристофа, сколько рассказ о жизни Франции и других европейских стран. Тот контекст, в котором действует персонаж, перестает быть фоном историческим и социальным, а становится самостоятельным предметом, изображения. То есть резко возрастает степень прорисовки связей героя и окружающего его мира. Роман сохраняет модель бальзаковского повествования: в центре одно действующее лицо и далее то, что с ним происходит в жизни. Тип романа-биографии, но это не роман-биография в понимании литературы середины 19 века, здесь биография личности тесно вписана в биографию континента многих стран. Он бывает в Швейцарии, Италии, детство, юность в Германии затем уезжает во Францию. Биография вписана в континент европейской жизни очень и очень подробно. В результате мы узнаем, что Р.Роллан счел сущностно важным в истории Европы большей части 19 века. Жан-Кристоф прожил достаточно долгую жизнь, и в романе мир вокруг него представлен на достаточно большом отрезке.

Роллан использует толстовский прием. Толстой написал роман-эпопею, это особый жанр (эпопея > эпос). Суть эпоса: через судьбу персонажей показана судьба народа (героическая или мифологическая). Этот принцип эпоса используется при создании романа-эпопеи, когда судьбы отдельных персонажей становятся зеркалом — воплощение того, что происходит в мире, в стране. Толстой создал этот жанр. В начале 20 века именно этот жанр приходит в западноевропейскую и американскую литературу не без влияния Толстого. Писатели понимают, что такого рода повествование может решить эти задачи и создать произведение, в котором писатель продемонстрирует свое осознанное внимание к народной жизни, которое вырисовывало бы суть исторических моментов и тем самым обладало бы зарядом обучающим и воспитывающим.

С народностью в этом романе-эпопее не все у Роллана получилось. Он пошел самым примитивным путем: он пытался доказать, что музыка Жана-Кристофа необычна и непривычна для музыкальных кругов не тем, что она экспериментаторская, авангардная, а тем, что она возвращается к народным истокам, к народной музыке. Это доказывается тем, что в салонах музыку Жана-Кристофа не принимают, но когда он, сидя в своей мансарде, что-то сочиняет, кровельщики, стучащие по соседней крыше, перестают работать и слушают.

Когда началась I мировая война, Р.Роллан был одним из тех, кто занял четкую антивоенную позицию. Он очень четко сформулировал эту позицию: "Я слишком люблю свою страну, чтобы позволить ей победить в этой войне." Когда война началась, не многим было ясно из-за состояния эйфории, патриотизма, но потом по мере того война шла становилось ясно, что эта война для всех воюющих сторон в одинаковой степени несправедлива. Это была в чистом виде империалистическая война за передел сфер влияния, за передел территории. Роллан стал всеми средствами с этой войной сражаться: стал активным участником идейных боев, толкователем коллизий, воспитателем масс. Он занимался и публицистикой, работал в службе Красного Креста, помогал раненным. Писал драмы, повести, в которых речь шла о смысле этой войны. Когда I мировая война закончилась чередой, революций, в ходе которых три из пяти империй перестали существовать, Роллан был среди тех, кто приветствовал русскую революцию. Тут он наткнулся на дилемму: революция — это не только торжество одних, но и репрессии других. Что с этим делать? В эти годы он открыл для себя совсем другой мир идей: становится популярным маленький сухонький человек Махатма Ганди. Вместе с Ганди приходит мир Востока, идеология Востока, культура Востока. Роллан начинает увлекаться идеями непротивлению злу насилием. Отсюда вытекает идея бескровной революции, духовного обновления. В это время он возвращается к жанру художественной биографии: жизнь Толстого, жизнь Микеланджело и жизнь Бетховена — композитор, художник, писатель, три бунтаря.

А в 20-е годы он пишет другие литературные биографии: "Жить МахатмаГанди" и о жизни других людей Востока. В 1922 году Роллан начал писать свою следующую эпопею "Очарованная душа". Весь этот комплекс идей и представлен в первых томах "Очарованной души". Закончил он в 1933 году, год прихода к власти фашистов в Германии, а в Италии фашистский режим существовал с середины 20-х годов. Умным людям становилось ясно, что это начало нового пути к войне. На этом пути никому не удастся остаться в стороне и. что самое главное — никому нельзя оставаться в стороне. В этой грядущей войне посторонних не может быть. Поэтому Роллан вынужден принять идею необходимости борьбы, насилия, если в ходе этой борьбы отстаиваются интересы народа, демократии. Эти идеи напрямую видны в "Очарованной душе", они составляют суть "Московских дневников" Ромена Роллана (у Роллана неофициальныйтитул - "Совесть Европы", "Друг советского народа"). Роллан виделся со Сталиным, разговаривал с ним. Подробно описывает разговор. Этот дневник разрешалось вскрыть через 50 лет. Грядет война, это неизбежно, западноевропейские страны вступят в войну с Германией. Где в этой схватке будет Советский Союз? Стоит дилемма: пускается ли он, со всем его моральным авторитетом в Европе, в критику Советского Союза, сталинизма, культа личности и, обличив, подталкивает Россию к сближению с Германией (его моральный авторитет будет много значить других странах для построения отношений с Советским Союзом), или он молчит о том, что происходит, и отношения укрепляются, сохраняются, и Англия и Франция приобретают союзника. Нельзя из этих двух возможностей выбрать безупречный ответ. В "Дневниках" представлен неупрощенный взгляд на историю, неупрощенное понимание событий. Можно занятьлюбую позицию, ни одна из них не безупречна. Роллан занял свою позицию: не стал "выступать с критикой того, что происходит в Союзе и запретил публикацию дневников.

Вот эта степень вовлеченности Роллана в общественную жизнь Европы — до того небывалая. Изменились времена — эта позиция определяет и творчество, так как предметом обсуждения является и судьба персонажа, и историческая жизнь разных стран. В "Очарованной душе" действие основное происходит во Франции. Л во 2-й части романа - - уже и война, и революция. И Роллан стал едва ли не первым писателем, который дал в своем произведении изображение "новых русских", которые служат советской России, а не эмигрантов. Герои "Очарованной души" не желают просто жить, они желают понимать, как и почему они живут, быть сознательными участниками исторического процесса. Aнетта Ривьер не желает подчиняться кому бы то ни было, желает быть самостоятельной личностью, самодостаточной. Мир меняется, и женщина начинает существовать как самостоятельная единица. Именно об этом роман, о том, как меняется мир и люди живущие в нем.

ДЖОН ГОЛСУОРСИ

Пересекаем Ла-Манш и наблюдаем сходные процессы в Англии. В английской литературе тоже есть писатель этого времени, который вошел в историю, как автор романа-эпопеи. Когда характеризуют реалистическую литературу начала века, говорят прежде всего о Роллане и Джоне Голсуорси. Творчество Голсуорси имеет некоторые сходные моменты с творчеством Роллана.

Что касается начала начал, то Голсуорси происходит из богатой буржуазной семьи, он окончил Оксфорд, получил степень юриста и планировалось, что он будет работать в одной из семейных фирм. Вместо этого он объявил, что собирается заниматься художественной литературой. Первый русский писатель, с которым он познакомился был Тургенев (у Голсуорси была знакомая русская переводчица). Тургенев стал для него открытием, откровением. Он нашел в тургеневском романе то, чего ему недоставало, а именно соединение масштабности проблематики, которая была свойственная английской литературе середины века, с совершенством формы, которое в английской литературе связывается с эстетизмом О. Уальда. Это то чего жаждал Голсуорси, когда думал о том, как нужно писать, Тургенев дал ему ответ на этот вопрос. В этих камерных романах, изящных, изысканных, написанных великолепным языком,

Первый роман Голсуорси очень похож на Тургеневские романы, хотя это и не плагиат, это следование образу. Роман “Вилла Рубейн” вышел в 1900 году, с этого и начинается Голсуорси. Одновременно с романом выходит сборник рассказов, он работает и как романист, и как новеллист, и еще как драматург. Затем отходит от тургеневского образца и встает ближе к традициям английской литературы, но он не теряет того главного, что он нашел в Тургеневе. Затем увлечение Тургеневым сменяется увлечением Толстым, видим, что Голсуорси проходит школу русской литературы.

Хотя Голсуорси не стал таким общественным деятелем как Роллан. но активный социальный заряд в его произведениях присутствует. В более открытом виде он присутствует в драмах Голсуорси, которые он писал периодами. Первая его пьеса появилась в 1906 году, за ней последовал целый ряд других пьес, и они имели совершенно четкий социальный заряд. Голсуорси создал то, что можно назвать социальной драматургией.

Пьеса "Серебряная коробка" (1906). Действие происходит в доме преуспевающего буржуа, он же парламентский деятель. Муж служанки, забредя однажды в дом, прихватил из кабинета хозяина серебряную папиросницу. Кража была расследована, и его надолго осудили. Сын же этого буржуа, молодой человек из общества, крадет по злобе сумочку у девушки, которая нехорошо с ним обошлась, не ответила на его чувства. Итак, одновременно совершены две кражи, причем, ни одна из них не произведена с целью абсолютной наживы, но эти два человека получают разное наказание. Молодого человека пожурили, а рабочего отправляют на каторгу. Голсуорси интересует то, что правосудие не слепо, оно вполне зорко относится к тем, с кем оно имеет дело. За зоркостью правосудия стоит социальная несправедливость. Вторая пьеса Голсуорси называется "Борьба", речь в ней идет о стачке рабочих.

Гораздо менее обнажена критическая струя творчества Голсуорси в его прозе, но она там все равно присутствует, как осознанное намерение дать социально-критический анализ жизни английского общества. Это старый добрый критический реализм, только осознанный.

В 1904 году появляется его роман "Остров фарисеев", где герой, который принадлежит к респектабельным слоям общества, живет и действует по-толстовски (он немного похож на Нехлюдова из "Воскресения").

Далее следуют четыре романа: "Собственник" (1906) — роман о богатых буржуа, "Усадьба" о провинциальных помещиках джентри, "Братство" о богеме, художниках, интеллигентских кругах, "Патриций" о замкнутой касте титулованной знати. В каждом из этих романов представлен определенный слой английского общества.

Самый яркий из этих романов — "Собственник", так как Голсуорси сам являлся богатым буржуа и лучше знал этот слой общества. Так появилась семья Форсайтов (хотя это не первое произведение, где они появились). Девиз Форсайтов: "Ничего даром и самую малость за пенни". Действие романа происходит в 1886 году, когда викторианство еще в силе. Форсайты это люди, в которых все воплотилось: и энергия, и сила, чувство собственника, именно то, что создало британскую империю. Эта империя строилась такими людьми. В этом романе нет лобовой критики (уроки русской литературы), в нем нет героев положительных и отрицательных, герои всегда многомерны, и это сильные люди. Голсуорси не упрощает их личности. Благодаря их силе они смогли все построить, все освоить, все сделать и завоевать свое место под солнцем, по в ходе этого завоевания они уверовали в то, что псе можно измерить. Определить ценность и, исходя из этой ценности действовать. Мир для них это вещи, которые всегда имеют цену. Материальное отношение к миру это их сила, но это и. их порок. Есть вещи стоимость которых не измерить, Форсайты оказываются бессильными перед любовью и красотой, бессильны перед тем, что не оценить материально, они становятся "убийцами" любви и красоты.

Голсуорси, например, показывает взаимоотношения Сомса Форсайта и его жены. Он ее любит, для него горе, что она ему не отвечает взаимностью. Он не может выразить любовь так, чтобы Ирэн его поняла, и она его не понимает. В итого Соме строит для нее в подарок дом, а она думает, что он строит для нее клетку, в которую она залезать не хочет. Отсюда причина трагедии и других людей, и самих Форсайтов.

Критика Голсуорси это не обличение, а максимально объемный показ социальной психологии с огромной степенью глубины. Читатель видит характер стереоскопический, видит то, что можно считать достоинствами и недостатками, он видит объемную человеческую личность. Реализм 19 века таких объемных фигур не создавал, там наблюдаюсь какие-то доминанты, характерные штрихи. Отказ от деления на положительных и отрицательных это тенденция литературы уже 20 века, нет абсолютно хороших или абсолютно плохих людей, есть только их действия, которые имеют объективно положительный или объективно отрицательный смысл. С этой точки зрения действия Форсайтов имеют объективно отрицательный смысл, но не только для других людей, но и для них самих, они сильные, но они же и трагические. В первое десятилетие 20 века Голсуорси написал цикл романов (но они отдельные, самостоятельные), каждый из которых посвящен исследованию жизни того или иного слоя английского общества. Это исследование можно назвать социально-психологическим, потому что Голсуорси сосредотачивает свое внимание на исследовании того, что представляет собой тот или иной социальный тип (то есть человек, занимающий определенное место в социальной структуре), с точки зрения того, как функционирует и что представляет собой не только система мировоззрений, но и психологическая сущность. Здесь проявляется, с одной стороны, преемственность традиций английского реалистического романа середины 19 века, который был знаменит тем, что Диккенс и компания представили исследование общества; с другой стороны — это новый шаг в развитии социально-реалистического романа в том отношении, что Голсуорси интересуют психологические глубины, суть социального характера. Занимаясь этим аспектом, Голсуорси находит очень точные, тонкие краски, избегает лобовых оценок, прямолинейной констатации фактов. Стремясь создать своих героев максимально жизненными, избегает деления на положительных и отрицательных, он показывает всю совокупность человеческих свойств, характера, показывает, как это все вырастает из социального бытия. В этом смысле его романы — существенный шаг в развитии реализма, так как картина, представленная в его произведениях, представлена не столько для того, чтобы зафиксировать, проанализировать ситуацию в английском обществе, столько для того, чтобы на это общество воздействовать. Недаром в романах есть предисловия, в которых что-то объясняется, толкуется, то есть и драматургия, и проза Голсуорси стали частью общественной жизни.

Когда началась I мировая война, у Голсуорси было сложное состояние, так как он быстро сообразил, что война эта не нужна никому, кроме тех, кто не воюет и путем войны пытается добыть политические, геополитические, экономические преимущества. Но с другой стороны, он не считал для себя возможным вообще стать в позицию протеста, обличения, так как понимал, что те, кто воюет непосредственно на линии фронта в этой войне ничего не выигрывают, и с его точки зрения было не очень морально от них дистанцироваться. Поэтому он, с одной стороны, не воюя, тем не менее пытается помочь тем, кто вовлечен в эту войну: он отдает свой лондонский дом под госпиталь. Он с женой Адой уезжают на континент и работают в полевом госпитале. Это реальная помощь тем, кто реально был вовлечен в эту войну помимо своей волн. В это очень сложное для него время он пишет в основном новеллы, так как 1) мало возможностей и 2) тяжелая психологическая обстановка. В них отражено его состояние и настроения людей, которые помимо своей волн вовлечены в эту бойню.

Война кончается, и неожиданно для себя Голсуорси возвращается к свои героям, о которых, как ему казалось, он сказал все, что хотел. Когда он в 1906 году выпустил роман "Собственник", он считал, что сказал все о крупной английской буржуазии, олицетворением которой стали собственники Форсайты. Но сразу после войны он возвращается к Форсайтам. И в 1920 году выходит роман "В петле", котором становится продолжением "Собственника". А через год в 1921 году — роман "Сдается в наём. Вместе эти 3 романа — трилогия "Сага о Форсайтах". Затем появляются один за другим еще 3 романа с 1924 по 1928 год: "Белая обезьяна", "Серебряная ложка", "Лебединая песня". В них тоже речь идет о семействе Форсайтов, они получают название "Современная комедия". То есть в 20-е годы Голсуорси написал 2 трилогии: "Сага о Форсайтах" и "Современная комедия", но так как речь в них идет о семействе Форсайтов, то в широком смысле "Сага о Форсайтах" - это 2 трилогии.

В 30-е годы он напишет еще одну — "Конец главы", в которой Форсайты будут иногда возникать; так как там прослеживаегся система родственных связей, то иногда "Конец главы" тоже присоединяют к "Саге", но это уже другая история.

Если говорить о "Саге о Форсайтах" в широком смысле (6 романов), то перед нами классический образец романа-эпопеи — цикла романов, каждый из них отделен, герой один, но в совокупности они создают роман-эпопею. При этом цикл Голсуорси имеет определенное своеобразие, в отличие от тех эпопей, которые создавал Ромен Роллан ("Жан-Кристоф", "Очарованная душа"). Эти роллановские эпопеи — расширенный вариант романа-биографии. В центре романа — один герой, и прослеживается вся его жизнь. А то, что создал Голсуорси — это тип романа-эпопеи, который называется роман-семейная хроника. Он тоже чрезвычайно характерен для западноевропейской литературы 1-х десятилетий 20 века, так как в нем присутствуют все свойства биографической эпопеи, то есть чрезвычайно широкий фон, на котором действуют персонажи. И принципиальная задача автора — это не только рассказ о жизненных перипетиях одного или нескольких человек, если речь идет о семье, но и рассказ об исторических судьбах, о развитии истории, о процессах в общественной жизни стран или страны. И рассказ о жизни семьи оказывается очень удобной формой рассказа о жизни общества, так как "семьяячейка общества" (Энгельс), но это не только его мнение, это общее место позитивной философии середины 2 половины 19 века. И есть масса философов, которые занимались проблемами жизни общества. Этот тезис присутствует в позитивистской философии, Энгельс использует его в своих построениях. Из этого тезиса и исходит Голсуорси и многие другие писатели этого времени, когда создают истории жизни каких-то семей, которые становятся удобной формой рассказа о жизни мира, общества, страны. Это более глубокая структура, чем роман-биография, так как в семье много людей, у каждого своя судьба, несколько поколений. И судьба страны, общества может быть хорошо показана через этот жанр семенной хроники, семенной эпопеи. Их много. Например, во французской литературе: Роже Маргин Дюгар через несколько лет после Голсуорси возьмется за создание эпопеи "Семья Тибо", позднее после 2 мировой войны "Семья Бусардель". Это ставший после Голсуорси, Дюгара и Томаса Манна классическим жанр (вид) реалистического романа в эти первые десятилетия.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.