Общая характеристика программы Основные требования к составлению психокоррекционной программы При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования: Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели. Определение стратегии и тактики работы. Отбор конкретных методик и техник. Подготовка необходимых материалов и оборудования. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная). Определение продолжительности проведения коррекцион-ной программы. Определение частоты встреч (например, ежедневно, один или два раза в неделю, раз в две недели и т. д.). Определение длительности каждой встречи или коррекцион-ного занятия (от 10-15 минут в начале программы до 1,5-2 часов на заключительном этапе). Разработка конкретного содержания коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключение родственников, значимых взрослых и т. д. Определение формы контроля реализации программы. Проведение коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы. Оценка эффективности реализованной программы. По завершении коррекционных мероприятий составляется психологическое (или психолого-педагогическое, медико-психологическое и т. д.) заключение о результатах реализованной коррекционной программы с оценкой ее эффективности (бланк анализа работы см. в приложении). 9 составляющих коррекционно-развивающей программы: Общая характеристика программы. Методологические и теоретические основы. Цели и задачи, ожидаемые результаты. План и содержание занятий. Характеристика используемого оборудования. Организация, формы и методы работы. Основные этапы работы. Оценка эффективности программы. Описание конкретного примера работы с использованием программы. Общая характеристика программы Общая характеристика программы включает следующие аспекты: актуальность программы и ее обоснование; описание общего ресурса ОУ в контексте коррекционно-развивающей деятельности; назначение программы; характеристика контингента (для кого предназначена программа); описание используемого оборудования; требования к специалистам, принимающим участие в работе. В данном разделе прежде всего описываются те трудности, с которыми обращаются родители (или законные представители) в соответствующие службы, а также причины, их вызывающие. Актуальность программы может быть подтверждена цифровыми данными, характеризующими деятельность конкретного учреждения, систему районных, городских, областных структур, а также в целом ситуацию в стране и за рубежом. Описание общего контекста ситуации в учреждении и применения предлагаемых коррекционно-развивающих процедур включает ответы на несколько вопросов: кто и с какими запросами обычно обращается к специалистам соответствующего профиля в данном ОУ; каков его ресурс в решении поставленных проблем; чем чаще всего продиктовано обращение к специалисту; в чем состоят конкретные трудности ребенка, выступающего в качестве клиента; кто формулирует запрос - родители, образовательное учреждение или сам ребенок - и как в связи с этим изменяется процедура работы с ним? От ответов на эти вопросы зависит, с одной стороны, правомерность применения предлагаемой программы, а с другой - специфика ее использования в каждом конкретном случае. Проблемы, на которые направлена программа, целесообразно ранжировать: на первое место ставить те из них, которые с большой долей вероятности будут решены при использовании предлагаемой программы, а на последнее - проблемы, при работе с которыми она может оказаться действенной только совместно с другими процедурами и методами. Важный момент - адресность программы, т. е. указание четких характеристик контингента, для которого она предназначена: возрастные особенности и ограничения; типичные физические, физиологические, психофизиологические, психологические качества; отклонения и дефекты (степень подробности описания выбирается в зависимости от содержания программы). Указание возрастных особенностей детей, на которых рассчитана программа, поможет лучше сориентироваться в вопросах организации работы, интерпретации результатов, анализа соответствия психического и личностного развития ребенка нормам развития. В данном разделе описания могут быть отмечены и ограничения по использованию программы в том случае, если ее применение при особых обстоятельствах может вызывать отрицательные последствия. |