В своих отношениях Россия и ЕС руководствуются принципами прагматизма, что определяет сходство и различия их позиций. Торгово-экономические сотрудничество РФ и ЕС развивается в настоящее время на достаточно либеральной политической базе, а наиболее крупными инициативами сторон в торгово-экономической сфере следует признать энергодиалог и разработку концепции Общеевропейского экономического пространства. Одной из возможных перспектив сотрудничества между Россией и ЕС могло бы стать сотрудничество в области науки и техники. Обе стороны отстают сегодня от темпов мирового научно-технического прогресса и вряд ли смогут преодолеть отставание поодиночке. Второй, и не менее важной стороной сотрудничества России и ЕС является проблема борьбы с международной преступностью и обеспечение европейской безопасности. Традиционное восприятие безопасности, которое осталось нам в наследство от холодной войны», безусловно, утратило свое значение. Угрозой европейской безопасности в настоящее время является не противостояние военных блоков и стран, не вероятность войны между ними, не гонка вооружений, а новые внешние угрозы. В первую очередь это угроза «супертерроризма», который можно охарактеризовать какмеждународный терроризм и оружие массового уничтожения. Борьба с международным терроризмом ставит задачу тесного взаимодействия России и ЕС. Одним из фундаментальных принципов антитеррористической стратегии России и ЕС является защита гражданских свобод и прав человека в кризисных ситуациях. Россия и Европейский Союз не готовы сегодня к реальному сотрудничеству в противодействии «супертерроризма» и другим угрозам. Миссия ЕС лишь формально привязана к борьбе с мировым терроризмом и обеспечению безопасности. Европейская политика в сфере безопасности и обороны в настоящее время декларативна и формальна. К сожалению в этой сфере не проработаны критерии оценки угроз, механизмы и способы принятия решений Стратегия для России: повестка дня для Президента - 2000 (отв. редактор Караганов С.А.) М., Вагриус,2000, с. 49. Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Интенсивность сотрудничества с НАТО будет зависеть от выполнения ею ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки. Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО. Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств. Наиболее серьезным нетрадиционным вызовом безопасности в Европе является наличие крупных экологических проблем, проблем энергетики, в том числе атомной. Данные проблемы нашли отражение в Соглашениях о партнерстве и сотрудничестве (1997) и Коллективной стратегии ЕС в отношении России, принятой Европейским Советом в июне 1999 года. Позитивными примерами европейского сотрудничества в этой сфере является рамочное соглашение по Международной программе в сфере защиты окружающей среды в ядерной энергетике (MNEPR), подписанное в Стокгольме 21 мая 2003 года, реализация Международной программы «Повестка дня Балтика-21» и Общеевропейскую программу «Экологическое партнерство Северного измерения», которые объединяют 21 государство Европы, Европейскую Комиссию, межправительственные организации и международные финансовые институты. Европейский Союз, уделяющий первоочередное внимание экологическим вопросам, рассчитывает на более позитивную реакцию России, которая, безусловно, сама в первую очередь заинтересована в решении накопившихся на ее территории экологических проблем. Сближение в понимании имеющихся в Европе экологических и энергетических проблем, становится важным шагом дальнейшего сотрудничества России и ЕС. Исторически на протяжении многих веков европейское направление внешней политики у России было приоритетным. С Западной Европой у нас традиционно развивались наиболее полнокровные политические, торговые и культурные отношения. Оттуда же к нам не раз приходили тяжелые войны, требовавшие от народов России высшего напряжения сил, чтобы отстоять свободу и независимость страны. Россия твердо настаивает на формировании многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов. Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Россия активно добивается упрочения механизмов многостороннего управления мировыми политическими и экономическими процессами, в первую очередь через посредство ООН и её Совета Безопасности.Она твердо стоит за сохранение глобальной и региональной стабильности и урегулирование международных конфликтов дипломатическими и иными средствами, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН и других международных организаций. В предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Как великая держава Россия последовательно настаивает на своем полноправном участии в глобальных и региональных политических и экономических структурах. В своем регионе Россия в порядке особого приоритета развивает отношения с государствами - участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, и содействует отвечающим её интересам интеграционным процессам в рамках СНГ. Эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ является одним из важнейших стратегических направлений в обеспечении военной безопасности России. В международной военной проблематике Россия добивается прогресса в контроле над ядерными вооружениями, поддержании стратегической стабильности в мире и сокращении и ликвидации оружия массового уничтожения, а также обычных вооружений на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере. Она придает значение выполнению государствами взаимных обязательств по укреплению доверия и стабильности, международному контролю за экспортом товаров и технологий, за оказанием услуг военного и двойного назначения. Россия готова обсуждать с другими странами адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности. Разумеется, национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, способной осуществить сдерживание и предотвращение агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Заключение В результате проделанной работы были выполнены поставленные ранее задачи: - рассмотрены общие положения о Европейском союзе; - дана характеристика предпосылкам образования Европейского союза; - проанализированы основные этапы истории ЕС; -рассмотрена хроника объединения ЕС. На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции. Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах. Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств). После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП. Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров. Список литературы 1. Калиниченко П.А. О гражданстве Европейского Союза // МЖМП № 3/2010, С. 51–54. 2. Лукичев Г.А. Образование стран ЕС устремлено в будущее// Вопросы образования. -2010.- №4. -С.166-177. 3. Основы права Европейского Союза / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Белые альвы, 2008. 4. Право Европейского Союза: документы и комментарии / под ред. проф. Кашкина С.Ю. М.: Терра, 2009 5. Четвериков А.О. Европейский Союз: новый этап интеграции (политико- правовые аспекты) / Общество, политика, наука: новые перспективы. М.: Московский общественный научный фонд, 2010. С. 412 - 437. 6. История объединения Европы http://www.ruseu.org |