ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Органы ЕС и их компетенция Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА). ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции - создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики. Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название - ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза Шишков Ю.В. Западноевропейская интеграция: современные тенденции развития и противоречия. - М.: Знание, 2000, с. 45. Эти проекты конца 1980-х - начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике). При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания - его традиционные критики - стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств - Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981-1995. В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены. Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д. Борко Ю. Европейский Союз на пути к расширению. - В кн.: Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып.2001 г. /ИМЭМО РАН; Гл. ред. О.Н. Быков. - М.: Республика, 2000, с. 49 Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах: - внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях); - принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит - автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС; - формировании общей внешней и оборонной политики Союза. Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001. Компетенция ЕС и основные направления деятельности. Компетенция ЕС в соответствии с Ниццским договором 2000 распространяется на следующие направления политики: торговая, сельскохозяйственная, миграционная, транспортная, конкурентная, налоговая, экономическая, валютная, таможенная, промышленная, социальная, культурная политика, политика в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения, защиты прав потребителей, развития трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, исследований и технологического развития, окружающей среды, сотрудничество в целях содействия развитию, экономического, финансового и технического содействия с третьими странами, а также на общую внешнюю политику и политику безопасности и сотрудничество в области внутренних дел и правосудия. При анализе политики Европейского Союза можно выделить три основополагающих направления («три опоры»): - «первая опора» - Экономический и валютный союз (ЭВС); - «вторая опора» - Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС (ОВПБ), в которой все больший вес получает военная составляющая - Европейская политика безопасности и обороны (ЕПБО); - «третья опора» - сотрудничество государств-членов в области внутренних дел и правосудия. Экономический и валютный союз. До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т.д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования. Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие критерии конвергенции, необходимые для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни: - инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен; - процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен; - дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП; - государственный долг не должен быть более 60% ВВП; - в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленные Европейской валютной системой. Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3% исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5% ВВП. Перспективы развития ЕС С момента вступления в силу Римских договоров три различных Сообщества - ЕОУС, ЕЭС и Евратом, объединяли одни и те же государства, но функционировали автономно, каждое по своим учредительным документам, определявшим сферу деятельности, цели и методы, а также организационную структуру. Наряду с органами управления, действующими исключительно в рамках соответствующего сообщества, были созданы два института - Парламентская ассамблея и Суд европейских сообществ Караганов С.А., Ламбсдорф О. Экономическая роль России в Европе. М.,2002, с. 3. 8 апреля 1965 года в Брюсселе был подписан Договор, учреждающий единый Совет и единую Комиссию Европейских сообществ. Этот акт, именуемый обычно Договором о слиянии, объединил главные институты трех сообществ в единую систему. Договор вступил в силу 1 июля 1967 года. Единый Европейский акт (ЕЕА), подписанный двенадцатью государствами-членами в Люксембурге и Гааге в феврале 1986 года, предусматривал создание к декабрю 1992 года единого внутреннего рынка со свободным движением товаров, услуг, капиталов и лиц. ЕЕА внес в учредительные договоры существенные дополнения, особенно в Договор о ЕЭС, включив в задачи этого Сообщества содействие экономическому и социальному сплочению стран-участниц, а также развитие сотрудничества в таких сферах, как наука и технология, окружающая среда, внешняя политика и т.д. Также были внесены значительные изменения в процедуры принятия решений, в том числе расширен круг вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов. ЕЕА вступил в силу с 1 июля 1987 года. О предстоящем расширении ЕС принято говорить, как о процессе, который, наконец, уберет ту идеологическую пропасть, которая разделяла Восток и Запад во время «холодной войны». Новые кандидаты из стран ЦВЕ, а также Мальта и Кипр, станут полноправными членами ЕС, народы которых разделяют те же ценности, что и граждане государств уже входящих в состав ЕС. Им предстоит выполнить серьезные требования, чтобы присоединиться к Союзу, однако это расширение будет способствовать экономическому процветанию как старых, так и новых членов ЕС. Впрочем, интеграционный процесс уже идет. Даже еще не приняв официально новых членов, ЕС уже открыл свои рынки для экспортной продукции стран-кандидатов, которые к тому же пользуются программами финансовой помощи, выделяемой Союзом на цели расширения. Возникновение и функционирование Европейского Союза нельзя рассматривать вне исторического и международного контекста. Европейская интеграция - это процесс возникновения общего рынка, общих таможенных границ, передача ряда функций, которые ранее целиком принадлежали национальным государствам на надгосударственный уровень, отказ государств-членов ЕС от национальных валют и введение единой для всех валюты, формирование общего законодательного органа (Европарламента), некоторых общих судебных органов и общей правовой базы, создание Европейской комиссии как наднационального органа исполнительной власти, и т.д. Сейчас перед европейскими институтами стоит задача сохранения дееспособности и эффективности в свете «пятой волны» расширения ЕС. Таким образом, при несомненных успехах интеграции в Старом Свете остается немало проблем в том, что касается управления интегрированной экономикой и согласования интересов национальных государств-членов ЕС Стратегия для России: новое освоение Сибири и Дальнего Востока (учен. секретарь Гусев А.А.).М., СВОП, 2001, с. 49. В этой связи особый интерес приобретает анализ динамики отношения жителей стран Европы к интеграции своих государств в единый союз. Большая часть населения относится к ЕС позитивно и оптимистически настроена в отношении будущего. Однако часть европейцев полагает, что ЕС, расширившийся до западных границ России и вобравший в себя Турцию, может повторить судьбу СССР и других великих империй, т.е. распасться из-за политических противоречий между странами-участниками, неэффективности наднациональной бюрократической машины, проблем, связанных с европейской идентичностью и накапливающихся внутренних социокультурных и межэтнических напряжений. Процессы региональной интеграции набирают силу практически во всех частях света. Тем самым мировое развитие заставляет вновь задуматься над такими сложными теоретическими вопросами, как природа капитализма и судьба национальных государств, в том числе России, в процессе формирования глобальной капиталистической экономики; сотрудничество и борьба монополий различных стран за захват и передел рынков; роль политики в процессе формирования региональных экономических блоков и группировок государств, охватывающих различные части современного мира и находящихся в сложных отношениях друг с другом и с его неинтегрированными частями, и т.п. Стратегия для России: повестка дня для Президента - 2000 (отв. редактор Караганов С.А.) М., Вагриус,2000, с. 76 Отмечается устойчивая связь между экономикой и политикой, проявляющаяся как на уровне национального государства, так и в международных отношениях. Показано, что интернационализация в экономической сфере выступила как историческая предпосылка интеграции, то есть интернационализации не только хозяйственной, но и политической и духовной жизни. Известно, что историческими формами (стадиями) региональной торгово-экономической интеграции являются: преференциальная зона, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз государств и полная интеграция. Последовательность вышеприведенных форм торгово-экономической интеграции указывает на усиление взаимосвязи между внешней политикой и экономикой на уровне национального государства, нарастающее от стадии к стадии. Крупный бизнес подталкивает политиков, заставляет расширять контакты между государствами, и поэтому в главе делается вывод, что региональные объединения различного типа возникают в результате политических усилий при наличии определенных экономических, географических и исторических условий. Проблемы и факторы, оказывающие влияние на успешность функционирования и развития таких региональных объединений, можно проанализировать на примерах столь разных группировок как НАФТА, АСЕАН и ЦАОР. Поскольку на международных экономических форумах звучат непрерывно требования об изменении мирового экономического порядка со стороны развивающихся стран и стран с переходной экономикой, обеспокоенных вопросом справедливого распределения тех преимуществ и привилегий, которые несет с собой глобализация в сфере экономики становится понятным, почему страны Азии, Африки и Латинской Америки считают, что в складывающейся глобальной экономике не должно быть никакого диктата со стороны группы более продвинутых стран, и почему различия в темпах интеграции в мировую экономическую систему используются ТНК и отдельными странами, прежде всего, США, в собственных интересах. Полная интеграция возникает тогда, когда к экономическим решениям, направленным на установление свободы торговли с целью получения выгод от международной специализации, кооперации и разделения труда, добавляются радикальные политические меры, такие как ликвидация государственных границ и таможенных сборов для предельно свободного перемещения товаров, капиталов и рабочей силы внутри объединяющихся государств, создание надгосударственных органов управления, и др. Иначе говоря, полномасштабная интеграция предполагает и экономическую, и политическую интеграцию государств - участниц этого процесса, т.е. образование устойчивого надгосударственного объединения в той или иной форме. Современный Европейский Союз - это единственная из всех ныне существующих группировок государств, возникших в процессе региональной экономической интеграции, которая максимально близко приблизилась к стадии полной интеграции. В истории Европейского Союза это наиболее обширная и амбициозная программа. С одной стороны это проявление логики внутреннего развития, завершившего создание единого внутреннего рынка и нуждавшегося в новых целях и инструментов интеграционной политики. С другой - ответ на фундаментальные перемены в международной обстановке рубежа 80-90 гг. XX века и открывшие перспективу расширения ЕС на Восток. Значительно эффективней происходит сотрудничество в сфере внутренней политики и права, т.к. здесь налицо совпадение интересов всех государств - участников. Осуществлены создание единого правового поля, обеспечивающего гражданам стран ЕС свободу передвижения и проживания, профессиональной и другой деятельности, введены европейское гражданство и паспорт, жесткий пограничный режим для граждан третьих стран, противодействие нелегальной миграции и организованной преступности, в том числе в рамках Европола. Большой прогресс был достигнут в отношениях с соседними регионами. В 90-е годы началось формирование евросредиземноморского сотрудничества, направленного на создание общей зоны свободной торговли с участием расширенного ЕС и 12-ти стран Северной Африки и Ближнего Востока. На Балканах - стратегия направлена на предотвращение новых этнических конфликтов, достижение стабильности и в долгосрочном плане восстановление экономики и демократических институтов, что может через одно-два десятилетие привести к их вступлению в Союз. В целом ЕС продвинулся к завершению строительства единой, экономически и политически интегрированной Европы, но до завершения процесса еще очень далеко. ЕС и Россия Европейское сообщество и Советский Союз сосуществовали свыше 40 лет. Более 37 лет между ними не было официальных отношений. Они были установлены лишь в 1988 году, за три года до распада СССР. Отрицательное отношение советского руководства к европейской интеграции определялось логикой и климатом «холодной войны». Любые действия западных стран с целью консолидации воспринимались как стремление Запада, мирового империализма укрепить свои позиции в борьбе против СССР, стран социализма и национально-освободительного движения. Это в равной степени относилось и к блоку стран Европы, возникшему на границе с социалистическим лагерем, с Организацией Варшавского Договора и Советом экономической взаимопомощи. Кроме политических мотивов, безусловно, играющих решающую роль, негативная оценка Европейского сообщества базировалась на известной теории общего кризиса капитализма и односторонней трактовке причин и природы экономической интеграции в Западной Европе. Правопреемником СССР в отношениях с ЕС стала Российская Федерация. Европейское сообщество заявило о признании Российской Федерации и других независимых государств, возникших после распада СССР. В мае 1992 года в Москве состоялась первая встреча Россия-ЕС на высшем уровне. Главным ее результатом стала договоренность о подготовке нового соглашения между Европейским Союзом и Россией. 24 июня 1994 года было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ сроком действия 10 лет. Основу данного Соглашения охватывает четыре важнейшие сферы взаимоотношений6 политику, экономику, социальную сферу и культуру. В целом соответствующие разделы Соглашения проникнуты идеей постепенной либерализации условий, предоставляемых сторонами друг для друга. Соглашение создало основу для долговременного и стабильного сотрудничества между РФ и ЕС. Безусловно, Соглашение имеет и определенные недостатки, в частности, необходимость учета экономических интересов России в связи с расширением Европейского Союза. Сотрудничество России и Европейского Союза является мировоззренческим выбором нашей страны, однако это не подразумевает членство РФ в ЕС. Как евразийская мировая держава Россия осуществляет международное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и регионами мира, в том числе и с Европой. |