МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Закономерности построения тренировочного занятия, основанные на специфике реакции организма спортсмена на физическую нагрузку





В начале работы происходит постепенное повышение работоспособности организма. Этот начальный период работы называетсяпериодом врабатывания. После окончания врабатывания, при длительной работе наступает устойчивое состояние. Физическая работа обычно сопровождается утомлением. Оно характеризуется снижением функциональных возможностей организма. После работы происходит пополнение энергетических запасов в организме и восстановление его функционального состояния. Послерабочий период называется восстановительным. Все вышеперечисленные процессы можно наблюдать при любой физической работе.

Врабатывание - постепенное повышение работоспособности организма при работе. Оно обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе. Чем быстрее заканчивается врабатывание, тем выше производительность работы.

Врабатывание следует рассматривать как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности. Работоспособность при выполнении физических упражнений нарастает постепенно. В начале напряженной работы в центрах некоторых функций возникает торможение. Тормозная фаза, характерная для начала врабатывания, сменяется возбуждением, обеспечивающим повышение работоспособности. Торможение в начале работы выражено тем резче, чем труднее и непривычнее работа. С развитием тренированности тормозная фаза укорачивается.

При спортивной деятельности период врабатывания может иметь разную длительность. Это зависит от характера выполняемой работы, степени тренированности, индивидуальных особенностей и функционального состояния в день работы.

Устойчивое состояние, возникающее после окончания врабатывания, наблюдается при работе, продолжающейся не менее 4-6 мин. Потребление кислорода при этом стабилизируется. Деятельность других органов и систем также устанавливается на относительно постоянном уровне.

Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе - при работе большой мощности.

· Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью функций двигательной и вегетативной систем. Для поддержания устойчивого состояния при длительной работе необходима мобилизация всех систем организма. Минутный объём крови, легочная вентиляция и потребление кислорода достигают величин, Необходимых для данной работы, и удерживаются на этом уровне. Молочная кислота накапливается в мышцах и почти не попадает в кровь, что обеспечивает сохранение кислотно-щелочного равновесия.

· При кажущемся устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердца приближаются к уровню, необходимому для обеспечения выполняемой работы. Однако кислородная потребность полностью не удовлетворяется, и в каждый момент работы постепенно нарастает кислородный долг. Частота сердечных сокращений и минутный объём крови близки к предельным величинам. Кислородная недостаточность ведет к усилению анаэробных процессов. В результате в мышцах, а затем и в крови нарастает концентрация молочной кислоты. Внутренние органы, работая в режиме близком к пределу, не могут полностью обеспечить кислородную потребность. О наличии устойчивого состояния в этих случаях говорят лишь потому, что потребление кислорода, постепенно нарастая в периоде врабатывания, достигает определенного уровня, который сохраняется в течение длительного времени (до 20-30 мин.).



Стабилизация физиологических процессов, наступающая при повторной работе, также является своеобразным "устойчивым состоянием". ЧСС, легочная вентиляция, потребление кислорода и другие физиологические показатели сначала нарастают при каждой последующей работе, затем период врабатывания заканчивается, и дальнейшее повторение работы осуществляется при относительном постоянстве физиологических функций.

Напряженная работа не может продолжаться длительное время. Через несколько минут после начала, а при работе максимальной интенсивности через несколько секунд, в организме наступают изменения иногда вынуждающие его прекратить мышечную деятельность. Эти изменения обусловлены несоответствием между интенсивной деятельностью и функциональными возможностями вегетативных систем организма, обеспечивающих доставку кислорода к работающим мышцам.

Это несоответствие между деятельностью двигательного аппарата и внутренних органов может возникать и при работе меньшей мощности, характеризующейся устойчивым состоянием. Но здесь это несоответствие выражено не так резко. Такое временное снижение работоспособности называют «мертвой точкой», а состояние возникающее после его преодоления - «вторым дыханием». «Мертвая точка» и «второе дыхание» характерны для работы циклического характера большой и умеренной мощности.

При «мертвой точке» начинается потоотделение, усиливающееся при «втором дыхании». Это свидетельствует о настройке теплорегуляционных механизмов на необходимый уровень, что играет большую роль в поддержании работоспособности. Усиление потоотделения при «втором дыхании» происходит почти всегда и, объясняется многими исследователями, освобождением организма от избытка молочной кислоты с выделением пота. Наступлению «второго дыхания» способствует произвольное увеличение легочной вентиляции.

При работе максимальной и субмаксимальной интенсивности «второе дыхание» не наступает, и работа продолжается, при значительном волевом напряжении, с нарастающим утомлением.

Время возникновения, продолжительность и степень проявления «мертвой точки» зависят от многих факторов, и, прежде всего от степени тренированности спортсмена и мощности выполняемой работы. У более тренированных спортсменов может и не быть «мертвой точки» или она наступает позднее и протекает легче, чем у нетренированных. Быстрое включение организма в интенсивную деятельность (например, бег без предварительной разминки) ускоряет момент появления «мертвой точки». Разминка же ослабляет ее проявление и способствует более быстрому возникновению «второго дыхания».

Утомление - это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, увеличиваются затраты энергии при выполнении работы одинакового характера. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе выполнения упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Различают ранние и поздние фазы восстановления. После легкой работы ранние фазы заканчиваются в течение нескольких минут, после напряженной - в течение нескольких часов.

Поздние фазы восстановления после длительной и напряженной работы затягиваются на несколько суток. Длительность этих процессов зависит от степени тренированности спортсменов. Реакции на стандартные повторные нагрузки у тренированных характеризуются следующими особенностями: 1) все функции в начале работы (по сравнению с нетренированными) повышаются быстрее; 2) в процессе работы уровень физиологических процессов у них ниже; 3) восстановление заканчивается быстрее.

В периоде восстановления различают фазы пониженной и повышенной работоспособности. Первая наблюдается сразу после окончания мышечной деятельности. В дальнейшем работоспособность восстанавливается и, продолжая возрастать, становится выше исходной (фаза повышенной работоспособности). Через некоторое время работоспособность вновь снижается до исходного уровня.

Типы занятий:

Учебные занятия предполагают освоение занимающимися нового материала: различных элементов техники, рациональных тактических схем, технико- тактических комбинаций, теоретических знаний в области тренировочной и соревновательной деятельности и т. п. Особенностями занятий этого типа являются относительно ограниченное число умений, навыков или знаний, подлежащих освоению, широкое использование контроля со стороны преподавателя и самоконтроля за качеством освоения предлагаемого материала. Занятия этого типа особенно широко применяются на ранних этапах многолетней подготовки, когда решается большое число задач, связанных с обучением. Эти занятия используются, когда большое внимание уделяется освоению нового материала.

Тренировочные занятия направлены на осуществление различных видов подготовки. В них многократно повторяются хорошо освоенные упражнения. В зависимости от содержания занятия могут носить избирательный или комплексный характер, в зависимости от объема и интенсивности работы они характеризуются различными по величине нагрузками. Особенно широко тренировочные занятия применяются при решении задач физической подготовки — развитии скоростных и силовых качеств, выносливости, гибкости, координационных возможностей; закреплении разученных вариантов техники и тактики и т. п.

Учебно-тренировочные занятия представляют собой промежуточный тип занятий между чисто учебными и тренировочными, так как в них совмещается освоение нового материала с его закреплением. Учебно-тренировочные занятия, особенно широко используются на 2,3, 4 курсах.

Восстановительные занятия характеризуются небольшим суммарным объемом работы, ее разнообразием и эмоциональностью, широким применением игрового метода. Основная задача этих занятий — стимулировать восстановительные процессы после перенесенных больших нагрузок в предыдущих занятиях, создать благоприятный фон для адаптационных реакций в организме занимающегося. Восстановительные занятия широко используются в период зачетных недель, обеспечивая не только стимуляцию восстановительных реакций, но и профилактику физических и психических перегрузок.

Контрольные занятия предусматривают решение задач контроля за эффективностью процесса обучения студентов и в зависимости от содержания могут быть связаны с оценкой эффективности технической, физической, тактической или других видов подготовки. Контрольные занятия планируются на всех этапах обучения. В числе важнейших требований к построению таких занятий — четкая постановка задач, адекватный им состав программ, идентичность и строгое их выполнение.

Дополнительными формами занятий являются:

1. Ежедневная утренняя тренировка, обычно с малой нагрузкой. У некоторых спортсменов эта нагрузка достигает значительной величины. Спортивный опыт показывает большую эффективность утренней тренировки, зарядки. Она дает хорошие возможности для выполнения заданий тренера. Домашние задания в виде двух-трех упражнений можно делать и в другое время дня.

2. Занятия, которые проводятся помимо основных уроков и содержанием которых являются кроссы, ходьба на лыжах, баскетбол и другие виды спорта.

3. Спортивные соревнования.

Во всех приведенных выше формах занятий должно быть сохранено основное правило для любого спортивного занятия: постепенное повышение нагрузки в начале занятий, затем — основная тренировка и в заключение — снижение нагрузки.

Тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре урока, состоящей из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной — или трех частей: разминки, основной и заключительной.

Дополнительные тренировочные упражнения. Важное значение для повышения тренированности имеют физические упражнения, выполняемые дома (в комнате и на воздухе). Продолжительность их 30— 40 мин. Такие занятия позволяют решать одну или несколько задач тренировки. Теперь почти все лучшие спортсмены выполняют тренировочные упражнения для развития физических качеств и совершенствования технике рано утром, до завтрака.

Целью этих тренировочных упражнений чаще всего служит развитие силы отдельных групп мышц.

Ежедневные упражнения особенно необходимы для развития гибкости, а также для воспитания умения расслаблять мышцы.

Во время этих занятий можно совершенствовать (особенно перед большим зеркалом) и некоторые детали техники. Полезно заниматься в свободное время на воздухе.

В зависимости от степени вызываемого утомления нагрузки подразделяются на большие, значительные, средние и малые. Если признаки утомления после выполнения нагрузки отсутствуют, была применена нагрузка малой или средней величины; наличие признаков скрытого (преодолеваемого) утомления говорит об использовании значительной по величине нагрузки; когда наблюдается явное утомление спортсмена – считается, что нагрузка была большой по величине.

16. Построение микроциклов в спортивной подготовке.

Совокупность отдельных занятий, проводимых в течение нескольких дней, составляет микроцикл тренировки. Микроциклы существуют как вполне сложившееся и важное звено тренировочного процесса. Они обладают определенными, только им присущими чертами. В частности, отдельный микроцикл состоит как минимум из двух фаз:

- стимуляционной (кумуляционной), которая связана с определенной степенью утомления и

- фазой восстановления (занятие восстановительного характера или полный отдых). Эти фазы повторяются в структуре микроцикла. Микроцикл может включать несколько кумуляционных и восстановительных фаз.

В большинстве случаев микроцикл длится неделю. Однако его продолжительность может быть и иной: минимум - два дня, а максимум - 14 дней. Во многом это зависит от решаемых задач, уровня мастерства и тренированности спортсменов, возраста, системы соревнований, места микроцикла в тренировочном занятии.

Следует иметь в виду, что нет, и в принципе не может быть, одной структуры микроциклов, пригодной для всех случаев спортивной практики.

Выделяют:

- собственно-тренировочные,- предсоревновательные, - соревновательные,- восстановительные микроциклы.

Собственно тренировочные микроциклы по содержанию тренировки подразделяются на общеподготовительные и специально-подготовительные. В первых микроциклах при проведении занятий используются главным образом средства общей, а во вторых - специальной подготовки. Оба типа микроциклов могут быть связаны с решением преимущественно задач физической, технической, тактической подготовки или они будут носить комплексный характер.

По преимущественной направленности собственно-тренировочные микроциклы делятся на микроциклы физической, функциональной, технической и тактической подготовки.

По степени разнообразия решаемых задач собственно-тренировочные микроциклы бывают: избирательной и комплексной направленности.

По величине нагрузок – объемные и интенсивные.

Микроциклы, характеризующие значительным объемом нагрузки, но не предельной интенсивностью, обычно называют объемными (втягивающими). Они составляют основное содержание занятий в подготовительном периоде.

Для интенсивных (ударных) микроциклов характерна, прежде всего, высокая интенсивность работы при достаточно возрастающем объеме нагрузок. Применяются они широко в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

По динамике нагрузок – с 1, 2 и 3 пиковым распределением нагрузок, с последовательным возрастанием или убыванием нагрузок

По эффекту воздействия – развивающие (формирующие) и поддерживающие (стабилизирующие).

Каждый тип микроцикла по-разному влияет на работоспособность спортсменов. Микроциклы с одной «малой» волной динамики нагрузки целесообразно использовать в подготовительном периоде (в микроциклах базового типа). Это позволит вызвать в организме спортсменов значительные функциональные изменения, определяющие в конечном счете общую тенденцию роста спортивных достижений. В случае, когда необходимо проводить работу в плане стабилизации уровня функциональных изменений, обнаруживающихся в организме после значительных тренировочных воздействий, рациональным вариантом построения спортивной тренировки будет введение микроцикла с «трехпиковым» распределением нагрузки в течение недели.

Микроциклы с последовательным возрастанием нагрузки имеет смысл планировать для достижения значительной мобилизации функциональных возможностей организма спортсменов перед напряженной тренировочной работой. И в частности, тогда, когда спортсмена нужно постепенно подвести к нагрузкам «ударных» микроциклов. Микроцикл же с последовательным убыванием нагрузки к концу недели обычно строится для обеспечения относительно полной нормализации функционального состояния организма после «ударных» нагрузок.

Чередование тренировочных нагрузок и отдыха в микроциклах может привести к следующим основным типам реакции организма спортсменов: а) способствовать повышению максимального уровня тренированности; б) давать незначительный тренировочный эффект или не вызывать его вообще; в) приводить спортсмена к переутомлению и перетренировке. Построение режима нагрузок и отдыха в микроцикле, при котором происходит повышение функциональных возможностей, техники движений, силы, быстроты и других физических качеств, характерно для развивающих микроциклов. В них чаще всего возможны два варианта чередования занятий и отдыха: 1. Когда очередное занятие в микроцикле приходится на фазу суперкомпенсации, т.е. проходит на фоне повышенной работоспособности как отставленного эффекта предыдущего занятия; 2. Когда занятие проводится на фоне значительного недовосстановления работоспособности после предыдущего.

Смысл второго варианта «суммирования» эффекта нескольких занятий состоит в том, чтобы предъявить организму особо объемные нагрузки, вызвать тем самым существенные приспособительные перестройки и получить в итоге значительный подъем работоспособности во время последующей относительной «разгрузки». Подобное сочетание нагрузок при построении микроциклов возможно только с достаточно подготовленными спортсменами и при особенно тщательном врачебно-педагогическом контроле. Злоупотребление этим вариантом неизбежно приведет к переутомлению, а эпизодическое применение будет способствовать более эффективному росту тренированности.

Предсоревновательные (подводящие) микроциклы моделируют режим, программу и условия предстоящих состязаний (распределение нагрузок и отдыха в соответствии с порядком чередования дней выступлений и интервалов между ними, воспроизведение порядка выступления в течение дня и т.д.). Структура и содержание этих микроциклов зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, продолжительности подготовки на заключительном этапе тренировки к ответственному соревнованию, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсменов.

Степень воспроизведения (подобия) программы, режима и условий основного соревнования в предсоревновательных микроциклах может быть разной. В связи с этим можно выделить микроциклы, которые частично или целостно моделируют соревновательную деятельность, режим и условия состязаний.

В последние годы появилась новая, нетрадиционная форма построения предсоревновательных микроциклов, получившая условное наименование «принцип маятника» (Д.А. Аросьев). При построении предсоревновательных микроциклов по «принципу маятника» структура тренировочного процесса у спортсменов строится на основе ритмического чередования двух типов микроциклов: «специализированных» и «контрастных». В практике спорта микроциклы высокой специализированности называют иногда основными (О-циклы), а низкой - регулировочными (Р-циклы). Чередуясь между собой, последний специализированный микроцикл по возможности должен быть похож на микроцикл соревновательный. Длительность специализированных микроциклов в основном определяется продолжительностью предстоящих соревнований, а контрастных - условиями восстановления и сверхвосстановления работоспособности спортсмена. Напряженность и содержание тренировочных занятий в специализированных микроциклах наиболее приближена к режиму и условиям соревнований, а контрастных, наоборот, максимально отдалена от этой обстановки. Такая тренировочная работа дается для того, чтобы избежать монотонности в занятиях, которая не позволяет спортсменам достигнуть высоких показателей тренированности (В.М. Дьячков, Л.П. Матвеев, Н.Г. Озолин).

По мере приближения основного соревнования содержание, режима и условия занятий в специализированных микроциклах все полнее воспроизводят характер соревновательной деятельности, распорядок и другие условия предстоящего состязания. В контрастных же микроциклах наблюдается противоположная тенденция - увеличивается доля общеподготовительных упражнений, широко используется эффект активного отдыха, варьирование условий занятий и др. Ритм чередования микроциклов задается с таким расчетом, чтобы фаза повышенной готовности спортсмена совпадала в результате повторений днями, на которые намечено основное соревнование.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, номерами программы, в которых принимает участие отдельный спортсмен или команда, общим количеством стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, восстановительными процедурами, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях содержание и построение этих микроциклов направлены на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности и достижение запланированного спортивного достижения.

Можно выделить соревновательные микроциклы с короткими, средними и длинными интервалами между состязаниями.

В микроцикле с однодневным интервалом на следующий после соревнования день проводится одно занятие восстанавливающей направленности, а в день соревнования - предсоревновательное (например раскатка в хоккее). В микроцикле с двухдневным интервалом проводят три занятия: восстанавливающее, поддерживающее и предсоревновательное. В микроцикле с трехдневным интервалом следует уже проводить четыре-пять тренировочных занятий. В день после соревнования - восстанавливающее занятие, в следующий - развивающее, а на третий - поддерживающее. В день игры или соревнования - предсоревновательное. Следует подчеркнуть, что в соревновательном микроцикле на тренировочных занятиях между состязаниями никоим образом нельзя перегружать спортсменов. Тренировки эти должны вызывать лишь положительные эмоции.

Микроциклы с четырехдневным межсоревновательным интервалом строят подобно микроциклу с трехдневным межсоревновательным интервалом. Он состоит из 5-7 тренировочных занятий, из которых два - восстанавливающие, одно - поддерживающее, два - развивающие и одно - предигровое (раскатка).

При построении тренировочных занятий обязателен учет положительного взаимодействия отдельных заданий, усиливающих эффективность тренировки.

Восстановительные микроциклы следуют обычно за напряженными состязаниями или за тренировочными микроциклами с повышенной нагрузкой (например, ударными) и характеризуются снижением суммарной нагрузки, увеличением числа дней активного отдыха, контрастной сменой состава средств и методов тренировки внешних условий занятий, что в совокупности направлено на оптимизацию восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена.

Для ускорения восстановления в этих микроциклах широко используются различные восстановительные средства - педагогические, психологические и медико-биологические. Выделяют три основных направления использования восстановительных средств в процессе тренировочных занятий:

1. Для быстрого устранения явлений утомления после перенесенных нагрузок;

2. Для избирательного восстановления тех компонентов работоспособности, которые не подвергались основному воздействию в данном упражнении, занятии, однако будут предельно мобилизированы в последующем задании, занятии;

3. Для предварительной стимуляции работоспособности спортсменов перед началом тренировочной нагрузки (В.Н. Платонов).

В зависимости от того, как происходит управление работоспособностью и восстановительными процессами, есть смысл выделить несколько типов восстановительных микроциклов:

- восстановительно-разгрузочные,

- восстановительно-компенсирующие,

- восстановительно-поддерживающие;

- восстановительно-подготовительные,

- восстановительно-профилактические и др.

Последний тип (восстановительно-профилактических) микроциклов направлен на восстановление органов и систем организма спортсмена в случае их отклонения от нормальной жизнедеятельности (при перенапряжениях, заболеваниях, травмах). Они применяются во время пребывания спортсменов в специальных восстановительных центрах, обладающих набором всех средств восстановления, особенно в сочетании со специальным двигательным режимом, действием благоприятных, климатических и санитарно-курортных факторов.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.