ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003) Важную роль в учебно-воспитательном процессе играет воспитательное мероприятие, которое направлено на гармоничное развитие личности. Воспитательное мероприятие должно быть построено таким образом, чтобы оно позволяло решать многочисленные задачи (образовательные, воспитательные, развивающие и др.). Воспитательное мероприятие – это комплексное педагогическое средство и оно служит интеграции различных видов деятельности. Подбирая приёмы, методы и средства в ходе организации воспитательного мероприятия, необходимо обратить внимание на то, чтобы они обеспечили максимальную активность, самостоятельность и инициативность самих учеников. При организации воспитательного мероприятия необходимо учитывать следующие требования: -- социальная направленность мероприятия должна способствовать развитию личности, обеспечить успешное усвоение социального опыта и ценностей общества; -- учёт действительных возрастных и личностных возможностей школьников (если мероприятия будут для детей чрезвычайно сложные, непонятен будет замысел, идеи педагога, ученики могут потерять интерес к мероприятию и очень сложно будет их активизировать в дальнейшем); -- практичность – необходимо определить материальные средства, временные и пространственные условия: не нужно проводить затратные воспитательные мероприятия, поэтому при минимальных материальных и временных затратах воспитательное мероприятие должно быть эффективным; -- постановка ученика в позицию активного субъекта познания, общения, труда, развития способности ученика к самоуправлению (самоорганизации, самоконтролю собственной деятельности). Педагог при этом строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную коллективную деятельность. Непременным условием успешности воспитательного мероприятия является прохождение тесно взаимосвязанных этапов. Технология воспитательного мероприятия предусматривает следующие этапы: -- подготовка и организация мероприятия; -- проведение мероприятия; -- анализ и рефлексия мероприятия. ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЯ 1. Проведение общего собрания класса. Учитель предлагает учащимся идею, замысел какого-либо мероприятия. Учащиеся высказывают своё мнение, отношение к предложенной идее. Субъекты педагогического процесса (учитель и ученики) определяют цели и задачи мероприятия, важность данного мероприятия для себя и других, способы организации. 2. Создание творческих групп: -- необходимо учитывать возможности и желания учащихся в процессе организации воспитательного мероприятия, сохраняется принцип добровольности; -- назначить ответственных за подготовку того или иного направления мероприятия; -- каждый участник микрогруппы должен чётко представлять целесообразность предстоящего мероприятия; -- каждая микрогруппа обсуждает формы, способы, содержание подготовки и проведения воспитательного мероприятия; -- распределение поручений по реализации сценария; -- постоянная поддержка педагогом учащихся? ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ Само проведение мероприятия предполагает три этапа: начало, основную часть, окончание. Начало мероприятия как организационный момент должно вызвать определенный психологический настрой учащихся. В качестве средств, здесь могут выступать музыка, вступительное слово педагога или ведущего, песня и др. В основной части мероприятия реализуется согласно спланированной предметной деятельностью, объем которой должен соответствовать возрасту учащихся и поставленным задачам. Заключительная часть, так же как и начало мероприятия, обязательный этап в его проведении. В заключительной части, могут использоваться те же средства. Очень важно, чтобы у участников мероприятия осталась чувство удовлетворенности от проведенного мероприятия и причастности к коллективу. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ На данном этапе проводится коллективное подведение итогов воспитательного мероприятия. Формы подведения итогов могут быть самые разнообразные: общее собрание коллектива, рефлексивный круг, стенгазета, цепочка пожеланий и др. Таким образом, после проведения воспитательного мероприятия необходимо проанализировать: что получилось, что не получилось, что учесть на будущее. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: · информационно-публицистические программы: "В мире животных", "Проблемы молодых людей", "Вопросы полового воспитания", «Контакт», «Ритм» (новое в современной музыке), «Гармония» ( о проблемах молодой семьи), «Пульс», «Позиция» (о проблемах старшеклассников); «Драматизация идеи» ( бедность и богатство; старость и молодость) и т. д.; · музыкально-развлекательные мероприятия: "Золотая осень", «Весенний бал», юморина, вечер «Отдыхаем всей семьей», "Бал- маскарад чудес", вечер «Народный юмор (пословицы, поговорки, песни, танцы)» и т.д.; · зрелищные и конкурсно-игровые программы: «Мистер года», «Мисс Очарованье», «Золушка», конкурс близнецов, театр бардовской песни, театр-шоу и т. д.; · интеллектуальные конкурсы: "Поле чудес", "Лото", КВН, конкурс эрудитов, «Счастливый случай» «Брейн-ринг», «Белорусские Насреддины» и т. д.; · викторины «История моего города», «Века и люди» · фольклорные программы: "Беларусь синеокая", «Запрашае Лявониха», «Заручыны» "Вечерки", и т.д.; · праздники: проводы зимы, новогодний бал-маскарад, спортивный праздник, День знаний, «Беларускі кірмаш», «Купалле»; · диспуты: «В чем красота человека»; «Хочу и надо»; «Нужно ли современному человеку скромность и обходительность?»; «Истоки человеческой доброты»; «Искусство и творчество»; «Что значит быть современным?»; «Внешняя и внутренняя красота»; «Мода и мы»; «Что значит быть современным»; «О прекрасном в дружбе и любви»; «О внешности и личности»; «Быть или казаться?»; «Что такое наш возраст»; · беседы: «Умеете ли вы дружить?», «Что такое инфантильность?»; «Я как причина своей жизни»; «Я как причина чужой радости»; «Как воспитать самого себя?»; «Сотвори себя сам»; «Обо мне и о тебе»; «Способности и воля»; «Что такое значит уметь общаться?»; «Что такое быть культурным человеком?»; «Кого можно считать настоящим товарищем?»; «Человеку нужен друг»; «История моего имя-наречия»; «Твоя семья»; · читательские конференции по книгам или темам (например, «Проблемы экологии в произведениях русских и белорусских писателей»); · сценические композиции: документальные; музыкально-поэтические; литературно-музыкальные, художественно-публицистические, фольклорные; «Вечер творческого портрета» и т.д.; · встречи с интересными людьми, «Моя родословная». Образец оформления титульного листа воспитательного мероприятия: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Сценарий внеклассного мероприятия «Название» для учащихся _ «_» класса ГУО «Средняя общеобразовательная школа № _» студента(ки)-заочника (цы) III курса, ___ группы, факультета эстетического образования (ФИО студента) Согласовано: Классный руководитель (Дата. ФИО. Подпись) Дата проведения: Отметка: Подпись | Задание 5.Подготовьте творческий отчет по итогам педагогической практики. |