III КУРСА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФАКУЛЬТЕТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ Цель практики - подготовка к целостному выполнению функций учителя соответствующей дисциплины и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися. Педагогическая практика студентов третьего курса способствует решению следующих задач: - воспитанию профессионально значимых качеств личности и потребности в педагогическом самосовершенствовании; - формированию гуманистической направленности будущих учителей и устойчивого интереса и любви к своей профессии; - углублению и обогащению психолого-педагогических знаний в процессе решения конкретных педагогических задач; - отработке общепедагогических, методических и специальных знаний, обеспечивающих успешность учебно-воспитательного процесса; - выработке творческого, исследовательского подхода к деятельности учителя-воспитателя. По окончанию практики студенты предоставляют методисту по педагогике следующую документацию: 1. Дневник по педагогической практике. 2. План воспитательной работы классного руководителя на одну четверть и его анализ. 3. Анализ посещенного воспитательного мероприятия, проведенного классным руководителем. 4. Конспект сценария воспитательного мероприятия, проведенного самим практикантом. 5. Творческий отчет об итогах педагогической практики. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ Задание 1.Заведите дневник по педагогической практике и внесите в него следующую информацию: 1. Данные об учебном заведении: Сведения о школе (адрес, тел.) Научно-методическая проблема школы Директор школы Заместители директора по учебной и воспитательной работе 2. Данные о закрепленном за Вами классе: · список учащихся класса по форме последней страницы классного журнала; · сведения об учащихся класса по нижеприведенной схеме: № | Ф.И.О. ученика | Успеваемость (за одну четверть) | Общественные поручения | Интересы | Участие в кружках, секциях | · план размещения учащихся в классе; · расписание звонков в школе; · расписание уроков учителя по специальному предмету и по другим предметам в закрепленном классе. Образец титульного листа: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Дневник прохождения педагогической практики (воспитательный аспект) на базе ________________________________________________________ (ГУО «Средняя общеобразовательная школа № ») с «___»__________ 20___ г. по «___» __________ 20 __ г. студента(ки)-заочника (цы) III курса, группы _____ факультета эстетического образования _______________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) | Задание 2.Изучите план воспитательной работы классного руководителя на учебную четверть (ксерокопия прилагается к отчету) и проанализируйте его по следующей схеме: · наличие общей характеристики класса, детального анализа уровня его воспитанности, выделение положительных сторон и недостатков в поведении и деятельности учащихся; · характеристика педагогических особенностей планируемого периода; · краткая характеристика целей и задач воспитания (стратегических, тактических и оперативных), конкретность и выполнимость задач, их соответствие возрасту воспитанников, потребностям и интересам школьников; · наличие основных стержневых направлений воспитательной работы; · разнообразие планируемых видов деятельности воспитанников (познавательной, трудовой, спортивно-туристической, художественно-эстетической и т.д.); · разнообразие используемых методов воспитания; · разнообразие форм организации воспитательной работы (массовые, коллективные, групповые, индивидуальные); · характеристика планируемых воспитательных мероприятий, их взаимосвязь с задачами воспитания, наличие их системы · особенности планируемого общения с воспитанниками; · наличие организационной деятельности по сплочению коллектива, развитию в нем ученического самоуправления, самостоятельности, инициативы; · связь с окружающей средой; · взаимодействие с родителями в организации воспитательного процесса; · продуманность материально-технического оснащения воспитательного процесса; · соответствие плана актуальной обстановке в коллективе, традициям школы, индивидуальным возможностям самого руководителя; · сбалансированность плана, разумная насыщенность, целесообразное распределение дел во времени; · наличие методик изучения результативности воспитательных воздействий · обоснованность ожидаемых результатов, целесообразность планируемых форм, методов контроля и учета работы. · оценка формы плана · выводы о предположительной эффективности работы по такому плану и возможности достижения поставленных воспитательных задач. Задание 3.Посетите воспитательное мероприятие, проведенное классным руководителем, и проанализируйте его по следующей схеме: 1. Общие сведения: дата и место проведения, класс, фамилия, имя, отчество педагога, проводящего мероприятие. 2. Название, цель и форма воспитательного мероприятия, его тема и актуальность. Кем, в связи с чем и когда оно было предложено; на решение каких воспитательных задач направлено, является ли оно эпизодическим или входит в систему воспитательной работы, соответствие мероприятия общим задачам воспитания, интересам и уровню развития коллектива, возрастным и индивидуальным особенностям его членов. 3. Описание подготовительного этапа. Организаторы и исполнители. Распределение поручений. Роль инициативной группы и педагога. Удалось ли в подготовительный период вызвать у ребят интерес, понимание значимости предстоящей работы, сформировать положительное эмоциональное отношение к ней. 4. Ход мероприятия: своевременное начало, развитие действия, кульминация, развязка, окончание. Продолжительность мероприятия. 5. Содержание и методика проведения. Сочетание коллективной и индивидуальной работы, эмоциональность и активность участников, степень слаженности и взаимодействия. Реакция зрителей. Оформление помещения (сцены, зала и т. д.), оборудование. 6. Педагогическая результативность. Какие воспитательные задачи были решены, а какие нет. Характер возникших взаимоотношений между педагогом-организатором и участниками мероприятия,между самими ребятами, зрителями и учащимися и т. д. 7. Общая оценка. Выводы, предложения и пожелания по подготовке, организации и проведению воспитательного мероприятия (по содержанию и формам, методам и приемам работы). Задание 4.Подготовьте самостоятельно сценарий воспитательного проекта (классный час, мероприятие) и проведите его в закрепленном за Вами классе. На титульном листе сценария воспитательного проекта фиксируется дата его согласования с классным руководителем, а так же выставляется отметка по результату осуществления данного проекта. В сценарии должны быть отражены следующие позиции: - цель; - задачи; - форма проведения; - необходимое оборудование; - план (этапы подготовки и проведения); - ход мероприятия с подробным описанием всех этапов (организационный, основной, заключительный); - список использованной литературы; - приложения (по необходимости). |